Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»


НазваниеПояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»
страница1/10
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



СОГЛАСОВАНО

Руководитель рабочей группы

При Минтруде России

И.А. Волошина

______________________

«___»_________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГППУ

В.В. Рубцов
_______________________

«___»____________2013 г.







Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта

специалиста органов опеки и попечительства

Москва - 2013

Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

    1. История и перспективы развития вида профессиональной деятельности

В соответствии с Федеральный законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Астраханской области, специалист органов опеки и попечительства является государственным или муниципальным служащим.


В Астраханской области с января 2011 года в каждом из 16 муниципальных районов региона действуют уполномоченные учреждения Министерства социального развития и труда Астраханской области – казенные центры социальной поддержки населения, на которые возложено осуществление полномочий по опеке (попечительству) (созданы отдел по работе с семьей, опеке и попечительству), что позволило более чем в 4 раза увеличить число специалистов, в чьи полномочия входит защита детства.

 Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства. Установление норматива численности работников органов опеки и попечительства относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Письмом от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 Министерство образования и науки РФ рекомендовало, что приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.

Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц. 

Этим же письмом указано, что в штатном расписании органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации необходимо предусматривать наличие специалистов с высшим профессиональным (базовым юридическим, педагогическим, психологическим) образованием в количестве, необходимом для выполнения соответствующим органом опеки и попечительства своих полномочий.

Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних необходимо также обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений (дополнительное профессиональное обучение).

До 2008 года специалисты, осуществляющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, назывались   специалистами по охране детства.

Число специалистов данной категории постоянно растет. Если в 2000 г. численность специалистов по охране детства составляла 1977 чел. при численности детского населения в 32 млн. чел., в 2006 году численность специалистов по охране детства - 5907 чел. при численности детского населения в 28 млн. чел., то в 2012 году численность специалистов органов опеки и попечительства составляет 10111 чел. при численности детского населения в 24,5 млн. чел.

Однако никогда в нашей стране не было создано системы подготовки специалистов для данной сферы, поэтому на работу в органы опеки и попечительства принимались, в том числе специалисты, имеющие техническое и иное непрофильное образование, не имеющие опыта работы с детьми, семьями, что не могло не сказываться на качестве работы.

Например, согласно проведенному в 2011-2012 году мониторингу в городе Москве из 918 специалистов органов опеки и попечительства не имели высшего профессионального образования 164 чел., высшее профессиональное образование в областях, не связанных с деятельностью по защите прав детей, - 143 чел. Еще в органах опеки и попечительства работало 260 учителей-предметников, и только 273 чел. имело высшее профессиональное образование по юриспруденции и 78 чел. - по психологии.

Для выявления международных тенденций деятельности в области защиты прав несовершеннолетних выбрано несколько стран-участниц организации экономического сотрудничества и развития: Норвегия, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания.

В связи с тем, то прямые аналогии практически отсутствуют, в основу анализа были положены аналогичные цели и задачи, содержание деятельности государственных и муниципальных специалистов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних в этих странах.

Обязанности и функции органов опеки и попечительства Норвегии (Barnevern) изложены в Законе № 100 «Об органах опеки и попечительства» от 17 июля 1992 года. Служба опеки и попечительства существует в каждом муниципалитете. В Норвегии в тех случаях, когда родители оказались в сложной жизненной ситуации и иногда не в состоянии самостоятельно обеспечить ребенку ту заботу и опеку, в которой он нуждается, органы опеки и попечительства несут ответственность за помощь родителям.

Органы опеки, в первую очередь, оказывают помощь в домашних условиях для того, чтобы не разлучать ребенка с родителями. Органы опеки и попечительства являются гарантом надлежащего ухода, безопасности и возможности развиваться для всех детей и подростков и несут особую ответственность за заботу о наиболее уязвимых детях. Они должны защищать детей в случае пренебрежительного отношения родителей к своим родительским обязанностям и бороться с физическим или моральным насилием над ребенком в семье. Если службе опеки и попечительства становится известно о подобных случаях, то закон обязывает ее незамедлительно расследовать ситуацию ребенка, и, при необходимости, принять меры. В соответствии с законодательством, органы опеки и попечительства обязаны изучить поступившую информацию как можно скорее, и, в случае необходимости, принять меры. По закону органы опеки должны рассмотреть обращение как можно скорее и, если необходимо, провести более тщательное расследование в течение трех месяцев.

Работа органов опеки сочетает в себе поддержку и контроль. Органы опеки и попечительства должны помогать и поддерживать родителей в выполнении их родительских обязанностей, но органы также обязаны вмешаться, если их усилия не приводят к положительному результату.

Основные положения деятельности органов опеки попечительства закреплены в законе «Об органах опеки и попечительства» и законе «О деятельности органов государственного управления».

В Норвегии от соискателей на данную должность требуется соответствующий уровень знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения; а дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебные заведения.

Во Франции согласно указу от 23 декабря 1958 года воспитательная помощь находится в компетенции судьи по делам несовершеннолетних. Этот принцип был сохранен в законе о родительских правах от 4 июня 1970 года и включен в статьи 375 и следующие за ней гражданского кодекса: «Если здоровье, безопасность или нравственность не обладающего юридической дееспособностью подростка находится в опасности или он не может получать необходимого образования, то по инициативе отца, матери или службы или лица, которым доверен ребенок, или опекуна, или самого несовершеннолетнего, или министерства судья может вынести решение о мерах воспитательной помощи. В качестве исключения судья может принять такое решение по собственной инициативе».

На организацию социальной помощи детству (АSЕ), подчиненную президенту областного совета, возлагается ответственность проводить в действие административную охрану и защиту детства. Она находится на службе у суда по делам несовершеннолетних. АSЕ ответственна за проведение политики по профилактике опасных ситуаций и плохого обращения с детьми.

Организация социальной помощи детству объединяет ряд служб, работой которой руководит администрация, занимающаяся управлением. Ее представляют инспектора по делам детства.

Можно выделить 5 основных направлений их деятельности:

1. Оказать материальную, воспитательную и психологическую поддержку детям и их семьям, несовершеннолетним, обладающим юридической дееспособностью и совершеннолетним до 21  года, которые сталкиваются с трудностями, из-за которых их равновесие может быть существенно нарушено. 

2. Принять общие меры (т.е. не направленные на отдельных лиц), нацеленные на предупреждение маргинализации и облегчение социальной интеграции подростков, молодежи и их семей.

3. Обеспечить необходимые меры, отвечающие потребностям вверенных социальным службам несовершеннолетних и следить за их ориентацией в сотрудничестве с их семьями (за исключением детей-сирот и оставленных родителями детей).

4. Следить за материальными  и  моральными условиями,  в которых находятся дети, живущие в коллективных учреждениях или отдельно, вне их собственной семьи.

5. Проводить профилактику плохого обращения с ребенком, а также собирать информацию по конкретным случаям плохого обращения с ребенком и обеспечить его защиту.

Ключевой фигурой правовой охраны детства является судья по делам несовершеннолетних, работа которого нацелена на мобилизацию всех воспитательных, психологических и материальных средств, чтобы восстановить способность родителей осуществлять в полной мере их родительские права.

В Финляндии законодательная база в сфере прав ребенка и их защиты включает около 50 законов, касающихся самых разнообразных сфер жизнедеятельности, включая последнюю редакцию закона о защите прав ребёнка в Финляндии и вступившей в силу в 2008 году (дополнения внесены в 2010) - Lastensuojelulaki 13.4.2007/417 (с изменениями 88/2010) или Закон о защите детей (далее LSL). Закон четко устанавливает, что все дети имеют право на безопасное, уравновешенное и  всестороннее развитие и необходимую защиту своих прав и интересов, независимо от их гражданской принадлежности, происхождения и имущественного положения.

Финское государство  в лице своих официальных учреждений стремится поддерживать родителей и/или опекунов в выполнении их задач по воспитанию ребенка. Окончательное решение в случае нарушения прав детей принимает должностное лицо службы защиты детей в социальной службе.

Закон гарантирует ребенку особую защиту в виду его физической и умственной незрелости. В случае, если родители по каким-либо причинам не в состоянии справиться со своими обязанностями и задачами по воспитанию ребенка, государственные органы  обязаны вмешаться в ситуацию. При этом государство обязано найти наиболее щадящий подход к решению ситуации, при котором право на самоопределение как семьи, так и ребенка ущемляется наименьшим образом.

Наиболее значимым аспектом, которым руководствуются официальные органы по делам о защите прав детей, является их благополучие. Еще одним важнейшим новшеством является участие ребенка во всех стадиях рассмотрения дела, касающегося защиты его прав и интересов.

Никто, кроме социальных работников, сотрудников полиции и судей не может знать всех подробностей каждого конкретного случая, и любой комментарий со стороны изначально несет в себе домыслы и догадки. В соответствии с законодательством Финляндии представители официальных органов не вправе освещать подробности в ситуациях, связанных с нарушениями прав несовершенолетних детей, этот принцип существует для защиты личности ребенка от гласности, унижения, ознакомления всего круга родственников и знакомых с теми подробностями личной жизни ребенка, которые в итоге послужили поводами для вмешательства социальных органов.

В Германии основной орган, работающий с семьями и детьми - Муниципальный отдел по делам молодежи (Закон о семье, Сборник 4 Федерального закона о частной жизни, (Buergerliches Gesetzbuch, BGB). На муниципальный отдел по делам молодежи возложены широкие полномочия и обязанности. Сфера его деятельности включает социальную поддержку молодежи и защиту прав детей и молодежи. Он оказывает финансовую помощь семьям, воспитывающим детей, выплачивает пособия на содержание детей, находящихся под опекой (Pflegegeld), и предоставляет финансовую поддержку детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья. Он также оказывает услуги по проведению консультаций специалистов и юристов для семей, неполных семей, приемных родителей, опекунов, детей и молодежи. В его полномочия и обязанности входит решение вопросов о взятии детей и подростков под надзор, осуществление опеки, выдача и отзыв разрешений на передачу детей в приемные семьи и выдача лицензий учреждениям социальной помощи.

В Германии реализуется концепция интенсивной, долгосрочной социально-педагогической помощи семьям со стороны отделов по делам молодежи, социальные работники которых помогают родителям в воспитании детей, решении повседневных проблем и содействуют урегулированию внутрисемейных конфликтов. Это является основным методом профилактики, который отделы по делам молодежи используют для урегулирования семейных конфликтов на ранних стадиях, что в противном случае может привести к отделению ребенка от своей семьи.

Суд по семейным делам обладает полномочиями принимать решение о лишении родительских прав, если родители живы, но установлено, что ни один из них не может обеспечить ребенку надлежащего ухода. Прекращение родительских прав может быть временным или постоянным.

Если ребенка отбирают от семьи, то его/ее передают на попечительство. Попечительство осуществляется в двух формах: на постоянной основе и попечение в интернатном учреждении.

Постоянная форма предусматривает устройство ребенка в семью родственников (идеальный вариант) или в чужую семью.

Основные отличия системы защиты детства в Великобритании - приоритетность сохранения для ребенка семейного окружения в любой ситуации, отсутствие юридической нормы «лишение родительских прав», первичность раннего выявления и система профилактической работы с семьями и детьми по какой-либо причине попавших в группу риска. Как правило, - это дети из неблагополучных семей, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением, а также дети эмигрантов. Системообразующим фактором является отношение государства к профессиональной подготовке социальных работников, которые выполняют функции по опеке и попечительству. Государство заинтересовано в развитии социальных служб, поэтому поддерживает социальные ВУЗы и социальные службы, волонтерство, хотя сам статус социальных работников в обществе является невысоким.

Социальный работник - востребованная в обществе специальность, но не престижная, на специальность «социальный работник» в ВУЗ набираются люди, имеющие законченное среднее образование и опыт работы не менее 3 лет в социальной сфере. Заработная плата социальных работников выше оплаты труда преподавателя ВУЗа. Обучение в ВУЗе многоступенчатое: 1-3 курс-«бакалавр», 4-6 курс-«магистр», 1-3 курсы-академическое образование, 4-6 год - специальное. При получении специальности должны зарегистрироваться в совете социального обслуживания. На 2 году обучения определяется специализация на социальных работников, работающих с семьей и детьми и социальных работников, работающих со взрослыми.

Таким образом, в европейских странах объем работы, предписанный российским законодательством специалисту органов опеки и попечительства, как правило выполняется комплементарно инспекторами по детству совместно с судьями (Франция), муниципальными социальными работниками (Финляндия), служащими муниципального отдела по делам молодежи и судами по семейным делам (Германия), социальными работниками с детскими трастами и интегративными советами (Англия). В основе содержания деятельности специалистов всех этих стран, как и России, лежит Конвенция ООН о правах ребенка. Это позволяет при соответствующей адаптации заимствовать существующие технологии и методы работы, программы подготовки специалистов, что активно уже используется сегодня в регионах России, например, территориально находящихся рядом со Скандинавскими странами.

Проведенный анализ также позволил выявить, что во всех описанных ниже системах основой для сертификации специалиста являются стандарты профессиональной деятельности (как правило, специалиста по социальной работе). Эти стандарты разрабатываются на основе анализа и описания профессиональной деятельности (профессиональных практик).

При разработке профессиональных стандартов в большинстве стран использована следующая схема анализа деятельности:

- определение ключевых (основных) результатов деятельности. Из результатов деятельности вытекают профессиональные (трудовые) функции, для выполнения которых требуются определенные знания, умения и компетенции;

- определение содержания трудовых функций с помощью функционального анализа. Формулировки (определения) функций создаются на основе ответов на вопросы о ключевых результатах деятельности, например, «Что необходимо сделать, чтобы этот результат был достигнут?». Каждая ключевая функция затем разбивается на более мелкие составляющие с помощью того же опроса. Этим достигается набор функций для каждой профессиональной роли (должности);

- в дальнейшем каждая функция подразделяется на компоненты, описывающие действия, а также знания и умения специалиста, позволяющие выполнить эту функцию.

Характеристики знаний и требования к знаниям определяются для каждого из компонентов. По итогам анализа деятельности создается профессиональный стандарт, который включает три взаимосвязанных раздела:

- критерии и контекст деятельности, в котором данные характеристики деятельности проявляются (роли и функции). Это так называемые «выходные критерии» (outputs);

- набор требований к знаниям и умениям, или «входные» критерии (inputs), которые определяют перечень знаний и умений, которые необходимо проявить, чтобы соответствовать стандартам;

- набор обязательных требований, по которым можно сделать вывод о соответствии специалиста стандарту. Эти требования включают набор оценок, которые выносятся по итогам проведения соответствующих проверочных и оценочных (экзаменационных) процедур.

В отличие от всех других специалистов социальной сферы предмет работы специалистов органов опеки и попечительства – это права и законные интересы несовершеннолетних. К этой категории добавляются молодые люди старше 18 лет являющиеся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, и до 23 лет.

Из этого вытекает цель трудовой деятельности - содействие защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, от 18 до 23 лет, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации. Поэтому все трудовые функции специалиста органов опеки и попечительства определяются прежде всего настоящим законодательством.

Для определения содержания профессиональной деятельности специалистов, вытекающего из полномочий специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, было проанализировано российское и международное законодательство. В результате анализа выделены 6 основных направлений деятельности специалистов органов опеки и попечительства.

I. Охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1 Выявление и устройство:

выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение обследования условий их жизни, устанавливают факт отсутствия родительского попечения и ведут учет таких детей;

избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

направление сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета;

обеспечение устройство ребенка при отсутствии родительского попечения;

обеспечение преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственникам;

обеспечение временного устройства ребенка, являющегося иностранным гражданином, при отсутствии родительского попечения;

установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними (предварительной опеки или попечительства);

передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;

получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание;

выдача предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации;

заключение договора об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, принимают решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

подготовка заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации;

обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства;

1.2. Работа с кандидатами в замещающие родители:

подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах

подготовка заключения о возможности быть усыновителями, опекуном (попечителем), приемным родителем;

подготовка заключения о возможности осуществления патронатного воспитания гражданину, выразившему желание стать патронатным воспитателем;

информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

1.3. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

составление и утверждение планов по защите прав ребенка;

осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных

выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных,

исполнение обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

заявление о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;

заявление о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

выдача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;

выдача согласия на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения;

получение согласия законного представителя ребенка, компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, на усыновление (удочерение), передачу под опеку (попечительство) ребенка, являющегося иностранным гражданином, а также его согласие, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

выдача разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, на контакты с ребенком,

1.4. Охрана имущественных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Выдача предварительных разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных в том числе согласие на отчуждение жилого помещения,

принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дают предварительное разрешение на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

назначение и выплата денежных средств на содержание подопечных;

выдача опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных,

определение доверительного управляющего, заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

выдача предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

выдача предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей);

незамедлительное обращение от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан такого договора

1.5. Контроль за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семью:

проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей,

осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей), деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в течение первых трех лет после установления усыновления (до достижения ребенком возраста 18 лет в случае назначения усыновителю ежемесячной компенсационной выплаты);

осуществление контроля за детьми, переданными на патронатное воспитание;

осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка;

1.6. Защита прав детей, устроенных на воспитание в семьи граждан:

освобождение или отстранение опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

предъявление в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.

1.7. Содействие семьям, принявшим детей на воспитание:

оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных

заключение договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание;

осуществление сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание;

1.8. Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов;

установление постинтернатного патроната;

заключение договоров о постинтернатном патронате, принимают решения об их досрочном расторжении в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет после окончания ими учреждений профессионального образования;

осуществление контроля за лицами, над которыми установлен постинтернатный патронат;

1.8. Иное

назначение и выплата ежемесячнй компенсационной выплаты лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, усыновившим на территории субъекта Российской федерации ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного;

II. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:

установление социального патроната;

заключение договоров о социальном патронате, принимают решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

III. Споры об осуществлении родительских прав:

представление суду актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), желающего принять его на воспитание в семью, а также основанное на нем заключение при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей;

может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком,

участие в судебных делах,

участие в принудительном исполнении решений судов, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам),

IV. Участие в судебных процессах:

1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов несовершеннолетнего может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица;

2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Основная цель участия ООиП в обеих формах состоит в защите прав и интересов детей, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, ООиП защищают не только права непосредственных их носителей, т.е. детей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

V. Защита прав и интересов детей:

составление и утверждение планов по защите прав ребенка;

немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

защита имущественных прав несовершеннолетних;

выдача разрешения на изменение имени и фамилии ребенка;

объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

выдача предварительного разрешения на обмен жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности города Москвы, в которых зарегистрированы несовершеннолетние;

выдача согласия на установление отцовства в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

выдача предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние;

выдача согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;

выдача разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;

выдача указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями;

предъявление в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;

участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста;

выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);

принятие решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя;

передача ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

заключение договоров доверительного управления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

VI. Защита интересов детей в случае наличия противоречия между интересами родителей и детей:

назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации;

VII. Иное: образуют и осуществляют деятельность комиссии по защите прав и законных интересов подопечных.

Проведенный анализ развития международного и российского законодательства позволил в качестве современных тенденций изменения содержания деятельности специалистов органов опеки и попечительства выявить следующее.

1. Тенденцию расширение компетенции специалистов органов опеки и попечительства:

- полномочия, установленные СК РФ, и иными федеральными законами (установление и выплата пособий, сопровождение замещающих семей, гражданство)

- расширение категорий судебных дел с участием специалистов ООиП,

- расширение полномочий по защите имущественных прав,

- расширение категорий граждан (лица из числа детей-сирот, кандидаты в замещающие родители, приемные родители).

2. Увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых).

Сегодня не проводятся разграничения между защитой прав детей – граждан Российской Федерации и детей, имеющих иностранное гражданство, или детей без гражданства.

Постоянно расширяется число международных актов, на основе которых строится работа. Растет число международных актов, к которым присоединяется Россия, многие положения которых реализуют специалисты органов опеки и попечительства. Только в 2013 году ратифицированы Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (вводит единые стандарты в борьбе с детской проституцией, порнографией и торговлей детьми) и Факультативный протокол Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (расширяет спектр мер, которые страны-участники должны принимать для защиты детей).

3. Значительное количество полномочий органов опеки и попечительства устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Усиливается процесс необходимости учитывать мнение детей, при решении вопросов, затрагивающих их интересы – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2014 годы этому посвящено отдельное стратегическое направление.

5. Потребность в особых знаниях и систематическом повышении квалификации для решения многих современных и нестандартных задач. Для решения новых задач востребованы особые знания и систематическое повышение квалификации.

Кроме того необходимо учитывать, что многие положения законодательства сформулированы недостаточно четко, например, основания для отобрания ребенка из семьи, или лишения родительских прав, поэтому ключевым вопросом качества работы является уровень квалификации специалиста.

Проведенный в мае 2013 года под руководством депутата Госдумы РФ Е.Ф. Лаховой анализ ситуации с подготовкой кадров, показал, что только в каждом третьем регионе открыты новые образовательные программы повышения квалификации и только 66,7% из них предназначены для специалистов органов опеки и попечительства. Опрос выявил острый дефицит организационно-методического (указало 94,2% регионов) и программно - методического обеспечения (указало 89,95% регионов) их деятельности. В подавляющем большинстве регионы (96,7%) указали на необходимость организации стажировок специалистов в эффективно работающих организациях, как в России, так и за рубежом. Специалисты субъектов РФ испытывают высокую потребность в современных учебниках и методических пособиях (указало 91,6% регионов).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Селекционер...
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций винодела

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист...
«Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «специалист...
Перспективы развития вида профессиональной деятельности (производство автотранспортных средств) 18

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Разработчик...
Описание обобщенных трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации 11

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconАнализ
Введение. Управление по социальным вопросам является структурным подразделением администрации города Покачи, в состав управления...

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего...
Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» icon1. Тенденции развития педагогической деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconМетодические рекомендации по организации деятельности органов опеки...
Йской Федерации (далее – ск) первоочередной задачей органов опеки и попечительства считается выявление семей, где дети находятся...

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» icon1 социальный работник
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства Москва 2013 Раздел 1 «Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций» iconПояснительная записка Программа разработана с учетом квалификационной...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск