Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом”


Скачать 412.01 Kb.
НазваниеПрограмма комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом”
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3


Коми республиканская академия

государственной службы и управления
Кафедра управления социально-политическими процессами


ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА
для студентов факультета управления, обучающихся

по специальности 080505 “Управление персоналом”

Сыктывкар ♦ КРАГСиУ ♦ 2013

Утверждено Учёным советом Коми республиканской академии государственной службы и управления 29.12.2011 (протокол № 4).

© Коми республиканская

академия государственной

службы и управления, 2012


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Организационно-методические указания
Итоговая государственная аттестация выпускников в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080505 “Управление персоналом” включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности. Комплексный государственный экзамен по специальности проводится с целью проверки уровня и качества общей и, прежде всего, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по направлению специальности и установления соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям к знаниям и умениям выпускника по дисциплинам, предусмотренным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 080505 “Управление персоналом”.

Программа комплексного государственного экзамена является элементом фонда оценочных средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям ГОС ВПО по специальности 080505 “Управление персоналом”.

Комплексный государственный экзамен по специальности содержит ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

В соответствии с этим в программу включены основные модули, охватывающие содержание всех дисциплин федеральных компонентов общепрофессионального и специального цикла ГОС ВПО по специальности.

Основными задачами проведения экзамена являются:

- комплексная оценка уровня подготовленности выпускника по важнейшим (основным) дисциплинам учебного плана подготовки;

- определение степени соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики в части наличия необходимых знаний, умений и навыков;

- получение оснований для решения вопроса аттестационной комиссией о присвоении квалификации и выдаче выпускнику диплома.

Следует считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующих о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях.

К комплексному государственному экзамену допускаются студенты, завершившие полный курс обучения в соответствии с утверждённым учебным планом и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, которые им предусмотрены.

Студенты, не прошедшие в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляются из КРАГСиУ и получают академическую справку.
1.2. Содержание комплексного государственного экзамена
Для проведения экзамена ежегодно составляется программа, которая утверждается выпускающей кафедрой и Учёным советом. В программу комплексного государственного экзамена по специальности 080505 “Управление персоналом” включены следующие дисциплины из учебного плана:

1. По циклу общеуправленческой подготовки. Основы менеджмента. Теория организации. Социология и психология управления. Трудовое право. Конфликтология. Управление социальным развитием организации. Инновационный менеджмент. Делопроизводство в кадровой службе.

2. По циклу специальной подготовки (управление персоналом). Организационное поведение. Основы управления персоналом. Психофизиология профессиональной деятельности. Основы безопасности труда. Организация труда персонала. Этика деловых отношений. Информационные технологии управления персоналом. Организационная культура.

3. По циклу экономической подготовки. Экономическая теория. Статистика. Финансы и кредит. Бухгалтерский учёт. Управление трудовыми ресурсами. Основы социального страхования. Экономика и социология труда. Мотивация трудовой деятельности.

Общий объём программы комплексного государственного экзамена составляет 72 вопроса, объединённых в три раздела:

24 вопроса – по циклу управленческой подготовки;

24 вопроса – по циклу подготовки управления персоналом;

24 вопроса – по циклу общеэкономической подготовки.

Для проведения итоговой государственной аттестации, включающей комплексный государственный экзамен, создаётся государственная аттестационная комиссия. Председателем государственной аттестационной комиссии является доктор наук, профессор, представитель другого вуза или крупный специалист предприятия, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.


2. Программа комплексного

государственного экзамена
2.1. Цикл общеуправленческой подготовки
Основы менеджмента
Природа и содержание функций менеджмента. Функции менеджмента: понятие, сущность, классификация. Соотношение понятий “цель”, “задача”, “функция”.

Общие функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учёт, промежуточный анализ, контроль, регулирование, итоговый анализ. Роль и место социальных процессов, социальных отношений в планировании, контроле и анализе управленческой деятельности.

Управленческий цикл. Технология реализации общих функций менеджмента. Конкретные (специальные) функции социального менеджмента: социально-экономическая, социально-политическая, культурно-воспитательная и др.

Стратегическое планирование как функция менеджмента. Стратегическое планирование как набор руководящих действий по достижению организацией своих целей: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение. Этапы процесса стратегического планирования: миссия организации, цели организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Оценка стратегии.

Планирование реализации стратегии: тактика, политика, процедуры, правила. Реализация и контроль реализации стратегического плана: бюджет, управление по целям.

Взаимосвязь планирования с другими функциями управления.

Контроль как функция менеджмента. Необходимость контроля и его критерии: неопределённость; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха. Основные виды контроля: предварительный (по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам); текущий; заключительный. Система обратной связи как условие осуществления текущего контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, варианты действий. Поведение, ориентированное на контроль. Характеристика эффективного контроля: стратегическая направленность контроля; ориентация контроля на результат; своевременность контроля; соответствие контроля делу, гибкость контроля, экономичность контроля.

Теория организации
Законы и принципы организации. Законы, присущие социальным организациям. Закономерная зависимость между уровнем разнообразия объекта и субъекта управления. Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта (У.Р. Эшби). Многообразие социальных систем, их качественное отличие друг от друга как предопределенность альтернативности путей их развития и функционирования. Закон синергии. Закон самосохранения. Законы организации: единства анализа (синтеза), развития, пропорциональности и композиции, информативности–упорядоченности, дифференциации и универсализации функций. Специфические законы социальной организации.

Сущность и типы организационных управленческих структур. Сущность организационной структуры управления и факторы, её определяющие. Требования к организационной структуре: оптимальность, оперативность, надёжность, экономичность, гибкость, устойчивость. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), дивизиональная. Адаптивные (органические) структуры: проектная и матричная организации. Анализ особенностей положительных и отрицательных сторон организационных структур административного управления.

Методы и принципы построения организационной структуры управления. Методы построения организационной структуры и основные этапы её создания: создание условий; формирование состава подразделения; подбор исполнителей. Бюрократическая организация как классическая модель организационной структуры. Принципы построения организационной структуры: функциональная департаментализация, региональный, отраслевой, адаптивный, матричный, целевой. Проектирование организационной структуры: анализ оргструктуры; проектирование; оценка эффективности. Централизованные и децентрализованные организации. Формы и способы интеграции.

Социология и психология управления
Объект и предмет социологии и психологии управления. Социальные и психологические факторы и закономерности как неотъемлемый элемент современной теории и практики управления. “Массовизация” управленческой деятельности в современном обществе. Актуальные проблемы и направления повышения эффективности управленческой деятельности в России. Структура, объект и предмет социологии и психологии управления.

Эффективность управления как социологическая проблема. Понятие эффективности управления, его критерии. Социологический аспект эффективности управления. Гуманитарные предпосылки и условия повышения эффективности управления. Способы измерения эффективности управления.

Социально-психологические проблемы реализации управленческих функций. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. Актуализация психологических механизмов при выполнении стандартных функций управления.

Личные и профессиональные характеристики руководителя. Проблема профессиональной пригодности руководителя. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
Трудовое право
Понятие, правовой статус и классификация субъектов трудового права. Понятие субъектов трудового права как участников общественных отношений, регулируемых законодательством о труде. Правовой статус субъектов трудового права: трудовая правосубъектность, основные права и обязанности; юридические гарантии трудовых прав и обязанностей и ответственность за нарушение трудовых обязанностей. Классификация субъектов трудового права.

Трудовой и коллективный договоры. Роль и место трудового договора в системе трудового права. Отличие трудового договора от договоров гражданского права. Содержание трудового договора. Классификация трудовых договоров. Договор с неопределённым сроком и срочные трудовые договоры.

Коллективный договор и соглашения в сфере труда, их значение. Понятие, виды, стороны коллективных договоров и соглашений. Основные принципы и порядок заключения. Структура и содержание коллективных договоров и соглашений. Сфера их действия и контроль за их выполнением.

Оплата труда. Нормирование труда. Понятие оплаты труда и заработной платы, принципы и методы правовой организации оплаты труда. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Ограничения и удержания из заработной платы. Формы выплаты заработной платы и оплаты труда. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда.
Конфликтология
Общая характеристика, типология и причины конфликтов в организации. Понятие конфликтов в организации. Типология конфликтов в организации. Причины конфликтов в организации. Негативные и позитивные последствия конфликтов в организации.

Особенности и методы профилактики конфликтов в организации. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов. Основные направления деятельности по профилактике конфликтов. Методы профилактики конфликтов.

Стратегии и методы управления конфликтами в организации. Понятие управления конфликтами в организации. Динамика управления конфликтом. Стратегии и методы управления конфликтом: типология и содержание. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Управление конфликтом и конфликтное управление. Роль руководителя в управлении конфликтами в организации. Конфликтологическая компетентность руководителя.
Управление социальным развитием организации
Социальная среда организации как объект управления персоналом. Социальная система как объект социального управления. Сущность и принципы социального управления. Закономерности социального развития организации. Факторы внутренней и внешней социальной среды организации. Создание благоприятных условий для труда, быта и досуга работников. Повышение качества трудовой жизни (трудовой коллектив; социально-психологический климат; руководство предприятия; оплата труда; рабочее место, служебная карьера, социальные гарантии; социальные блага). Задачи и функции социальной службы.

Механизм управления социальными процессами в организации. Высокая рентабельность и устойчивость работы организации – главные факторы положительных изменений её социальной подсистемы. Социальное прогнозирование как элемент управления и основа социального планирования. Методы социального прогнозирования. Концепция, стратегия и тактика управления социальными процессами в организации. Планирование социального развития как основной инструмент управления социальными изменениями в организации. Основные разделы плана социального развития. Подходы и методы составления плана социального развития. Анализ и диагностика состояния социальной подсистемы организации. Связь управления социальными процессами с реализацией других функций управления. Управление персоналом как фактор управления социальными изменениями. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием. Принципы программно-целевого подхода. Практика разработки целевых программ социального развития.

Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем. Особенности отечественного опыта управления социальными процессами. Обусловленность отечественного опыта управления социальными процессами национальными культурно-историческими факторами и зарубежным влиянием. Социальная ответственность организаций, фирм, предприятий перед обществом. Социальное партнёрство в бизнесе (владение акциями, участие персонала в управлении предприятием).

Особенности подходов к управлению социальными процессами за рубежом. Состав материальных благ и услуг, предоставляемых работникам зарубежных предприятий помимо заработной платы.
Инновационный менеджмент
Управление изменениями. Нововведения как форма управляемого развития. Управление изменениями. Инновация – системное возмущение. Виды и цели инноваций. Социальный заказ на системодеятельное обеспечение инновационной восприимчивости. Характерные черты инновационной деятельности (объекта, процесса, субъектов). Основные этапы инновационного процесса и их обеспечение. Модель процесса успешного управления организационными изменениями.

Сущность, содержание и классификация нововведений в кадровой работе. Понятие, сущность и содержание нововведений в кадровой работе. Классификация нововведений в кадровой работе. Нововведения созидательного и деструктивного характера. Виды и типичные примеры неэффективных нововведений в кадровой работе, условия и способы их предотвращения.

Понятие кадровой реформы, её место и роль в реформе общества, организации. Объективные и субъективные предпосылки кадровых реформ. Цели, задачи, приоритеты и этапы кадровой реформы.
  1   2   3

Похожие:

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconРабочая программа Производственной практики Для специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
Федеральным законом №273-фз от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-фз) и требованиями...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconОсновная образовательная программа (ооп) специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) специальности «Управление...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconРабочая программа по прохождению учебно-ознакомительной практики...
Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconПрограмма государственного экзамена по направлению подготовки 38....
Утверждено решением Ученого совета факультета управления фгбоу впо «ЧелГУ» протокол №3 от 19 ноября 2015 г

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы управления персоналом...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconПрограмма практик для студентов дневного и заочного отделений факультета...
Программа практик для студентов дневного и заочного отделений факультета управления, обучающихся по специальности 080504 “Государственное...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconА. О. Субочева рабочая программа
Для студентов, обучающихся по направлению 38. 04. 02 Менеджмент, магистерская программа «Управление персоналом», заочная форма обучения....

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconПрограмма дисциплины (Стандарт пд-опд) Екатеринбург 2010 I. Введение...
Цель дисциплины «Управление персоналом» приобретение студентами базовых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления...

Программа комплексного государственного экзамена для студентов факультета управления, обучающихся по специальности 080505 “Управление персоналом” iconПрограмма практики по специальности 080505 «Управление персоналом»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск