Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015


НазваниеВременные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015
страница1/22
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И РОДИТЕЛЯМИ






Материалы региональной

научно-практической конференции

27 февраля 2015 г.
Курган 2015

УДК 37.0

ББК 74.205

С56


С56

Современные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями: материалы региональной научно-практической конференции (заочной) 27 февраля 2015 г. / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2015. – 172 с.



Редакционная коллегия:

Криволапова Н.А.,

первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор




Воробьева Т.П.,

заведующая кафедрой педагогики и про­фессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент




Дементьева Л.А.,

руководитель социально-психолого-пе­дагогического центра ГАОУ ДПО ИРОСТ




Лапханова Н.С.,

ведущий научный сотрудник ЦРСС ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент


Макет:

Белоногова А.В.,

методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ


УДК 37.0

ББК 74.205

ISBN 978-5-903427-45-1

Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.






© Институт развития образования и социальных технологий, 2014


СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ И РОДИТЕЛЯМИ
Воробьева Т.П., к.п.н., доцент,

заведующая кафедрой педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ,

г. Курган

Семья по своей значимости несравнима ни с каким другим социальным институтом, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка, задаются ориентиры на построение разумного образа жизни. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Являясь важнейшим общественным институтом, уникальной подсистемой государства, семья способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Идеология приоритета семьи, ее непреходящей ценности для жизни и развития человека и общества закреплена во многих федеральных и региональных нормативных актах. На уровне президента и правительства РФ не только обсуждаются проблемы развития семьи, но и ставятся конкретные задачи перед профильными министерствами, региональными властями по созданию системы поддержки семей с детьми.

Конституцией Российской Федерации закреплено первоочередное право родителей на воспитание своих детей. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». В семейном кодексе РФ отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. намечены основные направления работы с семьей. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и фундаментальное ядро ФГОС общего образования определяют семью как базовую национальную ценность.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Курганской области принят целый ряд законодательных документов и программ по социальной поддержке семей. В течение нескольких лет реализуются «Концепция демографического развития Курганской области на период до 2015 года», «Концепция государственной семейной политики в Курганской области на период до 2015 года», целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 годы», ведомственная целевая программа Главного управления образования Курганской области «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2013-2015 годы».

Все эти документы направлены на создание целостной системы поддержки и социальной защиты семьи, организацию эффективной работы с семьей и родителями.

Тем не менее, сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис: большое количество детей рождаются вне брака, семьи распадаются, молодые мамы отказываются от новорожденных. В России насчитывается около 2-х миллионов бездомных детей, ежегодно от насилия в семье умирают более 2000 женщин и детей. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и других ее аспектов) в среднестатистической семье порождают многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, испытывают трудности в установлении контактов с детьми; порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

В этих условиях перед каждым педагогом, образовательным учреждением стоит задача поиска эффективных путей взаимодействия с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам требуются терпение и настойчивость в решении воспитательных проблем, исключающие авторитаризм и дидактизм.

Успешные взаимоотношения между педагогами и родителями должны выстраиваться на основе следующих положений:

Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон.

Индивидуальный подход необходим в работе не только с детьми, но и с родителями. Педагог должен чувствовать ситуацию, настроение родителей и находить подход к каждому из них.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли может принести положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.

Динамичность. Образовательное учреждение сегодня должно находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться направления работы, формы и методы работы с семьей и родителями.

Среди основных направлений организации совместной работы образовательного учреждения с семьей и родителями можно выделить следующие:

  1. Изучение семей обучающихся:

  • пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ОУ по подготовке учащихся;

  • диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг;

  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

  • родительские собрания на темы: «Психологический комфорт в семье и школе – условие успешной познавательной деятельности», «Педагоги и родители – одна семья», «О душевном тепле, заботе, любви в общении с детьми», «Коммуникационные особенности в общении с детьми», «Как ликвидировать конфликт с ребенком?» и др.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительские лектории на темы: «Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения», «Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре» и др.;

    • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта; изучение закономерностей развития ребенка;

  • встречи с медицинскими работниками на темы: «Психолого-физиологи-ческие возрастные особенности младших школьников», «Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний» и т.п.;

  • встречи родительского комитета, управляющего совета с администрацией школы, учителями («Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов», «Повышение качества образования – приоритетное направление модернизации сферы образования» и др.);

  • встреча с юристом, психологом «Права и обязанности ребенка».

  1. Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности, досуга родителей и учащихся:

    • подготовка и проведение интересного совместного досуга: праздники, концерты, спектакли, просмотры и обсуждения фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки;

    • организация семейных праздников и фестивалей: «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День защиты детей», «День взаимного благодарения» и др.;

    • подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников;

    • конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья-эрудит», «Cемейное увлечение»; конкурс семейных альбомов; «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.;

    • мероприятия «Седьмое чувство», «Вместе весело шагать» и др.;

    • конференция «Круг семейного чтения»;

    • совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

    • выставки «Семейное хобби, увлечения, занятия», «Семейные традиции», «Мир наших увлечений»; ярмарка-распродажа семейных поделок и др.;

    • совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

  1. Проведение открытых мероприятий для родителей:

    • конкурс отцов и сыновей «А ну-ка, парни!»;

    • конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) «А ну-ка, девушки!»;

    • конференция по обмену опытом воспитания детей «Воспитание детей – забота, труд, радость»;

    • организация благоустройства и озеленения прилегающей к ОУ территории, двора;

    • ремонт и оформление классных кабинетов, помещений.

  1. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

    • создание управляющего совета;

    • организация деятельности родительского комитета;

    • организация деятельности семейного клуба, клуба молодой семьи;

    • разработка системы договоров между родителями и школой;

    • беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

    • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

  1. Работа в составе школьного совета:

    • участие родительского комитета в разработке устава школы;

    • участие в работе школьных и общественных советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

    • проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.

  1. Пропаганда здорового образа жизни в семье:

    • практикумы по закаливанию;

    • практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

    • организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

    • организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

    • семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

    • клуб любителей семейных путешествий;

    • совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconК 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне Материалы...
В 27 Великая Отечественная война: связь поколений и времен. К 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне: материалы региональной...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconК 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне Материалы...
В 27 Великая Отечественная война: связь поколений и времен. К 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне: материалы региональной...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 icon«Ангарский автотранспортный техникум» материалы VII научно-практической конференции
Материалы VII научно-практической конференции педагогических работников «Инновационная деятельность педагога». Ангарск, 29 мая 2015г....

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля...
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconПоложение о IV региональной детской научно-практической конференции «Вектор» 26 ноября 2016 г
Настоящее положение утверждает порядок организации и проведения IV региональной детской научно-практической конференции «Вектор»...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconАктуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Материалы XII международной молодежной научно-практической конференции 18 марта 2015 г., гг. Екатеринбург, Алматы, Харьков, Елабуга:...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconАктуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Материалы XII международной молодежной научно-практической конференции 18 марта 2015 г., гг. Екатеринбург, Алматы, Харьков, Елабуга:...

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconТеория и практика
Экономика. Теория и практика: материалы III международной научно-практической конференции (16 июня 2015 г.). Отв ред. Зарайский А....

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconТики материалы II всероссийской научно-практической конференции молодых...
Научный редактор Колесова И. В., канд эконом наук, доц., Севастопольский государственный университет

Временные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями материалы региональной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г. Курган 2015 iconО проведении региональной научно-практической конференции по творческой...
Настоящее положение определяет статус, цель и основные задачи республиканской научно-практической конференции «Дыханью времени доверясь»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск