Скачать 0.59 Mb.
|
АНОО Иркутская Вальдорфская школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Кузнецова Л.Г. Пояснительная записка Данная учебная программа составлена с учётом требований федерального базисного Учебного плана, федерального компонента государственного образовательного стандарта и "Примерной Образовательной программы для российских вальдорфских школ", рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-2280 от 10.11. 2006 г. и экспертным заключением Института общего среднего образования РАО № 1-11 /63 от 23.03.2006 г. В соответствии с основными направлениями модернизации системы школьного образования содержание программы направлено на повышение уровня гуманитарной подготовки учащихся и отражает стремление преодолеть формализацию обществоведческих курсов, обеспечить возможность творческого труда учителя. Во избежание перегрузки учащихся, связанной с интенсификацией информационного потока и множественности существующих методологических подходов, программа предполагает сочетание принципов сохранения базового уровня с обеспечением углублённого уровня и вариативности обучения. Кроме того, программа представляет ярко выраженную специфику вальдорфской школы, имеющей длительную традицию в разных странах мира, но относительно новую для отечественного образования. Программа представляет обобщение многолетнего практического опыта преподавания обществознания в данном образовательном учреждении и рассчитана на уровень учащихся старших классов. Специфика вальдорфской педагогики отражена в отборе учебного материала, распределении тем по годам обучения, исходя из принципа приоритетности возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся, а также в методологическом и методическом подходах. Основные положения педагогической концепции, а также дидактико-методические принципы вальдорфской школы изложены в Общей части к образовательным программам российских вальдорфских школ. Общая характеристика учебного предмета Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей: - освоение учащимися системы знаний об обществе, необходимой для их социализации; - развитие интереса к жизнедеятельности общества и его проблемам; - понимание основных задач, специфики и перспектив развития основных сфер общества, позволяющее адекватно и успешно действовать в социальной среде: способах регулирования общественных отношений, сообразно внутренним закономерностям каждой из сфер; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - знакомство с общеисторическими тенденциями развития общества и уникальной спецификой развития российского общества; - развитие самостоятельного подвижного мышления, способности формулировать социальное суждение; - воспитание общероссийской идентичности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям человечества; - развитие нравственно-правовой культуры; - воспитание гражданских качеств: патриотизма, ответственности, социально-активной позиции на основе понимания задач человека на современном этапе развития российского общества и человечества; - овладении умениями получать и позитивно-критически осмысливать социальную информацию и на этой основе вырабатывать собственную позицию; - способствовать формированию опыта применения полученных знаний и умений, соотнесения своих действий и действий других людей, исходя из правовых, национальных и конфессиональных норм; - помочь осознанию своего места и роли в современном обществе, развитию способности к социальному самоопределению и самореализации. Особенностями данной программы являются: - стремление к достижению учебных целей наиболее экономичным образом, то есть модульное изучение (3-4недельная учебная эпоха-погружение), изучение на основе узловых примеров социальных феноменов, широкое использование межпредметных связей; - сочетание феноменологического (изучение начинается с исследования нескольких социальных феноменов и накопления личного практического опыта учащимися) и аналитического (знакомство и анализ общих представлений и их конкретизация на частных примерах) подходов; - отбор и распределение тем для изучения, исходя из возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся (принцип педоцентризма); - концентрическая работа с темами программы: 9-10 классы – изучение конкретных социальных феноменов и на их основе - закономерностей функционирования основных сфер современного общества ("посев семян", "азбука общества"). Это становится основой, на которой учащиеся учатся понимать текущие события, приобретать навыки работы с социальной информацией СМИ. 11-12 классы – проблемно-теоретическое осмысление, анализ проблем состояния современного общества; прослеживание причин, приведших общество в современное состояние, знакомство с концепцией социальной трёхчленности ("собирание плодов") - практическая направленность, то есть широкое использование деловых игр, дискуссий, уроков-экскурсий, практик и других форм активного обучения, моделирующих ситуации из реальной общественной жизни. Содержание данной программы ориентированно на рассмотрение как собственных законов и закономерностей, понятийного и терминологического аппарата экономической, правовой и духовной сфер общества, так и их взаимосвязей и взаимовлияния, что охватывается понятием "социальный организм". Пропедевтический компонент обществоведческого образования предполагает, что учащиеся получают знания и опыт по следующим темам на двух предыдущих ступенях обучения. 3 класс – знакомство и практические основы старых ремёсел, сельского хозяйства (в предмете "Окружающий мир") - денежные единицы (в предмете "Математика") 4-5 классы – природные и хозяйственные особенности региона, РФ (в курсе "Краеведение", "География России") 5-6 классы – формы правления и правовые отношения в древних культурах, в частности, теократия в Древнем Египте, возникновение демократии в Древней Греции, права республики в Древнем Риме, королевская власть в Средние века, отношения сословий; история основных религий (в предмете "История") 6-7 классы – понятия экономики, производительности труда, затрат-выручки-прибыли, исчисление процентов, основы бухучёта, кредита-долгов, денег и форм их обращения и др. (в предмете "Математика") 7-8 классы – зарождение и развитие современной демократии, национальной и мировой экономики и др. (в предмете "История") - составление деловых бумаг (в предмете "Русский язык") С 1-8 классы учащиеся приобретают следующий социальный опыт, который используется в предмете "Обществознание" в старших классах: - опыт здорового социального взаимодействия (классные спектакли, экскурсии, походы, сотрудничество родителей и педагогов школы и т.д.; - экономический опыт (решение на уроках математики задач экономической направленности с реальными цифрами; классные экономические проекты во время ежегодных школьных ярмарок: организация кафе и т.д.); - личный опыт уважения достоинства взрослого и ребёнка, реализации их прав, свобод и обязанностей, демократически-республиканского коллегиального управления в вальдорфской школе и т.д.); - знания и участие в традиционных и государственных праздниках года; - совместная культурная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе, с партнёрской зарубежной школой Предмет "Обществознание" сопровождает систему практик старшеклассников, позволяющая приобрести реальные знания и позитивно-социальный практический опыт, участвуя в различных сферах жизнедеятельности современного общества. 9 класс – 2-х недельная с/х практика на биодинамической крестьянской ферме; 11 класс – социальная практика (в социальных учреждениях); 12 класс - производственная практика на одном или нескольких малых предприятиях. Структура курсов обществознания Данная структура курсов сложилась в итоге многолетнего опыта преподавания обществознания в данном образовательном учреждении и доказала свою жизнеспособность. Особенности её – тесная логическая связь с курсами истории в старших классах, которые также преподаются эпохальным методом (погружение на 3-4 недели в течение 1-х утренних часов). К примеру: 9 класс – при изучении основных идей Нового и Новейшего времени учащиеся знакомятся с историей возникновения идей прав человека, верховенства закона, идей разделения властей Ш., Монтескье, идеологией и практикой тоталитарных режимов. Это служит основой для курсов "Человек и его права" (9 класс), а в 10 классе " Политическая сфера общества". Они проходятся, как правило, после учебной эпохи истории в 9-ом классе. Курс "Экономика " в 9-ом классе предшествует курсу "История России XX-начало XXI вв.", так как без усвоения законов здоровой экономической деятельности в современном обществе невозможно понять темы " Военный коммунизм", "НЭП", плановая и рыночная экономика и др. 9 класс – "Человек и его права" – "Экономика" 10 класс – "Политическая сфера общества" – "Духовно-культурная сфера общества" 11-12 классы – идея социальной трёхчленности как критерий анализа проблем современного состояния основных сфер общества и перспектив его оздоровления, развития. В настоящее время имеется несколько учебно-методических комплексов, охватывающих всё содержание стандартов по предмету "Обществознание", которые могут использоваться так же и при работе по данной программе. Но поскольку распределение содержания по классам в данной программе не всегда соответствует его распределению авторами учебников, учебники и учебные пособия могут играть роль справочников, источников информации, задачников, контрольно-измерительных материалов. "… Не прошлое мы должны вносить в будущее, а новые импульсы". Р. Штайнер 9 класс (35 часов) Курс «Человек и его права» Идея прав человека – завоевание человека Нового времени и основа современного международного и российского права. Место и роль правовой деятельности в общественном организме. Задачи и границы правовой сферы. Происхождение права. Регуляторы общественного права в истории человечества. Взаимоотношения членов общества и их взаимные чувства как источник правовой жизни в современном обществе. Понятие правоотношений. Роль права в жизни общества. Понятия правоспособности и дееспособности. Субъекты права. Антисоциальные проявления и социальные нормы. Источники и документы международного и российского права. День прав человека. Основные права и свободы человека и гражданина. Их отличие. Границы прав и свобод. Международные документы о правах человека. Конституция РФ как основной закон прямого действия. Виды прав человека. Характеристика основных прав и свобод человека. Способы (и примеры) их реализации. Обязанности гражданина РФ. Соотношение прав и обязанностей. Воинская обязанность. Процедура её исполнения. Альтернативная гражданская служба. Права ребёнка. Документы их регулирующие: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ". Правовой статус несовершеннолетних. Механизм защиты прав человека: имя, честь, достоинство. Способы их защиты: российский и международный уровни. Из истории правозащитного движения в России. Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Знакомство с основными отраслями права. Трудовое право: порядок трудоустройства, права и охрана труда несовершеннолетних. Кодекс законов о труде. Трудовой договор. Обязанности сторон. Гражданское право. Гражданские права несовершеннолетних. Гражданский кодекс РФ. Административное право (обязательственные отношения). Кодекс РФ об административных правонарушениях. Семейное право. Государственные органы опеки и попечительства. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей. Уголовное право. Что такое преступление, его виды. Уголовный кодекс РФ. Уголовные наказания, их виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних. Проблема преступления и наказания. Взаимосвязь права и государства. Доступ граждан к правовой информации. Равенство людей перед законом. Институты права: правоохранительные органы. Прокуратура, адвокатура. Милиция. ФСБ. Процедура рассмотрения дел. Судебный процесс. Проблемы формирования правового сознания и культуры в РФ. Правовые реформы в РФ. Свобода и необходимость. Нравственные основы права. Мораль и право. Морально-этическое внутреннее начало и закон (внешнее начало) как две основы правовой жизни общества (два примера морально-христианского права как тенденции будущего). Литература Для учителя:
Для учащихся:
Курс «Человек и экономика. Экономическая сфера общества» Что означает слово "экономика". Экономический импульс (активизация экономической деятельности в связи с ВГО; промышленная революция в XVIII в.) как тенденция Нового и Новейшего времени. Микро- и макроэкономика. Усложнение современной экономической жизни и многообразие её процессов. Человек и его решения – важнейшее условие экономики. Три позиции человека по отношению к экономической жизни: производитель, продавец, потребитель. Троичность экономической жизни: процессы производства-товарообмена-потребления. Место и задачи экономической деятельности в жизни общественного организма. I экономический процесс: «Потребление». Потребности человека как источник экономики. Шкала потребностей. Реальные (разумные) и искусственные потребности человека. Роль рекламы. Чистые потребители (дети, инвалиды, пенсионеры) Зависимость потребностей от уровня культуры человека. Культура потребления. Эгоизм и потребности. Задача одухотворения потребностей для развития морального в человеке. Способы и институты (органы) изучения потребностей людей для организации рационального распределения продукции и услуг. Права потребителей: на просвещение в области защиты их прав, достоверную информацию о товарах, замену негодного товара, безопасность и др. Полярность между производством и потреблением. Баланс между ними – условие здоровой экономической жизни общества. II экономический процесс: «Производство». Предпринимательство – основная форма экономической жизни общества. Возрастание роли частной хозяйственной инициативы в экономике – тенденция Нового времени. Роль духовно-культурной сферы общества как сферы развития индивидуальных способностей и притока идей в экономическую сферу общества. Роль индивидуальности в экономической жизни. Качества личности предпринимателя. Необходимость компетенции и профессиональной сноровки. Стремление к экономической выгоде и пользе как движущая сила, порождающая экономический процесс. Что нужно знать предпринимателю. Этапы организации малого бизнеса. Государство и экономика. Роль государства по отношению к экономической жизни общества. Создание правовых условий, стимулов и системы социальной защиты населения. Государственная политика в области занятости в России. Налоговая система РФ. Функции и виды налогов. Государство как субъект экономической деятельности. Сферы деятельности и организационные формы предпринимательства в современных странах. Малый бизнес – "цемент" экономики и экономическая основа демократии. Биографии известных российских и зарубежных предпринимателей (С.Мамонтов, Т.Эдисон, Д.Рокфеллер, Г.Форд и др.). Роль идей и ссудного (первоначального) капитала. Малый бизнес моих родителей. Ресурсы экономики. Факторы производства – "питание" экономической жизни: сырьё – экономический труд – дух (в форме капитала). Их характеристика, взаимосвязь. Проблема ограниченности сырья и безграничности человеческих потребностей. Ресурсосберегающие и экологические технологии – требование времени. Понятие «Экономический труд». Труд для себя и труд для других в условиях разделения труда. Мир человеческих профессий. Понятие капитала, его виды. Отрасли экономики и формы организации экономической деятельности (мастерские, фирма, фабрика, завод и др.). Сущность процесса производства. Условия цикличности экономического производства: сбалансированность «производство – потребление» как процессы созидание и уничтожения; доход и его распределение ("семенной фонд"). Движение капитала. Необходимость кругооборота факторов производства. Опасности тенденции к образованию ренты (консервация капитала в виде недвижимости и сбережений). Саморегулирование экономического процесса как условие здоровой экономики. Роль человеческого фактора (решений). III экономический процесс: «Товарообмен» (процесс купли-продажи). Дифференциация видов продукции и услуг как последствие разделения труда. Понятие товара и услуги как объектов торговли. Их отличия. Циклы обращения товаров (долговременного, среднего, быстрого использования). Требования к товарам и услугам. Деньги как товар. Три формы обращения денег: потребительские, ссудные, дарственные. Роль и сущность рекламы. Задачи, принципы, приёмы рекламной деятельности. Закон РФ «О рекламе». Процесс ценообразования. Первичные факторы: два способа (источника) возникновения экономической стоимости: затраты труда, преобразующие сырьё, и дух, преобразующий труд человека (идеи и технологии производства). Проблема издержек производства и цена. Товарообмен как обмен экономических стоимостей. Их сопоставимость. Вторичные факторы: условия, влияющие на колебание цены. Изменения цены в ходе обращения товаров (место, время, сезон, транспорт и т.д.) Столкновение экономических стоимостей при обмене рождает цену. Цена как денежное выражение экономической стоимости товаров и услуг. Виды цен. Процесс потребления как процесс обесценивания экономической стоимости. Целостность экономического процесса. Цена как барометр экономической ситуации в обществе. Экономическая основа ценообразования. Проблемы внеэкономических способов ценообразования. Рыночный процесс и его законы. Торг (сделка) как первичный элемент рыночного процесса. Эволюция рынка по пространственному признаку. Виды рынков по предмету (объекту) торга. Проблемы рынка сырья и сбыта в обществе и в условиях мировой экономики. Рынок и предпринимательство. Формы рынков (торговые организации: магазины, рынки). Функции рынка. Сущность рыночного процесса. Понятие рынка. Противоположность интересов участников. Задача рынка – согласование (урегулирование) производства и потребления. Основные признаки свободного рынка. Законы функционирования рынка. Три фактора рыночного процесса: спрос – предложение – цена с позиции покупателя, продавца, производителя. Варианты их взаимодействия (зависимости между спросом – предложением – ценой). Конкуренция как механизм (закон) и основа современной рыночной системы регулирования, её проблемы. Механизм рыночного ценообразования как результат взаимодействия спроса и предложения. Затоваривание. Дефицит. Ценовое равновесие. Процесс выравнивания цен. Рыночная (равновесная) цена. Рыночная инфраструктура (банки, биржи и др.) Роль государства в экономической жизни общества. Границы компетенции. Методы государственного регулирования рыночных отношений. Антимонопольное законодательство. Стимулирующая, правоохранительная и регулятивная функции государства. Опасности огосударствления экономической сферы общества. Трудности перехода экономики РФ к рыночной модели. Необходимость экономической интеграции в условиях мировой экономики. Россия в рамках глобализации. В ходе эпохи учащиеся выполняют следующие практические задания и работы: - составление бюджета семьи, класса, экономическое обоснование предстоящей поездки или ремонта класса; - банковские расчёты, обмены валют; - анализ бюджета школы; - расчёты налогов; - предпринимательство: затраты, выручка, прибыль; - производительность труда; - составляющие цены продукта или услуги; - написание деловых писем; - исследование цепи поставщиков – потребителей, происхождение товаров, деятельность всемирных концернов и торговых фирм, их влияние на экономику стран-поставщиков; - проведение расчётов – калькуляции цены отечественных и импортных товаров; - описание развития и деятельности конкретного предприятия; - проект рекламной кампании, макета своего товара или услуги; - деловая игра "Мой малый бизнес"; - "Профессии наших родителей" (встречи). |
Программа предназначена для изучения в 10-11 классах общеобразовательных учреждений | |||
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе следующих нормативных документов | Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание для 6-7 кл общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2012г.,... | ||
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | ||
Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание для 6-7 кл общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2012г.,... | Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования и учебного плана мбоу кызласовская сош, ориентировано... | ||
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |