Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»


НазваниеПрограмма: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»
страница1/7
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Рассмотрено и принято




на педагогическом совете










Протокол №8 от 17 июня 2015 г.

















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58

г. Хабаровска


Программа:

«Организация работы с одаренными детьми

в начальной школе»

На период

2015-2018 г.г.

г. Хабаровск


2015
Введение.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одаренных. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ СОШ №58, в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одаренных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах; 

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одаренных детей; 

  • формировать у одаренных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Программа «Одаренный ребенок» МБОУ СОШ № 58 ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность»

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно

- коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность

Цель программы:

Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи программы:

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарѐнных детей;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели

Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.

По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.

Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая свое отношение к ним.

Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края).

Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ.

Результаты реализации

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одаренными детьми;

  • создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одаренные дети».

Контроль и учет знаний и умений обучаемых.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений обучаемых. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует детей не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием, участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах.

Мониторинг результативности работы с учащимися

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР школьный тест умственного развития);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся

Прогнозируемые результаты:

  • - совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

  • - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • - развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД.

Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

  • Стремление к самосовершенствованию;

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия

Познавательные УУД.

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов. Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconПрограмма мероприятий по работе с одарёнными детьми в мобу «Якутский городской лицей»
«Физическое воспитание в школе должно быть также хорошо организованно, как и умственное воспитание»

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconУчебно-воспитательной работы по начальной школе моу «исош №1» за...
Разработать и начать реализацию программы перехода начальной школы на фгос нового поколения /материальные, кадровые, организационные,...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconУроков в начальной и средней школе. Цель конкурса
Настоящее положение определяет условия и порядок проведения конкурс олимпийских уроков в начальной и средней школе

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconПрограмма адаптации детей к школе издание второе, исправленное
Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» icon1. Особенности организации внеурочного занятия в начальной школе,...
Модуль Разработка механизмов и инструментально-методического обеспечения достижения трех групп результатов в образовательном процессе...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconПрограмма «тлюир»
В статье рассмотрен ряд предложений, направленных на модернизацию страны. Некоторые из них могут быть приняты как самостоятельные...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconТема: Организация работы с одаренными обучающимися
Согласно плану внутришкольного контроля был проведен анализ участия обучающихся школы в конкурсах различного уровня

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconПрограмма повышения квалификации «Поддерживающее оценивание: практика...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Программа: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» iconБоу «сош№4» г. Калачинск Содержание I. Введение. II. Основная часть. Цели работы. Задачи
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка в начальной школе»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск