1. Общая характеристика налога на прибыль организаций


Название1. Общая характеристика налога на прибыль организаций
страница1/3
ТипТематический план
filling-form.ru > Договоры > Тематический план
  1   2   3
Правовой режим налога на прибыль организаций в Российской Федерации

Учебное пособие для магистратуры

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тематический план.

2. Краткий курс лекций.

3. Рекомендуемая литература.

4. Вопросы для подготовки к экзамену.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. Общая характеристика налога на прибыль организаций.
1. История налогообложения прибыли в России.

2. Международный опыт налогообложения прибыли.
Тема 2. Налогоплательщики и иные участники отношений по уплате налога на прибыль организаций.
1. Понятие и виды налогоплательщиков.

2. Налоговое резидентство.

3. Консолидированная группа налогоплательщиков.

4. Постоянное представительство.

5. Контролируемые иностранные компании.

6. Налоговые агенты.
Тема 3. Объект налогообложения и налоговая база.
1. Прибыль организации как объект налогообложения.

2. Доходы, признаваемы в целях налогообложения.

3. Расходы, принимаемые к вычету в целях налогообложения.

4. Амортизация.

5. Методы учета доходов и расходов.

6. Порядок определения налоговой базы и его особенности.

7. Тонкая капитализация.
Тема 4. Исчисление и уплата налога на прибыль организаций.
1. Налоговая ставка.

2. Налоговый и отчетные периоды.

3. Порядок исчисления налога.

4. Порядок и сроки уплаты налога.

Тема 1. Общая характеристика налога на прибыль организаций.
1. История налогообложения прибыли в России.

2. Международный опыт налогообложения прибыли.
1. История налогообложения прибыли в России.

Изучение любого явления в отрыве от его истории является концептуально неверным и не может претендовать на достоверность своих результатов. Не является исключением и налогообложение в целом и налогообложение прибыли организаций в частности.

Говорить о каком-то налогообложении прибыли на начальных стадиях существования государственности в нашей стране не представляется возможным. Зачатки прямого налогообложения в форме взимания податей с сохи или других податных единиц (промысловых единиц) в данный период представляют собой первые шаги государства в этом направлении.

В 17 – 18 веках в России предпринимаются попытки классифицировать налогоплательщиков по гильдиям или разрядам с одновременной дифференциацией прямого налогообложения. Однако, по-прежнему, организация в качестве самостоятельного налогоплательщика не выделялась, а налогообложение носило преимущественно по душевой характер. При этом государство стало активнее взимать различные промысловые сборы, а в дальнейшем гильдейский сбор1 – своеобразные прообраз налогообложения капитала и прибыли.

Однако отсутствие зависимости размера взимаемых сборов от обширности промыслов, их оборота и получаемого дохода обусловило необходимость изменения фискальной политики государства в 19 веке в силу бурного развития русской промышленности.

Результатом промышленных преобразований стало изменение системы обязательных платежей, взимаемых с предпринимателей. Появились пошлины за право торговли и других промыслов, уплата которой давал разрешение на занятие определенными видами предпринимательской деятельности. Однако самым значительным шагом в становлении налоговой системы стало введение промыслового налога и особенно дополнительного промыслового налога.

На данном этапе в качестве налогоплательщика окончательно закрепляется именно предприятие, производится их дифференциация, устанавливается объект налогообложения и закрепляются различные обязанности налогоплательщика, такие знакомы нам сегодня.

Дополнительный промысловый налог зависел и от размера основного капитала предприятия, и от полученной им прибыли и по своей нагрузке на налогоплательщиков превосходил основной. Дополнительные сборы были установлены в двух видах: процентного - с чистой прибыли акционерных предприятий - обязанных публичной властью публиковать отчеты о своей деятельности, и раскладочного - с предполагаемой прибыли предприятий всех других категорий - не обязанных публичной властью (например, обязанность представлять налоговую отчетность)2. Несмотря на свое несовершенство промысловый налог с определенными изменениями просуществовал до самой революции 1917 года.

Первые годы советской власти характеризовались полным отказом от ранее действующей фискальной политики и определенной стихийность фискальных изъятий. Основу доходов нового государства составляло множество разовых и чрезвычайных сборов неравномерно распределяемых среди населения.

Однако в 20-х годах прошлого столетия промысловый налог был восстановлен в действии и дополнен различными нововведениями, обусловленными существующей политической ситуацией. Среди прочего был веден дополнительный уравнительный сбор для особо доходных предприятий3. Тем самым в советский период произошло фактическое смешение патентной и фактической форм взимания промыслового налога, четко разделенных в дореволюционный период.

После завершения периода НЭП налоговым законодательством промысловый налог был, по сути, заменен налогом с оборота и отчислениями от прибыли (для кооперативных предприятий - подоходный налог)4.

Дальнейший период развития налогового законодательства в СССР связан с упадком традиционных налоговых механизмов и их заменой на различные механизмы распределения плановой экономики. Вместо налоговых платежей были введены различные неналоговые формы изъятия прибыли предприятий: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, различные фиксированные платежи, а также перечисление в бюджет свободного остатка прибыли.

Постепенный возврат к налогообложению как основной форме изъятия части прибыли организаций начался в нашей стране со второй половины 80-х годов 20-го века. Однако значительный рывок в этом отношении был сделан только с началом 90-х годов с принятием законов от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» и «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Именной в этот период были заложены основные черты налоговой системы России в том виде, в каком мы ее знаем сейчас.

Во-первых, обязанность по уплате налога на прибыль перестала зависеть от организационно-правовой формы предприятия. Во-вторых налог на прибыль начал уплачиваться исключительно исходя из фактических результатов деятельности предприятия за истекший период. При этом были предусмотрены авансовые платежи по налогу в целях выровнять поступления налога в бюджет. В-третьих, были введена система штрафных санкций за неуплату и или неполную уплату налогов.

Для налогового законодательства того периода в целом и применительно к налогообложению прибыли в частности было характерно большое количество недостатков, что обусловлено периодом его становления. Например, ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, в силу чего происходило искажение реального размера прибыли предприятия.Так, ограничивался вычет из базы налога на прибыль части затрат на заработную плату, командировочных расходов, расходов на рекламу, представительских расходов.Нормы амортизации, с одной стороны, были недопустимо низкими, а, с другой стороны, позволяли за счет неопределенности состава амортизируемого имущества увеличивать размеры амортизационных отчислений5.

Налогообложение прибыли в начале 90-х годов предусматривало прогрессивность шкалы налогообложения в зависимости от размера прибыли, однако на практике это правило оказалось сложно реализуемым и поэтому был принят закон установивший ставку налога на уровне 32%. В дальнейшем налоговая ставка часто менялась, дифференцировалась в зависимости от вида предпринимательской деятельности, пока не была установлена с 2002 года на уровне 24%, а с 2010 года – 20%.

Тем самым включение в Налоговый кодекс РФ 25 главы, закрепляющей налог на прибыль организаций ознаменовало новый современный этап в развитии налогообложения прибыли организаций в России.

2. Международный опыт налогообложения прибыли.
Налоговые системы зарубежных стран весьма различаются между собой. Но практически во всех странах мира применяется налог на прибыль организаций или корпоративный налог. Это одно из проявлений того, что проводимые в последнее время налоговые реформы несколько сближают их. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу.

Объектомналогообложения во всех странахявляется специально установленная для этих целей величина – прибыль организации (корпорации). В настоящее время в различных странах существуют похожие правила определения размера полученной прибыли: валовый доход без учета косвенных налогов уменьшается на сумму признаваемых расходов и корректируется на величину вычетов и иных льгот.

В то же время в каждой стране есть особенности, которые необходимо проанализировать.Существует несколько различных подходов при налогообложении распределяемой и нераспределяемой прибыли.

Классическая система, не предусматривающая ослабления экономического двойного налогообложения. Распределяемая прибыль компании облагается корпорационным и личным подоходными налогами. То есть и распределенная, и нераспределенная прибыль облагаются полностью по ставкам корпорационного налога, затем полученные дивиденды облагаются налогом на доходы от капитала, что приводит к двойному налогообложению. Впоследствии данная несправедливость была частично устранена применением других систем. Эта система в некотором виде действует в США, Швейцарии, Швеции, а также в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах.

Также выделяются системы налогообложения, позволяющие устранить экономическое двойное налогообложение в двух вариантах:

- на основе разных ставок, при этом распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке. Данная система используется в Германии, Австрии, Португалии, Японии;

- на основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли. Система действует в Испании, Швеции, Исландии, Финляндии.

Система уменьшения обложения прибыли на уровне акционеров предусматривает выделение двух способов снижения налогообложения доходов в виде дивидендов:

- налоговый кредит или система зачета. В этом случае корпорационный налог уплачивается полностью, но та его часть, которая относится к распределяемой на дивиденды части, затем засчитывается при взимании с акционеров налога с дивидендов. Данная система используется во Франции, Великобритании, Ирландии;

- частичное освобождение от налога дивидендов, независимо от того, был ли удержан корпорационный налог с распределяемой прибыли или нет. Эта система действует в Австрии, Канаде, Дании и Японии.

Система полного освобождения от налога распределяемой прибыли может быть организована на уровне компании (Греция и Норвегия) или на уровне акционеров (Германия, Италия, Австрия, Дания, Финляндия)6.

В последнее время между государствами, особенно между налоговыми оффшорами и остальными государствами обострилась налоговая конкуренция. Результатом данной конкуренции с одной стороны стала тенденция снижения налоговых ставок в ряде государств. С другой стороны большинство государств в своем стремлении противодействовать низконалоговым юрисдикциям стремится расширить объект налогообложения налога на прибыль государства, в том числе и экстерриториальным путем.

В развитых странах принятый ранее курс налогообложения прибыли - сочетание высоких налоговых ставок с широкой системой налоговых льгот был заменен сочетанием сниженных налоговых ставок с умеренной системой налоговых льгот7. Уровень налогообложения в различных государствах в целом зависит от того, какая из функция налогообложения превалирует в конкретный исторический момент: фискальная или регулирующая.

В ряде стран фискальная функция корпоративного налога усиливается путем применения прогрессивной ставки налогообложения. Вносится он по следующей схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Ставки корпоративного налога, установленные законодательством штатов, различаются от 3 до 15% и могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5%, федеральном округе Колумбия (административный центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%8.

Налоговая система Германии хоть и существенно отличается от системы США, но также предусматривает весьма значительное налоговое бремя для юридических лиц. В Германии также предусмотрено прогрессивное налогообложение доходов корпораций при средней ставке федерального корпоративного налога на уровне 45%9.

Вместе с тем, применение прогрессивной шкалы налогообложения в большинстве развитых государств предусматривает определенный компенсационные механизмы в виде пониженных ставок для среднего и малогобизнеса.В некоторых странах при установлении ставки в особую группу выделяются малые предприятия. Например, в Великобритании к таким относятся фирмы, чья прибыль не превышает 250 тыс. фунтов стерлингов в год. К ним применяется ставка 24%, тогда как общая ставка составляет 33%.

В Германии для мелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс. евро, устанавливается необлагаемый минимум в размере 5 тыс. евро. Если доход свыше 10 тыс. евро, необлагаемый минимум сокращается10. В Японии,если прибыль организации не превышает 8 млн. иен, то она облагается по ставке 28% (общая ставкаболее 40%).

В некоторых странах законодательством предусмотрена определенная дифференциация налоговых ставок в зависимости от вида деятельности (например, Испания, Бельгия, Канада). Однакодиффернциацию ставок сложно назвать общемировой тенденцией, поскольку остается еще немало государств, в которых прибыль облагается по единой ставке (Франция, Италия, Дания, Швеция и др.).

К факторам, которые усиливают позиции любого государства в конкурентной борьбе за налогоплательщиков, относятся налоговые льготы.

Важным направлением налоговых льгот, характерным практически для всех развитых и развивающихся государст, является уменьшение налогооблагаемой прибыли на инвестиционных расходов и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)11. Например, в Бельгии разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на 13,5% от расходов, направленных на инвестиции для мелких и средних компаний. Илив Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% расходов предпринимателей на НИОКР.12

Другой формой налоговой льготы, которая активно применяется развитыми странами, является так называемая ускоренная амортизация. С помощью данного механизмаорганизация вправе списать стоимость основного средства гораздо быстрее, формируя величину амортизационных расходов в первые годы после приобретения основного средства значительно большую, чем экономически обоснованная амортизация. Как правило, применяется метод допущения для первых лет службы резко увеличенных по сравнению с линейным методом норм амортизации и резко заниженных норм для последующих лет при одинаковом общем сроке предполагаемой службы.

В связи с изложенным выше необходимо заметить, чтонесмотря на сложившуюся мировую тенденцию снижения общего объема налоговых льгот, данный механизм регулирующего воздействия налогообложения все еще активно применяется в мире.
Тема 2. Налогоплательщики и иные участники отношений по уплате налога на прибыль организаций.
1. Понятие и виды налогоплательщиков.

2. Налоговое резидентство.

3. Консолидированная группа налогоплательщиков.

4. Постоянное представительство.

5. Контролируемые иностранные компании.

6. Налоговые агенты.
1. Понятие и виды налогоплательщиков.

Налогоплательщиком данного налога является организация, которые в соответствии с налоговым кодексом РФ делятся на два вида: российские организации и иностранные организации. При этом не имеет юридического значения в целях признания организаций налогоплательщиками их деление на коммерческие и не коммерческие, бюджетные и частные.

Под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ, а также иностранная организация, признанная налоговым резидентом России.Под иностранной организацией в свою очередьпонимают иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

Иностранные организации делятсяна:

- организации, действующие на территории России через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ;

- организации, не имеющие постоянного представительства на территории России, но получающие доходы от источников в РФ.

Применительно к статусу налогоплательщика возникает множество спорных вопросов: например, организация признается налогоплательщиком с момента создания или с момента получения дохода (прибыли)?

Думается, что ответ на данный вопрос зависит от вида организации. Российские организации, как правило, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций с момента их государственной регистрации независимо от получения или неполучения дохода (кроме случаев применения специальных налоговых режимов).

Единственным исключением являются организации, занимающиеся игорным бизнесом и не получающие доходы от других видов деятельности.

Применительно к иностранным организациям ситуация несколько отличается. Иностранная организация приобретает статус налогоплательщика с момента создания постоянного представительства или с момента получения дохода от источников в России.

Другим спорным вопросом является статус вналоговых отношений государственных органов и органов местного самоуправления, получающих доход в гражданском обороте: являются ли они налогоплательщиками? Формально они являются юридическими лицами и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Однако, исходя из существующей судебной практики, государственный орган (орган местного самоуправления) не признается налогоплательщиком, если действует от имени публично-территориального образования в рамках своих публичных управленческих функций. Если же доход получает сам орган, например, от сдачи в аренду имущества, находящегося в его оперативном управлении, то он признается налогоплательщиком.

НК РФ содержит ряд налоговых льгот, в силу которых организации либо не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (например, иностранный организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года), либо освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика на определенный срок (например, организации – участники проекта «Сколково» - освобождаются на 10 лет).
2. Налоговое резидентство.

Организации-налогоплательщики делятся на налоговых резидентов и налоговых нерезидентов. К числу налоговых резидентов НК РФ относит:

- российские организации;

- иностранные организации, местом фактического управления которыми является Россия, если иное не предусмотрено международным договором;

- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами в соответствии с международным договором, - для целей применения данного договора.

Тем самым, остальные иностранные организации признаются налоговыми нерезидентами.

Данная норма устанавливает приоритет международного договора в сфере налогообложения над национальным налоговым законодательством, но только в отношении определения налогового резидентсва иностранных организаций.

Вместе с тем, типовым соглашением между Россией и другим государством об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденным постановлением Правительства РФ № 84 от 24.02.2010г., предусмотрены правила определения налогового резидентсва организаций независимо от того, является ли организация российской или нет.

Иными словами в соответствии с международным соглашением российская организация может быть признана налоговым резидентом другого государства, если место управления им находится за пределами РФ. Однако исходя изсодержание ст. 246.2 НК РФ российская организация всегда является налоговым резидентом РФ. Возникает проблема приоритета международных договоров, предусмотренная ст. 7 НК РФ.

Правила определения места фактического управления иностранной организации, изложенные в НК РФ, достаточно сложные и внутренне противоречивые.

Так согласно п. 2 ст. 246.2 местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации.

2) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.

3) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации.

При этом в пункте 5 той же статьи указано, что в случае, если в отношении иностранной организации не выполняется ни одно из условий, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, или выполняется только одно из них, признание Российской Федерации местом фактического управления этой иностранной организацией осуществляется на основании выполнения хотя бы одного из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке консолидированной финансовой отчетности) осуществляется в Российской Федерации;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

При этом иностранная организация при всех вышеуказанных обстоятельствах может доказать, что фактическое управление осуществляется за пределами России, если документально подтвердит осуществление предпринимательской деятельности на территории государства его постоянного местонахождения, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения с использованием собственного квалифицированного персонала и активов.

Кроме того, ряд иностранных организаций, независимо от их соответствия вышеуказанным критериям, могут стать налоговыми резидентами России только в результате самостоятельного признания себя таковыми, сохраняя при этом право отказаться в любой момент от данного статуса.
3. Консолидированная группа налогоплательщиков.

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее – КГН) признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

КГН вправе создать только российские организации соответствующие постоянным (должны соблюдать весь период существования КГН) и временным (соблюдаются только в момент создания) условиям:

- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (постоянное условие);

- отсутствие признаков несостоятельности (банкротства) – (временное);

- совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная всеми организациями в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

- суммарный объем выручки всех организаций от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

- совокупная стоимость активов всех организаций по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

Налоговым законодательством также закреплен довольно обширный список организаций, которые не могут быть участниками КГН.

Документом, свидетельствующим о создании КГН, является договор о создании КГН, согласно которому организации добровольно объединяются без создания юридического лица в целях совместного исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Данный договор подлежит регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет ответственного участника КГН.

Применительно к статусу КГН в налоговых отношениях основной проблемой является ответ на вопрос: является ли КГН самостоятельным налогоплательщиком или нет. С одной стороны КГН не подпадает под понятие «организация» и все права и обязанности КГН реализуются ответственным участником КГН. С другой стороны правовые последствия от деятельности ответственного участника возникают у всех участников КГН без исключения, а выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций может проводится только в отношении КГН.

Другой вопрос, который можно задать: означает ли предусмотренная НК РФ возможность применения гражданского законодательства к созданию и деятельности КГН, что КГН является всего лишь разновидностью договора простого товарищества в сфере налогообложения?
4. Постоянное представительство.

Иностранная организация, систематически получающая доход от источников в России, как правило, действует через постоянное представительство.

В соответствии со ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности вспомогательного характера.

Такое понятие в целом корреспондирует с понятием «постоянное представительство», закрепленным в международных соглашениях РФ, но последнее имеет ряд особенностей.

В первую очередь в соглашениях акцентируется, что постоянное представительство – это место управления, тем самым подчеркивая наличие у постоянного представительства полномочий по определению условий и заключению сделок, что отличает его от иных видов деятельности иностранной организации, носящих вспомогательный характер (хранение товара, сбор информации и т.п.).

Соглашением определяются конкретные сроки осуществления предпринимательской деятельности, свидетельствующие о ее систематическом характере. Так, применительно к строительной площадке такой срок в различных соглашениях варьируется от 6 до 36 месяцев.

Помимо постоянного представительства в традиционном понимании этого понятия законодательство выделяет постоянное представительство агентского типа, под которым понимают ведение иностранной организацией предпринимательской деятельности через зависимого агента.

Зависимы агент – это лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации.

Помимо законодательного регулирования и регулирования на уровне двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения понятие постоянного представительства иностранной организации значительно зависит от существующей судебной практики. В частности, сформулированная ВАС РФ концепция «снятия корпоративной вуали» позволяет налоговым органам признавать постоянными представительствами иностранных организаций их дочерние компании или иные взаимозависимые лица, которое по общему правилу таковыми не признаются.
5. Контролируемые иностранные компании, кондуитные компании и бенефициарный собственник.

Контролируемой иностранной компанией признается организация, не признаваемая налоговым резидентом РФ, или иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которых являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контролирующим лицом такой компании является физическое лицо или организация, доля участия которого в организации составляет более 25%, либо доля участия которого составляет более 10%, при условии, что общая доля участия лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, превышает 50%.

Контролирующим лицом также может быть признано лицо, не отвечающее вышеуказанным признакам, но осуществляющее контроль над иностранной организацией в своих интересах (интересах супруга или несовершеннолетних детей) посредством. Под осуществлением контроля в данном случае понимается способность оказывать влияние на принятие решения о распределении прибыли посредством участия в данной организации, заключения договора об управлении или иным способом.

При этом иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), соответствующая признакам контролируемой иностранной компании, не будет признаваться таковой, если соответствует хотя бы одному из следующих условий:

1) является некоммерческой организацией, не распределяющей прибыли между своими участниками;

2) она образована в соответствии с законодательством членов ЕвразЕС;

3) постоянным местонахождением данной компании является государство, заключившее договор по вопросам налогообложения с Россией, обеспечивающее обмен информацией для целей налогообложения, и эффективная налоговая ставка на прибыль в котором, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки на прибыль организаций;

4) постоянным местонахождением данной компании является государство, заключившее договор об избежании двойного налогообложения с РФ, обеспечивающее обмен информацией для целей налогообложения, и доля пассивных доходов в общей сумме всех доходов компании составляет не более 20%;

5) компания является иностранной структурой без образования юридического лица:

- не распределяющей прибыль между участников;

- учредитель после создания такой структуры не в праве получить ее активы в собственность;

- права учредителя в этой структуре могут быть переданы третьему лицу только по наследству или в порядке универсального правопреемства;

6) является банком или страховой компанией, осуществляющей деятельность на основании лицензии (иного разрешения) государства, с которым у России заключен договор по вопросам налогообложения, и обеспечивающее обмен информацией для целей налогообложения;

7) является получателем дохода по обращающимся облигациям (доля такого дохода не менее 90%) и имеет постоянное местонахождения в государстве, заключившим с Россией договор по вопросам налогообложения;

8) участвует в соглашениях на условиях риска (соглашения о разделе продукции, концессионное соглашение и иные аналогичные) с государственными структурами или уполномоченными ими институтами, при условии что доход от таких соглашений составляет не менее 90% в сумме всех доходов;

9) является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

С контролируемыми иностранными компаниями тесно связан вопрос кондуитных или посреднических (промежуточных) организаций. Признаками таких иностранных организаций являются:

- постоянным место их пребывания является государство, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которым данная организация имеет право на налоговую льготу;

- имеет обязательство прямо или косвенно выплачивать все или почти все доходы, полученные с территории РФ, в пользу другой иностранной организации, находящейся в государстве, не имеющим договорных отношений в сфере налогообложения с Россией или по иным основаниям не имеющей права на налоговую льготу;

- обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков.

Признание иностранной организации кондуитной лишает ее права на получение налоговых льгот в соответствии с заключенными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Зачастую кондуитная организация предшествует контролируемой иностранной компании в цепочке движения денежных средств.

Применительно к контролирующему лицу возникает вопрос о соотношении его с лицом, имеющим фактическое право на доходы (бенефициарный собственник или владелец в соответствии с терминологией ОЭСР).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что контролирующее лицо либо само является бенефициарным собственником, либо действует в его интересах, а бенефициарным собственником является супруг или несовершеннолетние дети данного лица.
6. Налоговые агенты.

В отношениях по уплате налога на прибыль организаций помимо налогоплательщиков принимает участие налоговые агенты, то есть организации, являющиеся источником выплаты дохода налогоплательщику, на которых законом возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему.

Налоговым агентом признается:

1) российская организация, выплачивающая дивиденды и проценты по долговым обязательствам: это может быть и сама организация – эмитент акций (облигаций), так и организация (ИП), выплачивающая дивиденды (проценты) по ее поручению (депозитарий, доверительный управляющий и др.);

2) российская организация или иностранная организация, имеющая постоянное представительство на территории России, являющиеся источником дохода для иностранной организации, не связанные с его постоянным представительством в России.
Задачи
Задача № 1.

Американская корпорация «Sam-to-Usama» отказалась уплачивать налог на прибыль организаций с доходов, полученных на территории России, поскольку:

- является налоговым резидентом США и все налоги уплачивает на ее территории;

- является участником проекта «Сколково».

Оцените правомерность данных доводов.

Задача № 2.

Канадский цирк «ДюСельвуплей» дал серию представлений в городах России. В целях налогообложения прибыли на территории России администрация уменьшила доходы от представлений на транспортные расходы и расходы по аренде помещений.

Оцените правомерность данного решения.


  1   2   3

Похожие:

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций iconНа прибыль организаций
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками...

1. Общая характеристика налога на прибыль организаций icon3 13. Строка 2410 "Текущий налог на прибыль" По данной строке отражается...
По данной строке отражается информация о текущем налоге на прибыль, т е о сумме налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск