Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления


Скачать 154.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Общая характеристика критического мышления
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Методические рекомендации

Общая характеристика критического мышления
Под критическим мышлением понимают совокупность качеств, умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале XX века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание…заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперан, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Згашев, И.В. Муштавинская и др.) выделяют следующие характеристики критически мыслящего студента:

  • умение задавать вопросы;

  • умение преобразовывать информацию в графические формы;

  • способность аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику ( что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

  • уверенность в работе с различными типами информации;

  • способность использовать самые разнообразные ресурсы;

  • владение стратегиями разрешения проблемных ситуаций;

  • еа уровне ценностей, осознает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.


Критическое мышление как образовательная технология
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации;

во-вторых, фазы этих технологий (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;

в-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмичную заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обуславливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


технологические этапы
Фаза «Вызова» - ориентирована на актуализацию имеющихся знаний,

пробуждение интереса к получению новой информации.

Фаза «Реализация смысла» (осмысления)- получение новой информации

Фаза «рефлексии»- систематизация изученного материала


Технологические этапы

1 стадия /фаза/ Вызов

2 стадия /фаза/ Осмысление содержания

3 стадия /фаза/ Рефлексия

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка собственных целей обучения

- получение новой информации

- корректировка поставленных целей обучения

- размышление, рождение нового знания

- постановка новых целей обучения

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция).
Работа ведется индивидуально или в парах

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Функции данной стадии

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Возможные методы и приемы

Составление списка «известной информации»:

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т. д.

-«Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицу ЗХУ».

Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы. - «Пометки на полях», «Взаимо­опрос», «Зигзаг».

- Заполнение кластеров, таблиц.

- Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

- Синквейн


Отдельные приемы технологии развития критического мышления
На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них. 

Приём - «Корзина» идей, понятий, имен… - нацелен на организацию индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Использование данного приёма позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Прием «кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

  • В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

  • Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

  • Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

  • Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера
Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Present Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

  • Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

  • В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

  • Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.



Прием заполнение таблицы «З-Х-У» («Знаю- Хочу узнать – Узнал»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал











Один из способов графической организации и логико-смыслового структуирования материала.

1 шаг. До знакомства с новым материалом студенты самостоятельно или в группе заполняют столбцы «Знаю», «Хочу узнать»

2 шаг. По ходу знакомства с учебным материалом заполняется графа «Узнал»

3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить заполнить графы «Источники информации и «Что осталось не раскрытым, не понятым»

Прием «бортовой журнал». Бортовые журналы – вариант приема заполнения таблицы «З-Х-У», обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что нового я узнал из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется первоначальными знаниями, далее при чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в группе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

Приём «Написание эссе», суть которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 15 минут.

Прием «Пометки на полях» технически достаточно прост, так как позволяет студентам отслеживать свое понимание прочитанного текста. Студентов  надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+)  отмечается новое знание, новая информация. Студент ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным студенту и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студента представлениями, о чем он думал иначе.

Данный прием требует от студента активного и внимательного чтения. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Использование этого приема требует от преподавателя следующее:

- предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками;

- объяснить или напомнить студентам правила расстановки маркировочных знаков;

- четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом;

- найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для студентов наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно студенты без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы студенты зачитывали текст, ссылались на него.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное (это и есть тема синквейна); на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме; последняя строчка – это слово-резюме, которое, позволяет выразить к ней личное отношение.

Прием «ключевые термины». Преподаватель выбирает уз учебного материала 4-5 ключевых понятия и выписывает их на доску. Студентам предлагается в группах или индивидуально дать толкование понятий и высказать предположения, как они будут применяться в новом контексте. На стадии рефлексии целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить все обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.

Прием «перепутанные логические цепочки».

Вариант «а» - модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых терминов в перепутанной логической последовательности. После знакомства с учебным материалом студентам предлагается восстановить нарушенную логическую последовательность

Вариант «б». Выписываются 5-6 событий из изучаемого материала и демонстрируются группе в заведомо нарушенной последовательности. Студентам предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной связи. После заслушивания различных мнений преподаватель предлагает студентам познакомиться с правильным ответом.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Вопросы, направляющие ход мышления:

Приведите пример…

Каким образом можно…использовать для…

Что случится, если…?

Что подразумевается под..?

В чем сильные и слабые стороны…?

На что похоже…?

Что мы уже знаем о..?

Каким образом…влияет на…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

Объясните, почему…

Объясните, как…

В чем смысл…?

Почему важно…?

В чем разница между..и …?

Как можно применить… в повседневной жизни?

Какой аргумент можно привести против…?

Какой…является лучшим примером и почему7

Какими могут быть возможные решения задачи?

Сравните…и …на основании…

Что, на ваш взгляд является причиной … и почему?

Согласны ли вы с утверждением, что…?

Как вы можете аргументировать свой ответ?

Как, по вашему мнению, посмотрел бы… на вопрос…?
Прием Повторение с контролем «Толстый и тонкий вопрос»

После изучения темы (раздела) предложить студентам составить серию контрольных вопросов к изученному материалу


?

?

В эту графу мы записываем вопросы, На которые предполагается развернутый, долгий обстоятельный ответ

В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный фактический ответ


Возможна организация коллективного обсуждения вариантов ответов на поставленные вопросы.
Один из приемов, который можно использовать на стадии рефлексии

прием «шесть шляп»

Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методы вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).

Шесть шляп – шесть разных способов мышления.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты. Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.

Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?» «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части: походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а во второй части – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работ ведется индивидуально – в парах-группах.
Конечно это не весь перечень используемых приёмов технологии развития критического мышления главное – эти приемы действенны. Они помогают студенту конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако не только студенты могут достигать высоких результатов в своём развитии, ТРКМ – это прекрасная возможность для каждого преподавателя совершенствоваться и расти профессионально. Технология развития критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого участника образовательного процесса.

 

Литература

1. Критическое мышление – углубленная методика: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». II ос.IV /сост.Дженни Стал,Курт Мередит, Чарльз Темпл.

2. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». ПосII/сост. Дженни Л.Стил, Кертис С., Мередит,Чарльз Темпл, Скотт Уолтер

3. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление» Пос.П/Сост.Дженни Л.Стил,Кертис С. Меедит,Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

4. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». Пос. Ш/Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

5. «Технология, которая позволяет нам стать другими»,газеты «Первое сентября» от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова.

6.»Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?» журнал «Alma Mater» № 10, 1999/Е.Генике.

7. «Портрет на фоне профессии», газета «Первое сентября» от 15 мая 2001 года/Е.Геникею

8. Загашев И.О., Заир-бек С.И.критическое мышление: технология развития, - СПб.: Изд-во Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

9. Загашев И.О. Заир-бек С.И. Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Изд-во Альянс «Дельта», 2003 – 192 с.

10. Диана Халперн «Психология критического мышления» (СПб.: Питер,2000.

/home/server/filling-form.ru/pars_docs/refs/62/61061/61061.doc

Похожие:

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconПрименение технологии критического мышления
Спецификой данной темы является -перенос методов критического мышления от работы с текстовой информацией на работу с графической,...

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления icon2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (тркм)

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconСодержание
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconР. Н. Кононова Л. Я. Подчезерцева Дизайн и верстка, набор и техническое редактирование
Структура технологии критического мышления посредством чтения и письма

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconПояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего...
Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconМетодические указания по подготовке к практическому занятию и выполнению...
И. Менделеева как естественная классификация химических элементов по их электронным структурам, которые определяют физические и химические...

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconРефлексия Исходя из целей
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Методические рекомендации Общая характеристика критического мышления iconУчитель английского языка мбоу сош №17
Тема: Развитие критического мышления учащихся при обучении монологической речи на английском языке на старшем этапе обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск