Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие


НазваниеШкольная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений


Предисловие
Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу. Чтобы дети избежали войн и насилия. Чтобы чувствовали себя в безопасности. Чтобы жили не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании.
Но в мире растет конкуренция, перемешиваются разные культуры и религии, возникает напряжение между властью и народом. Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы. А еще они стараются привлечь сторонников через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».
Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.
Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.
Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, - он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.
Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера.

Что можно предложить в ответ?
В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.
В данном пособии автор постарался обобщить накопленный опыт и подготовить методическое руководство, которое, хочется надеяться, позволит укрепить действующие службы и приведет к появлению новых.
Антон Коновалов, председатель ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы, руководитель направления «Школьные службы примирения» общественного центра «Судебно-правоваяреформа», научный сотрудник лаборатории ювенальных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, член Европейского форума по восстановительному правосудию, медиатор и тренер по медиации

Часть I. Школа с точки зрения восстановительного подхода


ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА
1.1. Особенности школьных конфликтов

Во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и воспитанием появляется напряжение зачастую помимо их желания. «Последней каплей» может оказаться совсем незначительный факт, когда ребенок «срывается». Именно этот «срыв» большинство взрослых считают началом и причиной конфликта. Но разбор последнего случая не будет результативным, если участники не обсудят и другие важные для себя вопросы, связанные с предысторией конфликта, их прошлыми и будущими отношениями.
Участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от их желания. Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились напряженные отношения. Поэтому для школьников будет важен не только выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему сверстников, предупреждение повторения подобного в будущем, нормализация отношений.
Некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня поссорились – завтра помирятся»), травмируют подростков на годы. Мы не раз узнавали о затянувшихся многолетних конфликтах (особенно между девочками), причины которых никто не помнил (часто это сплетни или обиды, борьба за внимание противоположного пола.) Причем обычно девочки не только перестают общаться, но каждая собирает вокруг себя группу поддержки, втягивая в конфликт своих подруг. На уроках они больше думают не об учебе, а выясняют, кто на чьей стороне. Иногда даже взрослые (сами уже родители) рассказывают нам о своих школьных конфликтах, которые не пережиты до сих пор. Чувство несправедливости их не оставляет, хотя ситуация уже кажется пустяковой.

То же самое относится и к травле ребенка-изгоя, когда каждый «выпад» одноклассников в его сторону кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но ему страшны их ежедневное постоянство и ощущение бессилия и неизбежности. Это означает, что в школе нужна работа с ситуациями, незначительными с точки зрения взрослых, ребятами же воспринимающиеся гораздо более драматично, влияя на формирование характера и будущее поведение в жизни. Взрослые порой забывают о разных статусах «взрослого» и «ребенка». Уже одно то, что взрослый говорит, когда захочет и что захочет, может прерывать ребенка по своему усмотрению, сам решает, когда начать и когда завершить разговор, выше ростом (или сидит, когда ребенок стоит возле него), – определяет неравные отношения между ними. Взрослый этого не чувствует, но это ощущают школьники. Дети часто не умеют и не смеют уверенно говорить со взрослыми (а не «огрызаться в ответ»). Поэтому они привыкают молчать, но внутренне не соглашаться, изображая понимание и давая «социально ожидаемые ответы». К этому добавляется неумение некоторых взрослых понять состояние ребенка, например, чувство стыда, выражающееся в смехе, который часто воспринимается взрослыми как неуважение и насмешка над их словами.
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
2.1. Культура взаимоотношений в сегодняшней школе
Наиболее часто встречающаяся (доминирующая) культура взаимоотношений между учителем и учениками выражается в том, что:
- преобладают «вертикальные» отношения даже во внеучебных ситуациях;
- учителя в качестве цели воспитания чаще всего видят послушание;
- реагирование на противоправное действие учащегося обычно осуществляется в направлениях: пригрозить наказанием или наказать (в пределах своей компетенции), отправить к специалистам на исправление поведения, «заглушить» конфликт, удалить из класса или школы;
- с точки зрения многих взрослых, конфликтов в школе нет (особенно конфликтов «ученик-учитель»), а есть недопустимое поведение учеников, которое следует пресекать;
- при реагировании на конфликты все чаще используется язык юридической практики, предполагающий определенный взгляд на ситуацию: определение виноватого, нарушение прав и законов, наказание как «несение ответственности».

В результате такого реагирования на конфликт отношения между его участниками часто могут ухудшаться, и конфликт переходит в скрытое латентное состояние. Усиливается напряжение в отношениях, недопонимание и безответственность сторон друг к другу. Если подобное происходит часто, обстановка в классе становится напряженной, конфликтной, агрессивной, и ребята привыкают к этому. Атмосфера в классе становится неприемлемой для отдыха, творчества, занятий. Способность разрешать конфликты, понимать друг друга, исправлять причиненный вред исчезает (или не формируется), что приводит к «варварским» отношениям.
2.2. Восстановительная культура взаимоотношений в школе.
Сначала приведу высказывания двух австралийских авторов: «Понятие “восстановления” – относится ли оно к реконструкции зданий или предметов, или же, как здесь, к человеческим отношениям – включает в себя два процесса. Первый – восстановление объекта (или отношений, как в данном случае) до его прежнего состояния, второй – укрепление и расширение того, что уже было “сильной стороной” и “работало”. Для этого может понадобиться добавить нечто новое или же развить уже существующее.
Второе измерение восстановления – трансформационное, когда восстановительные отношения и восстановительная школьная культура не только занимаются “починкой” того, что у них уже было, но и создают возможности для роста, увеличения своего потенциала.
Восстановительные отношения будут направлены на исцеление причиненной боли и заглаживание вреда. Но они также позволяют увидеть другого человека в совершенно новом свете – благодаря тому, что люди во время восстановительной работы делятся друг с другом важным для них. Восстановительная школьная культура приводит к позитивным отношениям в школьном сообществе. (...) Философия восстановления – это философия взаимоотношений, а ключом для них является вовлеченное участие и переживание общности, это формирование атмосферы участия и заботы, где могли бы развиваться положительные человеческие отношения».
2.3. Ценности восстановительного подхода, на которые могут опираться школьные службы примирения
- Разрешение конфликтов между людьми без применения манипуляций или силы.
- Душевное исцеление пострадавшего.
- Ответственность обидчика (самостоятельное исправление негативных последствий своего поступка и заглаживание причиненного пострадавшему вреда).
- Взаимопонимание и восстановление отношений между сторонами конфликта.
- Изменение установок при реагировании на конфликты и правонарушения с административно-карательных на восстановительные.
- Возвращение людям полномочий по решению их конфликтных ситуаций.
- Улучшение атмосферы в группе (сообществе) и т. д.

В связи с этим можно говорить о следующем.
- Страх наказания – не лучшее средство для изменения человека. Большинство людей, совершивших что-то нехорошее, понимают, что были не правы, но обвинительный тон и угрозы окружающих вынуждают их к самозащите и самооправданию. Осознание и принятие собственного решения гораздо результативнее.
- Внутренние качества не являются определяющими в поведении человека (особенно у подростков, которые психологически пластичны и пробуют себя в разных ролях). От того как строятся отношения (и коммуникация), зависит, каким подросток предстанет перед нашими глазами. В одной ситуации он может выглядеть хулиганом, в другой – внимательным сыном, в третьей – активным членом спортивной команды и т. д. Это не значит, что в одном месте он «настоящий», а в остальных притворяется: скорее, он меняется вслед за окружением. Ребенок (и многие взрослые) меняются в ходе коммуникации, размышляя над своими поступками, над последствиями своих действий. Поэтому вряд ли стоит ориентироваться на психологические инструменты исследования личности «трудных» подростков: при одном типе отношений перед нами подросток может предстать как хулиган, а при другом – ранимый человек, при третьем – как человек, стремящийся найти выход.
- Конфликт сам по себе не является чем-то отрицательным. Конфликт означает, что есть, по крайней мере, несколько важных для участников точек зрения, но многое зависит от умения понять другую сторону конфликта и конструктивно его разрешать. Поэтому конфликт следует рассматривать как важнейший механизм развития. Многие открытия и изобретения цивилизации начинались именно с конфликта.
- Если участник конфликта внутренне не согласен с «утвержденным» вариантом его разрешения, хотя внешне кажется согласившимся, он начинает саботировать и тормозить выполнение договорённостей, распространять слухи, доказывая окружающим своё мнение о произошедшем. Часто учителя видят внешнее согласие ребенка с их решением и считают конфликт разрешенным (а ребенок не спорит, потому что учитель все равно считает себя правым). Затем при повторении подобной ситуации учителя удивляются: вроде бы «трудный ребенок» согласно кивал, вроде бы все понял, а выйдя за дверь, «принимается за старое». А на самом деле это – последствия «внешнего» формального согласия.
- Средства разрешения конфликтов и образцы поведения ребенок получает из окружающего его социума (в первую очередь, от значимых для него взрослых или сверстников с «высоким рейтингом»). Если в его окружении основными средствами реагирования на конфликт являются давление, применение силы, угрозы и наказание, возникает риск, что именно эти способы освоит ребенок и будет использовать в своей дальнейшей жизни.

Люди, создающие службы примирения, фактически являются носителями ценностей и образцов восстановительной культуры. Создание службы и обучение будущих медиаторов предполагает, следовательно, не столько передачу техник и организационных схем деятельности, сколько трансляцию представлений, ценностей и концепций, образующих фундамент восстановительной культуры. В дальнейшем школьные медиаторы, становясь в своем коллективе носителями восстановительной культуры, передают ее основополагающие элементы участникам конфликта, которые проходят через программы примирения, и другим членам школьного сообщества. То есть служба примирения оказывается каналом трансляции норм, эталонов и образцов, иными словами, каналом трансляции восстановительной культуры. Медиаторы службы примирения демонстрируют образцы восстановительной культуры при разрешении конфликтных ситуаций, при реагировании на правонарушения, через организацию дискуссий и коммуникации по значимым проблемам, в ходе «кругов сообществ» и школьных восстановительных конференций, презентаций своего взгляда на взаимодействие в школьном сообществе.
Следовательно, если служба примирения создана как формальная структура и фактически не проводит медиацию (или другие восстановительные программы), то в школьном сообществе не происходят изменения в способах реагирования на конфликтные ситуации, и такую службу нельзя считать действующей.
Однако проведение медиаций (и других программ) хотя и продемонстрирует новые образцы отношений, но общие изменения в школе будут происходить довольно медленно. Помимо прочего новая деятельность, как правило, очень уязвима и нестабильна, так как у прежнего способа реагирования на конфликты есть сила традиции и инерции. Поэтому кроме проведения медиаций (в которых в концентрированном виде реализуются новые образцы поведения в конфликтной ситуации) нужна дополнительная работа по трансляции конструктивного взаимодействия в школьное сообщество (информирование, обучение коммуникативным навыкам и т. д.).
Самой распространенной практикой в службах примирения на сегодняшний день является восстановительная медиация.
ГЛАВА 3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ
3.1. Определение медиации

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
В России слово «медиатор» (от латинского mediatio – посредничество) имеет давнюю традицию и встречается, например, в «Уставе о банкротстве» 1740 года применительно к спорам между купцами. До этого в России тоже существовало посредничество, но использовалось слово «третей» (производное от «третий»).
С помощью медиации можно разрешать семейные, трудовые, межличностные, межкультурные и прочие конфликты. Существуют разные модели медиации.

«Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора»
.

Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих отношений, на то, что разрешение конфликта должно фокусироваться на восстановлении пострадавшего и обидчика, на их исцелении от боли и страданий, а также на заглаживании обидчиком нанесенного пострадавшему вреда.
Истоки восстановительной медиации лежат в восстановительном правосудии – мировом движении за изменение карательной направленности уголовной юридической системы. Восстановительное правосудие предлагает другой взгляд на ответственность правонарушителя (преступника), чем это принято в юридических практиках. В центре внимания восстановительного правосудия находится жертва преступления и причиненный ей преступлением вред (не только материальный). При этом ответственность обидчика понимается не как претерпевание наказания (ответное причинение боли со стороны государства), а как исправление возникшей вследствие преступления ситуации, заглаживание причиненного его действием вреда. Чтобы понять ситуацию жертвы, определить, в чем именно состоит причиненный ей ущерб, чтобы обидчик смог принести извинения, получить прощение, чтобы стороны смогли договориться, как будет заглажен вред, необходима встреча обидчика и жертвы, которую проводит нейтральный посредник (медиатор), поскольку встреча «один на один» в подобных случаях вряд ли возможна. Перед общей встречей медиатор встречается по очереди с каждой стороной и обсуждает возможность участия в медиации, формат, правила, условия и темы встречи. Главные участники медиации – сами стороны, а посредник организует конструктивный и безопасный диалог между ними. Практика показывает, что осознание случившегося и договоренности, достигнутые на подобных встречах, приводят к более существенным эффектам, чем наказание. Восстановительное правосудие в мире «впитывает» традиции примирения разных народов: «семейные конференции» в Новой Зеландии, «круги правосудия» индейцев Северной Канады и пр.
В России программы восстановительного правосудия (программы заглаживания вреда или программы примирения) начали применяться в экспериментальном режиме с 1998 года по случаям, связанным с правонарушениями несовершеннолетних. Такие программы в ряде территорий проводятся по делам несовершеннолетних, переданным из судов и комиссий. Программы примирения для разрешения конфликтов получили свое распространение и в школах. Поскольку в школе мы не можем говорить про восстановительное правосудие (школа не элемент правоохранительной системы), мы говорим про восстановительную медиацию.
3.2. Особенности медиации в школе
Большое значение здесь имеют воспитательные эффекты, предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Порой положительные изменения в сознании подростка даже важнее, чем разрешение конкретного конфликта.
Очень важны сохранение и нормализация отношений, поскольку в большинстве случаев обидчик и жертва знакомы друг с другом и после инцидента продолжат встречаться в стенах школы.
Если в конфликте есть обидчик и жертва (произошли драка, кража, вымогательство денег, порча имущества), необходимо обсуждать вопрос заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда. При этом не надо забывать, что пока ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, в юридическом смысле преступления нет.
Часто в конфликте невозможно четко развести роли «обидчика» и «жертвы». Это ссоры из-за сплетен, драки ровесников, отвержение какого-то ребенка, конфликт учитель-ученик. Стороны могли нанести друг другу вред в виде оскорблений, формирования негативного отношения в классе и тому подобное.
Как правило, большую роль в характере конфликта играет отношение к нему группы одноклассников, их определения правого и виноватого. Порой работа медиатора только со сторонами конфликта вообще не имеет смысла, поскольку если достигнутые договоренности и изменения поведения не будут поддержаны классом и педагогами, то подростки предпочтут вернуться к привычным и принимаемым классом формам общения. Перечисленные черты характерных для школы конфликтов и педагогически значимых целей их разрешения и определяют выбранную для служб примирения модель медиации.
С учетом сказанного получается, что восстановительная медиация – это многоцелевая деятельность, требующая сложного и разнопланового представления, которое постепенно будет раскрываться в этой книге.
Восстановление человеческих взаимоотношений, восстановление способности к взаимопониманию, восстановление ценности примирения (идущие из семьи, рода), планирование будущего, приглашение к ответственному поведению – это все смыслы, внутри которых разворачиваются восстановительные практики.
Почему люди соглашаются на медиацию? Потому что на медиации обсуждается то, что очень важно для самих участников, что их волнует; то, что может повлиять на их будущее.
Как уже говорилось, человек, который способен с соблюдением принципов медиации организовать соответствующую медиационную процедуру, называется медиатором. В программах «Круг сообщества» организатор процедуры называется хранителем круга, в «Семейных конференциях» – координатором. В каждой из программ есть особенности (программы представлены в соответствующих главах), но их основные принципы одинаковы.
Рассмотрим подробнее позицию медиатора.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconМетодические рекомендации по организации и прове дению единого дня...
...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconПроект положения о службе примирения
Целью службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconМежрегиональный ежегодный мониторинг деятельности служб примирения по проведению
Обращение к руководителям ассоциаций медиаторов, региональным координаторам и кураторам служб примирения

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение районный центр...
Школьная,12-А, пгт. Излучинск, Нижневартовский район, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область), 628634

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconО диссертационном совете дм 208. 079. 01, созданном при фгбу российский...
Дм 208. 079. 01, созданном при фгбу российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия»

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconУчебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно...
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconПрограмма по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»
Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей,...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconПо общему правилу, при наличии согласия супруга и отсутствия общих...
Нии искового заявления суд вправе дать время сторонам для примирения. Период времени определяется судом самостоятельно, но не может...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие iconПрограмма научно педагогичекой практики магистрантов по направлению...
«Физическая культура, профессионально-образовательного профиля подготовки – Адаптивная физическая культура»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск