Скачать 0.5 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Тольятинский государственный университет Гуманитарный институт Кафедра социологии МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности 040200 «Социология» Тольятти 2010 ББК 73 К 27 Составитель Карцева Л.В. Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности 040200 «Социология». – Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2010. – 45 с. Методические рекомендации были разработаны в 2007 г. Предназначены для студентов, аспирантов, преподавателей специальности 040200 «Социология» и устанавливают общие требования к написанию квалификационной (дипломной) работы – её теоретико-методологическим основам, структуре, содержанию, оформлению, процедуре защиты. Разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. © Тольяттинский государственный университет, 2010 © Карцева Лидия Валерьевна, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие сведения о выполнении дипломных работ по социологии……………………………………………………………..…………….4 1.1. Цели выпускной квалификационной работы……………………………….5 1.2. Квалификационные требования и организация выполнения дипломных работ на отделении социологии ТГУ……………………………………………...7 1.3. Рекомендации по выбору темы и методологических основ работы……….12 2. Оформление дипломной работы………………………………………………..15 2.1. Структура текста и язык изложения………………………………………….14 2.2. Научный аппарат и внешнее оформление……………………………………21 2.3. Процедура защиты……………………………………………………………. 27 Литература…………………………………………………………………………..31 Приложения…………………………………………………………………………32 1. Общие сведения по выполнению дипломных работ по социологии Настоящие методические рекомендации разработаны в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040200 «Социология», квалификация — социолог, преподаватель социологии. Документ предназначен для студентов выпускного курса дневного отделения социологии, для преподавателей университета, назначенных научными руководителями дипломной работы, а также для работников государственных и негосударственных учреждений и организаций социальной и производственной сфер, осуществляющих практическое руководство студентами в ходе написания ими квалификационной работы. Логика данного пособия такова, что знакомиться с ним нужно, учитывая требования как внешнего, так и внутреннего характера. При чтении методических указаний, как и при их реализации на практике, нужно обращать внимание не только на содержание, но и на оформление текста работы. Следует помнить, что дипломная работа имеет научное содержание и, вместе с тем, всегда отличается творческим своеобразием, спецификой авторского подхода к теме. В то же время процесс организации научного исследования, подготовки научной работы к защите подчиняется общему порядку, а оформление - действующим государственным стандартам. Исходя из этого, предлагаемые рекомендации относительно научного содержания выпускной квалификационной работы следует воспринимать как консультативные, тогда как сведения об организации подготовки работ и правила их оформления носят обязательный, нормативный характер. Выпускная квалификационная работа должна обеспечивать закрепление общих и профессиональных компетенций, академической культуры, а также необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков выпускника в избранной области профессиональной деятельности. Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в форме рукописи с соответствующим иллюстрационным материалом, таблицами, картами, результатами теоретических, экспериментальных или полевых исследований. 1.1. Цели выпускной квалификационной работы Студент выпускного курса должен знать, что дипломная работа представляет собой логическое завершение всех предыдущих этапов научно-исследовательской работы студента в процессе его обучения в вузе, обозначенных курсовыми работами. Курсовые исследования на втором-четвёртом курсах имели следующие цели:
Написание и защита дипломного проекта несёт более высокую миссию – продемонстрировать сформированность у выпускника общих и специальных компетенций, определяющих его подготовленность к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, а также способность к продолжению образования в аспирантуре. Выпускная квалификационная работа призвана продемонстрировать способность студента к самостоятельной аналитической деятельности, результатом которой является письменный текст, имеющий оригинальный характер и творческую основу. Основные цели и задачи подготовки дипломного сочинения таковы:
■ осуществить эмпирическое исследование по проблеме, используя полученный материал в качестве самостоятельной части работы или как иллюстрацию к её отдельным положениям; ■ показать навыки в разработке программы эмпирического исследования, а также в его проведении;
■ использовать полученный в ходе работы над дипломным сочинением опыт в дальнейшей научно-исследовательской работе, которая последует на тех или иных основаниях после окончания вуза и получения диплома о высшем профессиональном образовании. 1.2. Квалификационные требования и организация выполнения дипломных работ на отделении социологии ТГУ Основные требования к дипломной работе таковы:
Отличие дипломной работы от курсовой состоит не только в том, что это более глубокое и более качественное научное сочинение, в котором социальная или социологическая проблема рассматривается шире, на большем числе научных источников и с обязательной апробацией авторской гипотезы в практическом плане. Специфика дипломного исследования заключается также и в том, что её автор может полемизировать с признанными в своей сфере авторитетами, соглашаться с одними и опровергать другие существующие подходы к решению проблемы, отстаивать собственную точку зрения, доказывая её с теоретических и практических позиций. В целом дипломное сочинение может носить в большей степени как теоретический, так и практический характер либо сочетать теоретические выкладки и практические наработки по избранной теме самого студента и других авторов. Этапы выполнения дипломной работы таковы. 1. Формулировка темы и составление личного рабочего плана. 2. Поиск, анализ и систематизация теоретического и эмпирического материала. 3. Подготовка текста, его техническое оформление и сдача работы научному руководителю. 4. Доработка текста по замечаниям научного руководителя и сдача окончательного варианта текста на кафедру. 5. Подготовка к защите (составление текста вступительного слова, изучение замечаний официального оппонента, получение допуска к защите на заседании кафедры). 6. Процедура защиты. Тематика квалификационной работы разрабатывается выпускающей кафедрой и доводится до сведения студентов. Выбор темы дипломной работы студент может осуществить самостоятельно ещё на младших курсах и разрабатывать её последовательно на протяжении последующих лет обучения в вузе. Выбрав тему, студент не позднее 30 октября подает заявление на кафедру с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя. Учет поступающих на кафедру заявлений о выборе темы дипломной работы ведет документовед кафедры. Предварительно студент должен получить согласие данного преподавателя на сотрудничество в рамках дипломного проекта. В качестве научного руководителя студента-дипломника может выступать любой преподаватель кафедры, однако более предпочтительным является вариант преподавателя с учёной степенью. Формально руководить дипломным сочинением может и представитель производственной организации, где проходил практику студент выпускного курса, однако в таком случае он будет называться не руководителем, а соруководителем студенческой научной работы. Право же допускать или не допускать работу к защите принадлежит только штатному сотруднику кафедры социологии. Не позднее 15 ноября кафедра утверждает темы дипломных работ и назначает научных руководителей. Темы дипломных работ и научные руководители утверждаются приказом по институту до 30 ноября. После этого изменение тем дипломных работ и научных руководителей дипломников возможно лишь в порядке исключения специальным приказом по институту. С первого этапа подготовки дипломной работы от студента требуется не только определенный объем знаний, но и включение в новую форму педагогических отношений - во взаимодействие с научным руководителем, а в дальнейшем - с рецензентом, официальным оппонентом, кафедрой и Государственной аттестационной комиссией. Основу этих отношений составляет успешный контакт с руководителем, который обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами научной работы. Студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим планом, разработанным совместно с руководителем, и один раз в две недели отчитывается о проделанной работе своему научному руководителю в день его консультации. На консультациях научный руководитель обязан оказать помощь в составлении личного рабочего плана студента, в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата работы, источниковой базы, в разработке структуры работы. Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей и студентов о ходе подготовки дипломных работ. Сбор материала по теме осуществляется через все доступные каналы – научные библиотеки, Интернет, статические источники, эмпирические исследования самого автора. На подготовку и сдачу текста работы учебным планом специальности «Социология» отводится время с 13 апреля по 5 июля. Написанная работа должна быть сдана на кафедру не позднее одного месяца до срока её защиты – 5 июня. В противном случае студент не допускается к защите квалификационной работы, что означает его отчисление из вуза без аттестации. При этом сам факт сдачи написанной работы не означает её автоматического приёма к рассмотрению. Работа является принятой к защите только на основании положительного резюме научного руководителя, помещённого на титульной странице работы: «Допущено к защите», с датой приёма рукописи и его собственноручной подписью. Только научный руководитель, который работал со студентом длительное время, знает как его самого, так и его творческие возможности, может по достоинству оценить результаты предпринятых им усилий по написанию дипломного сочинения. В случае длительного отсутствия научного руководителя студента на работе решение о приёме квалификационного сочинения к защите принимает заведующий кафедрой. Не позднее, чем за два для до защиты студент передает дипломную работу с приложением отзыва и рецензии секретарю ГАК. Отзыв научного руководителя содержит оценку квалификационных навыков и способностей автора, обнаружившихся в ходе выполнения дипломной работы. Основными критериями оценки дипломной работы в отзыве научного руководителя являются: а) степень разработанности темы; б) использование первоисточников: классических работ, иностранной литературы, материалов эмпирических исследований; в) методологическая грамотность; г) творческий подход к теме; д) владение стилем научного изложения; е) правильность и аккуратность оформления. Отзыв и рецензия должны объективно отражать положительные и отрицательные стороны работы, быть принципиальными и в то же время доброжелательными, отличаться деловым и спокойным тоном. Построение рецензии официального оппонента может быть свободным, но в ней следует рассмотреть и оценить:
Сама рецензия должна отличаться высоким теоретическим и стилистическим уровнем; в ней не должно быть противоречий между анализом текста, аргументацией замечаний и оценкой работы. Стиль рецензии должен соответствовать нормам, принятым для научных отзывов, т.е. по отношению к автору работы построение фраз идет в третьем лице прошедшего времени (студент "Х" поставил..., раскрыл..., допустил...); к самой работе - в настоящем времени (работа содержит..., раскрывает... и т.п.). Рецензию не следует завершать балльной оценкой; она должна имплицитно угадываться из самого содержания и стилистической выразительности ее текста. Защита дипломных работ проводится в Государственной аттестационной комиссии на открытом заседании с участием научного руководителя, официального оппонента и студентов-дипломников. С целью создания более заинтересованной научной аудитории ГАК публикует график защиты с указанием авторов и тем дипломных работ. 1.3. Рекомендации по выбору темы и методологических основ работы Выбор темы работы определяется предметной областью социологии, содержанием профессиональной деятельности социолога, структурой учебного плана подготовки социологов. Основой для выбора темы могут быть темы докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях, курсовые работы. Правило формулировки темы таково: чем она конкретнее, тем лучше. Не следует предлагать темы, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива. В квалификационной работе студент должен продемонстрировать владение понятийным аппаратом социологической науки, отражающим ее предметную область. Понятийный аппарат дипломной работы выполняет важнейшую роль: помогает выявить избранный объект и предмет исследования, сформулировать научную проблему, выдвинуть гипотезу. Помимо понятийного аппарата дипломная работа содержит описание теоретико-методологической основы, методов получения и обработки данных, способов их статистической и социологической интерпретации. Наличие программы эмпирического исследования – обязательное условие для написания дипломного проекта. Теория и методология выполняют во всякой научной работе свои важнейшие функции: теория позволяет использовать накопленные достоверные знания о проблеме, тем самым приобщив авторское исследование к работе всего научного сообщества. Методология позволяет выбрать эффективный и перспективный путь дальнейшего исследования по теме работы. Современная социологическая теория и методология представляют собой совокупность фундаментальных теоретических направлений (институциональная теория, этнометодология, феноменология, структурный функционализм, марксизм, поведенческие теории, гендерный подход и многое другое), непосредственно связанных с исследованием реальных проблем. Вместе с тем в рамках любого исследовательского подхода существуют четыре основных элемента научно-исследовательского процесса: 1) явление, подлежащее исследованию; 2) теория как система согласованных положений (принципов), позволяющих объяснить изучаемое явление; 3) методы получения данных, количественные и качественные; 4) статистические процедуры, используемые при анализе количественных данных. Теория, методология, методы должны быть адекватны цели исследования и друг другу. Методы получения данных представляют собой конкретные исследовательские действия: социологическое тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, обработку документов т.д. Выбор метода зависит от теоретико-методологической направленности исследователя, содержания изучаемой проблемы, степени ее разработанности, наличия исследовательского инструментария. Так, для исследования структурно-функциональных аспектов того или иного социального института нужны такие методы как социологический письменный опрос, анализ статистических данных, для исследования малых групп, таких как семья, дружеская компания, более уместны нестандартизированное интервью, включённое наблюдение. В целом измерительные процедуры в социологии представляют собой механизм связи абстрактных теоретических понятий с наблюдаемыми эмпирическими индикаторами. Статистические процедуры - это не только техническое средство анализа эмпирических данных, но и по-настоящему творческий и самый интересный этап исследования, на котором студент может осознать свою профессиональную направленность - на исследовательскую или практическую деятельности в рамках избранной специальности. Создавая теоретико-методологическую базу исследования, студент использует знания, полученные в основных учебных курсах по социологии - по общей социологии, истории, теории и методологии социологии. Его источниковая база – современные учебные издания, а также научная литература – монографии (индивидуальные и коллективные), сборники научных статей, докладов к научным конференциям, результаты эмпирических исследований, осуществлённых отечественными и зарубежными авторами, статьи из научной печати. Итак, теоретико-методологическая основа работы раскрывает её понятийный аппарат, формулирует проблему в строго научных терминах, определяет научный инструментарий исследования и рабочую гипотезу. |
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения | Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового... | ||
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,... | Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» | ||
Методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ | ||
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
... | Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |