Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


НазваниеРоссийской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Методическое руководство

по организации, проведению и аттестации практики студентов очного отделения «Физико-математическое образование» Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени

А.Г. и Н.Г. Столетовых»
(электронный ресурс)

Владимир 2016
Составитель: Покровский В.П.

Методическое руководство по организации, проведению и аттестации практики студентов очного отделения «Физико-математическое образование» Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых». - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016 – 53с.

Содержит рекомендации по организации, проведению и аттестации различных видов практик студентов очного отделения «Физико-математическое образование» Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых». Изложены цели и задачи практик, права и обязанности студентов, содержание, формируемые компетенции, критерии оценивания различных видов деятельности и отчетной документации. Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, Положением о практике студентов ВлГУ и Положением о практике студентов Педагогического института ВлГУ. Снабжено приложениями образцов документов, оформляемых студентами на практике.

Предназначено для руководителей практики от ВлГУ и общеобразовательной организации, студентов очного отделения «Физико-математическое образование».


Рецензент – директор МБОУ г. Владимира «СОШ №15»

Е.Г.Алексеенко
Настоящее методическое руководство разработано на основе нормативно-правовых документов "Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования " (приказ Минобрнауки РФ от 27.11.2015г., №1383), Профессиональный стандарт" Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013г., №544н), а также локальных актов "Положение о практике студентов ФГБОУ ВО "Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых" (2016г.), "Положение о педагогической практике студентов ВлГУ" (2016г.), Учебных планов по профилям бакалаврской подготовки "Математика. Информатика", "Физика. Математика", "Информатика. Математика".

1. Практика в системе подготовки учительских кадров

Практика студентов согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями)" является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования на уровне бакалавриата по подготовке учительских кадров, в частности, математиков, физиков, информатиков. Цели, задачи и объём практики определяется ФГОС ВО и Программой, разрабатываемой соответствующей профильной кафедрой и утверждаемой проректором по ОД ВлГУ.

Практика студентов, являясь особым видом учебных занятий с присущими ему специальными обучающими, развивающими и воспитывающими функциями, согласно Учебному плану носит непрерывный характер с разбивкой по годам обучения, начиная со второго. Вся разносторонняя практическая деятельность студентов-практикантов, предусмотренная Программой практики, проводится в определённой логически выстроенной системе с постепенным усложнением требований от курса к курсу с учётом степени их теоретической подготовки. Практика, реализуемая в реальных условиях общеобразовательной организации, особенно становится важнейшим средством формирования профессиональной компетентности и личностного развития будущего учителя-воспитателя, специалиста сферы образования, так как многие ключевые компетенции педагогической профессии постигаются непосредственно в период самостоятельной учебной и воспитательной работы с обучаемыми различных возрастных групп. Уровень овладения планируемыми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в ФГОС ВО является главным критерием оценки результатов педагогической деятельности каждого студента в общеобразовательной организации. Практика способствует не только профессиональному становлению студентов, но и одновременно проверяет их готовность к этому становлению.

Объективный анализ собственной деятельности может помочь практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, установить причины их породившие (недостаток знаний, умений и опыта, личностные качества и т.д.) и найти педагогически целесообразный выход. На практике студент сможет понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности.

2. Виды, сроки, цели и базы практик

Практика студентов - будущих учителей в силу своей специфики именуется педагогической; это наименование дополнительно включается в название её официальных (по современным нормативным документам) видов, подчеркивая направленность подготовки: "учебная педагогическая практика", "производственная педагогическая практика". ФГОС ВО "Практики" включает во второй блок программы бакалавриата и выделяет на них 21 - 30 з.е. (1.5 з.е. - 1 неделя). Согласно действующих на отделении Учебных планов на оба вида практик выделяется 27 з.е. (18 недель) и каждый из них проводится в два этапа. Сроки установлены с учётом теоретической подготовленности студентов.

Структура педагогической практики на отделении выглядит следующим образом:



п/п

Вид практики

Курс

Семестр

Число недель/з.е.

Сроки*

1

Учебная педагогическая 1

2

4

2(15)/3

Еженедельно по одному дню по 4 ч.

2

Учебная педагогическая 2

3

6

2(15)/3

Еженедельно по одному дню по 4 ч.

3

Производственная педагогическая 1

4

8

8/12

Февраль-март м-ц

4

Производственная педагогическая 2

(преддипломная)

5

9

6/9

Сентябрь-

октябрь м-ц

*Сроки практик ежегодно определяются Календарным учебным графиком.

Отдельные студенты (по их желанию) могут пройти летнюю педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях (городских, загородных) по запросам руководителей с мест их дислокации при условии досрочной сдачи зачётно-экзаменационной сессии. Для них проводится специальная подготовка в рамках Школы вожатого во внеучебное время.

Учебная педагогическая практика проводится в целях получения первичных профессиональных педагогических умений учителя – предметника по первому профилю подготовки и классного руководителя. Первый этап проводится непосредственно на кафедрах в лабораторных условиях путем моделирования учебно-воспитательного процесса и воспитательных дел. На втором этапе базой являются уже общеобразовательные организации г.Владимира. Для учебной практики выделяется специальный день еженедельно в течение семестра.

Производственная педагогическая практика проводится в целях получения педагогических умений и опыта профессиональной деятельности одновременно по обоим профилям подготовки и классному руководству с отрывом от учебных занятий на более продолжительное время (6 или 8 недель); базой ее проведения являются общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии, интернаты и др.), с которыми заключены договора, и находящиеся, как правило, в г.Владимире. Студенты могут пройти ее индивидуально на выезде в другие населенные пункты Владимирской области при наличии запроса городских (районных) органов образования или администраций образовательных организаций для непосредственной работы в качестве учителя по одному (или двум) профилям подготовки на вакантные места. Индивидуальное прохождение практики возможно и студентам, заключившим договор с общеобразовательными организациями на последующее трудоустройство или уже работающим в настоящее время по профилям подготовки. Вопрос о разрешении студентам индивидуальной практики решается кафедрами отдельно по их заявлению с приложением соответствующих документов.

Договорные отношения для прохождения практик на пятилетний срок ПИ имеет с базовыми муниципальными бюджетными общеобразовательными организациями г. Владимира. Для физико-математического образования определены СОШ №№ 2, 7, 8, 9, 15, 16, 19,39. По истечении пяти лет договора переоформляются.

В случае наличия на курсе студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов содержание практики для них при необходимости определяется индивидуально с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, что находит отражение в корректировке заданий по педагогической деятельности в образовательной организации. Последнее ни в коей мере не должно отражаться на качестве проведения практики и выполнении ее программы. Возможна лишь замена проведения отдельных мероприятий в облегченной форме с учетом выше названных характерных особенностей обучаемых. Кроме того, им может быть предложено изменение места прохождения практики. Например, слабовидящие студенты могут пройти практику в специальной школе г.Владимира, студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата - в школах по месту жительства; студенты могут обучать учащихся на дому, дистанционно под контролем руководителей-учителей, если в данной организации есть такая форма обучения.

3. Основные задачи практики

Ключевой задачей практики является формирование следующих компетенций, регламентируемых ФГОС ВО педагогического направления:

Общепрофессиональные (ОПК):

  • готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

  • готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

  • владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

Профессиональные (ПК):

Педагогическая деятельность:

  • готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

  • способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

  • способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);

  • способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7).

Проектная деятельность:

  • способность проектировать образовательные программы (ПК-8);

  • способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

  • способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

  • способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

Исследовательская деятельность:

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Компетенции сгруппированы по видам профессиональной деятельности, к которым готовятся согласно ФГОС ВО выпускники программы бакалавриата с присвоением квалификации "академический бакалавр".

Приведённые 16 основных компетенций по видам деятельности студентов в общеобразовательной организации распределены по курсам следующим образом: 3 курс - ОПК 1, 2, 3, 5; 4 курс - ПК 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; 5 курс - ПК 8, 9, 10, 11. На каждом курсе выделены лишь вновь осваиваемые профессиональные компетенции в реальной практической деятельности с обучаемыми, а усвоенные на предыдущих курсах получают дальнейшее развитие в новой возрастной группе учащихся. Проверка наличия состава компетенций у студентов осуществляется на уровне перечисленных в дневнике "знаний, умений, владения" по каждому курсу.

Кроме ключевой задачи, которая была сформулирована ранее, назовём ещё ряд задач практики на весь период обучения студентов:

  • формирование и развитие общепедагогических и предметно-методических умений и навыков, освоение студентами основ педагогических технологий, элементов педагогической техники в различных типах общеобразовательных организациях;

синтез психолого-педагогических и предметно-методических знаний, педагогической реальности с целью формирования современного педагогического стиля мышления студентов, ориентированного на личностный подход к организации образовательного процесса;

подготовка студентов к проведению различных типов уроков и внеурочных мероприятий с применением разнообразных приёмов, методов и средств обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, а также к выполнению функций классного руководителя;

организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, учителями и родителями, формирование у будущих учителей технологии изучения индивидуальных и возрастных особенностей учеников, способностей управлять собой и коллективом учащихся, привитие студентам навыков внимательного отношения к охране здоровья учащихся;

формирование и развитие профессионально значимых качеств будущего учителя, отвечающих требованиям обучения, воспитания и развития подрастающего поколения в интересах личности, общества и государства, выработка у студентов творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа своего труда, формирование потребности в самообразовании и стремлении к самосовершенству для достижения успехов в выбранной профессии;

ознакомление студентов с системой, реальными условиями и состоянием работы учителей математики, физики и информатики в современных образовательных организациях, передовым педагогическим опытом учителей г. Владимира и области;

содействие накоплению студентами опыта педагогической деятельности, созданию “методической копилки”;

формирование психологической и профессиональной готовности к работе в качестве учителя и классного руководителя образовательной организации;

оказание посильной помощи образовательной организации силами группы студентов.

На основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к учительской профессии студенты в процессе практики овладевают следующими педагогическими умениями:

изучать личность ученика и коллектива учащихся с целью диагностики и проектирования их развития, воспитания и обучения;

организовать педагогическое общение с учащимися малой группы, коллектива класса, кружка и т.п.;

определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих целей образования с учётом возрастных и индивидуальных различий учащихся и социально-психологических особенностей класса;

осуществлять перспективное и текущее планирование учебной и воспитательной работы;

готовить, проводить и анализировать различные типы уроков по предметам, факультативные занятия, внеурочную работу (предметные кружки, тематические вечера и утренники, устные журналы и др.) с использованием разнообразных приёмов, методов и средств обучения;

проводить текущую работу учителя-предметника и классного руководителя;

проектировать индивидуальные маршруты в учебной и исследовательской сферах;

проводить различные формы воспитательной работы с учащимися (классный час, воспитательное дело, практикум, ток-шоу, ролевая игра и т.п.);

осуществлять обучение, воспитание и развитие учащихся с учётом специфики преподаваемых предметов;

способствовать социализации, формированию общей культуры личности учащихся, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту и нести ответственность за его реализацию в полном объёме;

анализировать и обобщать педагогический опыт и личный опыт работы, организовывать опытно-экспериментальную работу, проводить учебно-исследовательскую работу в области образования;

осуществлять связь с родителями (лицами, их замещающими);

повышать свой профессиональный уровень, проектируя траекторию роста.

Задачи и формируемые умения для каждого вида практики по курсам приведены в соответствующей Программе практики.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПрограмма практики. 2 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПрограмма практики. 3 курс министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск