МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МФЮА
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для специальностей:
38.02.07 «Банковское дело»
среднего профессионального образования
базовый уровень подготовки
Москва 2014
Программа учебной и производственной практики для специальности 38.02.07 «Банковское дело» рассмотрена и утверждена на заседании предметно-цикловой комиссии (далее ПЦК) экономических дисциплин факультета СПО МФЮА
«___»________________2014 г.,
Протокол № ______________ Согласовано Заведующий кафедрой Евсеевой И.В.
Начальник УМО СПО Якубовская О.Ю.
Председатель ПМК СПО Калинкина О.А.
Общие положения Учебная и производственная практика (по профилю специальности) являются составными обязательными частями основной образовательной программы среднего профессионального образования в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и представляют собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студента.
Задача практики – освоение видов профессиональной деятельности, систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей, предусмотренных образовательным стандартом по специальности 38.02.07Банковское дело. Этапы практики Производственная практика (по профилю специальности) студентов проводится в два этапа в рамках двух профессиональных модулей (ПМ):
• ПМ.01 Ведение расчетных операций:
МДК Организация безналичных расчетов
Срок проведения – 4 семестр, объем времени – 3 недели;
итог практики – дифференцированный зачет. • ПМ.02 Осуществление кредитных операций:
МДК Организация кредитной работы
Срок проведения – 5 семестр, объем времени – 2 недели,
итог практики – дифференцированный зачет. Учебная практика проводится в рамках одного профессионального модуля:
• ПМ.03Выполнение работ по профессии «Контролер (Сберегательного банка)»:
МДК Ведение кассовых операций
МДК Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)
Срок проведения – 6 семестр, объем времени – 2,5 недели,
итог практики – дифференцированный зачет. Студенты, не выполнившие программы практики, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
МФЮА своевременно распределяет и направляет студентов по местам практики.
Студент может самостоятельно определить место прохождения практики. В этом случае, необходимо не позднее, чем за месяц до ее начала представить в деканат письменное заявление о месте прохождения практики. В период прохождения практики студент обязан: • посещать место проведения практики в течение всего установленного срока;
• соблюдать трудовую дисциплину, установленную в кредитной организации;
• выполнить задание практики и оформить соответствующие документы. Документы производственной практики До начала практики на установочном семинаре студент получает комплект документов:
• методические указания по производственной практике;
• направление на практику (Приложение 1);
• задание на практику (Приложение 2);
• отчет (Приложение 3)
• дневник практики (Приложение 4);
• форму характеристики студента по месту практики (Приложение 5);
По окончании практики студенты проходят ее защиту с предоставление заполненных отчетных документов (дневник, отчет, характеристика, выполненные задания). Результаты защиты практики вносятся в ведомости, зачетные книжки и приложение к диплому.
Проведение зачета по практике планируется в последний день практики. Требования к оформлению отчета о практике • заполненный титульный лист (Приложение 3);
• отчет на 25-30 листах бумаги ротаторного формата. Отчет печатается шрифтом TimesNewRoman размер шрифта 14, интервал 1,5. Поля отчета верх, низ 2 см., левое поле – 3 см., правое 1см. Пронумерованные листы отчета брошюруются в папку-скоросшиватель, которая оформляется по установленному образцу. Отчет должен состоять из ряда разделов и содержать иллюстративный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В заключение отчета формируются выводы и предложения. Кроме того, важным разделом отчета о практике являются приложения: выдержка учредительных документов, договора,положения об отделах, должностные инструкции, первичные документы, учетные регистры, отчетность и др.
• дневник практики (ежедневные краткие записи о проделанной работе);
• отзыв-характеристику руководителя практики с подписью и печатью организации.
Приложение 1 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ 1.Ф.И.О._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Курс ________________
3. Группа ______________
4.Специальность ________________________________________________________________________________
5. Место практики ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ 6. Срок практики: с «___» __________ 201 г. по «___»________201 г.
7. Руководитель практики: _______________________________/подпись руководителя/ Собеседование проведено: _______________________________/подпись студента/
«______» ________________ 201 г.
М.П.
Декан факультета _________________________
Приложение № 2а
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ №1
Производственная практика (по профилю специальности)
ПМ.01 Ведение расчетных операций
МДК Организация безналичных расчетов.
4 семестр
Общая характеристика безналичных расчетов в кредитных организациях:
Студент должен уметь:
открывать и закрывать расчетные и текущие счета; оформлять договор банковского счета;
проверять, оформлять и проводить расчетно-денежные документы по расчетным счетам клиентов;
читать записи в лицевых счетах, оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;
владеть культурой профессионального общения.
В процессе практики необходимо изучить:
порядок открытия и закрытия расчетных счетов клиентам кредитной организации;
формирование юридического дела клиента;
заключение договоров банковского счета с клиентами;
порядок определения размера комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание; контроль своевременности расчетов за предоставленные банковские услуги;
проверка правильности и полноты оформления расчетно-денежной документации, поступающей для списания (зачисления) средств со счета (на счет) клиента;
обработка документов, принятых к исполнению ответственным исполнителем;
оформление операций по бесспорному взысканию средств со счета клиента;
рассмотрение возможности оплаты расчетно-денежных документов путем проверки остатков средств на счете;
порядок ведения картотек;
проверка правильности записей и остатков в лицевых счетах клиентов согласно проведенным документам;
порядок выдачи выписок из лицевых счетов клиентов и приложений к ним;
оформление выдачи денежных чековых книжек;
контроль за выдачей денежных средств по денежным чекам на заработную плату, хозяйственные и другие расходы, ведение учета выданных средств;
оформление операций по приему наличных денег для зачисления на счет клиента. Безналичные формы расчетов:
Студент должен уметь:
оформлять документы, используемые при расчетах платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, чеками, аккредитивами;
использовать нормативные акты, регулирующие порядок безналичных расчетов;
отражать в учете операции по расчетным счетам;
В процессе практики необходимо изучить:
порядок заполнения платежных требований и обработки их при расчетах с акцептом и без акцепта плательщика;
оформление заявления об отказе от акцепта;
порядок оформления и оплаты документов при без акцептном списании средств инкассовыми поручениями;
оформление документов, используемых при расчетах чеками: заявления на выдачу чековой книжки, расчетного чека, реестра чеков;
учет расчетов чеками: учет выдачи чековых книжек, оформления дополнительного лимита чековой книжки, возврата неиспользованных сумм;
расчеты аккредитивами: прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем заявления на открытие аккредитива;
учет открытия аккредитива в банке покупателя и в банке поставщика;
отражение на счетах бухгалтерского учета оплаты расчетных документов за счет аккредитива;
учет отзыва и закрытия аккредитива в банке поставщика и в банке покупателя;
расчеты с использованием банковских карт: оформление и учет операций при расчетах с использованием различных видов банковских карт. Организация межбанковских расчетов:
Студент должен уметь:
исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России;
проводить расчеты между кредитными организациями через счета;
контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;
осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;
вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;
отражать в учете межбанковские расчеты;
программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов, совершения межбанковских расчетов и операций с платежными картами.
В процессе практики необходимо изучить:
системы межбанковских расчетов;
порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в расчетно-кассовых центрах Банка России;
порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями;
порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации. Осуществление международных расчетов:
Студент должен уметь:
проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;
проводить конверсионные операции по счетам клиентов;
рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;
осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;
типичные нарушения при совершении межбанковских расчетов.
В процессе практики необходимо изучить:
формы международных расчетов аккредитивы, инкассо, переводы, чеки:
виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов;
порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм;
порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте;
порядок расчета размеров открытых валютных позиций;
порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля;
меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей;
системы международных финансовых телекоммуникаций. Задание по модулю «Ведение расчетных операций»
Дать общую экономическую характеристику банка (указать наименование банка, его юридический адрес, форму собственности и организационно – правовую форму, сведения из учредительных документов банка).
Разобрать структуру банка.
Рассмотреть подразделения банка, их функции и порядок распределения работ между службами банка.
Рассмотреть должностные обязанности сотрудников банка в соответствии с должностными инструкциями.
Составить схему документооборота в отделе, где студент проходит производственную практику.
Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую расчетные операции в РФ.
Рассмотреть систему безналичных расчетов в кредитной организации.
Уточнить порядок организации межбанковских расчетов.
Рассмотреть порядок организации международных расчетов.
После защиты производственной практики (по профилю специальности) по "ПМ.01 Ведение расчетных операций" проводится квалификационный экзамен, в ходе которого студент должен продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ №2
Производственная практика (по профилю специальности)
ПМ.02 Осуществление кредитных операций:
МДК Организация кредитной работы.
5 семестр
Организация работы по кредитованию
Студент должен уметь:
рационально организовать свой труд, планировать работу анализировать информацию о клиенте;
проводить анализ финансового состояния клиента на основании бухгалтерской отчетности и использовать его данные;
проводить переговоры о предоставлении кредита с сокурсниками, владеть приемами саморегуляции и навыками культуры общения.
В процессе практики необходимо изучить:
выбор программы анализа финансового состояния клиента в зависимости от кредитных отношений клиента с банком, размеров и сроков предоставления ссуды, обеспечения и других факторов;
аналитическая обработка собранной информации с использованием методики анализа финансового состояния клиента, применяемой в банке: составление аналитических таблиц, характеризующих величину, структуру, ликвидность имущества и его источников, состояние запасов, структуру финансовых ресурсов;
расчет показателей, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, экономическую эффективность;
анализ обработанной информации и составление выводов о финансовом состоянии клиента, тенденциях его изменения, классе заемщика;
прогноз выполнения планируемого графика платежей по кредиту и процентам
Кредитование юридических лиц
Студент должен уметь:
анализировать нормативные акты, устанавливающие основания кредитных отношений;
анализировать содержание кредитной заявки, технико-экономического обоснования кредита;
определять срок окупаемости долгосрочных вложений; составлять кредитные договоры; открывать ссудные счета, начислять проценты по кредитам;
отражать в учете выдачу и погашение кредитов, начисленных процентов.
В процессе практики необходимо изучить:
рассмотрение и анализ кредитных заявок о предоставлении кредита на разные цели и сроки;
содержание кредитной заявки целям кредитной политики банка;
проверка правильности составления документации;
оценка предмета залога;
оценка кредитного риска;
определение условий кредитования клиента: размер и порядок выдачи кредита, процентная ставка, кредитование мероприятий, осуществляемых в соответствии с федеральными целевыми программами;
принятие решения о возможности (невозможности) предоставления кредита;
согласование условий кредитования и оформление кредитных договоров с различными условиями предоставления кредита;
начисление и взыскание процентов по срочным и просроченным кредитам;
учет просроченной задолженности по процентам;
ведение кредитного досье заемщика.
Потребительское кредитование
Студент должен знать:
открывать ссудные счета и присваивать номера;
осуществлять и учитывать операции по выдаче и погашению краткосрочных и долгосрочных кредитов;
начислять и взыскивать проценты за кредит.
В процессе практики необходимо изучить:
оценка платежеспособности физического лица;
определение размера выдаваемого кредита исходя из его целевого назначения, уровня доходов заемщика и других факторов;
проверка документов клиента для получения краткосрочного или долгосрочного кредита;
выбор способа обеспечения кредита;
оформление операций по выдаче кредита наличными денежными средствами и в безналичном порядке;
порядок погашения кредита;
учет выданных и погашенных кредитов;
начисление и взыскание процентов за кредит;
учет полученных гарантий, поручительств, залога по кредитам, предоставленным физическим лицам;
учет просроченных кредитов.
Межбанковские и консорциальные кредиты
Студент должен уметь:
оформлять и учитывать операции, связанные с получением (размещением) межбанковского кредита;
заключать кредитные договоры на предоставление консорциального кредита.
В процессе практики необходимо изучить:
существующая практика привлечения (размещения) межбанковского кредита;
оформление документации, необходимой для получения (предоставления) межбанковского кредита;
анализ финансовых результатов деятельности банка, соблюдение коммерческим банком экономических нормативов при решении вопроса о предоставлении ему кредита;
оформление кредитных договоров;
учет полученных (предоставленных) кредитов;
виды кредитов, предоставляемых Банком России, и порядок их получения;
организация совместного кредитования сверхкрупных затрат с другими банками, оформление возникающих взаимоотношений, учет операций по совместному кредитованию.
Задание по модулю «Организация кредитной работы»
Дать общую экономическую характеристику банка (указать наименование банка, его юридический адрес, форму собственности и организационно – правовую форму, сведения из учредительных документов банка).
Проанализировать кредитную политику банка, с позиции внутренних документов.
Рассмотреть подразделения банка – отдел кредитования, его функции и порядок распределения работ между служащими данного отдела. Определить должностные обязанности его сотрудников.
Составить схему документооборота отдела кредитования.
Рассмотреть методику оценки кредитоспособности клиентов банка.
Уточнить порядок оформления отношений с клиентом по выдаче кредита, начислению и выплаты процентов, возврата кредита.
Рассмотреть специфику кредитования организаций малого бизнеса.
Изучить методику процесса сопровождения кредита.
После защиты производственной практики (по профилю специальности) по "ПМ.02 Организация кредитной работы" проводится квалификационный экзамен, в ходе которого студент должен продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери
по кредитам.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ №3
Учебная практика по модулю:
• ПМ.03Выполнение работ по профессии «Контролер (Сберегательного банка)»:
МДК 03.01 Ведение кассовых операций
МДК 03.01. Ведение операций по банковским вкладам (депозитам) 6 семестр
Ведение кассовых операций:
Студент должен уметь:
владеть приемами самовоспитания личности;
анализировать профессиональные ситуации, оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в обществе;
оформлять приходные и расходные кассовые ордера, объявление на взнос денег наличными, вести книгу учета принятых и выданных денег (ценностей);
заполнять справки о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов;
составлять документы, оформляемые при инкассации наличности;
отражать в учете операции по движению денежной наличности;
заносить операции по поступлению и выдаче денежных средств в банковскую программу и получать сводную информацию;
осуществлять ревизию денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе.
В процессе практики необходимо изучить:
порядок организации кассовой работы в банке;
расчет лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу;
кассовое обслуживание кредитных организаций расчетно-кассовыми центрами;
порядок совершения кассовых операций;
прием и проверка правильности оформление документов на взнос и получение наличных денег, ценностей, бланков;
отражение и учет операций по подкреплению операционной кассы и сдаче денежной наличности в расчетно-кассовый центр;
прием вечерней кассой денежной наличности от организаций, сумок с денежной на личностью и другими ценностями от инкассаторов;
порядок пересчета сумок с денежной наличностью;
учет операций по инкассации выручки клиентов;
работа с денежной наличностью по обслуживанию населения;
учет кассовых операций при обслуживании клиентов;
сведение кассы по окончании операционного дня и сверка кассовых оборотов;
заполнение справок, составляемых кассирами приходных и расходных касс о принятой и выданной наличности за операционный день;
прием, проверка и обработка наличности, справок и документов, сданных кассовым работником заведующему кассой;
составление книги учета денежной наличности и других ценностей;
формирование папок кассовых документов;
хранение денег и других ценностей;
проверка организации кассовой работы;
ревизия банкнот, монет и других ценностей в операционной кассе кредитной организации;
оформление результатов ревизии;
отражение в учете выявленных недостач и излишков.
Ведение операций по банковским вкладам (депозитам):
Студенты должны знать:
присваивать номера лицевым счетам по депозитам;
оформлять депозитные договора;
отражать в учете депозитные операции;
заносить данные в банковскую программу.
В процессе практики необходимо изучить:
организация учета операций по депозитным счетам физических и юридических лиц;
оформление договоров на депозитное обслуживание с разными категориями клиентов и на разных условиях привлечения средств в депозиты;
открытие лицевых депозитных счетов разным категориям вкладчиков и их ведение в соответствии с режимом функционирования счетов;
оформление операций по приему и выплате денежных средств в соответствии с условиями и видами депозитов;
учет привлеченных (размещенных) денежных средств в депозитах;
оформление и учет операций по привлечению депозитов на межбанковском рынке;
создание резерва;
виды процентных ставок по депозитам;
порядок начисления и выплаты процентов по вкладам;
пролонгирование депозитного договора. Задание по МДК 03.01 Ведение кассовых операций и МДК 03.02 Ведение операций по банковским вкладам (депозитам):
Дать общую экономическую характеристику банка (указать наименование банка, его юридический адрес, форму собственности и организационно – правовую форму, сведения из учредительных документов банка).
Рассмотреть порядок организации налично-денежного оборота в банке.
Изучить операции с наличными деньгами с использованием программно-технических средств в банке.
Рассмотреть порядок обработки, формирования, упаковки и хранения наличных денег и банковских ценностей в банке.
Уточнить как проводится депозитная политика в конкретном банке (её сущность, виды депозитов, нормативно-правовая база и т.д.).
Рассмотреть порядок проведения операций по привлечению денежных средств юридических и физических лиц в депозиты(отразить весь документооборот по данным операциям, с соответствующими приложениями к отчету).
Приложение № 3 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ О Т Ч Е Т
о практике по специальности
38.02.07 Банковское дело
______________________________________________________________________________
(название предприятия, организации)
Студент _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа ________
Руководитель практики _____________________________ (фамилия, имя, отчество, должность)
Дата сдачи отчета _____________ Дата защиты ________________ Оценка _____________________
Москва 20 год
Приложение 4
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Записи о работах, выполненных в период прохождения практики.
Дата
| Краткое содержание выполненных работ
| Подпись руководителя от организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 5 ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО МЕСТУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
(с указанием степени его теоретической подготовки, трудовой дисциплины) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
"_________" _______________________________ 20__ г.
М.П.
Руководитель практики: ______________________
______________________________/подпись/ |