Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Москва 2015
Оглавление Вводные замечания 3
Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта 5
Требования к дифференциации уровней профессионального стандарта и списку профессиональных компетенций педагогов, с точки зрения требований профессионального стандарта 9
Общий порядок организации аттестации на основе профессионального стандарта 24
Инструктивные материалы 32
Инструкции для руководителей образовательной организации 32
Инструкция по составлению должностных инструкций в условиях применения профстандарта педагога. 34
Инструкция руководителю по оплате труда педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) 41
Инструкции для педагогов 44
Инструктивное письмо по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта 44
Инструктивное письмо по проведению профессионального экзамена педагогических работников в условиях применения профстандарта педагога 49
Основные требования к должностным обязанностям педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий 53
Вводные замечания Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций призвана объединить основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее программно-целевых документах – государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг.
Достижению результатов выполнения одного из приоритетных направлений данной программы – внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - должна способствовать разработка нормативной и методической документации, регламентирующей использование профстандарта педагога.
Таким образом, разработка пакета документов по обеспечению внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога) направлена на реализацию задач первой подпрограммы Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций1 на 2015 – 2020 гг. (далее – Комплексная программа).
Профессиональный стандарт педагога – это сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагогов, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда и т.д.
В соответствии с Комплексной программой внедрение профстандарта педагога должно не просто повысить эффективность работы педагога, но создать принципиально новые механизмы модернизации педагогического образования и организации профессиональной деятельности педагога с опорой на профессиональный стандарт.
В процессе применения профстандарта педагога должны быть предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях профстандарта педагога, разработаны предложения модернизации форм трудовых отношений на основе эффективного контракта.
В 2015 году по результатам первого и второго этапов внедрения профстандарта педагога при активном участии субъектов Российской Федерации разработан следующий перечень нормативной и методической документации, регламентирующей использование профстандарта педагога в соответствии с вышеуказанными требованиями Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций к профстандарту педагога:
1. Предложения по введению дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка квалификаций).
2. Требования к формированию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на основе прфстандарта.3. Рекомендации по оценке и самооценке уровня профессиональных квалификаций педагога (учитель, воспитатель) с учетом нового законопроекта "Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
4. Модель квалификационного (профессионального) экзамена на определение квалификационного уровня педагога.
5. Предложения по организации нового порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.
6. Примерные документы для оформления трудовых отношений (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.
К данному перечню нормативных документов по решению подкомиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и применению профессиональных стандартов работников сферы образования разработаны методические материалы (методические рекомендации, методические письма, инструктивные материалы, модели и концепции), обеспечивающие решение основных задач управления качеством образования.
Таким образом, разработанный пакет документов является минимальной необходимой нормативной, методической и аналитической базой, позволяющей руководителям образовательных организаций при применении профессионального стандарта педагога осуществлять основные функции управления образовательным процессом (в том числе по формированию кадровой политики), педагогическим работникам осуществлять профессиональное развитие, формировать индивидуальную карьеру, органам управления образованием обеспечивать качество работы образовательных организаций.
Данный пакет нормативных документов и методических материалов рекомендуется к использованию образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
|