Российской федерации


НазваниеРоссийской федерации
страница1/5
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова


ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Факультет

Дизайна и визуальных искусств







Специальность

050600 – Изобразительное искусство







Кафедра

Художественного образования










Составители:




Мосина В.Р., к.п.н., проф.




Максимова Н.В., ст. пр.















Москва

2011


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

1.

Этапы педагогической практики и содержание деятельности студентов

8

1.1.

Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика

8

1.2.

Учебно-тренировочная педагогическая практика

9

1.3.

Стажерская педагогическая практика

11

1.4.

Подведение итогов педагогической практики

12

2.

Отчётная документация по педагогической практике

13

3.

Права и обязанности студентов-практикантов

13

4.

Руководство педагогической практикой

14

5.

Литература

17

Приложение 1.

Подготовка к написанию конспекта урока

19

Приложение 2.

Образец оформления конспекта урока по изобразительному искусству

19

Приложение 3.

Примерный план анализа урока по изобразительному искусству

22

Приложение 4.

Образец анализа занятия творческой мастерской «Батик»

23

Приложение 5.

Примерный план анализа урока-беседы по истории искусства

25

Приложение 6.

Образец оформления графика зачётных уроков

27

Приложение 7.

Индивидуальные педагогические задания-проекты

27

Приложение 8.

Примерный план анализа воспитательного мероприятия

29

Приложение 9.

Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия, подведения его итогов

30

Приложение 10.

Образец оформления титульного листа отчёта по педагогической практике

32

Приложение 11.

Дневник практики и отзыв

34

Приложение 12.

Форма итоговой анкеты для анализа результатов педагогической практики

36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов факультета дизайна и визуальных искусств занимает важное место в системе профессиональной подготовки учителя. Практика – обязательный компонент в получении высшего образования, обеспечивающий становление профессиональной компетентности для дальнейшей самостоятельной деятельности в избранной области. Проведение педагогической практики способствует закреплению и обогащению специальных и психолого-педагогических знаний и умений студентов, развитию способности применять их при решении профессионально-педагогических задач.

Целями педагогической практики выступают:

  • повышение уровня адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения;

  • формирование готовности к комплексному использованию знаний и

  • умений по циклу художественных, психолого-педагогических дисциплин, частных методик преподавания при решении разнообразных педагогических задач;

  • формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации учебной и воспитательной работы;

  • углубление теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;

  • развитие у студентов ценностного отношения к профессии педагога ответственности за результаты педагогического труда.

Задачами педагогической практики являются:

  • знакомство с системой учебно-воспитательной работы в учреждении образования и анализ ее состояния, изучение организации образовательного процесса и особенностей управления им в учебном заведении, нормативной документации;

  • приобщение студентов к практической педагогической деятельности, знакомство с педагогическим опытом, овладение системой работы учителя изобразительного искусства;

  • анализ и изучение системы воспитательной работы с учащимися в учебном заведении; освоение системы работы классного руководителя,

включающей взаимодействие с органами школьного самоуправления (на уровне класса, школы), ученическими организациями и объединениями, родителями, социумом в целом; изучение личности учащегося, ученического коллектива и отношений, возникающих в нем;

  • развитие у студентов-практикантов умений организовывать целостный учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление им посредством мониторинга, контроля, оценки.

Реализация указанных целей и задач педагогической практики направлена на то, чтобы путем включения студентов в постепенно усложняющиеся виды педагогической деятельности обеспечивать формирование у них профессионально-педагогических компетенций, которые определяются уровнем способности студента (выпускника) применять полученные психолого-педагогические и специальные знания и умения для успешного решения профессиональных задач.

Функциями педагогической практики являются:

  • планово-проектировочная (у практикантов формируется умения: планировать обучение изобразительному искусству в течение учебного года, четверти, изучение отдельного раздела, работу над конкретной темой; определять и формулировать цели урока с учетом функций обучения; продумывать методическую структуру уроков различных типов с использованием разнообразных средств обучения);

  • образовательная (участвуя в направляемой педагогической деятельности, студенты-практиканты используют усвоенную в процессе обучения в вузе систему профессионально-педагогических знаний и сформированных умений и навыков, которые вначале применяются по образцу, а затем – в новой ситуации и на уровне творческой деятельности);

  • развивающая (во время педагогической практики студенты приобретают новые знания и первоначальный педагогический опыт, благодаря которому формируют профессионально значимые качества личности, предопределяющие в будущем уровень педагогического мастерства учителя);

  • воспитательная (осознание студентами-практикантами собственных профессионально значимых и личностных качеств, потребности в педагогической деятельности и готовности ответственно ее исполнять, педагогических способностей, ценностных ориентиров);

  • организаторская (практиканты овладевают правилами организации деятельности преподавания, у них формируются умения, связанные с поддержанием внимания обучающихся, организацией индивидуальной, групповой, коллективной форм работы учащихся на уроке, активизацией их познавательной деятельности);

  • коммуникативная (студенты-практиканты учатся осуществлять педагогическое общение на уроке, реализуя его основные функции: самопрезентационную, мотивационную, психотерапевтическую – и соблюдая требования к речевому поведению учителя: соответствие речи нормам педагогической этики и этикета; культура речи, ее диалогизм и экспрессивность);

  • диагностическая (у практикантов формируются умения оценивать результаты деятельности учащихся для установления реального уровня усвоения ими знаний, умений и навыков и определения причин отклонения от запланированного результата с целью корректирования учебного процесса);

  • аналитическая (анализ практикантами собственной направляемой профессиональной деятельности с целью определения уровня усвоенных в вузе знаний психолого-педагогического и лингвометодического циклов, сформированных на их основе дидактических умений как показателя готовности к самостоятельной работе в качестве специалиста);

  • социальная (адаптация студентов-практикантов к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя).


Педагогическая практика студентов-пятикурсников факультета дизайна и визуальных искусств проводится после изучения базовых курсов психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству. В процессе педагогической практики конкретизируются, закрепляются и углубляются знания студентов, приобретённые ими в ходе обучения в вузе; при решении конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педагогические и специальные знания приобретают деятельностный, обобщенный характер, в результате чего и развиваются следующие обобщенные профессионально-педагогические умения:

  • наблюдать, анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую учителями и студентами-практикантами;

  • осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;

  • определять конкретные учебно-воспитательные цели и задачи на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, традиций и особенностей данного коллектива;

  • изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и управления их развитием и воспитанием, создания условий для самовоспитания и саморазвития школьников;

  • определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные цели и задачи урока, внеклассных занятий по предмету; адекватно им отбирать учебный материал; обоснованно выбирать и использовать разнообразные типы уроков, формы, технологии, методы и приёмы обучения, технические средства обучения;

  • определять цели и задачи, содержание и методики (технологии), результаты воспитательной работы с классом на текущий период, планировать и осуществлять работу классного руководителя;

  • на основе результатов диагностики и изучения личности школьника, коллектива учащихся, установившихся в нем взаимоотношений планировать и осуществлять педагогически оправданную и научно выверенную систему предупредительной (превентивной) и коррекционной воспитательной работы с учащимися;

  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с классом, отдельным учеником, родителями, учителями;


В процессе педагогической практики создаются условия для развития профессионально-педагогических компетенций на основе обобщенных психолого-педагогических и специальных знаний и умений.
Основным результатом педагогической практики выступает готовность студента:

  • применять профессионально-педагогические компетенции для решения педагогических задач;

  • осуществлять рефлексию результатов педагогического взаимодействия со школьниками, на этой основе корректировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся; критически анализировать собственные личностные качества и педагогическую деятельность, адекватно ставить и реализовывать задачи личностного и профессионального самообразования и саморазвития.


Основными критериями оценки результатов педагогической практики являются следующие:

  • степень сформированности у студентов профессионально-педагогических умений по применению на практике специальных и психолого-педагогических знаний, готовность к применению;

  • уровень профессиональной направленности личности будущего преподавателя (интерес и мотивация к педагогической профессии, способность к саморегуляции, самообразованию, готовность к постоянному профессиональному самосовершенствованию, наличие таких профессиональных качеств, как любовь к детям, самостоятельность, инициативность, ответственное и творческое отношение к работе и др.).

При этом учитываются следующие содержательные компоненты профессионально-педагогической характеристики выпускника по специальности «Изобразительное искусство»:

  • система профессионально-педагогических знаний (общенаучные знания; знания по рисунку, живописи, композиции, истории искусства, декоративно-прикладному искусству; знания по педагогике и психологии);

  • система профессионально-педагогических умений и навыков (гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных);

  • система социокультурных знаний;

  • личностные профессионально значимые качества учителя изобразительного искусства (широкая эрудиция, свободное владение художественной культурой, глубокое понимание роли искусства для развития мышления личности и для формирования духовного мира человека, свободное владение методикой преподавания учебных предметов и др.).


Для оценки результатов практики используются следующие методы:

  • наблюдение за студентами в процессе педагогической практики;

  • анализ и оценка качества учебно-воспитательной работы, проводимой практикантами;

  • беседы с учителями, классными руководителями, со студентами;

  • анализ и оценка документации студентов: индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов уроков, отчетов о работе и др.;

  • анкетирование: самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;

  • анализ результатов учебно-исследовательской работы студентов.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск