Фгу национальный научный центр наркологии росздрава


НазваниеФгу национальный научный центр наркологии росздрава
страница1/19
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ФГУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ РОСЗДРАВА

121921 г. Москва, М. Могильцевский пер. 3

П О С О Б И Е

ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПСИХИАТРОВ-НАРКОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

Москва 2007


Аннотация

Пособие представляет собой методическую разработку по медицинским и нормативно-правовым аспектам подготовки врачей психиатров-наркологов, психиатров, а также врачей других специальностей, проводящих медицинское освидетельствование.

Одной из главных задач медицинского освидетельствования является установление состояния опьянения и факта употребления психоактивных веществ, поэтому наибольшее внимание в Пособии уделено различным сторонам этого вопроса (правовые аспекты, фармакокинетика и фармакодинамика алкоголя и других ПАВ, способы, устройства и методы определения алкоголя в выдыхаемом воздухе и других биосредах).

В приложениях к Пособию представлены различные материалы, которые могут иметь самостоятельный интерес для врачей, проводящих медицинское освидетельствование. Приведены ссылки на литературные источники.

Пособие предназначено для врачей психиатров-наркологов, психиатров, а также врачей других специальностей, проводящих медицинское освидетельствование.

Авторы: А.Г. Зеренин, кандидат медицинских наук, руководитель отделения профилактики среди работников профессий повышенного риска ННЦ наркологии;

С.М. Мостовой, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ННЦ наркологии.
Рецензенты: А.Л. Игонин, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела судебно-медицинских проблем наркомании и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Росздрава;

А.Е. Бобров, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по учебно-методической работе ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Росздрава.

ВВЕДЕНИЕ

Медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения является комплексным мероприятием, выполняющим социальный заказ общества, включающим выполнение требований в первую очередь правового, медицинского, метрологического и морально-этического характера.

Поскольку освидетельствование выполняется в соответствии с требованиями действующих законов и других нормативных документов, его последствия могут повлечь определенные, порой достаточно серьезные для освидетельствуемого последствия. Врач, проводящий медицинское освидетельствование, должен прежде всего хорошо знать требования действующего законодательства, а также подзаконных актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования.

Особенностями условий проведения медицинского освидетельствования является то, что к освидетельствованию привлекаются не только специалисты, занимающиеся именно этой деятельностью, например, врачи, работающие в кабинетах медицинского освидетельствования, но и неспециалисты в области медицинского освидетельствования – это широкий круг врачей других специальностей и фельдшеров, для которых проведение медицинского освидетельствования является дополнительной нагрузкой. Как правило, неспециалисты недостаточно знакомы с правовой базой освидетельствования, порядком его проведения и критериями обоснования заключения.

Еще одной особенностью является то, что подавляющее большинство актов медицинского освидетельствования, в которых установлено состояние опьянения водителя транспортного средства, рассматриваются мировым судьей с участием в судебном процессе адвоката, которые во многих случаях подвергают сомнению правомерность проведения освидетельствования и обоснованность вынесенного заключения.

Анализ судебной практики, а также обращения психиатров-наркологов и врачей общей практики, рассмотренные в ННЦ наркологии, показывают, что ошибки, имеющие место при проведении медицинского освидетельствования, чаще всего обусловлены следующими причинами:

- недостаточным знанием врачами, проводящими освидетельствование, содержания нормативных актов, изданных Минздравом РФ по данному вопросу;

- недостаточно подробным, невнимательным осмотром освидетельствуемого;

- небрежным заполнением акта медицинского освидетельствования;

-необоснованным вынесением заключения по результатам освидетельствования.

В данном пособии предпринята попытка изложить основы действующих в настоящее время правовых норм, определяющих правомерность проведения освидетельствования, требования к порядку проведения и оформления результатов освидетельствования, а также критерии вынесения обоснованного заключения по результатам освидетельствования с тем, чтобы помочь психиатрам-наркологам, врачам общей практики и фельдшерам, проводящим медицинское освидетельствование в устранении перечисленных выше ошибок.

Обеспечение безопасности труда на современном высокотехнологичном производстве при управлении техническими средствами повышенной опасности, требует от работников хорошего здоровья, функционального состояния, строгого ограничения в употреблении психоактивных веществ. Это требование нашло отражение в законодательстве многих стран. Реализация законов осуществляется путем проведения в установленном законом порядке медицинского освидетельствования работников производств и участников дорожного движения.

Следует иметь в виду, что постоянно усложняющиеся условия социального бытия и труда человека, приводит к изменению требований к его функциональному состоянию, что отражается в новых нормативных актах.

ГЛАВА 1. МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ
Наиболее широкий контингент лиц проходящих медицинское освидетельствование на состояние опьянения - это водители транспортных средств. Каждый год в России медицинское освидетельствование проходит не менее 2 миллионов водителей.

В западных странах употребление алкоголя водителями транспортных средств регламентируется предельным уровнем концентрации алкоголя в крови. Этот уровень обычно выражается в массе на единицу объема, например, миллиграмм на 100 миллилитров (мг/100 мл), миллиграмм на литр (мг/л). Концентрация в 8 частей на тысячу выражена в юридической терминологии США как 0,08%, в Скандинавии - как 0,8 промилле, в Канаде и ряде других стран - как 80 мг/100 мл.

Предельные уровни концентрации алкоголя в крови, ограничивающие его потребление водителями транспортных средств, в разных странах определяются законодательством с учетом социальных последствий пьянства за рулем, национальных традиций и ряда других факторов. Они представлены в Таблице 1.


Таблица 1.

Предельно допустимые уровни содержания алкоголя в крови (УСАК) для водителей в странах Европы (в г/дл)


Страна УСАК

Страна или территория УСАК

Австрия 0,05 Люксембург 0,05

Бельгия 0,05 Нидерланды 0,05

Великобритания 0,08 Норвегия 0,05

Венгрия 0,05 Португалия 0,05

Германия 0,05 Финляндия 0,05

Греция 0,05 Франция 0,05

Дания 0,05 Чешская Республика 0,05

Ирландия 0,08 Швейцария 0,08

Испания 0,05 Швеция 0,02

Италия 0,05 Эстония 0,02

__________________________________________________________________
Кроме того, в некоторых странах отдельным категориям водителей, и в первую очередь, водителям, работающим по найму, запрещается употреблять спиртные напитки при управлении транспортными средствами. В последние годы в подходах к контролю трезвости водителей за рубежом отмечаются две тенденции. Первая – снижение уровней предельных концентраций алкоголя в крови. Так, во Франции предельная концентрация снижена с 0,8 до 0,5 промилле, в Швеции - с 0,5 до 0,2 промилле. Проведено снижение этого предела с 0,8 до 0,5 в ряде других стран Европейского Союза.

Вторая тенденция – переход при определении концентрации алкоголя в организме водителя от исследования крови к исследованию выдыхаемого воздуха. Этому способствовали разработка и широкое внедрение в практику избирательных к алкоголю анализаторов паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, обладающих малой погрешностью, способностью регистрировать протоколы исследования и избегать каких-либо ошибок при пробоотборе.

В связи с последним, во многих странах законодательно введены альтернативные с пределами по крови уровни предельных концентраций алкоголя в выдыхаемом воздухе (Таблица 2).

Таблица 2

Пределы концентрации алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе по законам в отдельных странах.


Страна

Алкоголь в крови

Алкоголь в выдыхаемом воздухе

Швеция

0,20 мг/г

0,1 мг/л

Норвегия

0,50 мг/г

0,25 мг/л

Голландия

0,50 мг/мл

220 мкг/л

Великобритания

80 мг/100 мл

35 мкг/100 мл

США

0,10 г/100 мл

0,10 г/210 л

Япония

0,50 мг/мл

0,25 мг/л

Австрия

0,80 мг/мл

0,40 мг/л



Требования законодательных актов и нормативно-правовых документов, к порядку проведения медицинского освидетельствования
Знание и правильное применение нормативно-правовых документов необходимо для практической работы.

В Российской Федерации Законом № 210-ФЗ от 24.07.2007г. в настоящее время, установлены предельно допустимые уровни содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. Безусловно, введение количественного критерия, разработка методики освидетельствования с использованием этого критерия на основе применения современных измерительных приборов для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе объективизирует и упростит процедуру освидетельствование, а главное повысит требования к функциональному состоянию водителей транспортных средств.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрены санкции за управление транспортным средством в состоянии опьянения (2). В новой редакции статьи 27.12 КоАП, утвержденной законом 210-ФЗ устанавливается, что под состоянием опьянения водителей следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 л крови или 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.

Вместе с тем в той же статье указано, что диагностическим критерием для вынесения заключения о состоянии опьянения водителя «может служить совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ».

Отметим, что критерий состояния опьянения «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 л крови или 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха» Законом РФ №210 –ФЗ, установлен только для водителей транспортных средств, а для других категорий освидетельствуемых диагностическим критерием при вынесении заключения об алкогольном опьянении по-прежнему может служить совокупность нарушений физических или психических функций человека.

Как мы уже отмечали, наиболее широкий контингент освидетельствуемых – это водители транспортных средств. Их освидетельствование производится на основании ст. ст. 12.8, 12.32, 27.1.6, 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). В частности, п.1. ст.12.8 предусматривает санкции за управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения; при этом закон не разделяет алкогольное или наркотическое опьянение.

Статья 12,26 предусматривает санкции за невыполнение водителем требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. На основании п.6 ст.27.12 КоАП медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Наряду с санкциями для водителей автотранспортных средств КоАП предусматривает санкции при состоянии опьянения для судоводителей (ст. 11.9, 11.13); в отношении граждан, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача (ст. 6.9); в связи с вовлечением в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ несовершеннолетних (ст. 6.10); в отношении граждан в связи с распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах (ст. 20.20); при появлении в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); при появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних (ст. 20.22). В то же время в перечисленных в этом абзаце статьях не упомянуто проведение медицинского освидетельствования.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусматривает также Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с дополнениями от 17.07.99г. № 175 (3).

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) предусматривает возможность расторжения работодателем трудового договора в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (Подпункт. Б п. 6 ст. 81 ТК РФ) (4).

Федеральный Закон от 08.01.98г. № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ст. 44 определяет, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача (5).

Медицинское освидетельствование данного лица проводится по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления лица на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление. Решение о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суде или опротестовано прокурором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.02 № 930 утверждены «Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов». Как видно из наименования этих Правил, они определяют порядок освидетельствования только в отношении лиц, управляющих транспортным средством (6).

Правилами установлено, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства. По результатам освидетельствования составляется акт.

Министерством здравоохранения Российской Федерации 21 июня 2003г. в целях приведения в соответствие с действующим законодательством РФ нормативных правовых актов Министерства здравоохранения СССР был издан Приказ № 274 о признании недействующим на территории РФ Приказа Минздрава СССР от 08.09.88 № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» (7).

14 июля 2003г. Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.12.02 № 930 издает приказ № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (8).

Отметим, что все требования к порядку и методике проведения медицинского освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, были отражены в нормативных актах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 930 от 26.12.02 и Приказом Минздрава РФ № 308 от 14.07.03.

В связи с Приказом Минздрава РФ № 399 от 12.08.03 «О признании не действующими на территории Российской Федерации документов Минздрава СССР» временная инструкция Минздрава СССР «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» и методические указания Минздрава СССР «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» от 01.09.88 № 06-14/33-14 признаны не действующими на территории Российской Федерации в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами (9).

Освидетельствование других лиц, не относящихся к водителям, которое осуществляется в связи с действием статей КоАП РФ либо в связи с действием иных законодательных актов, продолжает проводиться в соответствии с вышеупомянутыми Инструкцией и Методическими рекомендациями Минздрава СССР от 01.09.88 № 06-14/33-14 (10, 11).

Вопросы применения различных технических средств при проведении медицинского освидетельствования отражены в циркулярных информационных письмах Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава РФ от 02.02.04 № 10-04/6-инф. и 12.05.04 № 10-04/6-инф. (12). К письмам приложены перечни разрешенных к применению медицинских изделий для измерительных и индикаторных исследований на наличие наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в организме человека, подготовленные по данным Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России.

Следует отметить, что в связи с введением количественного контроля при выявлении состояния опьянения потребуется уточнение этих перечней. В странах, где для водителей введен предельно допустимый уровень содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, используют для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, как правило, отечественные измерительные приборы с цифровой распечаткой результатов. Протокол, выдаваемый эти прибором в трех экземплярах, является официальным документом, в нем содержатся сведения о приборе (наименование, номер, дата последней поверки), дата и время исследования, фамилия, имя и отчество водителя, результат исследования окружающего воздуха (чтобы исключить возможность влияния внешних факторов), результат исследования выдыхаемого воздуха водителя, подпись официального лица проводившего исследование.

10 января 2006 года вышел приказ Минздрава РФ № 1 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 (13). Инструкция, приложенная к нему, уточняет и делает однозначными ряд формулировок инструкции, приложенной к приказу № 308, а также подробно описывает порядок обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, в настоящее время медицинское освидетельствование лица, которое управляет транспортным средством, производится в соответствии с приказом Минздрава РФ № 1 от 10 января 2006 года «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308» и приказом от 14 июля 2003 года № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

В этих документах четко сформулированы требования к процедурам направления на освидетельствование и его проведения. При нарушении этих требований проведение освидетельствования может быть в дальнейшем признано неправомерным.

Медицинское освидетельствование водителей проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется донная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В остальных случаях освидетельствование производится по направлениям от работников правоохранительных органов или по письменному направлению от предприятий, учреждений и организаций, т.е. места работы освидетельствуемого, с круглой печатью и подписью должностного лица, а также по письменному заявлению самого освидетельствуемого, если врач сочтет причины обращения за освидетельствованием убедительными.

Освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах медицинского освидетельствования (ППМО), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

Салон ППМО должен иметь размеры, удобные для проведения освидетельствования, в салоне должны быть оптимальные климатические параметры, освещенность, он обеспечивается удобной для работы мебелью, умывальником, холодильником, туалетом и мусоросборником, снабжен всеми необходимыми для проведения освидетельствования оборудованием и требующимися документами. Каждый ППМО должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconО госпитализации пациентов в фгу «Российский научный центр рентгенорадиологии»
Положение разработано для упорядочения госпитализации пациентов в фгу «Российский научный центр рентгенорадиологии» (далее Центр)...

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconЖенской консультации
Пациентка фио, возраст направляется фгу «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова» Минздравсоцразвития...

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconГосударственное бюджетное учреждение республики крым «ордена трудового...
Заказчик – Государственное бюджетное учреждение республики Крым «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад — Национальный...

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconВ. И. Стародубов от 28 апреля 2006 г
И. М. Сеченова (Воробьев П. А., Лукъянцева Д. В., Авксентьева М. В., Сидоренко И. В.), Санкт-Петербургским университетом им. И. П....

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, спуск Никитский, д. 52

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, спуск Никитский, д. 52

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, спуск Никитский, д. 52

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «ордена трудового...
Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, спуск Никитский, д. 52

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconЛеонов С. А. (Фгу цнииоиз росздрава) Руководство по кодированию причин смерти
Руководство предназначено для практических врачей всех клинических специальностей, патологоанатомов, судебно-медицинских экспертов,...

Фгу национальный научный центр наркологии росздрава iconЛеонов С. А. (Фгу цнииоиз росздрава) Рецензенты: Руководство по кодированию причин смерти
Руководство предназначено для практических врачей всех клинических специальностей, патологоанатомов, судебно-медицинских экспертов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск