Письмо


НазваниеПисьмо
страница1/24
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
В целях совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N ПК-6вн Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Методические рекомендации).

Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности в соответствии с Федеральным законом об образовании должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, активным участием Центров в социальной политике региона (муниципалитета) с учетом рекомендуемого норматива 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об образовании Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Образовательная деятельность Центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона об образовании данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона об образовании на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно пункту 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года.

Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности Центров на региональном и муниципальном уровнях.
В.Ш.КАГАНОВ

Приложение

к письму Минобрнауки России

от __ февраля 2015 г. N ____
РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОРГАНАМ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1. Организация деятельности центров

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
В соответствии с частью 1 п. 12 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В связи с этим, актуальной задачей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования становится задача: наиболее эффективно реализовать свои полномочия по "организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".

В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры).

Центры создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).

Деятельность Центров финансируется по нормативам, разработанным и утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. При этом создается единое организационное, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Центры осуществляет свою деятельность на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при наличии нескольких центров) регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.

Основными задачами совершенствования деятельности Центров на данном этапе являются:

расширение содержания деятельности;

увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других);

разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;

психологизация образовательной среды.

На сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить две основные модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в настоящее время данную помощь осуществляют образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
Модель - децентрализованная

Модель подразумевает наличие в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.). Возможен вариант, когда часть подразделений выполняет сходные функции, а другая часть - профильные. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации.
┌─────────────────┐

│ Региональный │

│ (муниципальный) │

│ орган власти │

└─┬─────────────┬─┘

┌─────────────────┘ └───────────┐

│ │

\/ \/

┌──────────────┐ ┌──────────────┐

│ ППМС-центр 1 │ │ ППМС-центр 2 │

└────┬─┬──┬────┘ └──────┬─┬──┬──┘

│ │ │ ┌───────────┘ │ └──────────┐

┌────────────┘ │ └─────────┐ │ │ │

\/ \/ \/ \/ \/ \/

┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │

│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│

└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘
Рис. 1. Схема децентрализованной модели организации

деятельности Центров
Важной особенностью данной модели является наличие в регионе не менее двух Центров. Такая конфигурация позволит избежать монополии одной организации на психолого-педагогические услуги и сохранить для жителей региона возможность выбора Центра.

Достоинствами данной модели являются:

- обеспечение "шаговой доступности" предоставляемых услуг;

- повышение качества предоставляемых услуг вследствие вариативности программ, реализуемых Центрами;

- постоянное стремление каждого Центра к увеличению разнообразия и объема предоставляемых услуг, что несвойственно монополии;

- возможность реализации "авторского подхода" в организации и содержании деятельности, предполагающего единую концепцию, методологию и технологию;

- сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами.

К дополнительным задачам, требующим своего решения в данной модели, можно отнести преодоление следующих трудностей:

- ограничение возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их ограниченным количеством;

- трудности обеспечения одних и тех же услуг в разных Центрах;

- дублирование функций Центров и необходимость распределения ресурсов между ними;

- сложности с обеспечением единого стандарта деятельности Центров, унификации форм отчетности.
Модель 2 - централизованная

В регионе уполномоченным органом власти создается Центр с филиалами, которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
┌────────────────┐

│ Орган власти │

│ субъекта РФ │

│ (учредитель) │

└───────┬────────┘



\/

┌──────────────┐

│ ППМС-центр 1 │

└────┬─┬──┬────┘

│ │ │

┌────────────┘ │ └─────────┐

\/ \/ \/

┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │

│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│

└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘
Рис. 2. Схема централизованной модели организации

деятельности ППМС-центров
Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона.

Основные преимущества данной модели:

- сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами;

- высокая централизация управления;

- возможность обеспечения единого стандарта услуг;

- широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством.

К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий:

- снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции;

- замедление темпов развития Центра;

- усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра;

- снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов);

- увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями.

Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением:

по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации <1>;

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся <1>;

--------------------------------

<1> Часть 4 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии <1>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности приведены в таблице 1.

Для наиболее полного удовлетворения спроса населения в квалифицированной психологической и педагогической помощи Центры могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги, включая психологическую и правовую экспертизу, оказание психологической помощи взрослому населению, дополнительное образование взрослых, и другие. В соответствии с действующим законодательством дополнительные платные услуги могут быть оказаны физическим и юридическим лицам сверх государственного (муниципального) задания и по тем видам деятельности, которые не относятся к основным.

Помимо оказания дополнительных платных услуг физическим и юридическим людям Центры могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность - в интересах своего развития, продвижения услуг и в соответствии с действующим законодательством.
Таблица 1
Функции ППМС-центров регионального, муниципального уровня

и уровня взаимодействия с образовательными организациями

в соответствии с их назначением


по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся

по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

региональный уровень

- консультирование детей и их родителей (законных представителей) по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации;

- своевременное выявление и коррекция особенностей (отклонений) в развитии детей;

- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;

- обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по адаптированным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам;

- организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста ("Особый ребенок", специализированной подготовки к школе, лекотека и других;

- оказание помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидальной готовности и других состояниях;

- оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;

- оказание комплексной помощи несовершеннолетним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, и другие

- разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС-помощи; разработка стратегий развития системы ППМС-помощи;

- проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;

- разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;

- участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;

- организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;

- разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;

- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС-помощи (при наличии соответствующей лицензии);

- анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;

- организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня

- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий;

- проведение обследования детей по направлению муниципальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения муниципальной комиссии и другие

муниципальный уровень

- обследование детей для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;

- консультирование детей, родителей (законных представителей);

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;

- организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, начиная с раннего, в т.ч. для детей с особенностями развития;

- оказание экстренной помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии суицидальной готовности и других; обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки;

- обеспечение комплексной специализированной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;

- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями;

- психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;

- организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;

- профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (саморазрушающее поведение; экспериментирование и злоупотребление ПАВ; агрессия, жестокость и насилие, асоциальное поведение, экстремизм и ксенофобия и другие)

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;

- оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;

- проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;

- участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

- осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса

- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие

уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями)

- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;

- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;

- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;

- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса; оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Письмо iconКалендарно-тематический план
...

Письмо iconСодержание дисциплины, структурированное по темам
...

Письмо iconОбразцы деловых писем (письмо другу/коллеге, письмо – жалоба, письмо – просьба, резюме)
Раньше переписку вели вручную то есть отсылали обычной почтой. В эпоху развития электронных технологий, все чаще пишутся электронные...

Письмо iconПретензионное письмо. Образец претензионного письма Претензионное...
Претензионное письмо это письмо, отправляемое виновной стороне в случае невыполнения ею заключенных ранее договоров и разного рода...

Письмо iconФедеральное казначейство письмо
Направляем для сведения и использования в работе обзорное письмо Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в...

Письмо iconФедеральное казначейство письмо
Направляем для сведения и использования в работе обзорное письмо Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в...

Письмо iconРазработка урока на тему: «Письмо»
Обучающие цели: сформировать понятие «письмо» и выработать алгоритм написания письма

Письмо iconDate: 16. 01. 2016 Subject
Что вы видите? Да, правильно. Это письмо. А вы знаете как будет на английском слово письмо?

Письмо iconУрок представление по теме «письмо» Цель урока
Ребята, к нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нем не указан, фамилия человеку, которому оно...

Письмо iconТема урока: Письмо. Цели урока
Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск