Скачать 109.11 Kb.
|
Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска. В условиях модернизации образования деятельность классного руководителя предполагает поиск новых эффективных форм работы с учащимися, оценки их и своих собственных достижений. Популярное сегодня во всем мире понятие «потфолио» пришло к нам из эпохи Возрождения. В Западной Европе XV - XVI веков архитекторы, стремясь показать свои профессиональные достижения, собирали портфель своих наиболее удачных проектов для представления заказчикам. С середины 80-х годов идея портфолио активно используется в сфере образования в США, становится часто используемой формой представления педагогической деятельности и в системе российского образования. В общеобразовательной школе классный руководитель по сути своей деятельности - координатор воспитательных воздействий педагогического коллектива школы на ребенка. В этом случае портфолио – это средство педагогической диагностики и метод оценки профессионализма классного руководителя. Это набор материалов, демонстрирующий умение воспитателя выбирать стратегию и тактику воздействия на все категории детей «группы риска». Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении. К категории детей группы риска с уверенностью можно отнести и одаренных, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности. С этих педагогических позиций в гимназии рассматривается проблема развития способностей одаренных детей, как реализация их индивидуальности. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы школы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет адаптировать массовое обучение к индивидуальным особенностям каждого ребенка, предварительно изучив характер его поведения. В этом случае портфолио классного руководителя, как сосредоточие планов, методик диагностики, достижений и проблем каждого конкретного ребенка, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми группы риска. На сегодняшний день каждый классный руководитель гимназии составил портфолио, включающий следующие разделы:.
3. Учителя, работающие в классе.
Использование портфолио как отчетного документа классного руководителя и методического объединения классных руководителей в целом существенно облегчает деятельность заместителя директора по воспитательной работе, которому необходимо проводить анализ воспитательной работы образовательного учреждения, оценивать полученные результаты в динамике, создавать условия для повышения профессионализма классных руководителей. В начале учебного года методический Совет утверждает набор обязательных разделов для портфолио классных руководителей, определяет сроки работы над ним, форму презентации. Решение методического Совета доводится до сведения всех учителей на совещании. Учителям предлагается набор обязательных разделов, каждый из которых включает обязательные рубрики и рубрики по выбору. В течение учебного года классные руководители работают над портфолио своего класса. Ход работы может обсуждаться на методических объединениях, в ходе индивидуальных консультаций со специалистами по отдельным проблемам и т.д. На весеннем ШМО классных руководителей проводятся презентации готовых портфолио, выбираются три самых лучших портфолио, авторы которых поощряются администрацией школы. Безусловно, создание портфолио – процесс творческий, и каждый наставник старается создать свой, неповторимый сборник материалов, характеризующий классный коллектив, отражающий внутренний мир именно этого содружества детей. Но некоторые разделы портфолио классного руководителя были разработаны инициативной группой и являются обязательными для всех классных руководителей гимназии. В первую очередь это характеристика класса, выраженная в предельно сжатой, деловой форме, позволяющей, на наш взгляд, дать достаточно полное представление о классном коллективе. Приложение 1. Характеристика класса. 1.Состав класса: 1.Количество учащихся: 2.Вновь прибывшие: 3. Гендерный состав: девочек ____________чел. мальчиков ________ чел. 4. Возрастной состав: 5.Социальный состав: дети рабочих (оба родителя) чел. дети военнослужащих (хотя бы один родитель) чел. дети интеллигенции (учителей, врачей, инженеров и т. д.) чел. дети предпринимателей (хотя бы один родитель) чел. дети пенсионеров (хотя бы один родитель) чел. дети неработающих родителей (оба родителя) чел. полных семей__________________________________ неполных семей матерей (отцов)-одиночек________________________________ опекаемых семей________________________ приемных семей___________________ малоимущих семей__________________________ многодетных семей_______________________ беженцев (переселенцев) ___________________________ детей-инвалидов____________________________ детей с ослабленным здоровьем (спец. руппа)___________________________ слабоуспевающих детей (имеют 2’ в четвертях)______________________ детей, состоящих на внутришкольном учете __________________ детей, состоящих на учете в группе риска ___________________________ семей в социально-опасном положении (внутр. /шк. учет)_____________________ семей в социально-опасном положении (группа риска) ________________________ семей, проживающих по микроучастку МОУ СОШ_______________________ семей, проживающих по микроучастку других школ _________________________________ 2. Общая характеристика 1. Работоспособность (высокая, средняя, низкая) 2. успеваемость: отличников ____________чел. хорошистов_________ чел., троечников __________чел., двоечников_________ чел. второгодников __________чел. 3. Отношение к общественным делам: участвуют в подготовке мероприятий (организаторы)________ чел. активно участвуют в мероприятиях (исполнители) __________чел. пассивно участвуют в мероприятиях (зрители)___________ чел. уклоняются от участия в мероприятиях ______________чел. 4. Организованность умет организовываться для выполнения дел __________________ умеют подчиняться активу класса_________________________ 5. Общественное мнение в классе: уровень сформированности общественного мнения (Высокий’, средний, низкий) уровень сформированности навыков критики и самокритики (высокий, средний, низкий) 3. Социально-психологическая характеристика класса 1.Наличие совместной деятельности участвуют в общественнозначимых мероприятиях _______ проявляют эгоистическую направленность деятельности____________ участвуют в антиобщественной деятельности — 2. Характер межличностных отношений: положительные лидеры лидеры отверженные микроклимат — отношения доброжелательность взаимопомощь, взаимопонимание — равнодушие друг к другу, нейтральные отношения — проявления агрессивности, частые конфликтные ситуации З. Сплочённость наличие микрогрупп (по интересам) ________________________ наличие интереса к общим классным делам _________________ наличие ответственности за удачи и неудачи класса и отдельных учащихся наличие органов самоуправления в классе 4. Занятость учащихся во внеурочное время. Методическим советом гимназии была разработана и утверждена форма изложения анализа воспитательной работы за учебный год, которая позволяет обобщить и тщательно проанализировать все аспекты работы классного руководителя, в том числе и работу с детьми «группы риска». Данная структура анализа воспитательной работы классного руководителя позволяет, опираясь на обнаружившиеся в ходе работы с детьми проблемы, сделать конструктивные выводы, пославить актуальные цели и задачи на следующий учебный год. Приложение №2 Анализ воспитательной работы за 200 - уч.год
Выводы: Цели и задачи на следующий учебный год: Приложение №3 План работы с детьми группы риска: Ф.И.О._______________________________________________________________________ Причина постановки на учет (внутришкольный, ОДН)_______________________________ _____________________________________________________________________________
Приложение №4 Результатом работы инициативной группы классных руководителей под руководством заместителя по воспитательной работе стала представленная ниже форма Листа педагогического сопровождения ученика гимназии №9, который заполняется учителем начальных классов при поступлении ребенка в первый класс, и сопровождающий ребенка все годы учебы в школе. При переходе ученика из начальной школы в среднюю, а затем в старшее звено наблюдения классных руководителей, фиксируются в характеристике семьи и характеристике самого ученика. Они дают возможность полноценно проанализировать, понять истоки существующих проблем в учебной и поведенческой сфере каждого ребенка. Лист педагогического сопровождения
Краткая характеристика учащегося
Подпись классного руководителя:______________ Говоря о портфолио классного руководителя, хочется отметить, что он является, безусловно, итогом длительного наблюдения за развитием каждого ребенка и классного коллектива в целом. Дети, входящие по определенным критериям в «группу риска», находятся под наиболее пристальным вниманием классного руководителя, именно к ним применяется наиболее богатый и разнообразный диапазон педагогических воздействий. Материалы, накопленные в портфолио в ходе работы с трудными детьми, являются обширным материалом для обмена опытом, стимулирующего педагогическую деятельность каждого классного руководителя. Портфолио классного руководителя позволяет взглянуть на проблемы детей «группы риска» и их семей буквально с того момента, как такой ребенок перешагнул порог школы, а значит не только понять их истоки, но и предотвратить многие неблагополучные моменты в жизни детей и подростков, облегчить наиболее трудные и опасные периоды их взросления. Заместитель директора по воспитательной работе Ермакова А.В. |
![]() | Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных... | ![]() | Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования Портфолио («Портфеля достижений») как способа накопления... |
![]() | Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | ![]() | Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений... |
![]() | Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных... | ![]() | Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... |
![]() | Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность... | ![]() | Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. Учителя и классный руководитель несут... |
![]() | К ведению журнала допускаются только педагогические работники, проводящие уроки в конкретном классе, а также административные работники,... | ![]() | «Система оценки достижений. Портфолио учителя. Портфолио ученика. Языковой портфель» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |