ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Декан лечебного факультета Проректор по учебной работе профессор_______________ профессор_________________
С.В. Логвинов А.И. Венгеровский РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по поликлинической терапии
по специальности 060101
«лечебное дело»
Курс- 6 Семестры - ХI-ХII Кафедра поликлинической терапии Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской федерации и Министерства здравоохранения и социального развития- 150 часов. Учебные часы по действующему учебному плану- 150 часов. Лекции- 18 часов Практические занятия -132 часа. Экзамен- ХII семестр.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
На сегодняшний день состояние здоровья населения Российской Федерации является неудовлетворительным. В сложных условиях функционирования всей системы здравоохранения всё более возрастает роль первичного оказания медицинской помощи, в учреждениях которого начинают и заканчивают лечение 80-85 % пациентов.
От правильного диагностического и лечебного подхода в условиях первичного звена здравоохранения зависит сохранение трудоспособности, продолжительность и качество жизни пациентов. Нынешние условия работы предъявляют к участковому врачу всё более высокие требования, поскольку именно к нему обращаются пациенты с самой разнообразной патологией, не всегда терапевтической.
Многие очень важные разделы работы врача познаются только в условиях работы в поликлинике и требуют большого объёма дополнительных знаний и умений: медико-социальная экспертиза, ранняя диагностика заболеваний, вопросы профилактики, диспансеризации, особенности патологии и лечения разных возрастных групп и др.
1.1 Цель преподавания дисциплины: Развить у студентов навыки клинического мышления по диагностике в условиях поликлиники наиболее часто встречающихся терапевтических заболеваний, оценке особенностей их течения, амбулаторного лечения, первичной и вторичной профилактики, экспертизы трудоспособности. Ознакомить студентов: с основными принципами организации лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники; с особенностями организации и объёмом работы врача-терапевта поликлиники; с современными диагностическими возможностями поликлинической службы и обучить их рациональному использованию
1.2 Задачи изучения дисциплины:
Студент должен знать:
Критерии ранней диагностики заболевания,
Дифференциальная диагностика.
Формулировка диагноза в соответствии с МКБ-10 и другими современными клиническими классификациями.
Показания для госпитализации,
Лечение в амбулаторных условиях - неотложная помощь, купирование обострений,
долговременная лечебная тактика,
Экспертиза трудоспособности, критерии временной и стойкой нетрудоспособности, показания к направлению на КЭК и МСЭК.
Первичная и вторичная профилактика,
Диспансеризация, группы диспансерного учёта, периодичность медицинских осмотров, объём необходимых исследований и оздоровительные мероприятия.
Студент должен уметь:
Провести опрос и осмотр больного по принятой схеме.
Использовать синдромный подход к диагностике
Сформулировать диагноз с учётом современных классификаций
Грамотно анализировать биохимические и общеклинические анализы
Правильно читать ЭКГ, рентгенограммы и результаты других параклинических исследований
Выбрать тактику лечения больного,
Оформить больничный лист,
Оформить документы на МСЭК,
Выписывать рецепты,
Оформлять документы на санаторно-курортное лечение,
Оформлять учетно-отчётной документацию участкового врача и врача общей практики
Определять показания для госпитализации.
Определять критерии временной и стойкой нетрудоспособности,
Определять характер реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях
Выбирать группы диспансерного наблюдения,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕРАПИИ
Кафедра поликлинической терапии
(заведующая кафедрой –профессор Л.И. Тюкалова) Практические занятия – 132 часа (продолжительность занятия 6 часов)
9 Лекций – 18 часов (продолжительность лекции 2 часа)
Нозологическая форма
| Разделы учебных программ кафедры поликлинической терапии
| Разделы программ базисной подготовки
| Часы
| 1.Общие принципы организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений.
2. Организация и содержание работы терапевтического отделения поликлиинки.
| 1. Организация амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи населению. Структурные подразделения амбулаторно-поликлинических учреждений. Основные задачи современной поликлиники. Уровни оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи.
2. Новые организационно-структурные лечебно-профилактические подразделения поликлиник:
Дневной стационар поликлиники (ДСП). Структура, организация работы, задачи и положения ДСП как перспективной формы оказания эффективной внебольничной медицинской помощи населению различных социальных категорий. Показания, отбор и порядок направления больных в ДСП. Стационар на дому.
Организация работы отделения общей врачебной практики (ОВП) в соответствие с приказом № 229, врача общей практики в условиях городской поликлиники, сельской участковой больницы. Структура отделения общей врачебной практики и нормативные акты по организации. Нормативные документы, регламентирующие деятельность врача общей практики. Роль ОВП в реформировании амбулаторно-поликлинической помощи.
1.Совершенствование организации работы первичного звена медико-санитарной помощи. Основы законодательства Российской Федерации по оказанию медицинской помощи населению. Функциональные обязанности заведующего терапевтическим отделением поликлиники. Права и обязанности участкового врача и пациента. Задачи и должностные обязанности врача терапевта (участкового врача) поликлиники.
2. Оформление первичной отчетно-учетной документации (медицинская карта амбулаторного больного; талон амбулаторного пациента; контрольная карта диспансерного наблюдения; направление на госпитализацию; санаторно-курортная карта).
3. Вопросы преемственности в работе поликлиники и стационара.
4. Основные принципы реабилитации больных в условиях поликлиники.
5.Организация профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Первичная и вторичная профилактика заболеваний внутренних органов. Организация работы отделения профилактики. Предварительные и периодические медицинские осмотры населения. Диспансеризация населения. Схема динамического наблюдения за больными терапевтического профиля. Формирование диспансерных групп (I, II, III). Медицинская документация по диспансеризации
| 1. Знать права и обязанности врача и пациента
2. Знать права и обязанности врача общей практики
3. Иметь представления о механизмах проведения реформы здравоохранения
4. Правовые Основы законодательства Российской Федерации по оказанию медицинской помощи населению
1. Знать права и обязанности врача и пациента
2. Знать права и обязанности врача общей практики
3. Иметь представления о механизмах проведения реформы здравоохранения
4. Правовые Основы законодательства Российской Федерации по оказанию медицинской помощи населению
| 6 ч.
6 ч.
| 3.Общие вопросы экспертизы нетрудоспособности
| 1.Медицинская экспертиза. Общие принципы организации экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. Понятие трудоспособности, нетрудоспособности. Критерии и аспекты экспертизы нетрудоспособности (медицинские, социальные, правовые, финансовые, статистические). Определение клинического и трудового прогноза в решении экпертизы нетрудоспособности.
2. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. Организация и порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Положение о клинико-экспертной комиссии (КЭК).
Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях, травмах и других видах временной нетрудоспособности. Оформление документов для направления на медико-социальную экспертизу.
Порядок учета и хранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
| Правовые Основы законодательства Российской Федерации по оказанию медицинской помощи населению
| 6 ч.
| 4. Медико-социальная экспертиза.
| 1. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Порядок направления на медико-социальную экспертизу. Порядок проведения медико-социальной экспертизы. Учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы (МСЭ). Задачи и функции медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
2. Положение о признании лица инвалидом.
3. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизе. Основные понятия (инвалид, инвалидность, ограничение жизнедеятельности, степень ограничения жизнедеятельности, социальная недостаточность, социальная защита, социальная поддержка).
4. Классификация нарушений основных функций организма человека. Классификация основных категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, способность к передвижению, способность к обучению, способность к трудовой деятельности, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение).
5. Критерии определения групп инвалидности (I, II, III). Причины инвалидности. Общие принципы решения частных вопросов МСЭ. Программы реабилитации инвалидов. Роль участкового врача в реабилитации инвалидов.
|
| 6 ч.
| |