Приложение № 1
к приказу от 09.03.20 16 г. № 52
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации питания воспитанников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 6 «Колокольчик»
Общие положения.
Настоящее Положение устанавливает порядок организации питания воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 6 «Колокольчик» (далее Организация).
Организация в своей деятельности при организации питания воспитанников руководствуется:
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»;
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н;
уставом;
настоящим положением;
и иными нормативно-правовыми актами, содержащими вопросы организации питания детей.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ заведующий Организации несет ответственность за организацию питания, осуществляет контроль за работой сотрудников, участвующих в организации детского питания.
Положение определяет деятельность должностных лиц, работающих в Организации:
по формированию рационов питания детей дошкольного возраста в соответствии с принципами здорового питания,
организации производства и реализации кулинарной продукции на пищеблоках,
организация приема и хранения пищевых продуктов;
порядка организации приема пищи детьми;
организации контроля за питанием детей.
На начало учебного года в Организации издается приказ об организации питания воспитанников, распределяются обязанности между работниками.
Настоящее Положение вводится как обязательное для исполнения всеми сотрудниками Организации.
2. Цели, задачи, принципы и направления по организации питания. 2.1. Целями настоящего Положения являются:
создания оптимальных условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания детей;
соблюдения условий приобретения и хранения продуктов питания в Организации и рационального расходования денежных средств.
2.2. Основными задачами организации питания воспитанников являются:
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием;
гарантирование безопасности питания и качества пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд;
пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам ребенка.
сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам;
обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;
создание оптимального режима питания для детей, обстановки, формирующей у детей навыки культуры приема пищи.
2.3.Организация питания детей предусматривает необходимость соблюдения
следующих основных принципов:
составление полноценного рациона питания;
использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы Организации;
соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;
правильное сочетание питания в Организации с питанием в домашних условиях, проведение необходимой просветительной работой с родителями, гигиеническое воспитание детей;
учет времени года;
строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;
учет эффективности питания детей.
Основными направлениями работы по организации питания являются:
Изучение нормативно-правовых документов по вопросам питания детей дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение помещения пищеблока;
Рациональное размещение технологического оборудования и сантехнического оборудования в помещении пищеблока;
Организация питания воспитанников;
Обучение и инструктаж сотрудников пищеблока;
Обучение и инструктаж воспитателей, младших воспитателей;
Контроль и анализ условий организации питания воспитанников в Организации;
Разработка мероприятий по вопросам организации сбалансированного, полезного питания в Организации;
Разработка мероприятий по вопросам оснащения пищеблока современным технологическим оборудованием, инвентарем;
Организация обеспечения работников пищеблока средствами индивидуальной защиты, средствами дезинфекции;
Изучение и распространение опыта по организации питания в Организации, пропаганда вопросов здорового питания.
Основные требования к приему и поставке продуктов питания.
Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в Организацию осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии), сохраняются до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов (бракераж сырых продуктов) осуществляет ответственное лицо. Результаты контроля регистрируются в «Журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок» (Приложение № 5 СанПин 2.4.1.3049-13), который хранится в течение года. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При транспортировке пищевых продуктов необходимо соблюдать условия, обеспечивающие их сохранность, предохраняющие от загрязнения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к их перевозке.
Требования к условиям хранения продуктов питания.
Сроки хранения и реализации пищевых продуктов обеспечиваются в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием- изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией и требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.
Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках, которые обеспечиваются термометрами для контроля за температурным режимом хранения.
Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения температуры воздуха, влажности.
Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании (приложение № 6 СанПин 2.4.1.3049-13), который хранится в течение года.
Требования к составлению меню для организации питания.
Организация обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание (включая второй завтрак) детей. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).
Питание осуществляется в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на две недели с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Содержание белков должно обеспечивать 12-15 % от калорийности рациона, жиров - 30 - 32% и углеводов - 55 - 58%.
При распределении общей калорийности суточного питания детей используется следующий норматив: завтрак - 20 - 25%; обед - 30 - 35%; полдник - 10 - 15%; ужин - 20 - 25%. В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный приём пищи - второй завтрак (5 %), включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
Примерное меню должно содержать информацию согласно Приложения № 12 к СанПиН 2.4.1.3049-13 (о наименовании блюд и кулинарных изделий, массе порций, энергетической и пищевой ценности каждого блюда, энергетической и пищевой ценности рациона итого за день) и утверждается руководителем Организации.
В примерном меню обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.
Примерное меню изменяется по сезонам два раза в год (зимне-весеннее и летне-осеннее).
Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.
В течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами согласно приложения № 6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов согласно Приложения № 14 к СанПиН 2.4.1.3049-13.
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены согласно Приложению № 7 к СанПиН 2.4.1.3049-13. и утверждены руководителем Организации.
Составляется картотека технологических карт в строгом соответствии с примерным меню. Один экземпляр находится у ответственного за написание меню-требования, второй на пищеблоке.
На основании утвержденного примерного меню и технологических карт ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для каждой возрастной группы воспитанников. Меню-требование утверждается заведующим Организации.
Меню-требование и технологические карты являются основными документами для приготовления пищи на пищеблоке.
Вносить изменения в утвержденное меню-требование без согласования заведующего Организации запрещается. При необходимости внесения изменения в меню-требование (несвоевременный завоз продуктов, не доброкачественность продуктов и др) завхозом составляется объяснительная с указанием причины. В меню – требование вносятся изменения и заверяются заведующим Организации.
Исправления в меню- требование не допускаются.
Закладка продуктов в блюда осуществляется в строгом соответствии с технологическими картами, прилагаемыми к настоящему меню.
Ежедневно меню-требование подписывается поваром, завхозом, ответственным за написание меню-требования, бухгалтером.
Для обеспечения преемственности питания, родителей (законных представителей) воспитанников информируют об ассортименте питания, вывешивая меню на раздаче, в приемных групп, с указанием полного наименования блюд и веса порций.
Требования к содержанию пищеблока
Устройство, оборудование и содержание пищеблока ДОУ должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания.
Всё технологическое и холодильное оборудование должно быть в рабочем состоянии.
Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.
Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд должны соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару. При приготовлении блюд не применяется жарка.
При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать выполнение технологии приготовления блюд, изложенной в технологической карте, а также соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается:
использование запрещенные пищевые продукты,
изготовление на пищеблоке творога и других кисломолочных продуктов, а также
блинчиков с мясом или с творогом, макарон по-флотски, макарон с рубленным яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья (без термической обработки), форшмаков из сельди, студней, паштетов, заливных блюд (мясных и рыбных); окрошек и холодных супов;
использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной
накануне;
пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили;
использование в питании детей любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, принесённые из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий: праздновании дней рождения и т.п.), различные продукты питания (в т.ч.: фрукты, сырки, чипсы, конфеты, жевательную резинку и пр.,).
Для приготовления пищи используется электрооборудование, электрическая плита, газовая плита.
В помещении пищеблока проводят ежедневную влажную уборку, генеральную уборку по утвержденному графику.
Работники пищеблока проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку, должны иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.
Ежедневно перед началом работы заведующий проводит осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в «Журнал здоровья» (приложение № 16 к СанПин 2.4.1.3049-13). Не допускаются или немедленно отстраняют от работы больных работников или при подозрении на инфекционные заболевания. Допускают к работе по приготовлению блюд и их раздачи работники пищеблока, имеющих на руках порезы, ожоги, если они будут работать в перчатках.
Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте и на территории Организации.
Помещение пищеблока должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.
В Организации должен быть организован правильный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду. Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.
|