Рабочая программа Предмет Обществознание


НазваниеРабочая программа Предмет Обществознание
страница1/4
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Договоры > Рабочая программа
  1   2   3   4
АНОО Иркутская Вальдорфская школа


УТВЕРЖДЕНА

На заседании педагогической коллегии

22 августа 2016 г.

Ведущий коллегии

______________ Л. Г. Кузнецова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет

Обществознание

Учебный год

2016-2017

Класс

9-10-11-12


Учитель: Кузнецова Л.Г.

Пояснительная записка

Данная учебная программа составлена с учётом требований федерального базисного Учебного плана, федерального компонента государственного образовательного стандарта и "Примерной Образовательной программы для российских вальдорфских школ", рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-2280 от 10.11. 2006 г. и экспертным заключением Института общего среднего образования РАО № 1-11 /63 от 23.03.2006 г. В соответствии с основными направлениями модернизации системы школьного образования содержание программы направлено на повышение уровня гуманитарной подготовки учащихся и отражает стремление преодолеть формализацию обществоведческих курсов, обеспечить возможность творческого труда учителя. Во избежание перегрузки учащихся, связанной с интенсификацией информационного потока и множественности существующих методологических подходов, программа предполагает сочетание принципов сохранения базового уровня с обеспечением углублённого уровня и вариативности обучения.

Кроме того, программа представляет ярко выраженную специфику вальдорфской школы, имеющей длительную традицию в разных странах мира, но относительно новую для отечественного образования. Программа представляет обобщение многолетнего практического опыта преподавания обществознания в данном образовательном учреждении и рассчитана на уровень учащихся старших классов. Специфика вальдорфской педагогики отражена в отборе учебного материала, распределении тем по годам обучения, исходя из принципа приоритетности возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся, а также в методологическом и методическом подходах. Основные положения педагогической концепции, а также дидактико-методические принципы вальдорфской школы изложены в Общей части к образовательным программам российских вальдорфских школ.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение учащимися системы знаний об обществе, необходимой для их социализации;

- развитие интереса к жизнедеятельности общества и его проблемам;

- понимание основных задач, специфики и перспектив развития основных сфер общества, позволяющее адекватно и успешно действовать в социальной среде: способах регулирования общественных отношений, сообразно внутренним закономерностям каждой из сфер; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- знакомство с общеисторическими тенденциями развития общества и уникальной спецификой развития российского общества;

- развитие самостоятельного подвижного мышления, способности формулировать социальное суждение;

- воспитание общероссийской идентичности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям человечества;

- развитие нравственно-правовой культуры;

- воспитание гражданских качеств: патриотизма, ответственности, социально-активной позиции на основе понимания задач человека на современном этапе развития российского общества и человечества;

- овладении умениями получать и позитивно-критически осмысливать социальную информацию и на этой основе вырабатывать собственную позицию;

- способствовать формированию опыта применения полученных знаний и умений, соотнесения своих действий и действий других людей, исходя из правовых, национальных и конфессиональных норм;

- помочь осознанию своего места и роли в современном обществе, развитию способности к социальному самоопределению и самореализации.

Особенностями данной программы являются:

- стремление к достижению учебных целей наиболее экономичным образом, то есть модульное изучение (3-4недельная учебная эпоха-погружение), изучение на основе узловых примеров социальных феноменов, широкое использование межпредметных связей;

- сочетание феноменологического (изучение начинается с исследования нескольких социальных феноменов и накопления личного практического опыта учащимися) и аналитического (знакомство и анализ общих представлений и их конкретизация на частных примерах) подходов;

- отбор и распределение тем для изучения, исходя из возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся (принцип педоцентризма);

- концентрическая работа с темами программы:

9-10 классы – изучение конкретных социальных феноменов и на их основе - закономерностей функционирования основных сфер современного общества ("посев семян", "азбука общества"). Это становится основой, на которой учащиеся учатся понимать текущие события, приобретать навыки работы с социальной информацией СМИ.

11-12 классы – проблемно-теоретическое осмысление, анализ проблем состояния современного общества; прослеживание причин, приведших общество в современное состояние, знакомство с концепцией социальной трёхчленности ("собирание плодов")

- практическая направленность, то есть широкое использование деловых игр, дискуссий, уроков-экскурсий, практик и других форм активного обучения, моделирующих ситуации из реальной общественной жизни.

Содержание данной программы ориентированно на рассмотрение как собственных законов и закономерностей, понятийного и терминологического аппарата экономической, правовой и духовной сфер общества, так и их взаимосвязей и взаимовлияния, что охватывается понятием "социальный организм".

Пропедевтический компонент обществоведческого образования предполагает, что учащиеся получают знания и опыт по следующим темам на двух предыдущих ступенях обучения.

3 класс – знакомство и практические основы старых ремёсел, сельского хозяйства (в предмете "Окружающий мир")

- денежные единицы (в предмете "Математика")

4-5 классы – природные и хозяйственные особенности региона, РФ (в курсе "Краеведение", "География России")

5-6 классы – формы правления и правовые отношения в древних культурах, в частности, теократия в Древнем Египте, возникновение демократии в Древней Греции, права республики в Древнем Риме, королевская власть в Средние века, отношения сословий; история основных религий (в предмете "История")

6-7 классы – понятия экономики, производительности труда, затрат-выручки-прибыли, исчисление процентов, основы бухучёта, кредита-долгов, денег и форм их обращения и др. (в предмете "Математика")

7-8 классы – зарождение и развитие современной демократии, национальной и мировой экономики и др. (в предмете "История")

- составление деловых бумаг (в предмете "Русский язык")

С 1-8 классы учащиеся приобретают следующий социальный опыт, который используется в предмете "Обществознание" в старших классах:

- опыт здорового социального взаимодействия (классные спектакли, экскурсии, походы, сотрудничество родителей и педагогов школы и т.д.;

- экономический опыт (решение на уроках математики задач экономической направленности с реальными цифрами; классные экономические проекты во время ежегодных школьных ярмарок: организация кафе и т.д.);

- личный опыт уважения достоинства взрослого и ребёнка, реализации их прав, свобод и обязанностей, демократически-республиканского коллегиального управления в вальдорфской школе и т.д.);

- знания и участие в традиционных и государственных праздниках года;

- совместная культурная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе, с партнёрской зарубежной школой

Предмет "Обществознание" сопровождает систему практик старшеклассников, позволяющая приобрести реальные знания и позитивно-социальный практический опыт, участвуя в различных сферах жизнедеятельности современного общества. 9 класс – 2-х недельная с/х практика на биодинамической крестьянской ферме; 11 класс – социальная практика (в социальных учреждениях); 12 класс - производственная практика на одном или нескольких малых предприятиях.
Структура курсов обществознания
Данная структура курсов сложилась в итоге многолетнего опыта преподавания обществознания в данном образовательном учреждении и доказала свою жизнеспособность. Особенности её – тесная логическая связь с курсами истории в старших классах, которые также преподаются эпохальным методом (погружение на 3-4 недели в течение 1-х утренних часов). К примеру:

9 класс – при изучении основных идей Нового и Новейшего времени учащиеся знакомятся с историей возникновения идей прав человека, верховенства закона, идей разделения властей Ш., Монтескье, идеологией и практикой тоталитарных режимов. Это служит основой для курсов "Человек и его права" (9 класс), а в 10 классе " Политическая сфера общества". Они проходятся, как правило, после учебной эпохи истории в 9-ом классе.

Курс "Экономика " в 9-ом классе предшествует курсу "История России XX-начало XXI вв.", так как без усвоения законов здоровой экономической деятельности в современном обществе невозможно понять темы " Военный коммунизм", "НЭП", плановая и рыночная экономика и др.
9 класс – "Человек и его права"

– "Экономика"
10 класс – "Политическая сфера общества"

– "Духовно-культурная сфера общества"
11-12 классы – идея социальной трёхчленности как критерий анализа проблем современного состояния основных сфер общества и перспектив его оздоровления, развития.
В настоящее время имеется несколько учебно-методических комплексов, охватывающих всё содержание стандартов по предмету "Обществознание", которые могут использоваться так же и при работе по данной программе. Но поскольку распределение содержания по классам в данной программе не всегда соответствует его распределению авторами учебников, учебники и учебные пособия могут играть роль справочников, источников информации, задачников, контрольно-измерительных материалов.
"… Не прошлое мы должны вносить в будущее, а новые импульсы".

Р. Штайнер

9 класс (35 часов)

Курс «Человек и его права»
Идея прав человека – завоевание человека Нового времени и основа современного международного и российского права. Место и роль правовой деятельности в общественном организме. Задачи и границы правовой сферы. Происхождение права. Регуляторы общественного права в истории человечества. Взаимоотношения членов общества и их взаимные чувства как источник правовой жизни в современном обществе. Понятие правоотношений. Роль права в жизни общества.

Понятия правоспособности и дееспособности. Субъекты права. Антисоциальные проявления и социальные нормы. Источники и документы международного и российского права. День прав человека.
Основные права и свободы человека и гражданина. Их отличие. Границы прав и свобод. Международные документы о правах человека. Конституция РФ как основной закон прямого действия. Виды прав человека.

Характеристика основных прав и свобод человека. Способы (и примеры) их реализации.

Обязанности гражданина РФ. Соотношение прав и обязанностей.

Воинская обязанность. Процедура её исполнения. Альтернативная гражданская служба.

Права ребёнка. Документы их регулирующие: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ". Правовой статус несовершеннолетних.

Механизм защиты прав человека: имя, честь, достоинство. Способы их защиты: российский и международный уровни. Из истории правозащитного движения в России.

Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности.

Знакомство с основными отраслями права. Трудовое право: порядок трудоустройства, права и охрана труда несовершеннолетних. Кодекс законов о труде. Трудовой договор. Обязанности сторон.

Гражданское право. Гражданские права несовершеннолетних. Гражданский кодекс РФ.

Административное право (обязательственные отношения). Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Семейное право. Государственные органы опеки и попечительства. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей.

Уголовное право. Что такое преступление, его виды. Уголовный кодекс РФ. Уголовные наказания, их виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних. Проблема преступления и наказания.

Взаимосвязь права и государства. Доступ граждан к правовой информации. Равенство людей перед законом. Институты права: правоохранительные органы. Прокуратура, адвокатура. Милиция. ФСБ. Процедура рассмотрения дел. Судебный процесс.

Проблемы формирования правового сознания и культуры в РФ. Правовые реформы в РФ. Свобода и необходимость. Нравственные основы права. Мораль и право. Морально-этическое внутреннее начало и закон (внешнее начало) как две основы правовой жизни общества (два примера морально-христианского права как тенденции будущего).
Литература
Для учителя:


  1. Локк Дж. Сочинения. – М., 1998

  2. Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. – М., 1993

  3. Маленков Л.И. Право и подросток. – М., 1996

  4. Топорнин Б.Н. Европейское право. – М., 1998

  5. Юдовская А.Я. Эволюция государства и права в странах Европы и Америки (XV-XIXвв.). Уч. пос. 8-11 кл. – СПб., 2000

  6. Международное право: Учебник. – М., 1994

  7. Федеральный закон: Выпуск 6(189). Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации.- М:ИНФРА-М., 2004

  8. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса (конспект нормативных актов).- Образование в документах, № 3-4, 1998


Для учащихся:


  1. Мушинский В.О. Основы правоведения. Учебник. – М., 1997

  2. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1997

  3. Гайнер М.Л. Старшеклассникам о праве. – М., 1997

  4. Певцова Е.А. "Мир права вокруг нас: 10-11 кл." – М., 1999

  5. Гуревич П.С. Человек. – М., 1997

  6. Мудрость древних / Сост. О. Ханкевич. – Минск., 1997

  7. Володина С.И., Никитин А.Ф., Суворов Н.Г. Основы правовых знаний: Пробн. учеб. 8-9 кл. ч. 1-2. – М., 2000

  8. Никитин А.Ф. Граждановедение: Мораль и право. 8 кл. – М., 1999

  9. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве. Уч. пос. для 9 класса ср.школы. Под ред. Сыроедова Н.А.- М: Просвещение, 1992

  10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.- М: РИОР, 2004

  11. Конституция РФ (новая редакция).- М: ЭЛИТ, 2004



Курс «Человек и экономика. Экономическая сфера общества»
Что означает слово "экономика". Экономический импульс (активизация экономической деятельности в связи с ВГО; промышленная революция в XVIII в.) как тенденция Нового и Новейшего времени. Микро- и макроэкономика.

Усложнение современной экономической жизни и многообразие её процессов. Человек и его решения – важнейшее условие экономики.

Три позиции человека по отношению к экономической жизни: производитель, продавец, потребитель. Троичность экономической жизни: процессы производства-товарообмена-потребления. Место и задачи экономической деятельности в жизни общественного организма.

I экономический процесс: «Потребление».

Потребности человека как источник экономики.

Шкала потребностей.

Реальные (разумные) и искусственные потребности человека. Роль рекламы.

Чистые потребители (дети, инвалиды, пенсионеры)

Зависимость потребностей от уровня культуры человека. Культура потребления.

Эгоизм и потребности. Задача одухотворения потребностей для развития морального в человеке.

Способы и институты (органы) изучения потребностей людей для организации рационального распределения продукции и услуг. Права потребителей: на просвещение в области защиты их прав, достоверную информацию о товарах, замену негодного товара, безопасность и др.

Полярность между производством и потреблением. Баланс между ними – условие здоровой экономической жизни общества.
II экономический процесс: «Производство».

Предпринимательство – основная форма экономической жизни общества.

Возрастание роли частной хозяйственной инициативы в экономике – тенденция Нового времени.

Роль духовно-культурной сферы общества как сферы развития индивидуальных способностей и притока идей в экономическую сферу общества. Роль индивидуальности в экономической жизни. Качества личности предпринимателя. Необходимость компетенции и профессиональной сноровки. Стремление к экономической выгоде и пользе как движущая сила, порождающая экономический процесс. Что нужно знать предпринимателю. Этапы организации малого бизнеса.

Государство и экономика. Роль государства по отношению к экономической жизни общества. Создание правовых условий, стимулов и системы социальной защиты населения. Государственная политика в области занятости в России. Налоговая система РФ. Функции и виды налогов. Государство как субъект экономической деятельности.

Сферы деятельности и организационные формы предпринимательства в современных странах. Малый бизнес – "цемент" экономики и экономическая основа демократии. Биографии известных российских и зарубежных предпринимателей (С.Мамонтов, Т.Эдисон, Д.Рокфеллер, Г.Форд и др.).

Роль идей и ссудного (первоначального) капитала. Малый бизнес моих родителей.

Ресурсы экономики.

Факторы производства – "питание" экономической жизни: сырьё – экономический труд – дух (в форме капитала). Их характеристика, взаимосвязь.

Проблема ограниченности сырья и безграничности человеческих потребностей. Ресурсосберегающие и экологические технологии – требование времени.

Понятие «Экономический труд». Труд для себя и труд для других в условиях разделения труда. Мир человеческих профессий.

Понятие капитала, его виды. Отрасли экономики и формы организации экономической деятельности (мастерские, фирма, фабрика, завод и др.).

Сущность процесса производства.

Условия цикличности экономического производства: сбалансированность «производство – потребление» как процессы созидание и уничтожения; доход и его распределение ("семенной фонд"). Движение капитала.

Необходимость кругооборота факторов производства.

Опасности тенденции к образованию ренты (консервация капитала в виде недвижимости и сбережений).

Саморегулирование экономического процесса как условие здоровой экономики. Роль человеческого фактора (решений).
III экономический процесс: «Товарообмен» (процесс купли-продажи).

Дифференциация видов продукции и услуг как последствие разделения труда.

Понятие товара и услуги как объектов торговли. Их отличия. Циклы обращения товаров (долговременного, среднего, быстрого использования).

Требования к товарам и услугам. Деньги как товар. Три формы обращения денег: потребительские, ссудные, дарственные.

Роль и сущность рекламы. Задачи, принципы, приёмы рекламной деятельности. Закон РФ «О рекламе».
Процесс ценообразования.

Первичные факторы: два способа (источника) возникновения экономической стоимости: затраты труда, преобразующие сырьё, и дух, преобразующий труд человека (идеи и технологии производства).

Проблема издержек производства и цена. Товарообмен как обмен экономических стоимостей. Их сопоставимость.

Вторичные факторы: условия, влияющие на колебание цены. Изменения цены в ходе обращения товаров (место, время, сезон, транспорт и т.д.)

Столкновение экономических стоимостей при обмене рождает цену. Цена как денежное выражение экономической стоимости товаров и услуг. Виды цен. Процесс потребления как процесс обесценивания экономической стоимости. Целостность экономического процесса.

Цена как барометр экономической ситуации в обществе. Экономическая основа ценообразования. Проблемы внеэкономических способов ценообразования.

Рыночный процесс и его законы.

Торг (сделка) как первичный элемент рыночного процесса.

Эволюция рынка по пространственному признаку.

Виды рынков по предмету (объекту) торга.

Проблемы рынка сырья и сбыта в обществе и в условиях мировой экономики. Рынок и предпринимательство.

Формы рынков (торговые организации: магазины, рынки). Функции рынка.

Сущность рыночного процесса. Понятие рынка.

Противоположность интересов участников.

Задача рынка – согласование (урегулирование) производства и потребления. Основные признаки свободного рынка. Законы функционирования рынка.

Три фактора рыночного процесса: спрос – предложение – цена с позиции покупателя, продавца, производителя. Варианты их взаимодействия (зависимости между спросом – предложением – ценой).

Конкуренция как механизм (закон) и основа современной рыночной системы регулирования, её проблемы.

Механизм рыночного ценообразования как результат взаимодействия спроса и предложения. Затоваривание. Дефицит. Ценовое равновесие. Процесс выравнивания цен. Рыночная (равновесная) цена.

Рыночная инфраструктура (банки, биржи и др.)

Роль государства в экономической жизни общества. Границы компетенции. Методы государственного регулирования рыночных отношений. Антимонопольное законодательство. Стимулирующая, правоохранительная и регулятивная функции государства.

Опасности огосударствления экономической сферы общества.

Трудности перехода экономики РФ к рыночной модели. Необходимость экономической интеграции в условиях мировой экономики. Россия в рамках глобализации.
В ходе эпохи учащиеся выполняют следующие практические задания и работы:

- составление бюджета семьи, класса, экономическое обоснование предстоящей поездки или ремонта класса;

- банковские расчёты, обмены валют;

- анализ бюджета школы;

- расчёты налогов;

- предпринимательство: затраты, выручка, прибыль;

- производительность труда;

- составляющие цены продукта или услуги;

- написание деловых писем;

- исследование цепи поставщиков – потребителей, происхождение товаров, деятельность всемирных концернов и торговых фирм, их влияние на экономику стран-поставщиков;

- проведение расчётов – калькуляции цены отечественных и импортных товаров;

- описание развития и деятельности конкретного предприятия;

- проект рекламной кампании, макета своего товара или услуги;

- деловая игра "Мой малый бизнес";

- "Профессии наших родителей" (встречи).
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа учебного курса «Обществознание»
Программа предназначена для изучения в 10-11 классах общеобразовательных учреждений

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «обществознание» основного...

Рабочая программа Предмет Обществознание iconПрограмма основного общего образования по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по обществознанию 6-9класс
Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание для 6-7 кл общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2012г.,...

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по курсу «Обществознание.»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание для 6-7 кл общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2012г.,...

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа Предмет: география
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования и учебного плана мбоу кызласовская сош, ориентировано...

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа учителя истории Саляхутдиновой Гульназ Шамилевны...
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач

Рабочая программа Предмет Обществознание iconРабочая программа по литературному чтению Предмет : Литературное...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск