Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей


Скачать 249.95 Kb.
НазваниеНовой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3
29.01. 2006 Способны ли наши учителя учиться

К.ЛАРИНА: 11 часов 10 минут. Мы начинаем наше традиционное «Родительское собрание». И сегодня оно посвящено учителям. Это получается, у нас такой цикл выстраивается. Сейчас я напомню нашим слушателям и расскажу нашим гостям. Сначала всех представлю. Сегодня в нашей студии Людмила Петерсон – директор центра системно-деятельностной педагогики «Школа-2000» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Людмила, здравствуйте.

Л.ПЕТЕРСОН: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Это все один раз произносится.

Л.ПЕТЕРСОН: Да.

К.ЛАРИНА: Дальше. Александр Адамский – член Общественной палаты. Сейчас мы это поставим на первое место. Здравствуйте, Александр Изотович.

А.АДАМСКИЙ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Ну, а дальше напомним – ректор института образовательной политики «Эврика». И Александр Глозман – директор центра образования № 293, член жюри «Учитель года» и, что важно в контексте нашего сегодняшнего разговора, создатель педагогических классов в школе. Здравствуйте, Александр.

А.ГЛОЗМАН: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: А теперь напомню, что в прошлой программе, в «Родительском собрании» мы говорили на тему новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей. И когда мы провели эту программу, мы поняли, что фигура учителя требует такого более детального изучения на сегодняшний день. И таких программ по разным подтемам должно быть огромное количество. И вот я решила эту тему продолжить в сегодняшней передаче. Мы сформулировали тему так – «Способны ли наши учителя учиться?» Почему – объясню. Потому что слышала я от многих и чиновников от образования, и высших наших всяких руководителей на политическом небосклоне, тех, кто разрабатывает особенно национальные проекты, в том числе и образовательные, что как-то учительская среда не очень-то как-то и готова к таким вот переменам, к такой мобильности, не очень-то они и хотят меняться в какую-то сторону, никаких инициатив от них не исходит. И способны ли они вообще на какой-то пересмотр своей профессиональной прежде всего деятельности. Вот, собственно говоря, такой небольшой пролог к началу нашего разговора. И я сейчас бы передала слово Александру Изотовичу.

А.АДАМСКИЙ: Спасибо. Замечательная тема. Очень важная, очень нужная. Если говорить коротко, чтобы была потом возможность тезисы расширять, то я бы сказал три вещи. Во-первых, способность учиться, мне кажется, не зависит от профессиональной принадлежности. Как человек настроен, так и есть. Есть много министров, которые не способны учиться. Это я вам точно могу сказать. Есть много ученых, которые не способны учиться и т.д. Это первое. Второй сюжет заключается в том, что несмотря на то, что многие учителя способны учиться, а они учиться не будут и меняться тоже не будут, потому что нет мотивации, нет прежде всего экономических механизмов, которые бы давали отдачу и делали бы это учение, переучение, переподготовку, повышение квалификации значимыми, сущностными для деятельности, для работы учителя. И третий сюжет заключается в том, что, возвращаясь к теме аттестации, мне кажется, что вся эта работа сейчас строится на пустом месте, потому что основа стимулирования деятельности учителя – это профессиональный стандарт, стандарт профессиональной деятельности. Во всем мире зависимость качества труда от заработной платы, которой нет в работе учителя, – и это самый главный сюжет – строится на наличии профессионального стандарта. Не стандарта образования, а стандарта профессиональной деятельности, которое должно лежать... И если у нас сейчас аттестация учителей она ни о чем, то есть ни про что, нет предмета аттестации – и не влияет на заработную плату, потому что тарификация устроена таким образом, что разряды – разница между заработной платой и по разрядам, она минимальна, нивелируется, а затраты психологические и всякие другие на прохождение аттестации велики. Поэтому зачем учиться, когда это не влияет ни на качество труда, ни на заработную плату…

К.ЛАРИНА: …и статус не меняет…

А.АДАМСКИЙ: …ни статус не меняется, ничего. В этом смысле надо создать экономические и содержательные предпосылки, и тогда учитель захочет меняться и учиться. Спасибо.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, Александр Глозман.

А.ГЛОЗМАН: Ну, я хочу сказать, что за годы работы в школе у каждого учителя вырабатывается свой стиль общения с ребятами, своя манера поведения, и ставить вопрос о том, чтобы учитель переучивался, чрезвычайно сложно. И здесь, видимо, необходимо говорить о том, чтобы формы повышения квалификации были совершенно другие, чтобы эти формы позволили учителя зажечь, чтобы он действительно захотел, чтобы у него появилась мотивация освоения каких-то новых технологий, новых перспектив. Это проблема чрезвычайно сложная. Но вместе с тем я хочу сказать, что те курсы повышения квалификации, которые на сегодняшний день есть в большом количестве, тем не менее ряд из них пользуется значительной популярностью у учителей. На моих глазах сейчас у нас в школе работают курсы повышения квалификации учителей технологии. У нас ограниченное количество мест, и на каждое место…

К.ЛАРИНА: Технология – это, грубо говоря, труд?

А.ГЛОЗМАН: Как предмет. Труд. Грубо говоря.

К.ЛАРИНА: Учителя труда, да?

А.ГЛОЗМАН: Учителя труда. И тем не менее на каждое место, учебное место претендуют по 2-3 человека. Причем они приезжают не только из Москвы, но и из Московской области и тратят на дорогу огромное количество времени. То есть желание есть, но опять-таки я повторяю, это происходит не везде, а именно на какие-то целевые курсы, которые пользуются на сегодняшний день острой популярностью.

К.ЛАРИНА: Людмила, ну, вам есть, чем похвалиться. Я знаю, что у вас там удивительные люди к вам приходят.

Л.ПЕТЕРСОН: Ну, я не хотела бы. Хотя я, собственно, профессионально этим занимаюсь. Я работаю в Академии повышения квалификации. Это моя прямая по должности обязанность. Но я бы ушла от такого однозначного ответа – способны они или не способны учиться. Дело в том, что сама постановка проблемы требует исследования. Даже не только поиск путей, а сама постановка – а чему, собственно, учиться и зачем учиться? Почему мы не говорим, способны ли министры учиться или способны лишь актеры и даже врачи учиться? Это, что, менее значимые профессии? Почему, вот в чем острота проблемы – способны ли учителя учиться? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, а что мы хотим-то от учителя, общество? Вы, я, мамы, папы, бабушки, дедушки. Что такое профессиональная компетентность учителя в современном обществе? И чего…

К.ЛАРИНА: То есть, грубо говоря, по каким критериям мы оцениваем его профессиональный уровень, да?

Л.ПЕТЕРСОН: Да, по каким критериям. И каких качеств недостает, системно недостает? Не конкретно Марье Ивановне или Сергею Петровичу, а в массовом таком ключе. Каких качеств недостает. И, поняв это, мы, собственно, и можем оценить остроту этой проблемы. Мы недавно провели опрос среди учителей, среди учеников школ – а может ли учитель чего-то не знать? И ответ нас, конечно, просто удивил, не по-хорошему удивил. 70% учителей, пришедших на курсы повышения квалификации, ответили – «нет». Значит, учитель должен все знать. Зачем ему учиться? Ведь учитель, по Далю, это человек, который передает свои знания, передает свои навыки, он наставник. А зачем же ему тогда перенимать у кого-то знания, когда он уже получил диплом учителя.

К.ЛАРИНА: Все знает.

Л.ПЕТЕРСОН: И если мы не выделим, какие качества в современном обществе он должен иметь, которых ему не дает система подготовки, вот тогда мы и сможем понять, а как организовать его движение вперед.

К.ЛАРИНА: Ну, начните сами отвечать на этот замечательный вопрос, который вы сейчас сформулировали.

Л.ПЕТЕРСОН: Это можно… Да, действительно надо… Далеко не всеми осознано, что мы живем в другом мире, что за последние 30-40 лет мы далеко ушли вот от этой цели образования, которая сегодня выглядит как каламбур. Ведь не так давно мы говорили, что цель образования – это передать молодому поколению всю сумму знаний, которые накопило человечество. Сегодня это смешно, потому что информационные сети, Интернет и т.д., информационный взрыв, и вот эта сумма знаний потеряла свою значимость. Значит, сегодня бухгалтер, грубо говоря, не тот, кто умеет хорошо делить многозначные числа, хороший бухгалтер, а тот, кто способен овладеть программой 1-С, качественно ее использовать, быть внимательным и т.д. И когда мы, собственно, учителям в школе ставим вопрос и учителям на курсах повышения квалификации, а каким должен быть выпускник школы сегодняшний, что учитель-то должен дать обществу в результате своей работы, - они перечисляют вовсе не знания, что должны логарифмы знать и т.д. Причем мы ориентируем на своих детей: вот не ученик вообще, а ваш ребенок – что бы вы хотели, чтобы школа ему дала? Он должен научиться ставить перед собой цели, он должен уметь выходить из затруднительных ситуаций, самоопределиться, самореализоваться, адекватно оценить свою деятельность, общаться, в коммуникацию вступать и т.д. То есть это другие качества. То есть подготовка учителя системная не проходит в институтах и педколледжах по этому направлению. Там дается представление о новых подходах, о новых методах работы. И таким образом основная проблема, как мне кажется, основной пробел в знаниях, умениях и навыках учителя и способностях учителя в том, что они должны организовать обучение детей вот в соответствии с этими новыми целями, а подготовки такой системной у них нет. Грубо говоря, они должны стать не артистами, они должны стать режиссерами. А это разная подготовка.

К.ЛАРИНА: Прекрасно. Спасибо большое. Я думаю, что очень точно нам сформулировала дальнейшую динамику разговора Людмила Петерсон. Александр Изотович, я знаю, что вы там чего-то записывали. Пожалуйста.

А.АДАМСКИЙ: Мне показалось забавным, что Людмила, когда говорила о цели образования, не знаю, подсознательно, наверное, применила определение коммуниста. Это коммунистом может стать только тот, кто овладеет всеми…

К.ЛАРИНА: …всей суммой знаний…

А.АДАМСКИЙ: …всей суммой знаний, да. И вот это смещение, оно мне кажется очень показательным.

Л.ПЕТЕРСОН: Я это взяла из энциклопедии педагогической, раздел «Дидактика».

(Смеются).

А.АДАМСКИЙ: Отлично. Отлично. То есть вот это смещение, оно мне кажется чрезвычайно показательным. Теперь, возвращаясь к теме разговора, я очень верю в силу профессионального сообщества. Как вы знаете, движение «Эврика» в течение многих лет культивирует определенное направление и в образовательной деятельности, и в стандарте учителя. В этом смысле мне кажется, что у нас педагогическое образование уже давно – ну, в смысле педвузы, педуниверситеты – не готовит учителя для школы. И это, кстати говоря, неплохо. Потому что все мы знаем, что мизерное количество выпускников педвузов идет в школу. В этом смысле за последние годы сформировалась уникальная такая вещь – педагогическое образование является очень эффективным образованием, для того чтобы человек находил себе место работы и благополучие, кстати сказать, не в образовательной среде. Огромное количество выпускников хорошо, так сказать, устраиваются. Но в этом смысле формально задачка-то перед педвузами и деньги, которые на это выделяются – в смысле и деньги выделяются на это, а тратятся на другое. Поэтому государство… и эта ситуация показательна. Кризис педобразования и, кстати говоря, кризис системы повышения квалификации…

К.ЛАРИНА: А есть кризис педобразования?

А.АДАМСКИЙ: Глубочайший. Мне кажется, что система педобразования больна настолько – это просто такой фиктивный демонстративный процесс. Мы говорим, что мы готовим учителей для школы, студенты формально, так сказать, пишут, что они готовятся, а на самом деле они для школы не готовятся, они даже не думают, чтобы идти в школу. И ни у одного профессора педвуза совести не хватит агитировать выпускников идти на эту зарплату и тратить эти знания…

К.ЛАРИНА: А в чем заключается кризис педобразования сегодня, кроме как в отсутствии кадров?

А.АДАМСКИЙ: В этой фиктивности.

К.ЛАРИНА: Формализме, да?

А.АДАМСКИЙ: В этом формализме. Потому что на самом деле педагогическое образование за счет синтетичности своей, за счет особой фундаментальности, оно позволяет человеку позиционироваться на рынке труда в очень многих местах. А формально – и, собственно, бюджетные деньги на это выделяются, – идет подготовка учителя для работы в классе. В этом смысле вот эта лживая ситуация, она задает кризис. Это с одной стороны. А с другой стороны, то, с чего мы начали вот эту часть дискуссии – вот с этих целей: овладеть всеми знаниями, которые наработало человечество…

Л.ПЕТЕРСОН: Это было раньше.

А.АДАМСКИЙ: И сейчас остается.

Л.ПЕТЕРСОН: Нет.

А.АДАМСКИЙ: И сейчас остается. Потому что массово – и в этом вина, мне кажется, профсоюзов прежде всего – аттестация построена таким образом, что она не касается качества подготовки выпускников школ для их успешного дальнейшего проживания в жизни. Вот качество и аттестация, качество в этом смысле – не овладение всеми знаниями, а возможность дальше хорошо жить и устроиться на работу и на учебу. Вот это качество и зарплата не связаны между собой. И пока это так… А не связаны между прочим, потому что потребитель не включен. Потому что родительское сообщество институционально не включено в этот процесс. В этом смысле вся эта переподготовка и подготовка, она в воздухе повисает.

А.ГЛОЗМАН: Я хочу сказать, что действительно процесс аттестации учителя требует серьезных переработок. Ведь когда проверяют качество работы учителя, смотрят прежде всего на качество знаний учащихся. Но этого недостаточно. И фактически невозможно оценить, насколько выпускники этого учителя будут успешны в жизни. Вот тогда бы, скажем так, определить, как учил этот учитель, действительно он направлял деятельность ребят в нужном русле. И на сегодняшний день это чрезвычайно важная проблема, что содержание школьных программ зачастую перегружено фактическим материалом, который в принципе для дальнейшей жизненной деятельности, для дальнейшей профессиональной деятельности нашими учениками не будет востребован. И вот это серьезная проблема. И поэтому, мне кажется, говоря об учении учителей, повышении квалификации учителей, нужно говорить и о том, чтобы все это происходило в рамках изменившейся парадигмы образования – чтобы все это делалось наперед, на перспективу. Иначе мы сейчас просто заметаем хвосты, мы стараемся подвести какие-то итоги, давать проценты по обученности ребят, но в будущем, в дальнейшем это не сыграет своей роли. Это вот первое. Второе, что бы я хотел сказать, что учитель может развиваться только в том поле, где ему интересно, где создано некое профессиональное сообщество. Вот я бы хотел обратить внимание на конкурс «Учитель года». Разные мнения об этом конкурсе существуют – начинается от того, что это педагогический КВН, и люди, которые в конкурсе участвовали, говорят, что это действительно конкурс педагогического мастерства…

К.ЛАРИНА: Вы знаете, простите, просто к слову. Рачевский рассказывал, что у него была замечательная совершенно учительница, которую они хотели представить на этот конкурс «Учитель года», и она вроде как подала документы, а потом вернулась с поникшей головой: «Петь я, - говорит, – не умею, не пройду», - говорит.

А.ГЛОЗМАН: Вы знаете, я прошел все ступеньки конкурса «Учитель года», начиная от окружного этапа и заканчивая российским, и мне не пришлось ни петь, ни танцевать. Я этого не умею делать. Но тем не менее, что очень важно, что когда конкурс заканчивается, самое интересное только начинается. Вот те люди, которые прошли через конкурс, за 10 лет, даже больше, существования этого конкурса образовалось огромное количество учителей, которые в этом участвовали. И самое замечательное в том, что они после конкурса начинают общаться в этом профессиональном поле: организуют различные мастер-классы, фестивали, семинары, ездят по России, показывают свои достижения. И основная задача – они развиваются не только сами, учась друг у друга, участвуя во всех этих мастер-классах в качестве учеников своих коллег, но они зажигают учителей на местах. Вот был замечательный фестиваль – агитпоезд по Ленинградской области. Организовывал департамент образования Ленинградской области. Учителя проехали по нескольким городам мелким, малым городам Ленинградской области. И везде, на всех этих встречах было огромное количество учителей, которые выходили, как мне кажется, с этих встреч с желанием что-то делать дальше, развиваться. Это очень важно.
  1   2   3

Похожие:

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconРезультаты аттестации педагогов за 2013-2014 учебный год
Аттестация педагогических работников на подтверждение и более высокую категорию является важным фактором их непрерывного профессионального...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconИнструкция по заполнению электронной анкеты для педагогических работников,...
Данная анкета разработана с целью создания банка данных педагогических кадров Воронежской области и является обязательной для заполнения...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconАнализ результатов итоговой аттестации
Основная цель государственной итоговой аттестации: получение объективной информации о состоянии качества образования, выявление и...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconАнализ результатов итоговой аттестации
Основная цель государственной итоговой аттестации: получение объективной информации о состоянии качества образования, выявление и...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconПравила заполнения бланков ответов государственной (итоговой) аттестации...
После того, как все участники экзамена вошли в аудиторию и сели на свои места, организаторы

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей icon«Стандарт профессиональной деятельности педагога начального общего,...
Проинформировать педагогических работников с основополагающими тенденциями профессионального стандарта как новой формы аттестации...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconМетодика №1 «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы...
Рисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание....

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconМетодика №1 «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы...
Исованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание....

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 23. 11. 2016 г
Минфин России планирует введение новой системы добровольного пенсионного страхования с 2018 г., заявил глава ведомства Антон Силуанов,...

Новой системы аттестации учителей. И принимали в нашей передаче участие такие люди известные вам, как Ефим Лазаревич Рачевский, как Виктория Молодцова, а также представители Министерства образования. Г-н Солдатов – один из разработчиков вот той самой новой системы аттестации учителей iconДля учителей иностранных языков используются такие формы контроля...
Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-11 классов осуществляется по пятибалльной системе (минимальный -2 балла, максимальный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск