Профсоюз работников народного образования и науки


НазваниеПрофсоюз работников народного образования и науки
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
















  1. О новой редакции Методических рекомендаций

  2. по проведению территориальными правовыми

  3. инспекциями труда проверок учреждений образования


  4. ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ

    НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
          1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ



    119119, г. Москва, Ленинский пр. 42

    Тел. (495) 938-8777

    Факс (495) 930-6815

    Е-mail: eduprof@spectrnet.ru

    www.ed-union.ru

    ___________№ 35

    5 февраля 2008 г.

    Председателям территориальных

    организаций Профсоюза
    Главным правовым инспекторам

    труда Профсоюза (правовым

    инспекторам труда Профсоюза)




  5. ЦК Профсоюза в целях оказания практической помощи территориальным правовым инспекциям труда в осуществлении профсоюзного контроля при проведении проверок учреждений образования направляет для руководства в работе Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее – Методические рекомендации).

  6. Новая редакция Методических рекомендаций подготовлена в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза на II полугодие 2007 г. правовым отделом с участием отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза и одобрена решением Совета по правовой работе при ЦК Профсоюза от 27-30 ноября 2007 г.

  7. Методические рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений образования правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, в том числе внештатными правовыми инспекторами труда Профсоюза, содержат примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении проверок, с целью выявления и предупреждения нарушений трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений, обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, а также принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

  8. Указанные Методические рекомендации переработаны с учетом последних изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ), а также в иные федеральные законы и нормативные правовые акты, и предназначены для практического использования взамен аналогичных рекомендаций, направленных ранее письмом ЦК Профсоюза от 13 апреля 2005 г. № 21.

  9. Надеемся, что применение Методических рекомендаций при проведении проверок по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров и соглашений окажет необходимую помощь в осуществлении профсоюзного контроля и будет способствовать повышению эффективности правовой защиты социально-трудовых прав работников образования.



  10. Приложение: Методические рекомендации с приложениями – на 45 л.





  11. Председатель Профсоюза Г.И. Меркулова







  1. Приложение

к письму ЦК Профсоюза

от 5 февраля 2008 г. № 35
Методические рекомендации

по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих нормы трудового права,

выполнению условий коллективных договоров, соглашений
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее – Рекомендации) разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, далее – ТК РФ), Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с пунктом 2.3. Положения о правовой инспекции труда Профсоюза, утвержденного постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 04.10.2002 г. № 11 (в редакции постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.04.2007 г. № 11), с учетом обобщения практики проведения проверок соблюдения трудового законодательства правовыми инспекторами труда территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также государственными инспекторами труда.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений образования (образовательные учреждения различных типов и видов, другие организации и учреждения системы образования и науки) по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее – трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права) правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, в том числе внештатными правовыми инспекторами труда, Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – правовые инспекторы труда), а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении проверок.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся с целью:

- выявления нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников учреждений образования;

- обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, являющихся членами профсоюза;

- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников учреждений образования и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности правовые инспекторы труда руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ), Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными законами и нормативными правовыми актами1, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Положением о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящими Рекомендациями.
II. Планирование и порядок проведения проверки
5. Работа территориальной правовой инспекции труда ведется по плану. Мероприятия этого плана распределяются между правовыми инспекторами труда, план работы которых составляется на месяц (квартал, год) главным правовым инспектором труда и утверждается председателем территориальной организации Профсоюза.

Планы мероприятий правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза по проведению проверок соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут координироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов управления в сфере образования, а также других государственных органов надзора и контроля.

6. По истечении месяца (квартала, года) подводятся итоги работы территориальной правовой инспекции труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на будущее. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях руководящих выборных коллегиальных профсоюзных органов, а также могут обсуждаться на совещаниях либо совместных с органами государственного надзора и контроля заседаниях, коллегиях.

7. В целях обеспечения учета проводимых проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ведется журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (-их) мероприятие по контролю, и его (их) подпись (приложение № 1 к Рекомендациям).

8. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных профсоюзных органов (коллегиальных и единоличных) либо главного правового инспектора труда Профсоюза (приложение № 2 к Рекомендациям).

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:

- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;

- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение проверки;

- наименование юридического лица, в котором проводится проверка;

- сроки, цели, задачи и предмет проверки;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется правовым инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно с удостоверением правового инспектора труда.

О времени посещения учреждения образования целесообразно предварительно договориться с руководителем, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб учреждения и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество правового инспектора труда, уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. При посещении учреждения образования правовому инспектору труда следует представиться руководителю учреждения образования, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с Положением о правовой инспекции труда Профсоюза, с правами и полномочиями правового инспектора труда, разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам учреждения о подготовке необходимых документов для проверки.

В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.

13. В случае если руководство учреждения образования препятствует проведению проверки, правовой инспектор труда разъясняет, что такие действия являются нарушением статьи 370 ТК РФ, статьи 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и влекут за собой ответственность, предусмотренную статьей 378 ТК РФ, статьей 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно необходимо поставить в известность председателя территориальной организации Профсоюза (заместителя председателя), главного правового инспектора труда территориальной организации Профсоюза о факте воспрепятствования правовому инспектору труда в проведении проверки.

При отказе руководителя учреждения образования представить те или иные документы со ссылкой на коммерческую тайну необходимо разъяснить последнему положения законодательства РФ, содержащие перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

При проведении проверки правовыми инспекторами труда в случае отказа руководителя учреждения образования предоставить доступ к информации, содержащей персональные данные работника, необходимо разъяснить руководителю требования, относящиеся к передаче персональных данных работника. Так, в соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель обязан передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

14. Все проверки разделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки бывают комплексными и тематическими. Комплексные проверки охватывают самый большой объем контрольных мероприятий по всему спектру вопросов соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Тематические проверки проводятся по одному из разделов Трудового кодекса РФ (например, трудовой договор, рабочее время, время отдыха и т.д.), а также в случае, если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, тема проверки определяется исходя из жалобы заявителя и разделов Трудового кодекса РФ.

15. Внеплановые проверки разделяются на целевые и контрольные. Целевые проверки связаны с жалобами работников или с мероприятиями по расследованию несчастных случаев. При проведении целевой проверки правовой инспектор труда ограничивается исследованием тех обстоятельств, которые указаны в жалобе. Однако если в ходе проверки обнаружатся какие-либо иные нарушения закона, то может быть проведена комплексная проверка.

Назначение контрольных проверок состоит в том, чтобы убедиться, что все предписания об устранении нарушений, установленных в ходе основной проверки, выполнены.

16. Проверку соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, правовой инспектор труда может осуществлять как самостоятельно, так и совместно с государственными органами надзора и контроля. Если информация о нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, поступила в правовую инспекцию труда из других контролирующих и надзорных органов, официальных сообщений руководителей учреждений, сведений, содержащихся в средствах массовой информации, правовые инспекторы труда могут провести совместную проверку.

17. При осуществлении своих полномочий правовая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости (далее – Роструд), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324, Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В полномочия Роструда входит осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом Роструда от 10.12.2004 г. № 47 утверждены формы документов в целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 г. № 116, контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования.

К полномочиям Рособрнадзора относится осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования высшими учебными заведениями, а также научными организациями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; анализа причин возникновения нарушений законодательства РФ в области образования; воздействия на нарушителей законодательства РФ в области образования.

18. При проверке жалобы, заявления правовой инспектор труда обязан соблюдать конфиденциальность источника жалобы, если заявитель возражает против сообщения данных об источнике жалобы.

19. Срок проведения проверки зависит от цели и объема материалов, подлежащих проверке. При проверке, как правило, анализируется состояние дел по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в течение года, предшествующего дате проверки.

20. В ходе проверки в зависимости от её целей изучению подлежат вопросы социального партнерства, трудовых договоров, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и другие вопросы (приложения № 3, № 4, № 5, № 6 к Рекомендациям).

21. В рамках координации деятельности правовой инспекции труда и технической инспекции труда Профсоюза и в целях обмена опытом работы по обеспечению защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников в области охраны труда, обеспечения взаимодействия с органами управления в сфере образования, органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей проверки могут проводиться совместно с техническими инспекторами труда Профсоюза, в том числе на основе совместного планирования мероприятий по контролю.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Профсоюз работников народного образования и науки iconПрофсоюз работников народного образования и науки
Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Профсоюз работников народного образования и науки iconПрофсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации...
Заместителя Председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации В. Н. Дудина

Профсоюз работников народного образования и науки iconФорма 1-ти профсоюз работников народного образования и науки РФ технический...
Положению о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Профсоюз работников народного образования и науки iconКак вступить в Профсоюз работников народного образования и науки...
Уставом или общим положением о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом этого профсоюза, в соответствии...

Профсоюз работников народного образования и науки iconПрофсоюз работников народного образования и науки РФ оренбургская...
Орского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...

Профсоюз работников народного образования и науки iconУста в профессионального союза работников народного образования и науки российской федерации
Сокращенное наименование Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Общероссийский Профсоюз...

Профсоюз работников народного образования и науки iconРоссийской федерации народного образования и науки российской федерации
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют...

Профсоюз работников народного образования и науки iconРоссийской федерации (общероссийский профсоюз образования)
Орджоникидзевская районная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ

Профсоюз работников народного образования и науки iconОбщие положения
Сокращенное наименование Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Общероссийский Профсоюз...

Профсоюз работников народного образования и науки iconПрофсоюз работников народного образования и науки
Учет членов Профсоюза с применением новых информационных технологий. Электронный реестр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск