Скачать 405.93 Kb.
|
Профилактическое мероприятие «Дерево жизни» Составители: Лунькова Наталья Анатольевна, Островская Жанна Владимировна, педагоги-психологи, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Новошахтинска Цель: развитие конструктивных способов взаимодействия родителя и ребенка. Задачи - развить навыки конструктивного сотрудничества; - развить навыки совместного обсуждения и нахождения компромиссного решения спорных вопросов - расширить знания о способах открытого выражения чувств. Форма мероприятия – тренинговые занятия. Целевая аудитория: - подростки 13 - 16 лет, имеющие низкий эмоциональный фон в течение пяти дней, изъявившие желание принять участие в групповой работе. - их родители. Тематический план.
I ЭТАП Акция «Цвет моей жизни», «Мой цвет» Цель: выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной помощи. Задачи: - проследить динамику изменения настроения в течение недели; - изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации обучающихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей. Участники: подростки 13 - 16 лет. Материалы: цветные стикеры, либо полоски цветной бумаги (цветовая гамма-тест Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый), количество стикеров каждого цвета должно соответствовать количеству участников, лист (ватман) с изображением «Дерева жизни», булавки, афиша или стенд для информирования обучающихся и педагогов о предстоящей акции, стол для стикеров около каждого класса, ручки, разноцветные следы или ладошки. Комментарии для ведущего. В школе по классам (среднее и старшее звено) проводится акция «Цвет моей жизни», «Мой цвет». Обучающимся предлагаются на выбор цветные стикеры (цветовая гамма - тест Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Количество стикеров каждого цвета должно соответствовать количеству участников. На доске (на стене) прикрепляется лист (ватман) с изображением «Дерева жизни». Задача детей подписать свой стикер и наклеить на дерево. Специалист реализующий акцию: классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог. Изучение и анализ особенностей социально-психологического статуса и адаптации обучающихся проводит педагог-психолог. Ход акции «Цвет моей жизни», «Мой цвет». Перед проведением акции сделать афишу или стенд для информирования обучающихся и педагогов о предстоящей акции. С понедельника по пятницу каждое утро психолог и классные руководители встречают учащихся (а также можно и учителей, для изучения и профилактики эмоционального выгорания). Перед каждым классным кабинетом ставится стол с цветными стикерами. На стене около стола вывешивается ватман с изображением дерева. Всем учащимся предлагается заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в школу, а потом соотнести его с определенным цветом. Задача детей подписать свой стикер и закрепить его на дерево булавкой. Значения цветов не указываются. Если в Акции участвуют педагоги, то для них вывешивается отдельный ватман с изображением дерева, и отдельные наборы стикеров. Мероприятие продолжается до звонка на первый урок, после чего психолог анализирует результаты. Подобным образом «цветонастроение» выясняется всю неделю. Психолог, отдельно фиксирует тех ребят, у которых в течение пяти дней преобладают синие, серые, коричневые и черные цвета в выборе. (Для формирования группы и дальнейшей работы). Комментарии для ведущего. К пятнице на школьной доске информации, можно вывесить данные за пять дней, т.е. итоги выбора в процентном соотношении для школьников и педагогов; данные о значении цветов. Таким образом, коллектив школы может не только проследить изменения в своем настроении, но и узнать о трактовке цветов. Особенности акции. Чтобы создать игровую атмосферу вокруг акции, можно использовать дополнительные средства: к месту проведения акции от входных дверей можно наклеить разноцветные следы или на стенах расклеить разноцветные ладошки, а разряженные добровольцы могут выступать в роли зазывал. Сложности проведения акции: у некоторых обучающихся и даже педагогов могут возникнуть трудности в идентификации своего настроения с цветом. Некоторые могут выбирать две и более стикеров (полосок), или пытаться проголосовать несколько раз. От психолога при этом требуются терпение, такт и наблюдательность. II. ЭТАП Занятие для подростков Цель: обучение осознаванию своего эмоционального и общего состояния. Задачи: - формирование осознанного восприятия эмоций. - умение адекватно выражать эмоциональные состояния. - умение понимать эмоциональные состояния других людей. - развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния. - обучение снятию стрессового напряжения. Материалы: бейджики, «кошелек» (папка) с заготовками примеров правил; лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы), цветные стики и маркер, магниты или скотч (для крепления ватмана к доске, стене); три «ладони» (синяя, красная, желтая) вырезанные из цветного картона; наборы цветного пластилина для каждого участника, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин, стол для выставки работ; диски с мелодичной музыкой, музыкальный центр; листы ф-А4 по количеству участников, разноцветные маркеры или фломастеры, булавки. (Пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем). Содержание занятия 1. Упражнение «Повтори за мной» Цель: знакомство, снижение напряжения. Инструкция: Все стоят в кругу. Каждый из участников, по очереди выходит в центр, называет свое имя и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Затем все вместе повторяют имя и каждое предложенное приветствие. Комментарии для ведущего: Можно предложить участникам использовать «Нетрадиционное приветствие», – так как мы привыкли к стереотипам, а они обедняют нашу жизнь. Можно попробовать испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног и др. Обсуждение: - Как вы себя чувствуете? - Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему? 2. Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы. Материалы: «кошелек» (папка) с заготовками примеров правил работы в группе. Ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Инструкция: Ведущий предлагает участникам вспомнить, а потом на счет три, назвать всем вместе, одновременно свой любимый цвет. Вывод: невозможно было услышать, какой цвет нравиться каждому члену группы. Нужны правила работы в группе. - Что такое правила? - Зачем они нужны? Где в повседневной жизни мы встречаемся с правилами (правила дорожного движения, правила очереди, конституция, уголовный кодекс и т.д.) Ведущий: Успех нашей сегодняшней работы в большой степени определяется соблюдением специфических принципов или правил работы группы, поэтому, сегодня я познакомлю вас с принципами групповой работы: Ведущий предлагает участникам прочитать правила, написанные на заранее подготовленных листах, которые помещены в общий «кошелек» (папка). Каждый из участников достает, не глядя, любой листок и зачитывает вслух. После этого идет обсуждение, и ведущий группы рассказывает подробно, что означает это правило и для чего оно необходимо (Приложение 1). Если все участники принимают это правило, то оно становится Законом этого тренинга. Правила с «НЕ» (не перебивать, не отсиживаться, и т.д.) рекомендовано переформулировать в позитивные установки. Психологическая особенность — частица «НЕ» не считывается. - Не перебивать, — один говорит, другие молчат; правило поднятой руки «один в эфире», - НЕ говорить за других — использовать «Я — высказывание», (Когда я услышала…, то почувствовала…); - НЕ отсиживаться когда другие работают — активное участие Важно добавлять в правила группы заботу о физическом комфорте, возможность пересесть с места на место, выйти в туалет и т.д. (правило «Свободные ноги»), телефон. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным. Правила группы (варианты для выбора, тех правил, которые подходят для данной группы)
Если все согласны с данными правилами и никто не возражает, давайте проголосуем поднятием руки. Комментарии для ведущего: Соблюдение этих или подобных правил, в полном объеме каждым участником группы, конечно, вряд ли реалистично, тем не менее они очень четко задают стиль взаимодействия, микроклимат группы и никогда не вызывают противодействия или неприятия со стороны участников. |
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» | ||
Учебно – тематический план Родительские собрания Учебно-тематический план Родительского клуба Клуб | Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит... | ||
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования... | ||
Этап. Прохождение процедуры подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности | Данные учебно-тематический план и программы разработанные с учетом изменений редакции допог 2013г | ||
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |