Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга


НазваниеСтандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5


Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга

[Принят в апреле 2012 г.]
1. Общие положения.

1.1. Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб) – профессиональное объединение публичных библиотек, основанное на принципах взаимовыгодного партнерства ради достижения общей цели – обеспечения равных возможностей доступа пользователей к распределенным информационным ресурсам, традиционным и электронным.

1.2. Деятельность КСОБ СПб направлена на повышение качества информационно-библиотечного обслуживания на основе сетевого взаимодействия библиотек-участниц.

1.3. Единый поисковый аппарат КСОБ СПб, реализованный в форме взаимосвязанных электронных каталогов и баз данных, выступает средством обеспечения доступа пользователей к ресурсам КСОБ СПб.

1.4. Информационно-библиографическое обслуживание в рамках сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга призвано способствовать эффективному использованию ресурсов КСОБ СПб, обеспечивая высокую результативность поисковых процедур, компетентный отбор источников информации в соответствии с индивидуальными (групповыми) запросами пользователей. Информационно-библиографическое обслуживание обеспечивает адекватное информационному потенциалу ресурсов КСОБ СПб соответствие между запросом пользователя и ответом специалиста информационно-библиографической службы. Задачи библиографических служб, иных служб, участвующих в информационном обслуживании пользователей, ориентированы на удовлетворение разнообразных информационных потребностей пользователей.

1.5. Информационно-библиографическое обслуживание является сквозным технологическим процессом публичной библиотеки и должно быть доступно во всех пользовательских зонах реального и виртуального библиотечного пространства.

1.6. Информационно-библиографическое обслуживание способствует реализации возложенных на КСОБ СПб обязанностей выполнения государственных услуг в Санкт-Петербурге по предоставлению доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек.

1.7. Стандарт обеспечивает единство понимания содержания информационно-библиографического обслуживания, предоставляемых услуг, создаваемой в процессе обслуживания информационной продукции, единиц учета работы.
2. Область применения.

2.1. Стандарт определяет минимально необходимые требования к содержанию и направлениям информационно-библиографического обслуживания, к перечню реализуемых услуг, качеству и форме их предоставления в рамках КСОБ СПб.

2.2. Стандарт распространяется на сотрудников библиографических служб и иных специалистов библиотек-участниц КСОБ СПб, вовлеченных в процессы предоставления информации на запросы пользователей.

2.3. Стандарт обязателен для всех библиотек-участниц КСОБ СПб.
3. Нормативные ссылки.

3.1. Реализация информационно-библиографического обслуживания определяется настоящим стандартом с учетом положений следующих документов:

- «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» (2008, Российская библиотечная ассоциация);

- «Устава Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга»;

- «Положения о Корпоративных электронных ресурсах КСОБ СПб»;

- «Положения о Корпоративной аналитической библиографической базе данных КСОБ СПб»;

- «Положения о Виртуальной справочной службе КСОБ СПб»;

- «Положения о службе ЭДД КСОБ СПб»;

- «Регламента государственных учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре, по предоставлению услуги “Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек Санкт-Петербурга”» (Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 13.12.2011).

3.2. Уставы библиотек-участниц, иные нормативные документы библиотек-участниц, касающиеся условий осуществления информационно-библиографического обслуживания, учитывают требования настоящего стандарта.

3.3. Согласование противоречий между нормативными документами осуществляется Координационным научно-техническим советом (Секцией сетевого обслуживания пользователей) КСОБ СПб с привлечением необходимых компетентных специалистов.
4. Базовые определения.

4.1. Трактовка содержания деятельности библиографических служб, иных служб, участвующих в информационном обслуживании пользователей обусловлена современным уровнем теоретического знания, тенденциями практической деятельности в сфере информационного обслуживания.

4.1.1. Информационное обслуживание – обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг (по ГОСТ 7.0–99). Следует различать информационное обслуживание и документное обслуживание (основная форма – предоставление документов во временное пользование).

4.1.2. Информационная услуга – предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу.

4.1.3. Библиографическое обслуживание – обеспечение потребителей библиографической информацией. Частный случай информационного обслуживания.

4.1.4. Информационно-библиографическое обслуживание – предоставление любой информации пользователям на основе применения библиографических ресурсов и технологий.

4.1.5. Сетевое информационно-библиографическое обслуживание – координируемое предоставление информации по запросам пользователей в рамках единой библиотечной сети на основе использования библиографических ресурсов и технологий. В рамках КСОБ СПб реализуется информационно-библиографическое обслуживание, основанное на координации процессов выполнения запросов в рамках сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга.

4.1.6. Результат информационно-библиографического обслуживания может представлять собой полезные действия для конечного пользователя (услугу), а также получить материальное воплощение в виде информационной продукции (примерную номенклатуру см. Приложение 1, табл. 2, столбец 2).
4.1.7. Пользователи услуг информационно-библиографического обслуживания (абоненты ИРИ, слушатели обучающих занятий, посетители информационных мероприятий, посетители библиотеки, пользователи интернет-ресурсов библиотеки (корпоративной библиотечной сети)) – индивиды и организации, работники библиотеки и ее пользователи, носители информационных потребностей, выступающие в роли потребителей информационно-библиографических услуг.

4.1.8. Запрос информационный – текст, выражающий информационную потребность.

4.1.9. Справка – сведения по какому-либо вопросу, составленные на основе справочно-поискового аппарата.

4.1.10. Письменная справка – справка, закрепленная любым способом на материальном носителе. Это форма представления результатов услуг в режиме виртуального справочно-библиографического обслуживания (единица архива выполненных справок), обслуживания по системе ИРИ (сообщение), составления списков литературы (библиографический список), подготовки полнотекстовой подборки (полнотекстовая подборка, дайджест), предоставления письменной аналитической или фактографической справки (справка), предоставления услуги по ЭДД (документ). Примеры оформления справок см. в Приложениях 2 и 3.

4.1.11. Документ – информация на материальном носителе. В информационно-библиографическом обслуживании в библиотеках КСОБ СПб в качестве средств деятельности и объектов поиска практикуется максимально возможный репертуар видов документов: печатные и электронные издания, сайты и отдельные материалы (части) сайтов Интернета, содержание баз данных, в том числе, статьи (иные материалы и их фрагменты) в полнотекстовых базах данных (локального и удаленного доступа), архивные документы, документально оформленные результаты и средства информационно-библиографического обслуживания (списки литературы и иные виды письменных справок, дайджесты, инструктивно-методические материалы и др.) и др. См. также пункт 7.3.3.14 настоящего стандарта «Документ (как показатель в процессах информирования)».

4.1.12. Отказ – мотивированное непредоставление информации необходимого содержания и полноты пользователю библиотеки. Отказ, как правило, сопровождается переадресацией пользователя в другие учреждения в соответствии с профилем запроса.

4.2. Определения, рассматривающие содержание информационных продуктов и услуг, представлены в разделе 7.3.
5. Субъекты информационно-библиографического обслуживания.

5.1. Субъектами информационно-библиографического обслуживания являются специалисты библиотек КСОБ СПб, занимающиеся удовлетворением информационных запросов пользователей путем соответствующего поиска, отбора, анализа, упорядочения и предоставления информации в удобной для пользователя форме.

5.2. В число субъектов информационно-библиографического обслуживания входят специалисты библиографических служб, а также специалисты иных структурных подразделений, выполняющие справки, консультации, осуществляющие информационное сопровождения доступа пользователей к традиционным и электронным ресурсам.

5.3. Информационно-библиографическое обслуживание может осуществляться на пунктах библиографического обслуживания, иных зонах обслуживания пользователей, в специализированных подразделениях библиотеки в объеме, соответствующем профессиональным компетенциям специалистов конкретного подразделения.

5.4. Специализированные подразделения библиотеки – это отделы, сектора или пункты обслуживания, обособленные по принципу содержания информационных потребностей, тематики ресурсов, технологии предоставления услуг. К таковым могут относиться отделы (сектора, обособленные читательские зоны и пункты обслуживания): правовой информации, краеведения, по искусству (географии и т.п.), компьютеризированные классы (залы, пункты) по доступу к образовательным ресурсам, а также медиатеки, развитие информационно-сервисного направления работы которых следует рассматривать как перспективное.

5.5. В условиях распределенного информационно-библиографического обслуживания библиографические службы библиотек выполняют функции методического центра.
6. Направления информационно-библиографического обслуживания.

6.1. Информационно-библиографическое обслуживание охватывает посетителей-пользователей библиотек КСОБ СПб, а также удаленных пользователей независимо от места жительства.

6.2. В рамках информационно-библиографического обслуживания обеспечивается организация условий для самостоятельной работы пользователей с элементами СБА, в том числе информационными системами, доступными в режиме виртуального читального зала, предоставляются устные справки, в том числе средствами телефонной связи; письменные справки, в том числе средствами Виртуальной справочной службы КСОБ СПб; консультации по использованию справочно-поискового аппарата, консультационные услуги по доступу к собственным (библиотек КСОБ СПб) и внешним базам данных; осуществляется удовлетворение информационных запросов посредством предоставления доступа к полным текстам документов, в том числе средствами сервиса электронной доставки документов (ЭДД).

6.3. В рамках сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга реализуется трехуровневая модель организации информационно-библиографического обслуживания, в которой обеспечивается координируемое выполнение запросов с различной степенью полноты в зависимости от характера информационных потребностей. Круг библиотечных специалистов и структурных подразделений, обеспечивающих обслуживание, отражен в пунктах 5.1 – 5.4.

6.4. Условия предоставления услуг и создаваемых при их реализации информационных продуктов (письменные справки и др.) определяются настоящим стандартом, правилами предоставления платных услуг в библиотеках КСОБ СПб, нормами российского законодательства об охране интеллектуальной собственности, условиями лицензионных соглашений на использование внешних баз данных.

6.5. Конкретный перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых в рамках информационно-библиографического обслуживания, условия их получения в библиотеках сети КСОБ СПб определяется положениями раздела 7 настоящего стандарта и отражается в Приложении 1 (табл. 1 и 2). Образцы представления информационных продуктов (результатов информационно-библиографического обслуживания, воплощенных в форме письменной справки) показаны в Приложении 2 (письменная библиографическая справка) и Приложении 3 (письменная полнотекстовая справка) настоящего стандарта.

6.6. Библиотеки-участницы КСОБ СПб вправе включать дополнительные услуги в собственную номенклатуру информационных продуктов и услуг, если их реализация не противоречит настоящему стандарту.
7. Номенклатура услуг, содержание, критерии оценки.

7.1. Номенклатура услуг, предоставляемых в процессе информационно-библиографического обслуживания, представлена одиннадцатью основными услугами (группами услуг), предоставление которых обязательно в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга. Содержание, качественные и количественные показатели учета и оценки услуг представлены в Приложении 1, табл. 1.

7.2. Полнота реализации услуг, варианты их предоставления и набор сопутствующих информационных продуктов, условия платности (бесплатности) определяются библиотеками-участницами КСОБ СПб на основе рекомендаций настоящего стандарта с учетом собственного штатного расписания. Возможные условия предоставления услуг, основные группы пользователей, и порядок разграничения ответственности специалистов библиотек на основе трехуровневой модели обслуживания представлены в Приложении 1, табл. 2.

7.3. Определения, содержательные характеристики услуг и оценочных показателей.

7.3.1. Предоставление доступа к различным элементам СБА – одно из ведущих направлений деятельности по реализации государственной услуги «Предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов». В рамках данного стандарта предоставление доступа к справочно-библиографическому аппарату понимается как осуществление субъектами информационно-библиографического обслуживания действий в пределах своих компетенций по созданию условий для самостоятельной работы пользователей со справочным фондом, системой каталогов и картотек, базами данных, архивом выполненных справок.

Субъекты информационно-библиографического обслуживания определяют требования к пространственной организации пользовательской зоны по работе с традиционным и электронным СБА, осуществляют тестирование и регулярный мониторинг электронных ресурсов с точки зрения комфортности и функциональных возможностей (в том числе для удаленных пользователей), готовят и поддерживают в актуальном состоянии инструктивно-методические материалы для библиотечных специалистов и пользователей. Подготовленные специалистами по информационному обслуживанию замечания и предложения направляются компетентным сотрудникам соответствующих структурных подразделений (обеспечения, автоматизации, администрации и др.).

7.3.1.1. Подготовка (актуализация) инструктивно-методических материалов, аннотированных списков собственных, корпоративных и внешних ресурсов – разработка или проверка достоверности инструкций и рекомендаций по поиску, а также аннотированных списков доступных ресурсов, наглядных материалов по поиску в отдельных информационных ресурсах: собственных (традиционных и электронных), корпоративных и внешних. Осуществляется путем обеспечения рабочих мест пользователей в зале каталогов и зонах доступа к электронным ресурсам стендами, листовками (возможно также в электронной форме), плакатами, буклетами. См. также 7.3.3.9. («Организация информационных стендов»).

7.3.1.2. Виртуальный читальный зал – форма организованного предоставления доступа для удаленных читателей библиотеки к информационно-поисковым системам полнотекстовой информации, обеспечивающая права пользователей на работу с полнотекстовыми документами в соответствии с условиями лицензионных соглашений библиотеки с поставщиками информационно-поисковых систем.

Качество предоставления услуги определяется:

- условиями лицензионного соглашения библиотеки или головного сетевого центра КСОБ СПб (для ресурсов корпоративного доступа) с поставщиками ресурсов;

- наличием информации о ресурсах, доступных в режиме виртуального читального зала, на сайте библиотеки и на информационных стендах в помещении библиотеки;

- доступностью пользователю инструктивных материалов по самостоятельной работе с ресурсами (в библиотеке, предоставляющей услугу, или на сайте библиотеки);

- возможностью получения консультации по работе с ресурсом в режиме виртуального читального зала (лично и в режиме удаленного доступа);

- техническими возможностями библиотеки по организации удаленного доступа пользователей в соответствии с требованиями лицензионного соглашения с поставщиками ресурсов;

- своевременностью устранения технических неполадок, препятствующих доступу к ресурсу (оперативность устранения неполадок определяется техническими возможностями самой библиотеки, для ресурсов корпоративного доступа – техническими возможностями головного сетевого центра, а также техническими и организационными условиями организации-поставщика лицензионного ресурса).

7.3.2. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) – предоставление информации по разовым запросам пользователей посредством выполнения библиографических (в том числе фактографических) справок и консультаций. Осуществляется в процессе межличностного общения субъекта информационного обслуживания с пользователем в библиотеке, по телефону, в режиме виртуального справочно-библиографического обслуживания.

7.3.2.1. Библиографическая справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию (т.е. информацию о документах):

- о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка);

- о содержании документов по определенной теме (
  1   2   3   4   5

Похожие:

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconПрограмма создания и реализации внутреннего и внешнего информационного пространства цбс 11 с
Развитие справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотек

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconОао «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр»
Заказчик: Открытое акционерное общество «Информационно- издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», Адрес: 197046,...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconЗаместитель директора по увр мбоу «сош №26»
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconКонкурсы для учащихся 70 положение о проведении конкурса учащихся...
...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconКонкурсная документация для проведения
Колпинского района Санкт-Петербурга, государственных учреждениях, входящих в системы образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconЗакон Санкт-Петербурга от 27. 12. 1995 n 156-27 «Об учреждении премий,...
Правительства Санкт-Петербурга– почетных знаков «Лучший в спорте Санкт-Петербурга», вручение наград Правительства Санкт-Петербурга...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconОбщегородской классификатор «типы предприятий и организаций санкт-петербурга» проект гк 0077-08
Разработан: Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconПравительство санкт-петербурга комитет по земельным ресурсам и землеустройству санкт-петербурга
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25. 07. 2011 n 1037 "о порядке разработки и утверждения исполнительными...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconПравительство санкт-петербурга комитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Петербурга от 16. 09. 2008 n 1182, в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга...

Стандарт информационно-библиографического обслуживания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга iconО порядке предоставления единовременной финансовой помощи
Законом Санкт-Петербурга от 28. 05. 2008 n 342-56 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск