А. В. Тиховодова практикум по русскому языку


Скачать 479.95 Kb.
НазваниеА. В. Тиховодова практикум по русскому языку
страница1/4
ТипКонтрольные вопросы
filling-form.ru > бланк заявлений > Контрольные вопросы
  1   2   3   4


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волжская государственная академия водного транспорта»

Кафедра философии и социальных наук


А.В. Тиховодова


ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ


Учебно-практическое пособие для бакалавров

и специалистов технического вуза

Нижний Новгород

Издательство ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

2011

УДК 4Р

Т20


Рецензент – доктор философ. наук, проф. А.С. Балакшин

Тиховодова, А.В.

Практикум по русскому языку и культуре речи : учеб.-практ. пособие / А.В. Тиховодова – Н. Новгород : Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. – 40 с.


В данном учебно-практическом пособии представлены тесты, упражнения, темы рефератов по всем основным темам учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Пособие призвано способствовать более глубокому усвоению учебного материала, развитию навыков грамотного письма и говорения.

Для бакалавров и специалистов высших технических учебных заведений.

Работа рекомендована к изданию кафедрой философии и социальных наук (протокол № 7 от 22.02.2011 г.).

© ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011

I. Структурные и коммуникативные свойства языка
1. Язык как средство общения
1. Предмет и задачи курса русский язык и культура речи.

2. Язык как знаковая система (единицы, уровни языка).

3. Функции языка (коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, экспрессивная, эстетическая, фатическая, метаязыковая).

4. Формы существования языка (диалекты, просторечия, жаргоны, литературный язык).
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «система языка» и охарактеризуйте основные единицы языка.

2. В чем проявляется системность языка?

3. Как соотносятся такие понятия как язык и речь?

4. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

5. Назовите и формы существования языка.

6. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает литературный язык?

7. Каковы основные признаки литературного языка?
Практические задания
Задание 1. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.

Неточность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по ногтям, а дурака – по речам (В. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица).

Задание 2. Прочитайте отрывок из «Тихого Дона». Докажите, что Григорий с отцом говорят на местном диалекте.

Какие диалектные слова встречаются в авторской речи? Почему М.А. Шолохов не использовал вместо них слова литературного языка?

Какие из выделенных курсивом в тексте слов имеют соответствия в литературном языке, а какие нет? Чем это можно объяснить?

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.

– Гришка, рыбалить поедешь?

– Чего ты? – шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

– Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

– А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

– Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по–хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

– Куда править?

– К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

– Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.

Серники захватил?

– Ага.

– Дай огню.

Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

– Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.
Для справки
Курень – квадратный казачий дом с четырехскатной крышей. Подвеска – веревка для развешивания белья. Чирик – чувяк. Привада – приманка для рыбы. Зараз – сейчас, скоро. Жито – зерна ржи. Карша – упавшее в воду дерево, коряга. Надысь – недавно. Серники – спички.

Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в «Московском комсомольце». Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой – в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? Переведите текст на литературный русский язык.

Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:

– Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?

– Привет?! – полувопросительно произнес Доменико. – Ты что, зациклился? Утром в общаге луковались...

– Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!

– Брось заливать, меня не колышет.

– Спикаешь, что шарик берешь.

– Маней не хватает.

– Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу – посмокать некогда.

– У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.

– Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.

– Пора делать ноги.
Для справки
Зациклиться – сойти с ума (образно). Луковаться – видеться. Сечь понимать что-либо, разбираться в чем-либо. Будь спок – не волнуйся. Не колышет – не волнует. Спикать – говорить, разговаривать с кем-либо, о чем-либо. Что шарик берешь – легко, Мани – деньги. Жистяка – жизнь. Смокать – курить. Фейс – лицо. Трузера – брюки. Кореш – друг, приятель.

Задание 4. Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, вульгарный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

2. Культура речи и ее составляющие
1. Общее понятие о культуре речи и ее трех основных компонентах (нормативном, коммуникативном и этическом).

2. Понятие о языковой норме. Способы нормирования русского литературного языка. Вариантность нормы.

3. Характеристика норм литературного языка (орфоэпических, акцентологических, орфографических, пунктуационных, грамматических, лексических, стилистических). Типичные случаи нарушения норм разных уровней языка.

4. Новые явления в русском языке в XX – начале XXI в. Состояние речевой культуры общества.
Контрольные вопросы
1. Что такое культура речи?

2. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.

3. Дайте определение понятия норма литературного языка. Перечислите основные особенности нормы.

4. Расскажите о вариантах норм литературного языка.

5. Каковы типичные случаи нарушения литературных норм различных уровней языка?

6. Каковы особенности развития русского языка советского периода?

7. Какие явления характерны для русского языка конца XX – начала XXI в.? Охарактеризуйте состояние речевой культуры общества на современном этапе.
Практические задания
Занятие 1. Скажите, являются ли приведенные слова вариантами? Если нет, то почему?

Двудольный – двухдольный, двулетний – двухлетний, двустворчатый – двухстворчатый, полувзвод – полвзвода, полукруг – полкруга, полуостров – полострова, полубарка – полбарки, молодость – младость, голова – глава, ворота – врата, холод – хлад, среда – середа, карьер – карьера, манер – манера, клавиш – клавиша, катаракт – катаракта, привод – привуд, манжет – манжета.

Задание 2. Определите род данных ниже слов (а), сформулируйте правила определения рода у несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Обратите внимание на слова (б), род которых не соответствует общему правилу; определите род этих слов, пользуясь словарём:

а) кенгуру, жабо, цунами, бикини, кашне, алоэ, рантье, импресарио, регби, эмбарго, ралли, денди, ноу-хау, какаду, рефери, киви, портье, динго, кюре, гризли, крупье, пери, бра, идальго, визави, протеже, аутодафе, табу, леди, жюри;

б) кольраби, авеню, сулугуни, салями, цеце, евро, мацони, сирокко, экю, иваси, хинди, урду, пушту, бри, колибри.

Задание 3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый).

Задание 4. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения:

1. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2. Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3. И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4. В те годы в таких соревнованиях наших призеров было – кот наплакал, не то что теперь.

5. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.
II. Орфография, пунктуация, нормы ударения
1. Орфографические нормы литературного языка
1. Лингвистические словари, их разновидности. Роль словарей в совершенствовании грамотного письма и говорения.

2. Орфограммы в корне.

3. Орфограммы в приставках.

4. Орфограммы в суффиксах.

5. Орфограммы в окончаниях.

6. Орфограммы. Слитное, дефисное и раздельное написание.
Контрольные вопросы
1. Понятие орфограммы.

2. Безударные гласные в корне слова (проверяемые ударением, непроверяемые ударением, чередующиеся).

3. И, У, А после шипящих в корне слова.

4. И-Ы после Ц в корне слова.

5. Согласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, непроизносимые).

6. Гласные и согласные в приставках (приставки, оканчивающиеся на З-С, приставки ПРИ- и ПРЕ-, гласные Ы-И после приставок).

7. Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

8. О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

9. Правописание суффиксов -ЧИК-, -ЩИК-.

10. Суффиксы причастий.

11. О-И в окончаниях существительных.

12. О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

13. Безударные проверяемые окончания прилагательных и причастий.

14. Окончания глаголов, зависящие от спряжения.

2. Орфоэпические и пунктуационные нормы

литературного языка
1. Ударение в русском языке и его свойства. Нормы и варианты ударения.

2. Знаки препинания в простом предложении.

3. Знаки препинания в сложном предложении.

4. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика ударения в русском языке?

2. Знаки препинания при однородных членах предложения.

3. Знаки препинания при обращении, вводных словах и предложениях.

4. Тире между подлежащим и сказуемым.

5. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

6. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

8. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

9. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

10. Знаки препинания в случае, когда прямая речь и слова автора пишутся отдельно.

11. Знаки препинания в случае, когда прямая речь разорвана словами автора.

12. Основные правила оформления цитат и записи диалога.
Практические задания
Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в следующих словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы, охарактеризуйте акцентологические варианты (равноправные, стилистические, нормативно-хронологические).

Августовский, алкоголь, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, (из)балованный, баловать, бармен, бензопровод, биржевой, блокировать, валовой, вероисповедание, ветеринария, вечеря, визирь, воспроизведенный, газированный, гарантировать, генезис, гофрированный, гражданство, гренадер, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, диспансер, древко, духовник, жалюзи, завидно, заиндеветь, закупорить, заселенный, звонит, знамение, издревле, изобретение, иначе, исподволь, истекший, исчерпать, каталог, каучук, квартал, квашение, кинематография, коклюш, костюмированный, красивее, красивейший, кремень, кухонный, ломота, ломоть, маркетинг, менеджмент, на похоронах, наркомания, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, обмененный, ободрить, одолжишь, озлобленный, опека, оптовый, ориентированный, паблисити, плесневеть, пломбировать, повторишь, подбодрить, подметенный, поутру, правовой, вы правы, предвосхитить, премирование, премировать, призыв, принудить, приобретение, ракушка, ржаветь, симметрия, сосредоточение, средства, столяр, танцовщица, углубить, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, феерия, филателия, форзац, формировать, форум, ханжество, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, щебень, эксперт, яслей.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, ирис – ирис, клубы – клубы, острота – острота, старина – старина, трусить – трусить, угольный – угольный.
  1   2   3   4

Похожие:

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного...
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004г), примерной программы основного образования...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку. 7 класс пояснительная записка
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2004 г

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

А. В. Тиховодова практикум по русскому языку iconРабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск