Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости


НазваниеПрограмма профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк резюме > Программа
  1   2   3   4   5
Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярска общеобразовательная школа № 8»

Программа профессиональной ориентации

для учащихся 1-11 классов

с легкой степенью умственной отсталости

Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

У детей с ограниченными возможностями здоровья профессиональное самоопределение затруднено не только из­-за бедности жизненного опыта, но и связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы работать. Им трудно устроиться на работу или продолжать обучение, т.к. нет необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для детей с отклонениями в развитии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Исследования, проводимые педагогами школы, показывают, что 68 % выпускников поступают в учреждения профессионального образования, 16% идут работать непосредственно на производство, 14% выпускников на инвалидности и получают пенсию; 2% не могут определиться в жизни из-­за отсутствия ясной жизненной перспективы.

Изучение мотивов выбора профессии учащихся школы показывает, что учащиеся имеют неглубокие представления о профессиях, о требованиях, предъявляемых к способностям, знаниям и личным качествам человека, выбравшего ту или иною специальность: 35% детей выбирают профессию под влиянием друга, 20% – по совету родителей, 10% – под влиянием средств массовой информации, 12% руководствуются малозначительными факторами, например близостью учреждения профессионального образования у к дому.

Но в любом случае, все выпускники школы испытывают затруднения в трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

В решении этих проблем существенную роль играет система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

С учётов данных проблем в образовательном учреждении разработана программа профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, в которой ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
Цель программы - формирование сознательного профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями с учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда г. Красноярска.
Программа решает следующие задачи.

  1. Изучение динамической структуры личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

  2. Формирование индивидуального плана получения профессии в тесном взаимодействии с семьёй.

  3. Активное привлечение к профориентационной деятельности всех участников образовательного процесса.

  4. Взаимодействие с организациями, занимающимися профессиональной ориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения системного подхода к профориентационной работе.

  5. Повышение компетентности педагогов школы в профориентационной работе.


Принципы построения программы

  1. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

  2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

  3. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, работа во время практики и другое.

  4. Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями в квалифицированных кадрах.

  5. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.

  6. Принцип систематичности и преемственности.


Эффективность реализации программы.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • повысить компетентность учащихся о мире профессий;

  • оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования для приобретения специальности.


Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии через пропаганду наиболее востребованных профессий;

  • расширение знаний о профессиях;

  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы.


   Профориентационная работа в школе ведется по следующим направлениям:

  • профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации, лекции, беседы врача с обучающимися и родителями, стенды и презентации с описанием профессий, подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;

  • диагностическая: анкетирование детей и родителей;

  • профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

  • уроки технологии: учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в городе и регионе;

  • экскурсионная: экскурсии на предприятия города, учреждения профессионального образования, службу занятости и т. п.;

  • кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих воспитанникам получать знания и умения в овладении некоторыми профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;

  • профессиональные пробы: воспитанники в течение учебного года в рамках школы, а в летнее время на предприятиях пробуют свои силы в различных профессиях.


С учетом психологических и возрастных особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья профориентационная работа осуществляется в четыре этапа.

Первый этап (1-4 классы) – пропедевтический: формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (5-7 классы) – поисково-зондирующий: формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Третий этап (8-9 классы) – активно-поисковый этап. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса. У школьников 8-9 классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта. На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Четвёртый этап (10-11 классы) – профессиональное определение учащихся: подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

В работе по профориентации используются  следующие методы:

  • наблюдение, беседа,

  • анализ документов и результатов деятельности учащихся,

  • анализ практических действий учащихся,

  • анкетирование,

  • рассказ, объяснение, проблемное изложение, учебный диспут, психологические часы,

  • профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы

Координатор деятельности:  заместители директора по учебной,  воспитательной работе.

          Заместитель директора по учебной работе:

  • контролирование планирования работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультация учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории);

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку профессионального самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • содействие вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, занимающимися профессиональной ориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывание педагогической поддержки детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществление консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника;

  • формирование социально-необходимых знаний для правильного выбора профессии;

  • оформления документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Классный руководитель:

  • составление для конкретного класса плана педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, включающего разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организация индивидуальных и групповых профориентационных бесед;

  • ведение психолого-педагогического наблюдения склонностей учащихся;

  • оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме профессионального самоопределения;

  • проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

  • организация встреч учащихся с выпускниками школы.

  Инструктор по труду:

  • организация посещения учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;

  • организация тематических и комплексных экскурсий учащихся на предприятия, фабрики города;

  • обобщение и систематизация методических материалов, справочных данные о потребностях города в кадрах.

Учителя-предметники:

  • способствование развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, предметные недели, конкурсы и т.д.;

  • обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствование формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проведение наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптация учебных программ в зависимости от особенностей учащихся.

  Библиотекарь: 

  • оказание помощи классным руководителям, воспитателям в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации;

  • проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации;

  • оформление сменного стенда «Твой выбор».

  Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

  • осуществление мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проведение бесед, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему профессионального выбора;

  • осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствование формированию у школьников адекватной самооценки;

  • оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создание базы данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • способствование формированию у школьников установки на здоровый образ жизни через разнообразные формы, методы, средства;

  • проведение с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • доказывание консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.


План профориентационной работы школы



Содержание работы

Сроки

Ответственный

I. Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность.

1.

Создать банк методических материалов по профориентации

а) методики изучения личности в профориентационных целях;

б) дифференциально-диагностичекие опросники;

в) карты интересов;

г) наборы тестов;

д) наборы анкет и т.д.

е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Замдиректора по УР

2.

Создать информационную систему для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса с результатами исследований склонностей и возможностей учащихся

До 1 ноября

Замдиректора по УР

3.

Создать банк данных об учебных заведениях города

До 1 апреля

Замдиректора по УР,

Социальный педагог

4.

Оформить сменный информационный стенд по профориентации

Сентябрь

Замдиректора по ВР

5.

Создать картотеку «Профессии, с которыми знакомит предмет»

До 1 января

Замдиректора по ВР

6.

Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите выпускников школы.

Постоянно

Библиотекарь школы

7.

Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику школы, изложенных в профориентационной карте с его выбором

Октябрь

Педагог-психолог

II. Работа с педагогическими кадрами

1.

Собеседование с классными руководителями 7-11 классов по результатам диагностики, планирование работы.

Октябрь

Замдиректора по УР

2.

Работа с классными руководителями по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся.

В течение года

Замдиректора по ВР,

педагог-психолог

3.

Собеседование (анкетирование) с классными руководителями по выявлению их запросов, предложений по методике проведения профориентации школьников.

Октябрь

Замдиректора по ВР

4.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь

Замдиректора по УР

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»

Ноябрь

Замдиректора по УР,

педагог-психолог

6.

Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации.

В течение года

Замдиректора по ВР

7.

Фестиваль педагогических идей.

Май

Заместители директора

III. Работа с учащимися

1-4 классы

1.

Проведение игр, праздников, встреч с родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями.

В течение года

Учителя начальных классов

2.

Классные мероприятия «Профессии наших родителей»

Февраль-март

Учителя начальных классов

3.

Конкурсы рисунков «Все работы хороши»

Октябрь-ноябрь

Учителя ИЗО

4.

Экскурсии в мастерские по трудовому обучению.

Ноябрь

Учителя начальных классов

5.

Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами

В течение года, по запросам

Учителя начальных классов, педагог-организатор

5-8 классы

1.

Диагностика профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, секции

В течение года по запросам

Педагог-психолог, классные руководители

2.

Организация экскурсии на предприятия района

Ноябрь

Инструктор по труду

3.

Проведение классных часов:

  • мир профессий;

  • путь в профессию начинается в школе




В течение года, в соответствии с планами классных руководителей

Классные руководители

4.

Выпуск стенгазет, проведение конкурсов к профессиональным праздникам

В течение года

Педагог – организатор, классные руководители.

5.

Проведение школьного этапа «Лучший по профессии»

Краевой конкурс «Лучший по профессии»

Декабрь-январь

февраль

Замдиректора по УР,

учителя технологии

6.

Организовать выставку творческих работ учащихся

В течение года

Учителя-предметники, руководители кружков

7.

Ведение профкарт с 7-х классов

В течение года

Педагог-психолог

9-11 классы

1.

Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2.

Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся

В течение года

Педагог-психолог

3.

Ведение профдиагностических карт учащихся

Постоянно

Классные руководители, педагог-психолог

4.

Экскурсии на предприятия района, города

В течение года

Замдиректора по ВР

5.

Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей»

Апрель-май

Замдиректора по ВР

6.

Трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул

Январь, июнь-август

Замдиректора по ВР

Социальный педагог

7.

Проведение предметных недель

Январь-апрель

Замдиректора по УР

8.

Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей

В течение года

Учителя-предметники

9.

Консультация врача по теме: «Здоровье и выбор профессии»

В течение года

врач, медсестра

10.

Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью»

В течение года

врач, медсестра

11.

Проведение обзоров литературы по профориентации.

В течение года

Библиотекарь

12.

Посещение Красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

Апрель

Замдиректора по ВР

IV. Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, учреждений профессионального образования

1.

Организация экскурсий на предприятие г. Красноярска

В течении года

Замдиректора по УР,

Инструктор по труду

2.

Содействие трудоустройству на время каникул подростков «группы риска»

Во время каникул

Социальный педагог

3.

Создать банк профессиограмм о профессиях предприятий г. Красноярска

До 1 апреля

Социально-психологическая служба

4.

Тестирование учащихся 8-х классов с целью выявления их профессиональной направленности

В течение года

Педагог-психолог

5.

Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности

В течение года

Педагог-психолог


6.

Провести для учащихся выпускных классов:

  • встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;

  • ярмарка профессий;

  • экскурсии учащихся выпускных классов в учебных заведения города;

  • «Дни открытых дверей».

Март-май

Замдиректора по УР




Заключение договора с Красноярским центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения о проведении совместных мероприятий в вопросах профориентации

сентябрь

Замдиректора по ВР




Заключение договора с моторвагонным депо г. Красноярска о проведении практики учащихся 9-11 классов.

сентябрь

Инструктор по труду

V. Работа с родителями учащихся

1.

Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции

Постоянно

Классные руководители

2.

Индивидуальные и групповые консультации

Постоянно

Педагог-психолог, классные руководители

3.

Родительское собрание:

  • хочу, могу, надо «Изучение склонностей и способностей ребенка

(7-8 классы);

  • роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка (9-11 классы)

По плану школы

Замдиректора по ВР

4.

Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия

В течение года

Классные руководители

VI. Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Провести мониторинг:

  • уровня удовлетворенности выпускников школы избранной специальностью;

  • уровня соответствия рекомендаций, изложенных в профдиагностических картах и выборах профессии выпускниками школ.

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2.

Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся.

Март-апрель

Замдиректора по ВР

3.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях по выбору.

В течение года

Замдиректора по ВР

4.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

В течение года

Замдиректора по УР


Система работы по профориентационной пропедевтической подготовке учащихся 1-4 классов
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Цель программы «Пропедевтика в профориентации» – широкое ознакомление младших школьников с наиболее распространенными массовыми профессиями.

Задачи:

  • разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

  • знакомство с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона города;

  • привитие элементарных трудовых навыков;

  • формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

На первой ступени обучения профориентационная работа со учащимися 1-4 классов ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интел­лектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых – люди определенной профессии. В процессе знакомства с художественными произведениями учитель расширяет их знания о профессиях. Благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий осуществляется и на уроках математики при решении текстовых задач, содержание которых отражает трудовую деятельность людей. Во время решения таких задач в течение 1-2-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности.

Таким образом, данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Определенные профориентационные сведения содержат и уроки технологии. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов.

Межпредметные связи единым стержнем проходят через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются текстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроке литературного чтения изучаются произведения разных авторов, где дети опять пересекаются с данным вопросом. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.

В профориентационной работе особое внимание уделяется и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности. Например:



Профессия

Профессиональная проба

Брошюровщик

На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.

Агроном

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

Столяр

Изготовление кормушки

Дизайнер-интерьера

Изготовление панно для оформления классной комнаты

Портной

Изготовление подарка к 8 марта «Салфетка с вышивкой»

Драматический актер

Инсценировка сказки к новогоднему празднику


Таким образом, содержание уроков в начальной школе позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Следует отметить, что профориентационная работа в школе результативна только тогда, когда к профориентации при­влечён весь коллектив школы, включая логопедов, психологов.

Логопедами школы реализуется комплекс коррекционных логопедических занятий профориентационного направления.

Педагогом-психологом разработана программа «Я в мире профессий» для учащихся начальных классов, последовательно и планомерно вводящая учащихся в мир профессий. Проводится диагностические исследования, направленные на изучение познавательных и личностных особенностей школьников, профессиональных предпочтений, позволяющих выявить особенности личного отношения каждого ребенка к будущей профессии с целью корректировки профориентационной работы.

Расширению «воспитательного пространства», необходимого для формирования готовности к жизненному самоопределению, способствует система дополнительного образования, представлена сетью кружков, студий предметной, художественно-эстетической направленности, таких как: «Бумажная пластика», «Флористический дизайн», «Оригами», «Чудесная глина», «Тестопластика», «Волшебная кисточка» и др., реализующих дифференцированные, разноуровневые, индивидуализированные образовательные программы.

При выборе вида деятельности учитываются желание учащихся обучаться по той или иной технике, его возможности, особенности его психофизического состояния, адекватность самооценки имеющихся возможностей. Школьники знакомятся с разными видами техник и технологий (квиллинг, изонить, модульное оригами и.т.д.), расширяется их политехнический кругозор; совершенствуются общетрудовые и специальные навыки по выбранному направлению. Они имеют возможность изменять свой выбор, пробовать себя в разных видах художественного, предметно-прикладного творчества. Эти допрофессиональные пробы позволяют сделать выбор и сформировать собственный заказ раннего допрофессионального образования или, при условии несформированности профессиональных притязаний, дальнейшего трудового обучения.

Организованная таким образов внеучебная и учебная профориентационная работа в начальной школе позволяет осуществит комплексный, системный подход, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент для последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.

Внеурочная профориентационная работа.
На воспитательных занятиях у учащихся формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.

1 - 4 классы – формирование представления о мире профессий, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества через воспитательные беседы ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии.

5 – 7 классы – формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором будущей профессии через практическую и проектную деятельность и развивающие игры.

8 9 классы формирование у учащихся представление о профессиональных навыках, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии через проектную деятельность, творческие отчёты, презентации.

10 - 11 классы - формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности.

Занятия по профориентации в 1-4 классах проводятся один раз в месяц, в 5-11 классах - два раза в месяц.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconПояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная...
Программа предназначена для обучения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сложными множественными дефектами...

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconПрограмма для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости
Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального...

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconСодержательный
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconОбщеобразовательная программа образования обучающихся с умственной...
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconПрограмма формирования базовых учебных действий
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconПрограмма формирования учебный действий
Обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconПринято
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconМетодические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся...
Профессиональная ориентация обучающихся 5-6 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconОбразовательная программа кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №6»
Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью легкой степени, учитывает особенности познавательной деятельности...

Программа профессиональной ориентации для учащихся 1-11 классов с легкой степенью умственной отсталости iconРешением педагогического совета
Адаптированная общеобразовательная программа образованя обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск