МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный гуманитарный университет
имени М.А.Шолохова
ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
-
Факультет
| Дизайна и визуальных искусств
|
|
| Специальность
| 050600 – Изобразительное искусство
|
|
| Кафедра
| Художественного образования
|
|
|
| Составители:
|
| Мосина В.Р., к.п.н., проф.
|
| Максимова Н.В., ст. пр.
|
|
|
|
|
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка
| 3
| 1.
| Этапы педагогической практики и содержание деятельности студентов
| 8
| 1.1.
| Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика
| 8
| 1.2.
| Учебно-тренировочная педагогическая практика
| 9
| 1.3.
| Стажерская педагогическая практика
| 11
| 1.4.
| Подведение итогов педагогической практики
| 12
| 2.
| Отчётная документация по педагогической практике
| 13
| 3.
| Права и обязанности студентов-практикантов
| 13
| 4.
| Руководство педагогической практикой
| 14
| 5.
| Литература
| 17
| Приложение 1.
| Подготовка к написанию конспекта урока
| 19
| Приложение 2.
| Образец оформления конспекта урока по изобразительному искусству
| 19
| Приложение 3.
| Примерный план анализа урока по изобразительному искусству
| 22
| Приложение 4.
| Образец анализа занятия творческой мастерской «Батик»
| 23
| Приложение 5.
| Примерный план анализа урока-беседы по истории искусства
| 25
| Приложение 6.
| Образец оформления графика зачётных уроков
| 27
| Приложение 7.
| Индивидуальные педагогические задания-проекты
| 27
| Приложение 8.
| Примерный план анализа воспитательного мероприятия
| 29
| Приложение 9.
| Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия, подведения его итогов
| 30
| Приложение 10.
| Образец оформления титульного листа отчёта по педагогической практике
| 32
| Приложение 11.
| Дневник практики и отзыв
| 34
| Приложение 12.
| Форма итоговой анкеты для анализа результатов педагогической практики
| 36
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов факультета дизайна и визуальных искусств занимает важное место в системе профессиональной подготовки учителя. Практика – обязательный компонент в получении высшего образования, обеспечивающий становление профессиональной компетентности для дальнейшей самостоятельной деятельности в избранной области. Проведение педагогической практики способствует закреплению и обогащению специальных и психолого-педагогических знаний и умений студентов, развитию способности применять их при решении профессионально-педагогических задач.
Целями педагогической практики выступают:
повышение уровня адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения;
формирование готовности к комплексному использованию знаний и
умений по циклу художественных, психолого-педагогических дисциплин, частных методик преподавания при решении разнообразных педагогических задач;
формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации учебной и воспитательной работы;
углубление теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;
развитие у студентов ценностного отношения к профессии педагога ответственности за результаты педагогического труда.
Задачами педагогической практики являются:
знакомство с системой учебно-воспитательной работы в учреждении образования и анализ ее состояния, изучение организации образовательного процесса и особенностей управления им в учебном заведении, нормативной документации;
приобщение студентов к практической педагогической деятельности, знакомство с педагогическим опытом, овладение системой работы учителя изобразительного искусства;
анализ и изучение системы воспитательной работы с учащимися в учебном заведении; освоение системы работы классного руководителя,
включающей взаимодействие с органами школьного самоуправления (на уровне класса, школы), ученическими организациями и объединениями, родителями, социумом в целом; изучение личности учащегося, ученического коллектива и отношений, возникающих в нем;
развитие у студентов-практикантов умений организовывать целостный учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление им посредством мониторинга, контроля, оценки.
Реализация указанных целей и задач педагогической практики направлена на то, чтобы путем включения студентов в постепенно усложняющиеся виды педагогической деятельности обеспечивать формирование у них профессионально-педагогических компетенций, которые определяются уровнем способности студента (выпускника) применять полученные психолого-педагогические и специальные знания и умения для успешного решения профессиональных задач.
Функциями педагогической практики являются:
планово-проектировочная (у практикантов формируется умения: планировать обучение изобразительному искусству в течение учебного года, четверти, изучение отдельного раздела, работу над конкретной темой; определять и формулировать цели урока с учетом функций обучения; продумывать методическую структуру уроков различных типов с использованием разнообразных средств обучения);
образовательная (участвуя в направляемой педагогической деятельности, студенты-практиканты используют усвоенную в процессе обучения в вузе систему профессионально-педагогических знаний и сформированных умений и навыков, которые вначале применяются по образцу, а затем – в новой ситуации и на уровне творческой деятельности);
развивающая (во время педагогической практики студенты приобретают новые знания и первоначальный педагогический опыт, благодаря которому формируют профессионально значимые качества личности, предопределяющие в будущем уровень педагогического мастерства учителя);
воспитательная (осознание студентами-практикантами собственных профессионально значимых и личностных качеств, потребности в педагогической деятельности и готовности ответственно ее исполнять, педагогических способностей, ценностных ориентиров);
организаторская (практиканты овладевают правилами организации деятельности преподавания, у них формируются умения, связанные с поддержанием внимания обучающихся, организацией индивидуальной, групповой, коллективной форм работы учащихся на уроке, активизацией их познавательной деятельности);
коммуникативная (студенты-практиканты учатся осуществлять педагогическое общение на уроке, реализуя его основные функции: самопрезентационную, мотивационную, психотерапевтическую – и соблюдая требования к речевому поведению учителя: соответствие речи нормам педагогической этики и этикета; культура речи, ее диалогизм и экспрессивность);
диагностическая (у практикантов формируются умения оценивать результаты деятельности учащихся для установления реального уровня усвоения ими знаний, умений и навыков и определения причин отклонения от запланированного результата с целью корректирования учебного процесса);
аналитическая (анализ практикантами собственной направляемой профессиональной деятельности с целью определения уровня усвоенных в вузе знаний психолого-педагогического и лингвометодического циклов, сформированных на их основе дидактических умений как показателя готовности к самостоятельной работе в качестве специалиста);
социальная (адаптация студентов-практикантов к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя).
Педагогическая практика студентов-пятикурсников факультета дизайна и визуальных искусств проводится после изучения базовых курсов психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству. В процессе педагогической практики конкретизируются, закрепляются и углубляются знания студентов, приобретённые ими в ходе обучения в вузе; при решении конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педагогические и специальные знания приобретают деятельностный, обобщенный характер, в результате чего и развиваются следующие обобщенные профессионально-педагогические умения:
наблюдать, анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую учителями и студентами-практикантами;
осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;
определять конкретные учебно-воспитательные цели и задачи на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, традиций и особенностей данного коллектива;
изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и управления их развитием и воспитанием, создания условий для самовоспитания и саморазвития школьников;
определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные цели и задачи урока, внеклассных занятий по предмету; адекватно им отбирать учебный материал; обоснованно выбирать и использовать разнообразные типы уроков, формы, технологии, методы и приёмы обучения, технические средства обучения;
определять цели и задачи, содержание и методики (технологии), результаты воспитательной работы с классом на текущий период, планировать и осуществлять работу классного руководителя;
на основе результатов диагностики и изучения личности школьника, коллектива учащихся, установившихся в нем взаимоотношений планировать и осуществлять педагогически оправданную и научно выверенную систему предупредительной (превентивной) и коррекционной воспитательной работы с учащимися;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с классом, отдельным учеником, родителями, учителями;
В процессе педагогической практики создаются условия для развития профессионально-педагогических компетенций на основе обобщенных психолого-педагогических и специальных знаний и умений. Основным результатом педагогической практики выступает готовность студента:
применять профессионально-педагогические компетенции для решения педагогических задач;
осуществлять рефлексию результатов педагогического взаимодействия со школьниками, на этой основе корректировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся; критически анализировать собственные личностные качества и педагогическую деятельность, адекватно ставить и реализовывать задачи личностного и профессионального самообразования и саморазвития.
Основными критериями оценки результатов педагогической практики являются следующие:
степень сформированности у студентов профессионально-педагогических умений по применению на практике специальных и психолого-педагогических знаний, готовность к применению;
уровень профессиональной направленности личности будущего преподавателя (интерес и мотивация к педагогической профессии, способность к саморегуляции, самообразованию, готовность к постоянному профессиональному самосовершенствованию, наличие таких профессиональных качеств, как любовь к детям, самостоятельность, инициативность, ответственное и творческое отношение к работе и др.).
При этом учитываются следующие содержательные компоненты профессионально-педагогической характеристики выпускника по специальности «Изобразительное искусство»:
система профессионально-педагогических знаний (общенаучные знания; знания по рисунку, живописи, композиции, истории искусства, декоративно-прикладному искусству; знания по педагогике и психологии);
система профессионально-педагогических умений и навыков (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных);
система социокультурных знаний;
личностные профессионально значимые качества учителя изобразительного искусства (широкая эрудиция, свободное владение художественной культурой, глубокое понимание роли искусства для развития мышления личности и для формирования духовного мира человека, свободное владение методикой преподавания учебных предметов и др.).
Для оценки результатов практики используются следующие методы:
наблюдение за студентами в процессе педагогической практики;
анализ и оценка качества учебно-воспитательной работы, проводимой практикантами;
беседы с учителями, классными руководителями, со студентами;
анализ и оценка документации студентов: индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов уроков, отчетов о работе и др.;
анкетирование: самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
анализ результатов учебно-исследовательской работы студентов.
|