1.Рабочая программа
1.1 Цели изучения дисциплины Основная цель программы курса «Русский язык и культура речи» - повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что предполагает прежде всего умение оптимального использования языковых средств языка при устном и письменном общении.
Изучение русского языка и культуры речи в системе высшего образования имеет целью совместно с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами сделать осмысленной речевую практику студентов, повысить их языковую компетенцию, способствовать эффективному освоению ведущих дисциплин по специальностям, помочь в деле самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров, ценностных установок, общекультурной самоидентификации. Получение знаний по культуре речи предполагают развитие творческих способностей человека в современной жизни, влияние на его духовно-нравственные позиции и определение пути к совершенствованию в профессиональной деятельности.
Ориентация на профессиональные требования, предъявляемые к специалистам в области юриспруденции, обусловила прагматическую направленность основных задач курса:
Основными задачами освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» являются:
- сформировать навыки грамотной письменной учебно-научной речи и речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;
- научить вести межличностный и социальный диалог, разрешать конфликтные ситуации, используя эффективные методики общения;
- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации;
- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного языка;
- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвистически некорректные высказывания;
- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстах разной функциональной принадлежности;
Такая ориентация процесса обучения делает необходимым обращение к различным направлениям научных исследований в языкознании: психолингвистике, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике, исследованиям по риторике, ораторскому искусству и др.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к вариативной (профильной) части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): Требования ФГОС ВПО к формированию соответствующих общекультурных компетенций при подготовке бакалавров и их содержание по направлениям подготовки: юриспруденция - ОК-4, ОК-19.
Формирование теоретических знаний, практических навыков и умений по дисциплине «Русский язык и культура речи», представлены в таблице.
Код
Компетенции
(ФГОС)
|
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями
|
Направления подготовки
бакалавров
|
|
Содержание компетенций
|
| ОК-4
ОК-19
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведения совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации
|
030900
Юриспруденция
|
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе по дисциплине составляет 20 % аудиторных занятий.
Формирование компетенций по дисциплине «Русский язык и культура речи» базируется на основе знаний, полученных ранее при изучении дисциплин гуманитарного цикла в средней общеобразовательной школе или колледже.
Дальнейшее углубление и конкретизация знаний русского языка и культуры речи студентов происходит при изучении:
- дисциплин Гуманитарного, социального и экономического цикла: Профессиональная этика, Логика, Концепции современного естествознания, Социология, Психология и педагогика, Политология;
- дисциплин Профессионального цикла: История Отечества, Теория государства и права, Менеджмент, Экономика, Методы принятия управленческих решений, История экономических учений и т.д., а также других отраслевых и специальных наук.
В целом курс «Русский язык и культура речи» во взаимодействии с различными гуманитарными, социально-экономическими и профессиональными дисциплинами, изучаемыми в институте, призван обеспечить подготовку будущих юристов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в плане реализации, компетенций, заложенных в ФГОС ВПО, студент должен:
знать:
основные нормы современного русского литературного языка;
основные формы речи;
основные способы переработки текстовой информации;
основные правила оформления деловых документов.
уметь:
писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую работу;
доказывать и обосновывать, аргументировать, опровергать, делать оценки, отвечать на вопросы;
выступать с самостоятельно подготовленным докладом, участвовать в диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект;
анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;
анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их;
переводить устную информацию в письменную, знаковую в словесную и наоборот;
анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка;
выступать перед аудиторией.
владеть:
эффективными методиками коммуникации;
навыками лингвистического анализа различных текстов;
разнообразными методами использования современного русского литературного языка как инструмента эффективного общения;
культурой речи и коммуникативной компетентностью;
широким кругозором и навыками социально-культурного взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность в профессиональной сфере и работать в команде.
|