Скачать 472.72 Kb.
|
Министерство по образованию и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально педагогический университет» Институт лингвистики Кафедра русского языка и культуры речи ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ дисциплины «Русский язык и культура речи» Для студентов заочной формы обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучения (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Екатеринбург 2011 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИК ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКонтрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом. Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету. Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4. Контрольная работа состоит из пяти блоков, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок подразделяется на несколько (1 – 5) заданий. БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬСодержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы. Расставьте ударения. Образец: звонит (неправ. звонит). Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: договор (договор) 2. Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы. БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬВ заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их. Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице. Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть. БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬВ данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.Образцы заданий:1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа. Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы. 2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа. Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок. 3. Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное). Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка. 4. Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род. Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род). 5. Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Образец: (что сделать?) вырезать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырезать – (что делай?) вырезай. 6. Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия. Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши. От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются. 7. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей). Образец: Семьсот сорок восемь Родительный (кого? чего?) – семисот сорока восьми. Дательный (кому? чему?) – семистам сорока восьми. Творительный (кем? чем?) – семьюстами сорока восемью. 8. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм. Образец: 1) На Гоголевской улице живут двое английских девушек. – На Гоголевской улице живут две английские девушки. 2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа. 3) В этом году мы отдыхали в Сочах. – В этом году мы отдыхали в Сочи. Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть. |
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,... | Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной... | «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль подготовки «Технология организации ресторанного дела») к знаниям... | ||
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего... | Предметы: «Русский язык и культура речи», «Деловой язык», «Русский язык и культура делового общения», «Культура научной и деловой... | ||
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины... | Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список... | ||
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ставит своей целью формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста технического... | Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |