Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах


Скачать 341.98 Kb.
НазваниеМониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах
страница1/3
ТипРеферат
  1   2   3



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Альметьевска Республики Татарстан






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  «СОШ №11»

_______Р.Р Беляева.





МОНИТОРИНГ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В 1-6-Х КЛАССАХ
Составитель:

педагог-психолог

Капитонова Т.И.

г Альметьевск 2017
Роль и задачи психологической службы на этапе введения ФГОС НОО и ООО
Особая роль в ситуации введения ФГОС отводится психологу образовательного учреждения.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и ФГОС НОО, выделяются следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения в начальной школе:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

3. Развитие экологической культуры.

4. Выявление и поддержка одаренных детей.

5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

6. Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей.

7. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

8 Формирование умения учиться как самой значимой компетенции через развитие универсальных учебных действий у обучающихся

Рассмотрим основные формы психологического сопровождения образовательного процесса учащихся.
Рис. 1

Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса

Консультирование




Просвещение

Профилактика



Экспертиза

Развивающая работа

Диагностика



Коррекционная работа


Содержание деятельности сотрудников социально-психологической школы в условиях реализации ФГОС НОО и ООО.

  1. Изучение теории о требованиях Стандарта к психологическому сопровождению ФГОС НОО и ООО.

  2. Анализ результатов диагностических мероприятий

  3. Разработка плана работы по реализации внедрения ФГОС НОО и ООО

  4. Разработка диагностического инструментария, включающая разработку критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.

  5. Подготовка опросных бланков учащихся для формирования портфолио

  6. Проведение диагностических мероприятий

  7. Обработка результатов с выявлением недочетов, выявленных в процессе работы, в способах проведения и подборе критериев.

  8. Просветительская работа с педагогами-предметниками

  9. Проведение коррекционных мероприятий с обучающимися.

  10. Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями

  11. Продолжение работы по формированию психологического портфолио учеников и класса

  12. Выступление на МО педагогов-предметников, работающих в 1-6-х классах для подведения итогов диагностических мероприятий, анализа полученной информации, выдачи рекомендаций.

Рассмотрим значение основных показателей.

Интеллектуальное развитие и познавательные УУД – это уровень развития познавательных универсальных учебных действий, особенностей мышления, памяти. Насколько прочно, быстро и полно происходит запоминание, каким именно способом запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, насколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же - развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь.

Волевые качества и регулятивные УУД. Определяется, насколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, осуществлять действия контроля, коррекции, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями.

Особенности общения и коммуникативные УУД. Это характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли прийти на помощь товарищам.

Личностные УУД. Уровень притязаний и самооценка показывают, насколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается адекватность самооценки обучающегося в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.

Личностные УУД. Морально-этические качества отражают общепринятые понятия: чуткость, заботливость, честность, справедливость, лицемерие, нарушение правовых норм, патриотизм, уважение к государственным символам. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми.

Для подведения итога в характеристике описанных качеств обучающегося, необходимо добавить о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Сделать вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической и психологической точки зрения, это сделать.

Примерный перечень психодиагностических методик для оценивания уровня развития УУД школьников
Диагностика УУД в 1-2 классах

Личностные УУД.
Методика «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме

Инструкция:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите из следующего:

Ступенька 1высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4 средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Регулятивные УУД


  1. Методика «Кодировка»

УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля

Уровни

Критерий: сформированность действий замещения

Оценки

1

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только а тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано




2

Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно




3

Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно





Методика «Тест простых поручений».

Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.

Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».

2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».

3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.

4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.

8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».

Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.

При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

7-8 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

0–3 балла – низкий уровень.
Коммуникативные УУД.
Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Инструкция:

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Познавательные УУД.
Методика "Найди лишнее": зачитываются слова, четыре из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее". (субтест методики Р. Амтхауэра)

Обработка результатов.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

  2. Река, озеро, море, мост, болото.

  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

  4. Бабушка, дедушка, учитель, папа, мама;

  5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


("Лишние" слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.
Диагностика УУД в 3-4-х классах
Личностные УУД

Моральные дилеммы. «Оцени поступок»

УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений.

Мама всю ночь готовила доклад, печатая его на компьютере. Часть теста она решила допечатать рано утром, так, как сильно устала. Сережа, видя как маме тяжело, решил ей помочь. Печатая, он случайно нажал кнопку «удалить текст», который к отчаянию мамы не был сохранен.

Другой мальчик Рома, когда мама после долгой работы на компьютере ненадолго уснула, решил вместо того, чтобы быстро и самостоятельно собраться в школу, поиграть в компьютерную игру, которую не закончил накануне. Он закрыл мамину работу, половина которой которая не была сохранена и удалилась

  1. Кто из детей больше виноват?

  2. Кто заслуживает наказание? Почему?

Уровни

Критерий к вопросу 1: выявление степени вины

Оценки

1

Отсутствие ориентации на обстоятельства-ответа нет, оба виноваты




2

Ориентация на объективные последствия поступка – виноват больше первый, потому, что удалил всю работу




3

Ориентация на мотивы поступка: один хотел помочь маме, а другой поиграть.







Критерий к вопросу 2: выявление критериев тяжести наказания




1

Отсутствует ориентация на обстоятельства – оба поступили плохо, следует наказать обоих




2

Ориентация на объективные последствия поступка – виноват больше первый, потому, что удалил всю работу




3

Ориентация на мотивы поступка: один хотел помочь маме, а другой удовлетворить свои желания.




Регулятивные УУД
  1   2   3

Похожие:

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПрограмма развития ууд при получении основного общего образования
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов,...

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её...

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её...

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПрограмма формирования у обучающихся универсальных учебных действий
Особенности предметного содержания учебных программ основной образовательной программы основного общего образования

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconОпыта
«Развитие самостоятельности учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий»

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconМуниципальное образовательное учреждение
Формирование универсальных учебных действий обучающихся в 81- 119 образовательной системе «Школа 2100»

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПрограмма формирования у обучающихся универсальных учебных действий
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПортфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего...

Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах iconПояснительная записка. Цели и задачи создания образовательной программы
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск