Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)


Скачать 417.09 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методика планирования воспитательной работы с классом

(папка классного руководителя)

Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.

Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления.

Итак, перейдем непосредственно к описанию разработки. Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Либо все таблицы, необходимые положения могут заполняться вручную. Комментарии по построению папки будут представлены другим шрифтом.

Документ имеет титульный лист, где дано название «Папка классного руководителя». Затем указывается номер класса и ОУ ФИО педагога.

ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

______класса МОБУ СОШ № ____

_______________________________

Ф.И.О. классного руководителя
На следующем листе предлагается содержание папки.

Содержание папки:

1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

2. Данные об обучающихся

2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами

2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.

2.3. Учёт занятий обучающихся в детских объединениях, секциях, факультативах.

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

3.3. Социальный паспорт класса на учебный год

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

4. Годовой план работы по направлениям

4.1. Пояснительная записка

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями

4.4. Циклограмма мероприятий по освоению обучающимися образовательных программ

4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся

4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы

4.7. Циклограмма профилактических мероприятий

5. Оперативное планирование.

5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)

5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.

6. Организация деятельности.

6.1. Сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках.

6.2. Учет успеваемости.

6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии обучающихся в классных и школьных мероприятиях.

7. Отчетные и аналитические материалы

8. Приложения

8.1. Протоколы родительских собраний

8.2. Листок учета посещений родительских собраний

Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.

1. Нормативные основы.

Обязанности классного руководителя:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся (контроль за посещаемостью ОУ обучающимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья обучающихся класса; ведение документации о заболеваемости обучающихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение обучающихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват обучающихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между обучающимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими обучающимися),

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и обучающихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях городского, районного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией ОУ, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание обучающихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями обучающихся,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.

2. Данные об обучащющихся

2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами




ФИО

Адрес

телефоны

ФИО родителей

1














2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.




ФИО

Группа здоровья

Занятия физической культурой и спортом

Сведения о питании

1














2.3. Учёт занятий обучающихся в ДО, секциях, факультативах.




ФИО

Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в ОУ

Внешкольные формы дополнительного образования

1











2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.




ФИО

Общественное поручение в 1 и 2 полугодии

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях

1














Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.

3. Основания для определения целей и задач

воспитательной работы с классом.

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.

1. История возникновения класса как группы.

2. состав класса, характеристика семей обучающихся класса.

3. состояние межличностных отношений в группе обучающихся.

3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).

3.2 лидеры группы (количество, направленность).

3.3. обучающиеся с высоким статусом в группе.

3.4. обучающиеся не принимаемые в группе (причины).

4. Характер образовательной программы.

5. Успешность освоения обучающимися образовательной программы (количество обучающихся по уровню успеваемости).

6. Материальная обеспеченность учебного процесса.

7. Состояние динамика здоровья ребенка.

8. Участие обучающихся в занятиях физической культурой и спортом.

9. Включение обучающихся в дополнительные образовательные программы.

10. Отношения с родителями.

Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

2.2. Анализ воспитательной работы

за предыдущий год

Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.

2.3. Социальный паспорт _____ класса

на 201__ - 201__ учебный год

классный руководитель ______________________, кабинет № __________,

количество обучающихся _____ человек.




ФИО

Дата рождения

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

Жилищные условия




Полная

Неполная

Неблагоприят. обст-ка

Малообеспеченная

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители - безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Общежитие

Частичные удобства


















































Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, здесь также формулируются 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.

2.4. Цель и задачи воспитательной работы

классного руководителя:

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья обучающихся

_____________________________________________________________

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями

____________________________________________________________

3. В сфере содействия освоению обучающимися образовательных программ ___________________________________________________________

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся ____________________________________________________

5. Цель авторской программы классного руководителя

_____________________________________________________________

6. Задачи в сфере профилактической работы

_____________________________________________________________

После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами ОУ и прочее.

  1. Годовой план работы по направлениям

4.1. Пояснительная записка

План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________

В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________

Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________

При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________

Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________

Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни обучающихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению

жизни и здоровья ОБУЧАЮЩИХСЯ

Месяц

Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие

Задачи

Сентябрь

























Октябрь

























Ноябрь

























Декабрь

























Январь

























Февраль

























Март

























Апрель

























Май

























Июнь


























Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. Оперативное планирование

План-сетка воспитательной работы классного руководителя

на ________ месяц 201_ - 201_ уч. год

Недели












Направления и формы работы

Тематика классного часа




























Подготовка к классным мероприятиям




























Классные мероприятия




























Подготовка к общешкольным мероприятиям




























Общешкольные мероприятия




























Индивидуальная работа




























Работа с родителями





























Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.

Шестой раздел – «Организация деятельности» включает сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов обучающихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.

7. Отчетные и аналитические материалы

Отчет о воспитательной работе в классе за четверть






Тема

Задачи

Сроки

1

Классный час

























2

Классный час

























1

Классные мероприятия

























2

Классные мероприятия

























1

Родительские собрания

























2

Родительские собрания

























1

Участие в общешкольных мероприятиях

























2

Участие в общешкольных мероприятиях

























Кроме того, папка классного руководителя может содержать приложения. Например, планы и протоколы родительских собраний, учет посещения. Они могут выглядеть следующим образом.

Краткий план родительского собрания № ____



Этапы, их содержание

Примечания

1







2







3







4








Протокол родительского собрания № _____

от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек




Приглашены:







Отсутствовали:







По теме собрания выступили:













Решение собрание






















Классный

Председатель

руководитель

родительского комитета


Листок учета посещений родительских собраний



ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний






















1

























2

























3

























и т.д.

























Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе и т.д.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя и содержание рабочей папки классного руководителя:

  1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее)

  2. Должностная инструкция классного руководителя

  3. Циклограмма деятельности классного руководителя

  4. Воспитательные цели , задачи и направления деятельности на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года

  5. Календарно - тематический план воспитательной работы на учебный год

  6. Список класса с полными данными об учащихся ( ФИО, дата рождения, адрес проживания, ФИО родителей, контактный телефон)

  7. Сведения о занятости детей дополнительным образованием ( где занимается, график занятий)

  8. Организация самоуправления в классе (актив класса, график дежурства и т.д)

  9. Расписание уроков класса, список учителей-предметников

  10. Характеристика классного коллектива

  11. Социальный паспорт класса

  12. Работа с родителями обучающихся ( карты семей, график и тематика проведения родительских собраний, протоколы родительских собраний, журнал посещений семьи и т.д.)

  13. Совместная деятельность с общественностью

  14. Индивидуальная работа с обучающимися (индивидуальная карта обучающегося, портфолио)

  15. Работа с обучающимися , требующими повышенного педагогического внимания (детьми из “группы риска”по поведению и по успеваемости ,опекаемыми детьми, детьми из неполных, многодетных, неблагополучных семей, детьми-инвалидами)

  16. Взаимодействие с учителями – предметниками

  17. Методические разработки проведенных мероприятий

  18. Диагностика учащихся (анкетирование, опрос, тестирование).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconМетодика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconПланирование воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconЦиклограмма деятельности классного руководителя
Планирование воспитательной работы в классе и сдача архива и плана воспитательной работы на текущий учебный год для утверждения заместителю...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconНастоящее положение разработано в соответствии с фз «Об образовании...
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconПриказ №167-0 от 05. 05. 2014г методические рекомендации по ведению классного журнала 1
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconАнализу воспитательной работы классного руководителя за 1 полугод
Мониторинг качества обучения. Анализ успеваемости учащихся моу елегинская оош за I четверть 2012-2013 учебного года

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconАнализ работы мо классных руководителей
Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию взаимодействие с ребенком. Место классного...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconЕго поведения. В этом случае портфолио классного руководителя, как...
Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconПоложение о классном руководителе Должностные обязанности классного руководителя
Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель...

Методические рекомендации методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя) iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск