Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение»


Скачать 288.24 Kb.
НазваниеСочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение»
страница1/3
ТипСочинение
filling-form.ru > бланк резюме > Сочинение
  1   2   3


«Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы ОГЭ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

)

2016г.

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...……………..

  1. Текстоведение как часть речеведения…………………………………………..………

    1. . Виды текста………………………………………………………………………………

    2. . Требования к текстам……………………………………………………………………

    3. . Тематика и проблематика текста………………………………………………………

    4. . Аутентичные материалы………………………………………………………………..

  2. Сочинение – размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на ОГЭ……………………………………………………………..

2.1. Понятие «лингвистическое сочинение»………………………………………………..

2.2. Нормы написания лингвистического сочинения………………………………………

2.3. Структура и план лингвистического сочинения……………………………………….

2.4. Методические рекомендации……………………………………………………………

3. Практическая часть……………………………………………….…………………………

3.1. Слово как текстообразующий смысл…………………………………………………..

3.2. Фрагмент урока по подготовке написания сочинения на лингвистическую тему. 3.3. Критерии оценивания сочинения…………………………………………………………

3.4. Уровень сформированности текстоведческих умений учащихся при написании сочинения…………………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………………...

Приложение 2……………………………………………………………………………………..

Пояснительная записка

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно – выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого создано преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Все эти результаты помогает реализовать новая форма аттестации.

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме.
Основные направления работы по развитию речи

Для работы по развитию речи на основе системно-деятельностного подхода в течение всех лет обучения нужно помнить три основных направления:

1) расширение словарного запаса,

2) формирование норм русского литературного языка,

3) развитие навыков связной речи в устной и письменной форме.

Содержание выпускного экзамена по русскому языку в 9 классе

В комплекс заданий входят

  • написание сжатого изложения

  • выполнение тестов (N2-14) по разным уровням языка

  • написание сочинения по одному из вариантов (15.1,15.2,15.3).

Такое сочетание заданий позволяет проверить разные виды компетентности учащихся: лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую .

В данной работе рассмотрим принципы написания сочинения – рассуждения девятиклассниками на лингвистическую тему на ОГЭ.

Традиционно считается, что сочинение – рассуждение писать на лингвистическую тему для ребят очень сложно, но если учащийся знает теорию русского языка, то такая работа будет интересна выпускнику. Этот вид работы заставляет более пристально наблюдать за словом, заставляет задумываться, почему автор использовал то или иное образное средство, грамматическое или лексическое явление.

Текстоведение как часть речеведения

Тема текста – это то, о чем текст. Как правило, тема текста отражена в его названии. Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора). Начинать надо с обдумывания темы и основной мысли сочинения. Любая идея должна иметь начало и конец, поэтому нельзя забывать о логике сочинения, или структуре текста. Четкая структура текста делает текст понятным для восприятия. Читатель не должен «потеряться», запутаться, испугаться, утомиться, погрузиться в хаос непонимания. Подчинить текст логике (структуре) поможет план . План может быть простым или сложным, но он всегда будет состоять из ТРЕХ ЧАСТЕЙ: Начало текста (вступление). Основная часть (главная). Заключение (концовка текста). Разные типы и стили текста – разные начало и конец сочинения! Все предложения в тексте подчиняются одной ТЕМЕ. Последовательность предложений в сочинении определяется авторской идеей. Наиболее полное отражение авторской идеи обеспечивает развернутость и информативность текста. Другими словами, в тексте должна быть достаточно полная информация о фактах, событиях, процессах, которые зависят от того, о чем текст, и помогают раскрыть основную мысль автора. А развернутость, последовательность, структурные связи, смысловое единство также помогают обеспечить передачу основной мысли автора.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста — разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:

1. В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.

2. В 5—7 классах: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

3. В 8-9 классах: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

4. В 10-11 классах: указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Учебные материалы имеют особое значение при обучении чтению, так как от их характера зависит, будет чтение протекать как речевая деятельность учащегося или как упражнение. Поэтому к учебным текстам для чтения предъявляются особые требования, основные из которых следующие (Мустафина Ф.Ш.):

1.  Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал — в какой степени тексты способствуют воспитанию учащихся в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм.

2.  Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Тексты должны включать фактический материал о стране и народе, язык которого изучается, а также сведения из самых разнообразных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты).

3.  Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся. Содержание текстов должно быть значимо в глазах учащихся той или иной возрастной группы, должно соответствовать уровню их интеллектуального развития и отвечать их познавательным и эмоциональным интересам.

4.  Правильность соотношения нового и известного. Из психологии известно, что одним из условий привлечения внимания к объекту является такая степень его новизны, при которой наряду с новыми элементами имеются и элементы, оказывающиеся для учащихся в какой-то мере знакомыми. Наличие в текстах для чтения известных сведений значительно облегчает его восприятие и понимание учащимися. В методической литературе рекомендуются тексты, конкретизирующие и расширяющие уже известную учащимся информацию.

5. Мера доступности текстов. Интересный текст, содержащий непреодолимые трудности, теряет в глазах учащихся всякую привлекательность. По мнению Г.В.Роговой, на начальном этапе и особенно на первом году изучения иностранного языка обучение чтению целесообразно осуществлять на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения. Постепенно тексты могут содержать и незнакомые слова, о значении которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках. Доступные в языковом отношении тексты способствуют созданию и поддержанию мотивации чтения.

6.  Планомерное нарастание объема текста. Учебные тексты могут быть разной длины: от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и должны быть включены в учебный процесс. Короткие тексты (одно слово, написанное на входной двери или перед входом на чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери вашего дома, реклама, объявление) передают определенную, порой чрезвычайно важную информацию. Поэтому следует учить учащихся правильно читать и извлекать необходимую информацию из подобных текстов. Однако нельзя ограничиваться обучением чтению лишь коротких текстов в силу следующих обстоятельств. Во-первых, мотивация, как известно, находится в прямой зависимости от осознания успешности выполняемой деятельности. Учащиеся должны чувствовать свой прогресс, заключающийся не только в понимании ими все усложняющихся текстов, но и в желании читать тексты большого объема. Во-вторых, сформировать сложное умение чтения, включающее все обеспечивающие его частные умения, возможно исключительно на развернутых текстах.

Важным представляется вопрос о пригодности текста для того или иного вида чтения. Решающими факторами при этом оказываются, во-первых, соотношение основной и второстепенной информации и, во-вторых, расположение новых слов и их количество (неизвестные грамматические формы в учебные тексты не включаются). Тексты, в которых почти все факты относятся к основным и одинаково важны (второстепенная информация составляет менее 25 %), пригодны только для изучающего чтения. Тексты, понимание которых допускает потерю части информации, пригодны для ознакомительного чтения; такие же тексты могут использоваться и для изучающего чтения. Для обучения приемам просмотрового (поискового) чтения этот фактор существенного значения не имеет.

Если новые слова связаны с передачей основной информации, и их общее число — более 10-12 слов на страницу, то текст рекомендуется использовать для развития приемов точного понимания (изучающее чтение), допускающих пользование словарем. Если новые слова являются средством передачи второстепенной информации, и их количество не превышает 10-12 слов на страницу, то такой текст лучше использовать для  ознакомительного чтения.

Важной задачей является научить учащихся понимать аутентичные тексты, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к словарю. Для этого, как считает Н.Д.Гальскова. учащиеся должны усвоить несколько правил работы с текстом:

- читать текст на иностранном языке — это не значит переводить каждое слово;

- для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;

- чтобы понять текст (или прогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуры;

- при чтении текста следует опираться в первую очередь на то, что знакомо в нем (слова, выражения), и попытаться прогнозировать содержание текста, догадаться о значении незнакомых слов;

- обращаться к словарю рекомендуется лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Для успешной реализации поставленных целей очень важно с самого начала обучения создать у учащихся правильное отношение к чтению как виду речевой деятельности, имеющему свою специфическую коммуникативную задачу, как способу (источнику) получения информации.

Другие методисты (Соловова Е.Н.) выделяют следующие требования к текстам.

1. Место основной идеи текста

Понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение очень важно и для написания собственных текстов. При обучении написанию эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.
  1   2   3

Похожие:

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconОбучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе
Наибольшее затруднение у учащихся 9 классов вызывает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconИтоговое сочинение (изложение)
Сочинение могут писать выпускники прошлых лет, обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование, если результаты сочинения...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconПриложение 1 к приказу Департамента образования Ивановской области...
Участники выполняют сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и записи формата комплект участника содержит один бланк...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» icon«Сочинение в эпистолярном жанре»
Формировать умение написания сочинения в эпистолярном жанре; развивать устную и письменную речь учащихся

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconПриложение №2 Утверждена приказом Министерства образования и науки...
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconПособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина
В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconИнструкция для руководителя образовательной организации (ОО) в которой...
Инструкция предназначена для руководителя оо, ответственного в оо за сочинение (изложение)

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconИтоговое сочинение (изложение)
Настоящие правила предназначены для участников итогового сочинения (изложения), а также для организаторов в местах проведения сочинения...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconИнструкция для участников итогового сочинения (изложения) по подготовке...
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего...

Сочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на огэ понятие «лингвистическое сочинение» iconПравила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) для участников...
Участники итогового сочинения (изложения) выполняют сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск