Скачать 89.06 Kb.
|
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ Дзецина Виктория Ивановна Выпускник магистерской программы «Управление капиталом компании» ФДО РЭУ им. Г.В. Плеханова viktoria@buhlite.ru Громова Елена Ивановна, к.э.н., доцент кафедры Финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова lengro@yandex.ru Инновации – важный источник роста современной экономики страны. Однако инновации в России до последнего времени не выступали ключевым фактором экономического роста. Эта роль отдавалась ценам на природные ресурсы и использованию незадействованных производственных мощностей и рабочей силы. В современных условиях инновации должны выступить на первый план, так как возможности других драйверов исчерпаны. Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г. определена первоочередная задача - повышение инновационного потенциала страны. Важной особенностью российской экономики является высокая доля крупных компаний, почти 80%. Очевидно, что от инновационной активности крупных компаний в значительной степени зависят положительные результаты в развитии инноваций в стране. Кроме того, значительная доля крупного бизнеса является и серьезным аргументом в пользу активной работы по его инноватизации. Проблема повышения инновационной активности крупного бизнеса широко обсуждалась после кризиса 2008 г. В 2011 г. по данным исследования рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ» крупный бизнес был отнесен к «одним из самых вялых и незаинтересованных участников инновационных процессов» [5]. Эксперты обозначили следующие основные проблемы в развитии инновационной деятельности крупных компаний: низкий спрос на инновации, ориентация на заимствование технологий и низкая отдача от реализации инноваций по-прежнему остаются актуальными. В 2014 г. ситуация в развитии инновационной деятельности осложнилась с введением экономических санкций США и ЕС против частных и государственных компаний нефтегазовой отрасли, атомной энергетики авиационной и космической промышленности, оборонно-промышленного комплекса и банковского сектора. В основном санкции выразились в запрете на экспорт в Российскую Федерацию инновационных технологий и отказ от совместных проектов. В банковском секторе санкции проявились в блокировании финансовых активов, отключении банковских структур от международных платежных систем, ограничении доступа к инвестиционным проектам и внешним заимствованиям. В результате экономических санкций приостановлены или расторгнуты многие международные альянсы, связанные с разработкой новых технологий и инновационных продуктов. Так, французская компания Total остановила реализацию совместного с ЛУКОЙЛом проекта по освоению трудноизвлекаемых углеводородов в Западной Сибири; заморозила покупку акций НОВАТЭКа, второго крупнейшего производителя природного газа в России. Англо-голландская компания Shell изменила планы по расширению сотрудничества с ГАЗПРОМом по добыче сланцевой нефти. Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила создание совместного предприятия с Роснефтью по продаже нефти и нефтепродуктов. В рамках запрета по продукции двойного и военного назначения французский производитель Renault Trucks Defense приостановил совместный с российским предприятием «Буревестник» (входящим в корпорацию «Уралвагонзавод») проект разработки боевой машины пехоты (БМП) «Атом». Итальянский государственный холдинг Fincantieri приостановил совместный проект по разработке малой неатомной подлодки S-1000 с ЦКБ морской техники «Рубин». По результатам исследования Национальной Ассоциации инноваций и развития информационных технологий [10], прямые потери инновационного сектора экономики в 2014 г. от введения экономических санкций составляют порядка 50 млн долл. В условиях внешних ограничений наблюдается активизация государства по реализации целого ряда мер по стимулированию инноваций. В результате общий индекс инновационной активности в России за последние два года вырос на 18 %, число новых стартапов повысилось на 15 %. Активность государства в стимулировании инноваций характеризуют возросшая доля новых конкурсов в рамках действующих федеральных и региональных программ (рост 25 %), увеличение общего размера финансирования. Наибольший рост числа новых проектов наблюдался в областях, зависимых от западных технологий: биотехнологии (18 %), фармацевтика (14 %), сельское хозяйство (11 %), микроэлектроника (17 %) и создание беспилотных средств и робототехники (21 %). К положительным достижениям в инновационой активности относится повышение рейтинга «Глобальный инновационный индекс-2016» на 5 пунктов по сравнению с предыдущим годом и получение 43 строки индекса. Также следует отметить результаты некоторых крупных российских компаний нефтегазового сектора, занявших хорошие позиции в мировом рейтинге по затратам на НИОКР: Роснефть – 1 место (0,7% от выручки), Татнефть – 7 место (0,3%), Газпром – 9 место (0,2%). Эти данные особенно показательны, поскольку в 2011 г. максимально высокое место занимал Газпром – 83 место. Важным направлением в развитии инновационной деятельности является создание связей между бизнесом, наукой и государством в результате создания технологических платформ и инновационных кластеров. [6]. На практике крупные бизнес-структуры к технологическим платформам интереса не проявили, НИИ в результате отсутствия необходимого финансирования были не задействованы. Напротив, инновационные кластеры признаны успешными. Однако, многие из них находятся на стадии создания инфраструктуры (строительство корпусов, создание линий взаимодействия и т.п.) и бизнес-участники приняли участие в меньшей степени. Новыми инструментами, предложенными государством в развитии инновационной деятельности, стали национальные вытягивающие проекты (комплексные межотраслевые программы для модернизации базовых отраслей экономики через технологическое обновление) и «национальная технологическая инициатива». Особое значение для развития инновационной деятельности имеет создание специальных институтов, работающих в инновационной сфере: Российская венчурная компания (РВК), РОСНАНО, Фонд «Сколково» и др. Следует выделить новации государства в области финансирования инновационных проектов. В 2015 г. начал работу Фонд развития промышленности (ФРП). ФРП создан в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание производств на базе наилучших доступных технологий. Фонд предоставляет займы крупным предприятиям на промышленные проекты, размер займа от 50 до 500 млн рублей под 5% годовых на срок до 7 лет; в 2016 г. из общего бюджета размером в 23,7 млрд рублей выделено либо одобрено 11,3 млрд рублей на реализацию конкретных проектов. Кроме того, отметим меры по импортозамещению в сфере инноваций, которые состоят в ограничениях в области госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции иностранных государств и стимулированию производства этой продукции в России. В условиях улучшения инновационной среды актуальным вопросом остается повышение инновационной активности непосредственно самого крупного бизнеса, проведение соответствующих мероприятий со стороны российских компаний. В частности, это реализация программ инновационного развития, создание отраслевых стандартов реализации и управления инновационной деятельностью, внедрение эффективной оценки результатов инновационных программ и др. Отмечается интерес крупных корпораций к изменениям в управлении инновациями. Так, в 2016 г. происходит привлечение крупными компаниями отдельных специалистов или создание специальных отделов, ориентированных на работу с инновациями и технологическими стартапами. Если на сайте HeadHunter в 2015 г. было размещено только 8 вакансий менеджеров и директоров по инновациям, а в 2016 г. – уже 27 вакансий и 78 резюме специалистов по управлению инновациями. Некоторые корпорации открывают свои венчурные фонды. Это Ростелеком, АФК «Система». Основными направлениями инвестиционных интересов в рамках этой работы стали виртуальная реальность, нейронные сети, «умный транспорт». Важным направлением в развитии инновационной активности крупных компаний является решение вопроса о финансировании инновационных проектов. В условиях введения экономических санкций против России ограничился доступ крупных компаний к рынку международных капиталов, что, соответственно, создало проблему финансирования инноваций. Российские компании вынуждены провести пересмотр стратегий привлечения заемных ресурсов и поиск более оптимальных вариантов использования внутренних ресурсов. Крупные корпорации, имея возможность перераспределения ресурсов могли получить кредитные ресурсы по группе компаний и перераспределять их внутри группы. Такой стратегии придерживалась одна из самых диверсифицированных ТНК – АФК «Система». В декабре 2015 г. она заключила соглашение с китайским банками о привлечении в общей сложности 350 млн. долларов сроком на 6 лет, тем самым подтвердив тенденцию российских ТНК привлечения ресурсов в Азиатском регионе. Тем не менее общий кредитный портфель АФК «Системы» в 2016 г. сократился на 12%. Один из примеров использования внутренних ресурсов представляет ГК «ПРОТЕК», которая является одним из предприятий бизнес-сектора инновационного кластера «ФизТех XXI» в г. Долгопрудный. Рост прибыли в 2015 г. составил 120%, при этом большая ее часть обеспечена прибылью от курсовых разниц. Права на разработки лекарственных препаратов, закупленные у иностранных компаний до роста курсов валют. Такая ситуация позволила значительно увеличить разработку собственных препаратов с 53% в 2013 г. до 86% в 2015 г., которые являются более маржинальными. Таким образом, изменения в стимулировании инновационной активности крупных компаний существуют, но их нельзя назвать значительными. К сожалению, бизнес сосредоточен на среднесрочных перспективах, поскольку в долгосрочной перспективе слишком много неопределенностей, связанных с нестабильной внешнеполитической ситуацией, возможностью непредсказуемого роста инфляции, изменениями налогового законодательства, отсутствием ориентированности современной кредитно-финансовой системы на поддержку инноваций. Как отмечено в Национальном докладе «Об инновациях в России 2016» быстрые результаты могут дать меры, «заставляющие крупные компании стать инновационными». В качестве одной из таких мер предлагается работа по снятию барьеров на пути к повышению инновационной активности этих компаний. По результатам опроса представителей крупных компаний и экспертов венчурного рынка [7] основные барьеры в повышении инновационной активности различаются для государственных и частных компаний. Так, для частных компаний главные проблемы в повышении инновационной активности: недостаток финансирования и высокие административные барьеры. Для государственных компаний наиболее значимыми являются кадровые проблемы: недостаток умений и навыков для поиска и внедрения новых решений и отношение к инновациям руководителей и ключевых специалистов, выраженное в низкой мотивации. Для развития инновационной активности частных компаний необходимо рассмотреть возможности государственного софинансирования НИОКР, налоговые льготы, технологическая поддержка, доступ к интеллектуальной собственности, заключение долгосрочных контрактов на технологическую продукцию, создание корпоративных венчурных фондов. Для государственных компаний необходима взвешенная оценка реализации следующих мер: частичная приватизация; модели премирования ключевых сотрудников и внедрение новых KPI, охватывающих область инноваций; создание условий для привлечения иностранных сотрудников (предоставление налоговых льгот, упрощение получения документов). ЛИТЕРАТУРА:
|
Саратовского социально-экономического института (филиала) фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» с сохранением условий обучения (форма... | Темы панельной дискуссии: Инвестиции в образовательные программы, основные тренды образовательных инициатив в мире, управление интеллектуальным... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Практикум по дисциплине "Моделирование сложных систем" / Рос экон ун-т им. Г. В. Плеханова. Каф технолог машин и оборудования; Сост.... | Разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет... | ||
«Управление персоналом» (профили «Управление персоналом организации», «Экономика труда») / авт сост. М. А. Еремеев, А. Е. Махметова,... | |||
Программа разработана преподавателем уц ссэи (филиал) фгбоу во «рэу им. Г. В. Плеханова» П. Н. Горбуновым | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |