Скачать 307.38 Kb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения ВВЕДЕНИЕ Цель и задачи курса Целями изучения дисциплины являются: –совершенствование коммуникативной компетенции будущих специалистов, под которой понимается овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям. Данная цель предполагает решение следующих задач: –формировать основы речевой культуры; –развивать коммуникативные способности студентов; –создавать ситуации, способствующие освоению условий эффективного общения и речевого взаимодействия; –учить применять на практике приемы подготовки, редактирования и рефлексии текстов профессионального содержания; –способствовать формированию навыков выступления с публичной речью. Требования к минимуму содержания дисциплины Культура речи как образовательная дисциплина. Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык как полифункциональная знаковая система. Язык, речь, текст. Уровни владения языком. Современная теоретическая концепция культуры речи. Три аспекта культуры речи. Понятие качественной речи. Язык и общение. Социальный характер общения. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации. Невербальные средства общения. Речевая агрессия и речевая манипуляция. Приемы эвфемизации речи. Национальный русский язык и формы его существования. Понятие «национальный язык». Этапы становления и развития русского национального языка. Формы существования языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Норма. Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Кодификация языковых норм. Типы норм. Варианты норм и их соотношение. Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. Ортология современного русского литературного языка. Орфоэпические и акцентологические нормы. Благозвучие речи. Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Орфографические и пунктуационные нормы. Словообразовательные нормы. Стилистика современного русского литературного языка. Функциональные разновидности русского литературного языка. Особенности книжной сферы. Предмет и задачи стилистики. Основные понятия стилистики. Стилистические нормы. Взаимодействие стилей. Научный стиль. Аттестация понятия «специальный язык». Подстили и жанры научного стиля. Лингвистические особенности научного стиля. Структурно-тематическая организация научного текста. Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Стилевые черты. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса. Композиционные особенности. Реклама. Особенности языка и стиля рекламы. Публицистический стиль. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки выделения публицистического стиля. Стилевые черты, их проявление в языковых средствах. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доминанта публицистического текста. Языковые средства стиля. Литературно-художественный стиль. Литературно-художественный стиль в системе стилей. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы», их функциональное противопоставление. Языковые средства стиля. Разговорно-обиходный стиль. Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей языка. Условия функционирования разговорно-обиходного стиля и роль внеязыковых факторов. Норма в разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи. Устная публичная речь. Понятие «ораторское искусство». Личность оратора. Подготовка к выступлению. Структура ораторской речи. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Запоминание и произнесение речи. Контакт с аудиторией. Требования, предъявляемые к речи выступающего. Требования к уровню освоения курса Курс «Русский язык и культура речи» призван формировать у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную с акцентом на коммуникативной. Требования к уровню освоения курса подразумевают • знание национального языка, его разновидностей, типов речи и функциональных стилей, этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов речевой коммуникации; • владение нормами культуры речи, навыками рационального чтения и слушания, методикой подготовки устного выступления и навыками его исполнения, а также навыками тестирования речевого поведения в сфере профессиональной деятельности; • умение использовать языковые средства и речевые тактики в соответствии с целью и ситуацией общения; • понимание принципов устной диалогической речи и составления текстов в зависимости от стиля речи. В ходе изучения курса студенты должны укрепить знания в вышеперечисленных областях дисциплины и получить практические навыки их применения для построения текстов, плодотворного участия в процессе общения, достижения коммуникативных целей. Это подразумевает расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий, систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации в речи они используются. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В соответствии с требованиями (федеральный компонент) государственного общеобразовательного стандарта Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» курс «Русский язык и культура речи» включен в учебный планы направления подготовки Юриспруденция. По учебному плану на изучение курса «Русский язык и культура речи» отводится один семестр. Курс включает в себя прослушивание лекций и участие в семинарских занятиях во время сессий, консультации преподавателя как в течение семестра, так и во время сессии, самостоятельную подготовку студентов, выполнение контрольной работы. Завершает изучение дисциплины сдача зачета. Специфика заочной формы обучения заключается в том, что преобладающая часть материала должна быть изучена студентами самостоятельно, поэтому достичь поставленных в требованиях целей можно лишь при подготовке во время семестра. В лекциях освещаются важнейшие проблемы курса с учетом последних достижений науки. Также в них выделяются вопросы, которые предназначены для самостоятельного изучения с помощью учебников и дополнительной литературы, даются методические советы и указания по самоподготовке. Семинарские занятия имеют целью проверку знаний студента, полученных ими на лекциях и при самостоятельной работе. К семинарским занятиям следует готовиться в соответствии с выданными на установочной сессии заданиями в течение семестра, так как перегруженная аудиторной работой сессия не дает такой возможности. Качество подготовки студента будет тем выше, чем шире и разнообразнее изученная им литература. По итогам изучения тем 1-4 студентам необходимо выполнить Тест № 1. (типы вопросов «один из многих», «многие из многих»). На выполнение теста студентам дается одна попытка. По итогам изучения тем 1-4 студентам необходимо принять участие в виртуальном семинаре (форуме) и обсудить предложенный преподавателем вопрос. Контрольная работа является важным элементом как изучения курса «Русский язык и культура речи» в целом, так и подготовки к семинарским занятиям и зачету, в частности. Контрольная работа оценивается в зависимости от того, насколько правильно и полно выполнены задания. Студентам предлагается выполнить семь заданий по вариантам. Отсутствие ответов на какие-либо вопросы, имеющиеся в задании, расценивается как незнание соответствующего материала. Работа выполняется в СДО «Виртуальный Кампус» На титульном листе указывается название учебного заведения, группы, фамилия и инициалы автора Прием контрольных осуществляется в срок, указанный в объявлении на странице в Виртуальном Кампусе. Если работа не зачтена, она возвращается студенту для доработки (исправления ошибок) в соответствии с замечаниями. Иногда (в зависимости от характера допущенных ошибок) преподаватель предлагает выполнить дополнительное задание. Авторы не допущенной к защите контрольной работы или не защитившие ее к сдаче зачета не допускаются. По итогам изучения курса студенты выполняют итоговый тест по всем темам курса. На выполнение теста дается две попытки. Студенты, не выполнившие итоговый тест по дисциплине, к зачету не допускаются. Вопросы, вызывающие затруднения при самостоятельной подготовке к семинарам, экзамену, при написании контрольной работы, можно задать преподавателя в форуме. Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы 1. Материалы сайта «Центральная библиотека образовательных ресурсов Федерального агентства по образованию». – Режим доступа: http://www.edulib.ru/ 2. Материалы сайта «Электронная библиотека Министерство образования и науки РФ». – Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ 3. Материалы сайта «Электронная библиотека». – Режим доступа: http://www.aboutstudy.ru/ 4. Материалы сайта «Грамота. Ру». – Режим доступа: http://www.gramota.ru/ 5. Материалы сайта «Филолог. Ру». – Режим доступа: http://www.philolog.ru/ 6. Материалы сайта «Словари». – Режим доступа: http://links-guide.ru/ 7. Электронные словари. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Акцентология 2. Алогизм 3. Анормативность 4. Антонимы 5. Арго 6. Архаизмы 7. Варваризмы 8. Вербальные средства 9. Вульгаризмы 10. Денотация и коннотация 11. Диалект 12. Диалектизмы 13. Диалог 14. Дискурс 15. Жаргон 16. Жаргонизмы 17. Идиома 18. Интернационализмы 19. Интерференция 20. Историзмы 21. Кинесика 22. Койне 23. Коммуникативные неудачи 24. Консинуация 25. Контекст 26. Контент 27. Культура речи 28. Лексика 29. Лексическая сочетаемость 30. Лексические единицы 31. Лексическое значение 32. Лингвистика 33. Литературный язык 34. Метаязык 35. Монолог 36. Научный стиль 37. Национальный язык 38. Назализация 39. Невербальные средства 40. Неологизмы 41. Омонимы 42. Описание 43. Ораторская речь 44. Орфография 45. Орфоэпия 46. Официально-деловой стиль 47. Паралингвистика 48. Паронимы 49. Пиджин 50. Плеоназм 51. Повествование 52. Полилог 53. Полисемия 54. Предложение 55. Проксемика 56. Просторечие 57. Профессионализмы 58. Публицистический стиль 59. Разговорный стиль 60. Рассуждение 61. Речевая коммуникация 62. Речевая (языковая) норма 63. Речевой этикет 64. Речь 65. Риторика 66. Силлогизм 67. Синонимы 68. Сленг 69. Словарь 70. Слово 71. Словосочетание 72. Средства выразительности 73. Стилистика 74. Стиль произношения 75. Тавтология 76. Тезаурус 77. Текст 78. Термин 79. Тропы 80. Ударение 81. Фигуры 82. Фонация 83. Фразеологизмы 84. Функциональный тип речи 85. Функциональный стиль речи 86. Художественный стиль 87. Эвфемизм 88. Экзотизмы 89. Язык 90. Языковая личность УПРАЖНЕНИЯ |
Международное право. Методические указания по оганизации самостоятельной работы слушателей заочной формы обучения Владивостокского... | Деловой иностранный язык. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 2 курса заочной формы обучения, обучающихся... | ||
М 545 Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация производства и предпринимательство... | ПМ. 01 Ведение расчетных операций, мдк. 01. 01 Организация безналичных расчетов, уп. Пм. 01 [Текст]: методические указания по выполнению... | ||
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика, профиль (квалификация... | Финансы, денежное обращение и кредит» для студентов заочной формы обучения специальностей 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский... | ||
«27» июня 2007 г., и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 030501 – Юриспруденция, утвержденными Ректором спбгиэу... | Учебная практика проводится на 2-м курсе для студентов очной формы обучения и студентов бакалавров, на 1-м курсе для студентов очно-заочной... | ||
Гос впо по специальности подготовки 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебное пособие предназначено для работы на занятиях, а также для индивидуальной работы студентов |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |