Инновационного опыта


Скачать 281.44 Kb.
НазваниеИнновационного опыта
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3
Информационная карта инновационного опыта педагога-психолога


  1. Общие сведения

      1. ФИО Кирилина Тамара Ивановна.

      2. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани, 420110, г.Казань, Проспект Победы, 71,А

      3. Стаж работы в должности - 9 лет

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

1.Тема инновационного опыта

«Психологические аспекты личностного развития учащихся в полилингвистической среде, основанные на этнических традициях».

2. Актуальность опыта

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Формирование этих и других качеств происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому сейчас, на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.

Отсутствие системного видения проблем развития учащегося со стороны взрослых не дает возможности успешно влиять на решение возникающих затруднений. Зачастую возникают ситуации, когда каждый пытается решить проблему исходя их своего видения ситуации. Или, обратившись к психологам, педагоги и родители устраняются от решения конфликтных ситуаций и трудностей ребенка. В таком случае интеграция усилий педагогов, родителей и психологической службы может стать более эффективным инструментом сохранения здоровья школьников и повышения уровня детско-взрослых взаимоотношений.

Именно компетенция практического школьного психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью. Это предполагает значительное улучшение всей системы изучения и развития школьников, их интересов, способностей, профессиональных склонностей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся, создание в школе психологического климата, благоприятного для творческого роста как детей, так и педагогов.

Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью своей работы я считаю содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии.

Задачи: психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; психологическое сопровождение социального и личностного развития учащихся; содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в период адаптации к школьному обучению в 1-х, 5-х , 10 - х классах; формирование у учащихся способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию; обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении учащихся; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИД/ВИЧ/ЗППП; повышение психолого-педагогической компетенции субъектов образовательного процесса.

3. Методологическая основа

Теоретическое обоснование своей работы я строю на научных идеях основоположников психологии: Л.С.Выготского (теория активного формирования психических процессов и свойств личности), Д.Б. Эльконина (теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза), Т. Ньюкома (теорию коммуникативных актов), Э.Берна (теория транзактного анализа в общении).

Системность личной работы обеспечивается следующим образом. Во-первых, я рассматриваю личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, используемый мною методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо проводить на пяти важ­нейших уровнях.

Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.

Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.

Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.

Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Наиболее эффективный результат психолого-педагогическое сопровождение детей дает в том случае, если существует целостная система психолого-педагогических воздействий на всех субъектов образовательного процесса. Поэтому интеграция педагогов и психолога в различных видах деятельности с привлечением родителей может способствовать сохранению психологического здоровья школьников и формированию у них субъектной позиции по отношению к своему здоровью и развитию.

Основные направления работы:

1. Психодиагностика

2. Психопрофилактика

3. Организационно-просветительская работа

4. Методическая работа

5. Психологическая коррекционная работа

6. Профессиональное психологическое консультирование

7. Профессиональное образование и самообразование

4. Методы

Метод теоретического анализа, включающий изучение работ по педагогике, психологии, философии, теории коммуникаций, лингвистике, основам дидактики.

Содержание и обоснованность выбора:

- психодиагностических материалов

В своей работе использую следующие методики диагностики: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, использование компьютерных вариантов диагностики. Подбор диагностического материала исходит из поставленных выше целей и задач психологической службы школы самим педагогом-психологом, администрацией, а также согласно запросам педагогов и родителей.

- развивающей работы

Для эффективной психологической поддержки детей использую как групповые, так и индивидуальные формы работы.

В процессе групповой и индивидуальной работы использую приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам, применяю элементы психологических тренингов, сказкотерапии.

Методические приемы:

1. Ролевые игры.

2. Психогимнастические игры.

3. Коммуникативные игры:

а) Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.

б) Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения.

в) Игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности

5. Игры, направленные на развитие воображения

6. Эмоционально – символические методы, основаны на превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты.

8. Релаксационные методы.

- консультативной работы

В процессе консультирования используются приемы «Метода резонансного сотворчества» Сибгатуллиной И.Ф. (методика консультирования с использованием картин немецкого художника Стефани и картин изобразительного искусства).

5. Технология опыта

  • создание социально-психологического портрета воспитанника

Работа по созданию социально-психологического портрета воспитанника включает анализ личностных особенностей и социального окружения: будущего ученика, уче­ника переходного этапа (4-5 класс), подростка, выпускника. Для этого подобран диагностический блок методик: «Анкету учащегося» и «Анкету родителей», которые дают социальную картину видения самого учащегося и его семьи; «Многофакторный личностный тест Кеттела» для изучения индивидуальных особенностей учащихся различных возрастов, методика «Социометрия», «Темперамент» по Айзенку, методики по адаптации учащихся, изучения когнитивных способностей учащихся и ряд других тестов, способствующих изучению личности учащегося. Согласно проведенным исследованиям строится консультативная и развивающая работа с учащимся и его семьёй. Предоставляются рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям для учета индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе.

Большой информационный материал представляет тестирование в рамках профориентационной работы. После проведения тестирования учащиеся и родители получают распечатки с полученными результатами тестирования и рекомендациями. Среднестатистический учащийся школы имеет хорошие организаторские и языковые способности, в котором гармонично сочетаются черты разных национальных культур как основа толерантности. Он проявляет интерес к гуманитарным предметам, что соответствует профилю данного образовательного учреждения.

  • работа по обеспечению готовности воспитанника к школе, адаптации к условиям обучения дифференцированно от возрастных периодов развития детей

В программу работы по адаптации детей к школе входят консультации для педагогов по темам: «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учащихся 1, 5, 10 классов», так как не менее важным оказывается процесс адаптации и для учителя. Зная психологические особенности возраста учеников, педагог может успешно организовывать, индивидуализировать и дифференцировать обучение, скорректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Большое значение имеют индивидуальная беседа с родителями при собеседовании при приемке документов будущих первоклассников в школу. Целью, которой, является знакомство с социальными условиями проживания ребенка, его историей развития.

Выступление на родительских собраниях по темам «Адаптационный период учащихся 1, 5, 10 классов», «Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста» дают представления о новообразованиях детей и подростков. Грамотно подобранный методический материал способствует легкому восприятию специфических психолого-педагогических знаний об психофизиологических особенностях учащихся.

Диагностическая работа включает опрос родителей по анкетам по выявлению уровня адаптации первоклассника к школе; заполнение учителем опросника «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»; проведение опросников «Адаптация учащихся к школе» для 1-х и 5-х классов. Обработка результатов опросников и анкет, заполненных учащимися, учителями и родителями дают обобщенный анализ по уровню дезадаптации учащихся, на основании которых проводятся беседы с классными руководителями учащихся 1 и 5 классов, предоставляются рекомендации родителям, строится дальнейшая профилактическая работа с учащимися, родителями, учителями.

В период адаптации выхожу с беседами, групповыми занятиями к учащимся 1, 5, 10 классов. В первых классах в течение первой четверти прочитываю сказки «Лесная школа» по программе для дошкольников и младших школьников. М.А.Панфиловой. С учащимися 5 классов для формирования позитивного отношения к школе, регулирования межличностных отношений, самопознания на уроках и классных часах были проведены занятия по следующим темам: «Я - пятиклассник», «Что волнует меня в первые дни?», «Общаться – это легко…», «Я глазами других» и ряд других. В работе с десятиклассниками прорабатываются личностные аспекты: самопознание собственного «Я», взаимодействие со сверстниками и старшим поколением, осознания мотивов обучения и дальнейшего самоопределения.

Творчески подхожу к разработке групповых форм занятий, использую компьютерные презентации, учитывая возрастные особенности возраста детей и подростков. Согласно опроса классных руководителей, диагностики и наблюдения со стороны психолога подобранные упражнения и задания, способствуют реализации поставленных целей, снятия тревожности и агрессивного поведения учащихся в классе, быстрого вхождения в учебно-воспитательный процесс в период адаптации, налаживания позитивных взаимоотношений среди сверстников.

  • психологическое сопровождение предпрофилъной подготовки и профильных классов

В связи с переходом к предпрофильному обучению возникла необходимость выявления профессиональной и профильной направленности детей на ранних ступенях обучения. Профдиагностика учащихся входит в комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями. Профдиагностика учащихся показывает отношение их к предметам, сферам деятельности и их социально-психологической направленности.

В рамках профориентационной работы с учащимися и для определения предпрофиля и профиля обучения учащихся в 8, 10 классах среди учащихся 7, 9 –х классов в 2007 году были проведены «Анкета по профильной ориентации учащихся 6-7 классов» и «Анкета по профильной ориентации учащихся 8-9 классов. На основании, которых были определены интересующие учащихся предметы, а на их основании предпрофильную и профильную направленность учащихся (социально-гуманитарное, экономическое, естественно-научное, физико-математическое). Для подтверждения полученных данных были проведены методики: ГИТ, ШТУР, с целью определения уровня познавательных способностей и определения склонности к определенным предметам. Тестирование профнаправленности учащихся, целью которого является определение уровня интересов учащихся к определенным предметам и сферам деятельности, профиль обучения, тип деятельности, а также социологический опрос в области профессионального самоопределения учащихся, включает «Тип мышления», «Опросник профессиональных склонностей», «Опросник Голланда и Климова», «Тип профессиональной направленности», свидетельствовали о соотнесении выбранных предпрофилей и профилей подростками.

Тесно работаю с администрацией и педагогическим коллективом школы в данном направлении. Педсоветы на тему «Профессиональное самоопределение учащихся», «Развитие профессиональных навыков учащихся» способствуют расширению видения профессионального самоопределения старшеклассников, осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас».

Выхожу в 9, 11 классы с беседами на темы «Задумайся над выбором», «Выбираем профессию», «Я в мире профессий». Учащимся на доступном им языке предлагается поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, о совершаемых старшеклассниками ошибках при выборе профессии, о рынке труда, помогают осознать и выявить свои способности и качества так необходимые в дальнейшем профессиональном пути.

Родительское собрание в 9, 11 классах на тему «Жизненный выбор: профессиональное самоопределение учащихся» раскрывает основные положения профессионального самоопределения старшеклассников: профессиональное самоопределение – частный случай личностного; в основе самоопределения – понимание себя как индивидуальности; необходим гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях; активное осуществление сделанного выбора.

В банке данных компьютера сформирована папка «Профориентация», которая позволяет продолжить работу с учащимися «группы риска».

психологическое сопровождение учащихся начальной школы в рамках ФГОС

Внедрение новых образовательных стандартов в систему начального образования способствует реализации развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей, которого становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Большая подготовительная работа проведена в прошлом году с педагогами начального звена. Были выделены основные направления: определить уровень вхождения учителей начальной школы по работе со стандартами 2 поколения; проанализировав данные, выявить аспекты, вызывающие трудности в дальнейшей работе педагогов начальной школы; провести методические семинары и педсовет по вопросам внедрения ФГОСТ; провести индивидуальную работу с учителями, которые на будущий год начинают работу в первых классах; составить памятки и рекомендации для учителей начальных классов по формированию у учащихся УУД.

Был проведен семинар по теме «Повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД», целью, которого являлось повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД младших школьников. В ходе семинара педагоги учились выделять УУД на примере видеоматериала; рассмотрены методы и приемы по формированию УУД у учащихся; предложены примеры креативных заданий по формированию познавательных УУД, взятых из опыта работы педагогов ТРИЗ; проработаны критерии оценки универсальных действий.

В этом учебном году с учащимися первых классов была проведена диагностика для определения уровней универсальных учебных действий.

Использовались следующие методики: методика определения интеллектуального уровня учащихся (познавательные универсальные действия); методика «Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)»; адаптированная стандартная беседа Т.А.Нежновой (личностные универсальные действия); методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т.А.Нежной, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера (личностные универсальные действия); методика «Рукавички» Г.А.Цукерман (коммуникативные универсальные действия); методика «Кодировка» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) (регулятивные универсальные действия, знаково-символические действия – кодирование (замещение)).

Эффективно взаимодействую с учителями начальной школы, полученные данные способствовали осознанию личностных особенностей учащихся и построению с ними индивидуальной работы. Данные результаты доносятся и до родителей, взаимодействие в триаде: психолог, классный руководитель и родители, способствует повышению результативности обучения и вхождения ребенка в социум. В конце года планируется провести повторную диагностику с целью выявления динамики по вышеизложенным показателям.

Провожу коррекционную работу по развитию познавательных универсальных учебных действий с учащимися требующих персонального подхода.

В течение первого полугодия с учащимися проводились групповые занятия с целью формирования универсальных учебных действий, тематика занятий «Зачем мы ходим в школу?», «Школьные правила», «Умею ли я дружить?», «В стране Уважения и стране Невежд», «Учимся понимать друг друга» и другие.
  1   2   3

Похожие:

Инновационного опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6

Инновационного опыта iconИнновационного управленческого опыта
Индивидуальный маршрут как средство ранней профессиональной ориентации обучающихся

Инновационного опыта iconИнновационного управленческого опыта
Вузы не по профилю обучения. В ходе опроса родительской общественности внесены предложения об усилении практической направленности...

Инновационного опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Использование методических...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Инновационного опыта iconФонд оценочных средств по учебной дисциплине
Методологические основы инновационного менеджмента. Сущность, цели, задачи и функции инновационного менеджмента

Инновационного опыта iconВыпускник магистерской программы «Управление капиталом компании»...
В современных условиях инновации должны выступить на первый план, так как возможности других драйверов исчерпаны. Стратегией инновационного...

Инновационного опыта iconОпыта
Автор опыта: Дитятева Л. В., социальный педагог мбдоу «Центр развития ребёнка – д/с №48 «Сказка»

Инновационного опыта iconОпыта
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования

Инновационного опыта iconЗадачами Центра молодежного инновационного творчества являются
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан объявляет прием заявок для участия в конкурсе на предоставлении...

Инновационного опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск