Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование»


НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование»
страница1/14
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Министерство образования Российской Федерации

Ульяновский государственный технический университет
Л. А. Евдокимова

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Учебное пособие для студентов

специальности 021500

«Издательское дело и редактирование»

Ульяновск

2003

Ответственный за выпуск: доктор филологических наук А.А. Дырдин

Рецензенты: В.В. Матвеева, М.М.Козлова


Евдокимова Л.А.

Авторское право для издателей: Учебное пособие для специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» Ульяновск: УлГТУ, 2003 – 127 с.

Пособие посвящено вопросам возникновения и значения авторского права, российскому, зарубежному и международному авторско-правовому законодательству. Рассмотрены вопросы охраны и защиты авторских прав. В приложении даны примерные формы договоров, варианты подсчета печатных листов и авторского гонорара, тексты Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Всемирной конвенции об авторском праве во всех редакциях. Пособие снабжено тестами на знание закона об авторском праве.

© Л. А. Евдокимова, 2003 г.
Оглавление
Предисловие

1. Возникновение и значение авторского права

1.1. Понятие авторского права

1.2. Принципы авторского права

1.3. Авторское право в контексте интеллектуальной собственности

1.4. Возникновение авторского права

2. Авторское право в мире

2.1. Роль авторского права в современном мире

2.2. Первый закон об авторском праве

2.3. Развитие авторского права в разных странах

2.4. Современное состояние авторского права в странах мира

2.5. Срок охраны и ответственность за нарушения авторского права

3. Авторское право в России

3.1. История авторского права в дореволюционной России

3.2. История авторского права в советской России

3.3. История авторского права в постсоветской России

3.4. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

3.5. Другие источники авторского права

4. Международное сотрудничество по авторскому праву

4.1. Возникновение международного сотрудничества

4.2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

4.3. Всемирная конвенция об авторском праве

4.4. Взаимное признание авторского права между государствами

5. Коллективное управление авторскими правами

5.1. Возникновение коллективного управления авторскими правами

5.2. Авторские общества и организации в России

5.3. Российское авторское общество

6. Основные положения об авторском праве

6.1. Объекты авторского права

6.2. Субъекты авторского права

6.3. Личные неимущественные и имущественные права

6.4. Наследники, правопреемники и другие представители автора

6.5. Иностранные авторы и их произведения, охраняемые в России

6.6. Розыск автора

7. Авторские договоры

7.1. Виды авторских договоров

7.2. Форма договора

7.3. Предмет договора

7.4. Сроки действия договора. Ответственность сторон

7.5. Объем прав, передаваемых по договору

7.6. Расчет объема произведения и авторского гонорара

7.7. Выплата авторское вознаграждения

7.8. Выплата аванса

8. Нарушение авторских прав

8.1. Нарушение авторских прав в рамках авторского договора

8.2. Основания для изменения и прекращения авторского договора

8.3. Случаи взыска авторского гонорара

8.4. Плагиат

9. Защита авторских прав

9.1. Признание авторства

9.2. Депонирование произведений

9.3. Способы защиты авторских прав

9.4. Иски по поводу нарушения авторских прав

Заключение

Тесты для самопроверки

Список литературы

Приложение

Предисловие

Цель этого учебного пособия – ответить на ряд вопросов в области авторского права, которые могут возникнуть у будущих издателей.

Более чем десятилетний опыт работы региональным представителем Российского авторского общества убедил меня в том, что нарушение прав в сфере авторской собственности приобрело за последние годы не просто массовый, а угрожающий размах. Об этом говорит и статистика: в 2000 году Россия потеряла от интеллектуального пиратства около одного миллиарда долларов доходов. Доля контрафактной продукции в этой сфере бизнеса достигает 85 процентов.

К увеличению роста данного вида преступления ведут две главные причины:

  1. высокие доходы от пиратской деятельности;

  2. относительно незначительные меры наказания за автоско-правовые нарушения.

Есть у интеллектуального пиратства и другая отрицательная сторона:

  1. нарушаются права создателей интеллектуальной собственности;

  2. нарушаются права тех, кто заплатил автору за воспроизведение и распространения его произведения;

  3. нарушаются права государства, недополучающего огромное количество налоговых отчислений в бюджет;

  4. через сферу пиратского бизнеса идет «отмывание» преступных денег;

  5. наконец, незаконное использование объектов интеллектуальной собственности ведет к падению международного авторитета страны и потенциальной потере зарубежного репертуара.

Все это говорит о том, что проблема авторского права стоит в нашей стране достаточно остро. Решить ее поможет авторско-правовое просвещение всего общества в целом и, прежде всего, людей, имеющих отношение к данной проблеме (тех, кто воспроизводит и распространяет произведения, в том числе и издателей). Этой проблеме в какой-то степени посвящена и данная работа.
1. Возникновение и значение авторского права
    1. Понятие авторского права. Задачи авторского права

При определении понятия авторского права (АП) необходимо иметь в виду объективную и субъективную его сущность. Объективно – это совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъективно – это личные неимущественные и имущественные права авторов произведений.


Предмет авторского права – это регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Под произведениями понимаются результаты духовной, творческой деятельности людей, выраженные в определенной материальной форме.

Задачами авторского права являются:

1) всемерная охрана имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов;

2) обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;

3) широкое использование обществом художественных и научных произведений.

АП представляет их создателям ряд абсолютных, исключительных прав. Они действуют на протяжении всей жизни автора и переходят на ограниченный срок к его наследникам. В течение срока действия АП произведение может использоваться только с согласия автора (правообладателя), что оформляется специальным договором, заключенным между автором и пользователем. По договору могут быть переданы исключительные и неисключительные права на произведения. В некоторых, прямо указанных в законе, случаях использование произведений возможно и без договора.

Не следует смешивать авторское право с правом на материальные вещи, в которых фиксируется объект АП. Это не право на рукопись, экземпляр книги, картину и т.п., это право, связанное с авторством на определенное произведение.

1.2. Принципы авторского права

Принципы авторского права включают в себя:

1) принцип свободы творчества, позволяющий автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами.

2) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества, состоящий в разрешении использования произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Законодательно предусматривается возможность использования без согласия авторы и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.

3) принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений, реализующийся на практике в различных формах. Формы морального поощрения: присуждение почетных званий, переиздание произведений, снискавших признание общественности, и т.д. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

4) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов, который отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

5) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие: подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.

6) принцип свободы авторского договора, заменивший действовавший ранее принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей по авторским договорам. Новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Кроме этих и некоторых других, указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных условий авторского договора.

АП на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

1.3. Авторское право в контексте интеллектуальной собственности

В современном международно-правовом понимании интеллектуальная собственность – собирательное понятие. В него входят: авторское право (права на произведения науки, литературы и искусства), смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания), права на изобретения, модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и некоторые другие объекты.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них (интеллектуальная собственность), являются объектом гражданского права. В соответствии с п. 2 ст. 138 ГК РФ любое их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Термин «интеллектуальная собственность» введен по инициативе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1967 году. Круг прав, подлежащих правовой охране, согласно Конвенции ВОИС, определяется на уровне национального законодательства.

В соответствии со ст.5 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, авторское право распространяется::

1) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами – гражданами РФ и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ.

1.4. Возникновение авторского права

Должно быть, первые идеи об АП возникли вместе с возникновением самого духовного творчества. Некоторые авторитетные ученые утверждают, что АП существовало всегда, хотя долго не находило отражения в законодательстве.

До того, как стала признаваться финансовая заинтересованность автора в результатах своего труда, учитывались лишь его личные права. Уже во времена античности плагиат порицался как бесчестный поступок. В древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий хранились в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать тексты при постановке пьес. А в Древнем Риме авторы получали некоторый доход от своих литературных трудов.

Система охраны прав авторов на их литературные произведения начала формироваться сравнительно не так давно, лишь после того, как было изобретено книгопечатание, то есть когда появилась возможность быстрого воспроизведения рукописи и превращение ее в предмет купли-продажи.
2. Авторское право в мире

2.1. Роль авторского права в современном мире

Мы живем в век очень быстрого распространения информации по всему миру. За последние десятилетия новая технология репродуцирования, от ксерокопирования до Интернет, открыла огромные возможности для быстрого и простого процесса размножения печатных работ.

Вместе с тем возникают неограниченные возможности и для “интеллектуального пиратства”. Вот только два примера из российской прессы. В 1998 году в московских магазинах появился в продаже песенник «Любимые романсы» содержащий в числе прочих и семь произведений Александра Вертинского. Эти песни были включены в сборник без разрешения наследников автора (Лидии, Марианны и Анастасии Ветринских). «Книгоиздатели допустили и другую, весьма оскорбительную ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт, а музыку – Пьеро. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Александру Ветринскому». («Московский комсомолец», 22 марта 1999 года).

Другой пример литературного воровства: Юрий «Лонго выпустил свою книгу под названием «Белый маг». У весьма занимательного литературного труда имелся лишь один существенный недостаток – примерно 100 страниц текста были заимствованы из книги «Белая магия, или Чудодейственный ключ». («Московский комсомолец», 18 декабря 1998 года)

В первом случае по предъявленным искам к издательству «Феникс» (Ростов-на-Дону) наследницы Вертинского получили 200 минимальных размеров оплаты труда, а во втором – пострадавшая от плагиатора автор книг по оккультизму Эльвира Самофалова – 50000 рублей.

В случае неправомерного использования произведений авторы ищут защиты в суде, а также добиваются новых форм правовой охраны. Законы об АП постоянно пересматриваются, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом.

Ясно, что АП играет важную роль в сложном мире современных средств общения. Оно является краеугольным камнем и в издательской деятельности.

2.2. Первый закон об авторском праве

1 января 1709 в английской Палате общин был заслушан проект закона “О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне”. 10 апреля 1710 г. Проект стал законом, известным под названием “ Статут королевы Анны”. Это был первый в истории закон об АП, который впервые закрепил личное право на охрану опубликованного произведения.

Но в нем охранялись только книги, и ничего не говорилось о других печатных изданиях, а также о гравюрах и иных художественных произведениях. А скоро стало очевидным, что он не обеспечил достаточные права даже авторам книг. В нем, например, не было ни слова о публичных исполнения, о произведениях драматургии и переводах.

Английский художник Хогарт, рисунки которого неоднократно подделывались, возглавил борьбу с целью узаконить охрану интересов художников, которая в 1735 году успешно завершилась принятием Закона о граверах.

2.3. Развитие авторского права в разных странах

Второй известный прецедент в области АП – это постановление французского Королевского советы 1777 г. Вышедшее незадолго до Французской революции, оно признает АП во Франции. Новые законы были приняты уже Конвентом в 1791-1793 годах. Они установили право на использование произведения и исключительное право на его воспроизведение.

В США в Законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 указывалось, что “нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда”. А в 1790 году был принят первый федеральный закон об охране книг, карт и схем. Однако, защита АП на произведения иностранных авторов осуществлялась лишь в тех случаях, если автор не только публиковался, но и жил в Америке. С 1790 года и почти до начала 20 века именно Соединенные Штаты имели репутацию "государства-пирата" в области прав писателей. Конгресс США поддался давлению мощной книгоиздательской индустрии Америки, которая разбогатела на пиратских изданиях литературных произведений европейских авторов.

В Германии в XVIII в. появилось понятие “литературная собственность”. Указ, изданный в Саксонии 27 февраля 1786, представлял авторам защиту от незаконного использования их работ, определенно признавал право автора на охрану произведений, приобретенных у него издателем.

В Дании и Норвегии декрет, принятый в 1741 году и действовавший до 1814, предоставлял авторам и их законным правопреемникам пожизненное право собственности на произведения.

В Испании в 1762 был принят закон об АП с указанием на то, что привилегия на издание книги будет предоставляться “только ее автору”.

2.4. Современное состояние авторского права в странах мира

В авторско-правовом законодательстве западных стран преобладают два основных философских подхода:

1. Концепция англосаксонского или общего права. Ее смысл в том, что права автора трактуются как имущественные права. Это позволяет автору свободно передавать права на использование произведения любому лицу, например издателю. Полная передача АП пользователю широко распространена среди издателей учебной и научной литературы на Западе. Именно эта концепция лежит в основе авторско-правового законодательства в Великобритании и США.

2. Концепция авторского права, названная французским термином droit d’auteurправо автора»), широко применяется в законодательстве континентальной Европы. Она в большей степени ориентирована на право автора как создателя произведения и включает понятие «моральные (личные) права автора».

Таким образом, применительно к законодательству целого ряда зарубежных стран термин “авторское право” является не совсем точным. Поэтому используется термин “правообладатель на произведение”, которым может быть как автор, так и другие лица.

В большинстве стран указывается, что авторско-правовая охрана предоставляется произведениям литературы, науки, искусства (например, в законе об АП ФРГ). Однако, в странах, где законы об АП принимались не так давно, даются более узкие и конкретные перечни категорий охраняемых произведений.

Так, например, Закон Великобритании 1988 года дает определение АП как разновидности имущественного права. Им охраняются оригинальные произведения литературы, музыки, драматургии, изобразительного искусства. А также звукозаписи, фильмы, теле- и радиопередачи, типографские компоновки изданных произведений (ст.1). Моральные права автора были введены в британское авторско-правовое законодательство в том же 1988 году. Законы Великобритании предполагают прекращение действия авторского права одновременно с прекращением срока его охраны.

В §102 Закона об АП США установлено, что “охраняются оригинальные авторские произведения, закрепленные в любой материальной форме выражения”. А в §101 дается примерный перечень произведений, которые могут охраняться АП. На протяжении большей части ХХ века американский закон об АП обременяли различные формальности относительно условий защиты, например, необходимость регистрации произведения в Вашингтоне, обязательное размещение копирайта в каждом экземпляре и прохождение перерегистрации АП по истечении 28 лет. Именно нежелание убрать эти требования наряду с нежеланием защищать "моральные" права авторов сыграли свою роль в том, что США присоединились к международному соглашению по авторскому праву лишь десять лет назад.

2.5. Срок охраны авторского права в зарубежных странах. Ответственность за нарушение авторских прав

Продолжительность сроков охраны АП неодинакова в различных странах, так как устанавливается внутренним законодательством каждой страны. Различия в авторско-правовом законодательстве приводят к тому, что произведение, которое уже признано общественным достоянием в одной стране, еще охраняется в другой стране и не подлежит охране в третьей. В западных странах АП охраняется в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. А с 1 июля 1995 года в странах-участницах Европейского Сообщества этот срок увеличен еще на 20 лет (то есть, приведен в соответствии с германским законом). В некоторых странах этот срок еще более продолжителен. Так, в Испании он составляет 80 лет после смерти автора.

Законодательство западных стран предусматривает различные виды ответственности за нарушение АП. В основном применяются гражданско-правовые формы защиты, которые осуществляются путем предъявления иска в суд. В случае поддержки иска применяются такие санкции, как запрет использования произведения, наложения ареста на экземпляры, возмещение убытков. Предъявление иска может быть осуществлено в пределах срока исковой давности. Например, в США этот срок составляет 3 год
3. Авторское право в России

3.1. История авторского права в дореволюционной России

История АП в России, как и во всем мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала товаром, и на этом этапе АП защищало, прежде всего, интересы издателей. Книгопечатанием занимались исключительно государственные типографии. Первое разрешение на открытие частной типографии было дано только в 1771 году. И в то же время, вплоть до 1801 года указами то разрешалось печатать книги на русском языке, то неоднократно запрещалось. Правоотношения издателей и авторов еще не являлись предметом регулирования. Например, известен случай произошедший при подготовке нового издания «Кавказского пленника» А. С. Пушкина. Цензурным комитетом было дано разрешение на выпуск повести вместе с немецким переводом. На протесты автора тот же комитет сослался на отсутствие законодательного положения, которое «обязывало бы входить в рассмотрение прав на произведение». Нередки были случаи, когда издатели вообще не указывали имени автора.

Авторский гонорар в то время выплачивался либо в виде жалования, либо в виде единовременного вознаграждения. Был распространен и своего рода «бартер». В подтверждение подобного положения можно процитировать сохранившийся приказ Главного директора Императорских театров А. А. Нарышкина от 15 апреля 1803 года. «Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам «Андромеда и Персей», «Цирцея и Улисс» и для драмы «Суд царя Соломона» предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно».

В 1809 году, созданная в Санкт-Петербурге специальная Комиссия утвердила Положение, в котором впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, «дабы выгода автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам». А в 1816 появилось распоряжение Министерства народного просвещения, обязывающее издателей при представлении рукописи на цензуру прилагать доказательства своих прав на ее опубликование.

Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы АП, стал «Цензурный устав» от 22 апреля 1828 года, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг», где АП на созданное произведение трактовалось как право собственности. В сферу действия данного Закона входили лишь литературные произведения. Автор или переводчик приобретал исключительные права на использование книги (ее продажи). Эти права после смерти автора переходили к его наследникам на 25-летний срок. Уже в 1830 году в результате переработки появился Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». А с изменениями и дополнениями, сделанными в 1845 и 1848 годах, Закон стал называться «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств».

Законодательство позволяло предпринимателям не только “покупать” АП навсегда, но и давало возможность запродажи вперед будущих произведений автора. Уплатив “покупную цену”, издатель на пять лет становился хозяином всего будущего творчества автора.

В 1857 году был установлен срок охраны АП – 50 лет после смерти автора. Это было связано с интересной ситуацией. Вдова А.С. Пушкина Наталья Николаевна обратилась к Александру II с просьбой продлить срок защиты АП, дабы обеспечить существование наследникам поэта. Император повелел в связи с этим исследовать ситуацию с АП всех российских сочинителей. Выводы, сделанные в подготовленном докладе привели к увеличению срока охраны АП.

Проект закона об авторском праве 1898 года отличался от предыдущего тем, что отказывался от признания АП правом собственности и был в полном согласии с современными юридическими воззрениями.

В 1911 году был принят передовой для того времени закон Российской Империи “Об авторском праве”, который был близок к германскому закону. В нем определялись такие понятия, как охраняемые объекты, срок действия АП, вопросы правопреемства, возможные нарушения АП и средства защиты, т.п. Понятия «литературная и художественная собственность» были заменены на новое: «исключительные права».

3.2. История авторского права в советской России.

Первым советским законом по АП явился декрет от 29 декабря 1917 “О государственном издательстве”. Он исходил из того, что права авторов, возникшие до Октябрьской революции, полностью сохраняются. Одновременно указывалось на возможность национализации литературных произведений авторов, умерших до 1 января 1918 года. Эти произведения могли издаваться любым гражданином Советской республики России без всякого на то разрешения со стороны государства.

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года “О признании научных и художественных произведений государственным достоянием” устанавливал государственную монополию на издание, размножение, распространение и публичное исполнение произведений. Впоследствии были национализированы наиболее известные классические произведения российской литературы и музыки: 47 писателей, включая Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского; 17 композиторов, в том числе: П.И.Чайковского, М.И.Глинку.

28 апреля 1918 года был издан Декрет СНК «Об отмене наследования», который отменил права наследников умерших авторов.

10 октября 1919 года был издан Декрет СНК РСФСР «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства». Он признал обязательной письменную форму договора между издателем и автором, оговорил условия оплаты труда и защиты интересов авторов. Хотя на практике указанные нормы применялись редко.

30 января 1925 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление “Об основах авторского права”. В нем дана развернутая регламентация основных положений АП.

Во исполнение этого Постановления ВЦИК И СНК РСФСР 11 октября 1926 года приняли Декрет «Об авторском праве», который устанавливал исключительные права авторов на издание и распространение своего произведения. Допускалась возможность литературного заказа.

16 мая 1928 г. положением ЦИК и СНК СССР были утверждены новые “Основы авторского права”, заменившие закон 1925 г. Срок охраны АП после смерти автора стал равняться 15 годам. Это законодательство действовало вплоть до 1 мая 1962, когда были введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы включают раздел IV “Авторское право”, состоящий из 14 статей, где содержатся принципиальные положения, касающиеся авторских отношений.

Существенные изменения в этот раздел были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1973 года (например, был установлен новый срок охраны АП – 25 лет). Менее значительные – Указами от 13 октября 1976 года и 30 октября 1981 года.

3.3. Авторское право в постсоветской России

После того, как 12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России, все законодательные акты – как общесоюзного, так и республиканского уровня – сохранили свое действие. Это было установлено в п.2 постановления Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 года “О ратификации соглашения о создании содружества независимых государств”.

В 1992 г. были приняты Основы гражданского законодательства, которые явились подлинно новаторским нормативным актом в области АП. В соответствии с ними был увеличен срок действия АП (установлено, что оно действует в течение всей жизни и еще 50 лет). Стала возможной передача АП на использование произведений; существенно сужены случаи «свободного пользования» произведений, в частности использование их на радио и ТВ стало договорным. Были отменены типовые авторские договоры; утратили силу все максимальные ставки авторского вознаграждения. Впервые в истории нашей страны была введена охрана смежных прав (прав, примыкающих к авторским правам).

С применением этого акта подавляющее число норм раздела IV ГК, относящихся к АП, фактически утратили силу, хотя и не были формально отменены.

И, наконец, 3 августа 1993 был принят закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который является сегодня основой российского АП.

3.4. Закон об авторском праве и смежных правах

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» включает в себя пять разделов и 50 статей.

Раздел I “Общие положения” в четырех статьях определяет “предмет регулирования”. Дает информацию о законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах. Определяет роль международных договоров в области АП и дает “основные понятия” АП.

Раздел II “Авторское Право” в статьях с 5 по 34 определяет сферы действия АП (ст.5), объект АП (ст. 6-8), понятие возникновения АП и авторства (ст. 9-14), дает определение личным и имущественным правам (ст. 15-16), определяет право на доступ, воспроизведение и использование произведения (ст. 17-26), определяет срок действия АП и переход АП в общественное достояние и по наследству (ст. 27-29), определяет условия авторского договора (ст. 30-34).

Раздел III “Смежные права” в статьях с 35 по 43 определяет сферу действия СП (ст.35), субъекты СП (ст. 36), права исполнителя (ст. 37), права производителя фонограмм (ст. 38), использование фонограмм (ст. 39), права организаций эфирного вещания (ст. 40), права организаций кабельного вещания (ст. 41), ограничения СП (ст. 42), срок действия СП (ст.43).

Раздел IV “Коллективное управление имущественными правами” в статьях с 44 по 47 определяет цели коллективного управления (ст. 44), дает определение организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, ее функциям и обязанностям (ст. 45-47).

Раздел V “Защита авторских и смежных прав” в статьях с 48 по 50 определяет нарушения авторских и смежных прав, дает варианты защиты и способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 48-50).

Важные нормы по АП содержатся также в постановлении Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, которые приняты и опубликованы вместе с законом. А также в постановлении Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г.

3.5. Другие источники авторского права

В широком смысле АП это совокупность законодательно-нормативных актов, регулирующих создание, использование и защиту произведений науки, литературы и искусства (авторские права), а также исполнителей, производителей фонограмм и теле- и радиовещателей (смежные права). Кроме уже рассмотренного нами Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» к источникам АП относится Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года.

Эти отношения также регулируются ст. 146 УК РФ, ст. 150-4 КоАП, ст. 385 ГПК РФ.

К авторско-правовым отношениям применима ст. 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 года, ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 16 сентября 1998 года.

К источникам АП принадлежат постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суды РФ, которые являются обязательными для судов и любых лиц, применяющих закон.
4.Международное сотрудничество по авторскому праву

4.1. Возникновение международного сотрудничества

Особенность АП состоит в том, что оно ограничено территорией того государства, где первоначально возникло. При отсутствии международных соглашений АП, возникшее в одной стране, в других странах не признается.

Международная система охраны прав авторов основывается на стремлении преодолеть территориальную ограниченность АП, на стремлении авторов и организаций, использующих произведения, обеспечить охрану своих прав не только в собственной стране, но и за рубежом.

В начале были двусторонние соглашения, они приобрели очень широкое распространение со второй половины 19 века. Но в связи с тем, что они не всегда оказываются эффективными (позволяют получить охрану лишь в одной зарубежной стране, и условия их довольно разнообразны), появилась идея о заключении многосторонних соглашений по АП. Первым таким соглашением стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она была заключена 9 сентября 1886 года. В дальнейшем ее положение дополнились и изменились; было проведено семь международных конференций (последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже).
4.2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Это самое авторитетное и престижное международное соглашение в сфере охраны АП. В настоящее время в ней участвуют свыше 110 стран мира.

Бернская конвенция содержит три практически важных правила.

1. Принята взаимная охрана прав иностранных авторов, т.е. если у нас охраняются АП граждан какого-то государства, то и в том государстве должны охраняться АП наших граждан.

2. Иностранным авторам предоставляется “национальный режим”, т. е. они будут охраняться по тем же правилам, что и свои, национальные авторы.

3. Сама конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые должны применяться в странах-участниках. Эти так называемые “нормы материального права» предусматривают довольно высокий уровень правовой охраны.

Бернская конвенция обеспечивает охрану АП в течение жизни автора и 50 лет после его смерти и утверждает отсутствие формальной процедуры регистрации авторства.

Действующий в настоящее время российский закон “Об авторском праве и смежных правах” полностью соответствует нормам Бернской конвенции.

4.3. Всемирная конвенция об авторском праве

6 сентября 1952 года принята Всемирная конвенция об авторском праве. Ее цель – привлечение к международной охране авторских прав как можно большего числа государств. Новая конвенция не установила почти никаких норм-предписаний о том, каково должно быть содержание АП (хотя отдельные нормы такого рода в нее включены).

Конвенция вступила в силу 16 июня 1955 года, была пересмотрена и дополнена в 1971 году. Новый (Парижский) текст конвенции вступил в силу с 10 июля 1974 года.

Сейчас в конвенции участвуют около 100 стран.

Конвенция исходит из того, что в каждом государстве-участнике имеются свои национальные законы об АП. Эти законы, как сказано в ст. I, должны обеспечивать “достаточную и эффективную” охрану прав авторов и всех других обладателей АП на литературные, научные и художественные произведения.

Смысл Конвенции раскрыт в ст. II, где зафиксирована обязанность государств охранять АП на произведения иностранных граждан. Но, в отличие от Бернской, Всемирная конвенция обязывает предоставлять конвенционную охрану лишь тем иностранным произведениям, которые опубликованы после присоединения страны к конвенции (для России – после 26 мая 1973 года), т.е. не предусматривает охраны “с обратной силой”.

Всемирная конвенция предусматривает охрану АП в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, содержит требование уведомления об авторстве символом © на всех экземплярах литературного произведения и разрешает официальную регистрацию авторства.

4.4. Взаимное признание авторского права между государствами

Признание обстоятельств, вытекающих из АП, регулируется в отношениях между государствами обоюдным членством в одной или обеих международных конвенциях об авторском праве: Бернской и Всемирной, либо через двусторонние конвенции или торговые соглашения, включающие статьи об охране АП. (Полные тексты обеих конвенций приводятся в Приложении). Каждая конвенция предполагает соблюдение минимальных стандартов охраны АП, что обеспечивается внутренним авторско-правовым законодательством каждой из стран-участниц конвенции.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это же положение закреплено и в Законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 года, и в ст. 3 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и в ст. 7 ГК РФ.

В области авторского права Россия является участницей:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие для студентов по дисциплине «общие аспекты сестринского ухода»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело»

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconМетодическое пособие освещает основные принципы работы студента над...
Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов всех форм обучения по специальности 030901. 65 “Издательское...

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ для студентов...
Теоретические основы товароведения, стандартизации и экспертизы в таможенном деле

Учебное пособие для студентов специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 4 курса факультета экономики
Разработано учебное пособие в соответствии с требованиями Программы дисциплины английский язык для направления 080 100. 62 «Экономика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск