Скачать 6.23 Mb.
|
![]() Структура и функции центрального банка рф Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110.51 Банковское дело Мурманск 2012 Структура и функции Центрального банка РФ: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110.51 «Банковское дело» / сост. ст. преп. кафедры экономики и финансов В.В.Полежаева. – Мурманск: МАЭУ, 2012. – 356с. Мурманская академия экономики и управления, 2012 Содержание Правовое положение (статус) и полномочия Банка России 9 Подотчётность Банка России Государственной Думе. Полномочия Государственной Думы в отношении Банка России 10 Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления 11 Основные цели деятельности Банка России 11 Функции Банка России 12 Экономические принципы организации деятельности Банка России 13 Финансовые показатели деятельности Банка России, их прогнозирование 15 Банк России как субъект налогового права 16 Тема 1.2. Структура Банка России, её совершенствование. Функции и организация деятельности структурных подразделений Банка России 17 Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Состав и компетенция Национального банковского совета 18 Совет директоров Банка России: состав и основные функции 18 Председатель Банка России: полномочия, порядок назначения на должность и освобождения от должности 20 Организационная структура Банка России. Вертикальный принцип управления Банком России 21 Функциональная структура и общая организация деятельности центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России: департаменты, управления, отделы и другие подразделения по основным направлениям деятельности 26 Тема. 1.3. Организация документационного обеспечения деятельности Банка России 28 Понятия «информационный менеджмент», «документационное обеспечение управления» (ДОУ), «делопроизводство». Государственное регулирование ДОУ. Принципы организации и нормативно-методическая база ДОУ Банка России 28 Документирование управленческой деятельности в Банке России. Классификация управленческой документации Банка России. Требования к составлению и оформлению документов 31 Использование Системы автоматизации документооборота и делопроизводства Банка России (САДД БР) в качестве типовой системы автоматизации документооборота в Банке России. Основные принципы организации работы САДД БР. Использование САДД БР в качестве информационного ресурса электронных документов в Банке России 38 Развитие электронного документооборота в Банке России на основе использования САДД БР. Понятие «взаимоувязанного документооборота», «электронная копия документа». Использование средств аутентификации документов в рамках технологии взаимоувязанного документооборота САДД БР 40 Организация документооборота и контроля исполнения документов в Банке России 43 Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота 47 Развитие нормативной базы в области организации и автоматизации документооборота Банка России 50 Понятие информационных ресурсов. Использование ретроспективной информации при подготовке служебных документов 51 Систематизация документов в делопроизводстве. Составление номенклатур, формирование и оформление дел 53 Ведомственное хранение документов в архивах Банка России 58 Раздел 2.Организация наличного денежного обращения. 62 Тема 2.1. Правила организации наличного денежного обращения 62 Банк России как единый эмиссионный центр 62 Правовые нормы, регулирующие эмиссионную деятельность Банка России 64 Организация наличного денежного обращения 65 Организация хранения денежных знаков, функционирование резервных фондов банкнот и монеты Банка России 67 Организация работы с неплатёжеспособными и сомнительными денежными знаками Банка России 68 Порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением 70 Тема. 2.2. Регулирование наличного денежного обращения 71 Основные составляющие денежной базы и денежной массы 71 Спрос на деньги. Установление целевых ориентиров роста денежной массы в обращении 73 Наличный денежный оборот в Российской Федерации и его прогнозирование 73 Анализ объёма наличных денежных средств, находящихся в обороте 76 Анализ источников формирования и направлений использования денежных доходов населения 76 Правила осуществления операций с денежной наличностью 77 3.1. Цели и направления единой государственной денежно-кредитной политики 79 Задачи единой государственной денежно-кредитной политики 79 Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства 80 Система целей денежно-кредитной политики 80 Трансмиссионный механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику 82 Спрос. Предложение. Равновесие на рынке денег 83 Типы денежно-кредитной политики 87 Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе 89 Порядок, сроки разработки и утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики 91 Тема. 3.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики 92 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 92 Процентные ставки Банка России 95 Рефинансирование 97 Нормативы обязательных резервов 100 Операции Банка России на открытом рынке. Эмиссия облигаций Банка России 101 Валютные интервенции 103 Установление ориентиров денежной массы 104 Прямые количественные ограничения 106 Выбор инструментов денежно-кредитной политики в различных экономических ситуациях 106 Использование инструментов денежно-кредитной политики на современном этапе 109 Тема. 3.3. Зарубежный опыт разработки и реализации денежно-кредитной политики 111 Современный инструментарий денежно-кредитной политики 111 Особенности монетарной политики Федеральной резервной системы США и денежно-кредитная политика Европейского центрального банка 117 Основные тенденции денежно-кредитной политики центральных банков на современном этапе 124 Раздел 4. ПЛАТЁЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ 125 Тема. 4.1. Платёжная система Российской Федерации: структура, цели, задачи 125 Цели и задачи платёжной системы. Роль Банка России в платёжной системе Российской Федерации 125 Ключевые принципы для системно значимых платёжных систем, разработанные Комитетом по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов 127 Цели и методы наблюдения за платёжными системами 127 Тема. 4.2. Платёжная система Банка России 128 Цели, задачи и функции Банка России в платёжной системе 128 Осуществление безналичных расчётов через платёжную систему Банка России с использованием электронной и бумажной технологии 130 Порядок осуществления расчётных операций при совершении электронных расчётов. Межрегиональные и внутрирегиональные электронные расчёты 130 Система валовых расчётов в режиме реального времени – система банковских электронных срочных платежей (БЭСП): принципы функционирования, предоставляемые участникам возможности по проведению платежей, регламент. Расчётный документ в системе БЭСП: правила заполнения 131 Порядок расчёта и взимания платы за расчётные услуги Банка России 133 4.3. Другие платёжные системы Российской Федерации 134 Расчёты через расчётные небанковские кредитные организации, характеристика их деятельности 134 Расчёты кредитных организаций (филиалов) через корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России, в других кредитных организациях, а также по счетам межфилиальных расчётов 135 Розничные платежи с использованием платёжных карт: основные тенденции и новации, вопросы регулирования 137 4.4. Порядок осуществления безналичных расчётов 139 Нормативно-правовая база безналичных расчётов 139 Формы безналичных расчётов и порядок их применения 140 Раздел 5. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ 143 Тема. 5.1. Политика валютного курса. Основные инструменты курсовой политики Банка России на современном этапе 143 Место и роль валютной политики в общем контексте денежно-кредитной и экономической политики государства. Валютная политика Банка России на современном этапе 143 Развитие, особенности функционирования, инструменты, основные характеристики современного валютного рынка в России 147 Опыт разработки и реализации политики валютного курса в России 148 Тема. 5. 2. Управление золотовалютными резервами Российской Федерации 154 Золотовалютные резервы Российской Федерации. Формирование золотовалютных резервов Российской Федерации и их функции 154 Структура золотовалютных резервов Российской Федерации. Распределение права собственности и права распоряжения резервами между государственными финансовыми органами, варианты их взаимоотношений 156 Валютные резервы Банка России. Основные принципы управления валютными резервами Банка России 158 Тема. 5.3. Валютное регулирование и валютный контроль 163 Валютное регулирование в Российской Федерации. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» как основной законодательный акт валютного регулирования и валютного контроля. Принципы валютного регулирования и валютного контроля 163 Органы валютного регулирования в Российской Федерации, их полномочия 167 168 Валютные операции, их классификация. Валютные операции между резидентами. Валютные операции между нерезидентами 168 Репатриация валютной выручки. Порядок учёта валютных операций и оформления паспортов сделок 173 Валютный контроль в Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности 176 179 Виды операций уполномоченных банков на внутреннем и международном валютных рынках. Регулирование и контроль Банком России операций уполномоченных банков на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 179 Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА 181 Тема 6.1. Отмывание денег, финансирование терроризма, система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) 181 Тема 6.2. Международные организации и объединения, занимающиеся вопросами ПОД/ФТ 184 Тема 6.3. Международное правовое регулирование вопросов ПОД/ФТ: международные договоры и иные международные документы в сфере ПОД/ФТ 190 Перечень актуальных международных документов, затрагивающих вопросы ПОД/ФТ 194 Деятельность Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Сорок Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. Девять Специальных Рекомендаций по противодействию финансированию терроризма 197 Правовой статус, компетенция и структура ФАТФ 197 Меры, предпринимаемые ФАТФ по контролю за выполнением государствами международных стандартов в сфере ПОД/ФТ 201 Сорок Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег 203 Девять Специальных Рекомендаций по противодействию финансированию терроризма 208 . Международное сотрудничество по вопросам ПОД/ФТ 209 Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПО ЛИНИИ БАНКА РОССИИ 210 Тема 7.1. Сотрудничество с международными финансовыми организациями и международными банками 210 Международный валютный фонд (МВФ) 211 Группа Всемирного банка 211 Банк международных расчётов (БМР) 213 Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) 214 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) 214 Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) 215 Межамериканский банк развития (МАБР) 215 Азиатский банк развития (АзБР) 216 Северный инвестиционный банк (СИБ) 216 Международный инвестиционный банк (МИБ) 217 Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) 217 Межгосударственный банк 217 Тема 7.2. Сотрудничество с международными экономическими организациями, в том числе с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами 218 Тема 7.3. Сотрудничество с Европейским центральным банком 222 Раздел 10. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И БАНКОВСКИХ ГРУПП (БАНКОВСКИЙ НАДЗОР) 222 Тема 8.1. Правовые основы, цели и задачи банковского регулирования и банковского надзора. Развитие содержательных подходов к надзору за банковской деятельностью 222 Сущность и система банковского надзора. Виды надзора: государственный, ведомственный, независимый. 222 Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору (издание второе) 226 Банк России как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Правовое обеспечение осуществления Банком России функции банковского регулирования и банковского надзора. Определение основных сфер регулирования и надзора Банка России. Полномочия Банка России 227 Основная цель банковского регулирования и надзора. Задачи банковского надзора, его роль в формировании экономической политики, поддержании стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов 229 Понятие и задачи риск-ориентированного (содержательного) надзора 229 Структурные подразделения Банка России, осуществляющие банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, их основные функции и порядок взаимодействия. Структура и функции комитета банковского надзора. Порядок взаимодействия территориальных учреждений и центрального аппарата Банка России в процессе банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Единство целей и задач как основополагающий фактор их совместной деятельности 232 Отношения между органами надзора и внешними аудиторами 234 Тема 8.2. Организация и осуществление банковского регулирования и банковского надзора 235 Особенности государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности 235 Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций 235 Порядок расширения деятельности кредитной организации путём получения лицензий на осуществление банковских операций. 243 Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации. 247 Порядок формирования уставного капитала кредитных организаций. 249 Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ 252 Порядок и критерии оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций. 256 Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций. 258 Содержание основных разделов и критерии оценки бизнес-плана кредитной организации. 262 Оценка соответствия кандидатов на руководящие должности и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным законодательством 263 Требования к составлению кредитными организациями списков аффилированных лиц и их представление в Банк России 265 Порядок выдачи Банком России предварительного согласия на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации. 266 Документарный (дистанционный) надзор за банковской деятельностью 268 Основные принципы и направления организации дистанционного (документарного) банковского надзора за деятельностью кредитных организаций 268 Развитие содержательной компоненты банковского надзора и его ориентация на реальные риски банковской деятельности. 269 Пруденциальные нормы деятельности кредитных организаций, устанавливаемые и контролируемые Банком России. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций. Обязательные резервные требования кредитных организаций. 270 Понятие банковских рисков. Типичные банковские риски: кредитный, страновой, рыночный (фондовый, валютный и процентный риски), риск ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации, стратегический. Причины возникновения (факторы) рисков. Система управления банковскими рисками в кредитной организации: цели, задачи, принципы построения. 280 Оценка системы управления рисками в кредитной организации. 283 Понятие и основные направления корпоративного управления в кредитных организациях. Корпоративное управление как фактор финансовой стабильности. Требования, предъявляемые законодательством и иными нормативными актами к качеству корпоративного управления в кредитных организациях. Принципы корпоративного управления, определённые Организацией экономического сотрудничества и развития, и рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях». 287 Функции и полномочия Банка России по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций. 289 Система ранней диагностики финансовых трудностей кредитных организаций. 289 Причины возникновения у кредитных организаций оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. 291 Организация работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций. 293 Организация работы по реализации дополнительных мер для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ 299 Компетенция, функции и роль Банка России в процессе ликвидации кредитных организаций. 302 Законодательные и нормативные акты Банка России, регулирующие процедуру ликвидации кредитных организаций. 302 Основания для отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций. 305 Оценка полноты и своевременности применения мер воздействия до отзыва у кредитной организации лицензии 308 Организация и осуществление выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. 311 Организация и контроль за деятельностью конкурсных управляющих (ликвидаторов, ликвидационных комиссий) кредитных организаций. 314 Инспекционная деятельность Банка России. 321 Структура, функции и полномочия Главной инспекции кредитных организаций и инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России. 323 Организация и порядок проведения плановых и внеплановых инспекционных проверок кредитных организаций (их филиалов) и оформление их результатов 325 Особенности проведения проверок по основным направлениям деятельности кредитных организаций (их филиалов). 336 Взаимодействие подразделений дистанционного и контактного надзора при организации, проведении и рассмотрении результатов проверок кредитных организаций (их филиалов). 341 Совершенствование подходов к проведению проверок кредитных организаций (их филиалов) с учётом международно признанных подходов, в том числе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. 342 Организация надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов (общие вопросы) 344 Основные положения Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 344 Группы показателей для оценки финансовой устойчивости банка в целях признания её достаточной для участия в системе страхования вкладов: общая характеристика 351 Тема. 1.1. Статус, полномочия, цели деятельности и функции Банка России Правовое положение (статус) и полномочия Банка РоссииЦентральный банк Российской Федерации (Банк России), являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны. Банк России не входит ни в одну из трёх ветвей власти – законодательную, исполнительную и судебную. По статусу он является относительно независимым в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закреплённых за ним функций и полномочий. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон о Банке России) статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Таким образом, с юридической точки зрения правовой статус Банка России формулируется на конституционном уровне и специальном законодательном. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 75) за Банком России закреплён особый конституционно-правовой статус, так как только он обладает правом осуществления денежной эмиссии в Российской Федерации и только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов власти. Более того, в соответствии с требованиями ст. 71 Конституции Российской Федерации, денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает дополнительную гарантию исключительного права Банка России на осуществление денежной эмиссии (ст. 75). Субъекты Российской Федерации таким правом не обладают. Закрепляя независимый статус Банка России, законодатели в Конституции Российской Федерации стремились решить следующие задачи:
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который проявляется, в частности, в том, что он наделён нормотворческими полномочиями. Эти полномочия, как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предполагают исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесённым к его компетенции и требующим правового регулирования. ![]() Подотчётность Банка России Государственной Думе. Полномочия Государственной Думы в отношении Банка РоссииСогласно ст. 5 Федерального закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это заключается в том, что Государственная Дума:
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами. ![]() Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправленияЦелью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации является реализация функций, возложенных на Банк России. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или, по их поручению, один из заместителей каждого участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга России с учётом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Взаимодействие Банка России с другими органами государственной власти осуществляется для согласования денежно-кредитной политики с бюджетной, налоговой и другими составными финансовой политикой государства. ![]() Основные цели деятельности Банка РоссииОсновными целями деятельности Банка России являются:
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т.д.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций нормативы их деятельности, правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности.
Платёжная система России, состоящая из платёжной системы Банка России и частных платёжных систем, обеспечивает потребность экономики страны в переводе денежных средств и развивается в направлении дальнейшего внедрения электронных технологий в безналичные расчёты. Создание современной и всеохватывающей сети электронной системы расчётов и платежей требует значительных затрат. Центральный банк проводит активную работу по дальнейшему развитию технической инфраструктуры своей платёжной системы и совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей её функционирование. ![]() Функции Банка РоссииПод функциями понимаются основные направления деятельности органов государственной власти или иных юридических лиц, их определённая работа и круг деятельности, осуществляемый в порядке, установленном законом или иным правовым актом. Функции характеризуют общие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации). Банк России в соответствии с Федеральным законом о Банке России выполняет следующие функции:
Экономические принципы организации деятельности Банка РоссииФункционирование Банка России, т.е. его деятельность по выполнению возложенных на него функций для достижения поставленных целей и задач, осуществляется в соответствии с определёнными принципами, вытекающими из особого правового положения (статуса) Банка России. В экономической литературе принципы деятельности центрального банка определяют как основополагающие правила его функционирования, обусловленные его сущностью как денежно-кредитного института и обеспечивающие реализацию его целей и задач. В Федеральном законе о Банке России закреплены принципы организации Банка России. Принципы деятельности Банка России в законе не прописаны, т.е. Банку России дано право устанавливать их своими нормативными актами, а также они определяются другими законодательными и нормативными правовыми актами. Каждая функция Банка России, рассматриваемая выше как направление деятельности, предполагает осуществление Банком России ряда операций и сделок, правила совершения которых устанавливаются Банком России. При этом вcе операции, выполняемые Банком России, носят денежный (стоимостной) характер. Для их осуществления необходимы денежные средства и иное имущество. Экономические принципы организации деятельности Банка России связаны с функционированием его как хозяйствующего субъекта и обусловлены особым правовым статусом (режимом) имущества и прибыли Банка России из которого следует финансовая независимость Банка России:
Согласно Федеральному закону о Банке России уставный капитал в размере 3 миллиардов рублей и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако в соответствии с целями его деятельности Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Правительство Российской Федерации не участвует в капитале Банка России
Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Разница между суммой полученных доходов и произведённых расходов по основной и неосновной деятельности Банка России за отчётный год (прибыль / убыток) является финансовым результатом его деятельности. Как юридическое лицо Банк России из полученной им по итогам года прибыли уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 50% фактически полученной после уплаты налогов и сборов прибыли Банк России перечисляет в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль переходит в распоряжение Банка России и направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, регламентируется Положением Банка России «О порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России», утверждённым Национальным банковским советом 9 апреля 2003 года. В соответствии с Положением Банка России от 06.03.96 № 246 ДСП «О порядке формирования и направлениях использования Резервного фонда Банка России» целью его формирования является обеспечение стабильной деятельности Банка России для выполнения законодательно закреплённых за ним функций. По решению Совета директоров Банка России в Резервный фонд могут также направляться средства из других фондов и резервов, относящихся к собственным средствам (капиталу) Банка России. В соответствии с Положением Банка России от 19.06.2003 «О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» данный фонд предназначен в основном для единовременных выплат, связанных с обеспечением социальных нужд служащих Банка России и в отдельных случаях – пенсионеров, состоящих на учёте в Банке России. ![]() Финансовые показатели деятельности Банка России, их прогнозированиеХарактер и масштабы операций, осуществляемых Банком России в рамках возложенных на него функций, находят отражение в бухгалтерской и статистической отчётности Банка России. В целях обеспечения прозрачности своей деятельности Банк России публикует аналитическую и статистическую информацию в «Вестнике Банка России», «Бюллетене банковской статистики», размещает её на своей странице в сети Интернет. Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России. Не позднее 15 июля года, следующего за отчётным, публикуется Годовой отчёт Банка России, содержащий информацию для широкого круга экономических агентов о результатах работы Банка России. Годовой отчёт Банка России включает:
Согласно Федеральному закону № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под годовой финансовой отчётностью Банка России понимаются:
Финансовая отчётность составляется на основании балансовых данных Банка России, включая его территориальные учреждения и прочие подразделения, входящие в структуру Банка России как юридического лица. Показатели финансовой отчётности отражают все совершённые Банком России операции по осуществлению возложенных на него функций. Характер и масштабы операций Банка России в рамках возложенных на него функций, финансовые показатели его деятельности находятся под влиянием совокупности внутренних и внешних экономических факторов, а также общей экономической политики государства. Прогнозирование В частности финансовый результат После утверждения годовой финансовой отчётности Банка России Советом директоров Банка России ![]() Банк России как субъект налогового праваВ отличие от раннее действовавшего порядка, в соответствии с которым Банк России и его учреждения освобождались от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации, теперь налоги, сборы и другие обязательные платежи уплачиваются Банком России и его структурными подразделениями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок постановки Банка России на учёт в налоговых органах в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений установлен совместным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.05.2002 № БГ-15-09/399 и Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2002 № 70-Т "Об особенностях оформления Банком России документов, необходимых для постановки на учёт в налоговых органах". Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам муниципальных образований о налогах и сборах Банк России уплачивает следующие виды налогов, сборов и других обязательных платежей: Федеральные налоги и сборы:
Региональные налоги:
Местные налоги:
Кроме того, Банк России является плательщиком неналоговых платежей:
Банк России с 1 января 2009 года не является плательщиком единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, так как среднесписочная численность работников Банка России превышает 100 человек. Способы и методы ведения налогового учёта, определения налоговой базы для исчисления конкретных налогов и сборов, а также основные принципы организации налогового учёта в Банке России определены в Учётной политике Банка России для целей налогообложения, утверждённой Приказом Банка России от 24.12.2008 № ОД-984 (ДСП). Налоговый учёт основывается на максимальном использовании данных бухгалтерского учёта Банка России и должен обеспечивать:
Структурные подразделения центрального аппарата, территориальных учреждений, иного подразделения Банка России, на которые соответствующими распорядительными актами возложено ведение налогового учёта, обеспечивают единство применяемых способов и методов ведения налогового учёта, контроль за определением налоговой базы, исчислением и уплатой налогов и сборов. Входящие в систему Банка России организации – юридические лица, учреждённые Банком России (банковские школы (колледжи) Банка России), согласно положениям статьи 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов. В этой связи такие организации самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налогов и сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, с налоговой базы, определяемой в соответствии с утверждённой ими учётной политикой для целей налогообложения. ![]() |
![]() | Статистика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110. 51 «Банковское дело» / сост ст преп кафедры экономики... | ![]() | Банковское право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд... |
![]() | Конституционное право России: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 40. 02. 02 «Правоохранительная деятельность»... | ![]() | Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... |
![]() | Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | ![]() | Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... |
![]() | Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении... | ![]() | |
![]() | Конституционное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62(Ф) «Юриспруденция» / сост... | ![]() | Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |