Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательным учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного воспитателя.
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.
Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей.
Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.
II. Функции классного руководителя
2.1. Аналитическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей воспитанников;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;
- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;
- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2.2. Прогностическая функция:
- прогнозирование уровней воспитанностей и индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
- построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системы школы в целом;
- определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных учащихся класса в целом;
- предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
2.3. Организационно-координирующая функция:
- формирование классного коллектива;
- организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;
- поддержание связей семьи и школы, школы и социума;
- защита прав учащихся;
- организация индивидуальной работы с учащимися;
- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;
- ведение документации классного руководителя и классного журнала;
- классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.4. Коммуникативная функция:
- развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися и взрослыми;
- оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;
- оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
III. Обязанности классного руководителя 3.1.Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.
3.2. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.
3.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.
3.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и методическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.
3.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
3.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.
3.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер(науки, искусства, спорта, правоохранительных органов).
3.8. Пропагандировать здоровый образ жизни.
3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.
3.10. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.
3.11. Контролировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.
3.12. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.
3.13.Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
3.14. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).
3.15. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
3.16. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
3.17.Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения. IV. Права классного руководителя.
4.1. Своевременно получать информацию о государственных нормативно-правовых актах, регулирующих образовательную деятельность.
4.2. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников. 4.3. Контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.
4.4. Координировать работу учителей-предметников в классе.
4.5. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.
4.6. Участвовать в обсуждении стратегических вопросов развития ОУ, анализа и планирования деятельности ОУ.
4.7. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.
4.8. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
4.9. Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельность классного руководителя, или другим вопросам.
4.10. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
4.11. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования.
4.12. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением.
4.13. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценкой его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.
V. Организация работы классного руководителя.
5.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.
5.2. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой: 5.2.1. В начале учебного года классный руководитель: - составляет список класса и оформляет классный журнал;
- организует получение учебников в школьной библиотеке;
- изучает условия семейного воспитания;
- уточняет и составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу;
- собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования;
- проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей;
- организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие или на год;
- составляет план воспитательной работы, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе. 5.2.2. Ежедневно:
- отмечает отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;
- организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;
- осуществляет контроль за внешним видом учащихся;
- осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся в столовой.
5.2.3. Еженедельно:
- проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
- проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
- организует работу с родителями по ситуации;
- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации;
- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.
5.2.4. Ежемесячно:
- организует коллектив класса на участие в школьных делах;
- помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности класса;
- посещает уроки в своем классе;
- проводите занятия по правилам дорожного движения, плановые инструктажи по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
- дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях;
- контролирует участие в кружках, секциях, клубах, объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
- проводит консультации у психолога и отдельных учителей;
- решает хозяйственные вопросы в классе;
- организует заседание родительского комитета класса.
5.2.5. В течение учебной четверти:
- организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
- оформляет и заполняет классный журнал;
- оперативно информирует социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случае грубого нарушения учащимися Устава школы, о необходимости социальной защиты своих учащихся и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
- организует контроль за состоянием школьных учебников;
- уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
- проводит педагогические консилиумы;
- проводит родительские собрания;
- участвует в работе методического объединения классный руководителей;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
- представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть.
5.2.6. В конце учебного года: - оформляет личные дела учащихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
- проводит и предоставляет заместителю директора по воспитательной работе анализ воспитательной работы с классом за год, с постановкой целей и задач на следующих учебный год;
- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса;
- организует сдачу школьных учебников в библиотеку;
- организует ремонт классного помещения;
- получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей. 5.2.7. Классный руководитель выпускного класса:
- собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству;
- организует подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса;
- собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.д.;
- подготавливает необходимую информацию для заполнения бланков документов государственного образца.
5.3. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме.
5.4. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.
5.5. Классные родительские собрания проводят не реже одного раза в четверть.
5.6. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
5.7. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методических советах, административном совещании.
5.8. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей. 6. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведёт следующую документацию:
-анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы общеобразовательного учреждения). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей;
-план работы – сетка на каждую четверть (в план-сетку не включатся дела, не связанные с классным руководством);
-социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы);
-результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;
-протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
-разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов);
-материалы методической работы по классному руководству;
-отчеты, аналитические материалы.
7. Критерии оценки работы классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается научно-методическим (методическим) или Педагогическим советом образовательного учреждения.
Администрация общеобразовательного учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. |