Тематический план. I. Этап


Скачать 405.93 Kb.
НазваниеТематический план. I. Этап
страница1/4
ТипТематический план
filling-form.ru > Бланки > Тематический план
  1   2   3   4
Профилактическое мероприятие «Дерево жизни»

Составители: Лунькова Наталья Анатольевна, Островская Жанна Владимировна, педагоги-психологи,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Новошахтинска
Цель: развитие конструктивных способов взаимодействия родителя и ребенка.

Задачи

- развить навыки конструктивного сотрудничества;

- развить навыки совместного обсуждения и нахождения компромиссного решения спорных вопросов

- расширить знания о способах открытого выражения чувств.

Форма мероприятия – тренинговые занятия.

Целевая аудитория:

- подростки 13 - 16 лет, имеющие низкий эмоциональный фон в течение пяти дней, изъявившие желание принять участие в групповой работе.

- их родители.
Тематический план.


I. Этап.

Акция «Цвет моей жизни», «Мой цвет».

Цель: выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной помощи и защите.

II. Этап.

Занятие для подростков.

Цель: обучение осознаванию своего эмоционального и общего состояния.

1. Упражнение «Повтори за мной»

Цель: знакомство, снижение напряжения.

2. Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

3. Упражнение «Планета чувств»

Цель: информирование участников о структуре эмоциональных переживаний.

4. Упражнение «Цветные ладони»

Цель: раскрепощение, снижение эмоционального напряжения.

5. Упражнение «Дерево чувств»

Цель: Обучение дифференциации своего эмоционального состояния.

6. Упражнение «Остановите музыку»

Цель: сплочение, снижение эмоционального напряжения.

7. Упражнение. «Звуки моего тела»

Цель: обучение осознаванию реакции своего тела, общего состояния.

8. Упражнение «Солнечный круг»

Цель: Поддержание положительного эмоционального настроя

9. Рефлексия занятия.

Цель: развитие группового доверия и рефлексии, оценка занятия в эмоциональном аспекте.

III. Этап

Занятие для родителей.

Цель: гармонизация детско-родительских отношений;

1. Знакомство «Представление по кругу»

Цель: преодоление скованности, начальные совместные действия участников

2. Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

3. Упражнение «Атомы и молекулы»

Цель: деление на три группы, снижение напряжения.

4. Упражнение «Семья – это…»

Цель: развитие навыка создания атмосферы эмоциональной защищённости для ребенка и эмоционального комфорта родителей;

5. Упражнение «Открытое выражение чувств»

Цель: развитие навыка открытого выражения чувств.

6. «Карлики и великаны»

Цель: раскрепощение, снижение эмоционального напряжения.

7. Упражнение «Заверши предложение».

Цель: изменение отношения к установкам «могу», «хочу», «должен» через расширение границ самопознания.

8. Рефлексия занятия.

Цель: развитие группового доверия и рефлексии, оценка занятия в эмоциональном аспекте.

IV. Этап

Совместное занятие: родители и подростки

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

1.Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде.

2. Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

3. Упражнение «Приветствия».

Цель: разминка, приветствие участников друг друга, создание благоприятной непринужденной атмосферы в группе.

4. Упражнение «Список претензий»

Цель: предоставление возможности осознать правомочность претензий друг к другу; развитие навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

5. Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: активизировать умение делать комплимент, говорить приятное.

6. Упражнение «Дерево жизни»

Цель: оценка всего мероприятия в эмоциональном аспекте.

7. Рефлексия.

Цель: оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном и смысловом.



I ЭТАП

Акция «Цвет моей жизни», «Мой цвет»
Цель: выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной помощи.

Задачи:

- проследить динамику изменения настроения в течение недели;

- изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации обучающихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей.

Участники: подростки 13 - 16 лет.

Материалы: цветные стикеры, либо полоски цветной бумаги (цветовая гамма-тест Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый), количество стикеров каждого цвета должно соответствовать количеству участников, лист (ватман) с изображением «Дерева жизни», булавки, афиша или стенд для информирования обучающихся и педагогов о предстоящей акции, стол для стикеров около каждого класса, ручки, разноцветные следы или ладошки.
Комментарии для ведущего. В школе по классам (среднее и старшее звено) проводится акция «Цвет моей жизни», «Мой цвет». Обучающимся предлагаются на выбор цветные стикеры (цветовая гамма - тест Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Количество стикеров каждого цвета должно соответствовать количеству участников. На доске (на стене) прикрепляется лист (ватман) с изображением «Дерева жизни». Задача детей подписать свой стикер и наклеить на дерево.

Специалист реализующий акцию: классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог. Изучение и анализ особенностей социально-психологического статуса и адаптации обучающихся проводит педагог-психолог.
Ход акции

«Цвет моей жизни», «Мой цвет».

Перед проведением акции сделать афишу или стенд для информирования обучающихся и педагогов о предстоящей акции.

С понедельника по пятницу каждое утро психолог и классные руководители встречают учащихся (а также можно и учителей, для изучения и профилактики эмоционального выгорания). Перед каждым классным кабинетом ставится стол с цветными стикерами. На стене около стола вывешивается ватман с изображением дерева.

Всем учащимся предлагается заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в школу, а потом соотнести его с определенным цветом. Задача детей подписать свой стикер и закрепить его на дерево булавкой. Значения цветов не указываются. Если в Акции участвуют педагоги, то для них вывешивается отдельный ватман с изображением дерева, и отдельные наборы стикеров. Мероприятие продолжается до звонка на первый урок, после чего психолог анализирует результаты.

Подобным образом «цветонастроение» выясняется всю неделю.

Психолог, отдельно фиксирует тех ребят, у которых в течение пяти дней преобладают синие, серые, коричневые и черные цвета в выборе. (Для формирования группы и дальнейшей работы).

Комментарии для ведущего. К пятнице на школьной доске информации, можно вывесить данные за пять дней, т.е. итоги выбора в процентном соотношении для школьников и педагогов; данные о значении цветов. Таким образом, коллектив школы может не только проследить изменения в своем настроении, но и узнать о трактовке цветов.

Особенности акции. Чтобы создать игровую атмосферу вокруг акции, можно использовать дополнительные средства: к месту проведения акции от входных дверей можно наклеить разноцветные следы или на стенах расклеить разноцветные ладошки, а разряженные добровольцы могут выступать в роли зазывал.

Сложности проведения акции: у некоторых обучающихся и даже педагогов могут возникнуть трудности в идентификации своего настроения с цветом. Некоторые могут выбирать две и более стикеров (полосок), или пытаться проголосовать несколько раз. От психолога при этом требуются терпение, такт и наблюдательность.


II. ЭТАП

Занятие для подростков

Цель: обучение осознаванию своего эмоционального и общего состояния.

Задачи:

- формирование осознанного восприятия эмоций.

- умение адекватно выражать эмоциональные состояния.

- умение понимать эмоциональные состояния других людей.

- развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

- обучение снятию стрессового напряжения.

Материалы: бейджики, «кошелек» (папка) с заготовками примеров правил; лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы), цветные стики и маркер, магниты или скотч (для крепления ватмана к доске, стене); три «ладони» (синяя, красная, желтая) вырезанные из цветного картона; наборы цветного пластилина для каждого участника, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластилин, стол для выставки работ; диски с мелодичной музыкой, музыкальный центр; листы ф-А4 по количеству участников, разноцветные маркеры или фломастеры, булавки. (Пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем).

Содержание занятия
1. Упражнение «Повтори за мной»

Цель: знакомство, снижение напряжения.

Инструкция: Все стоят в кругу. Каждый из участников, по очереди выходит в центр, называет свое имя и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Затем все вместе повторяют имя и каждое предложенное приветствие.

Комментарии для ведущего: Можно предложить участникам использовать «Нетрадиционное приветствие», – так как мы привыкли к стереотипам, а они обедняют нашу жизнь. Можно попробовать испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног и др.

Обсуждение:

- Как вы себя чувствуете?

- Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?
2. Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Материалы: «кошелек» (папка) с заготовками примеров правил работы в группе.

Ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам вспомнить, а потом на счет три, назвать всем вместе, одновременно свой любимый цвет. Вывод: невозможно было услышать, какой цвет нравиться каждому члену группы. Нужны правила работы в группе.

- Что такое правила?

- Зачем они нужны?

Где в повседневной жизни мы встречаемся с правилами (правила дорожного движения, правила очереди, конституция, уголовный кодекс и т.д.)

Ведущий: Успех нашей сегодняшней работы в большой степени определяется соблюдением специфических принципов или правил работы группы, поэтому, сегодня я познакомлю вас с принципами групповой работы:
Ведущий предлагает участникам прочитать правила, написанные на заранее подготовленных листах, которые помещены в общий «кошелек» (папка). Каждый из участников достает, не глядя, любой листок и зачитывает вслух. После этого идет обсуждение, и ведущий группы рассказывает подробно, что означает это правило и для чего оно необходимо (Приложение 1). Если все участники принимают это правило, то оно становится Законом этого тренинга.

Правила с «НЕ» (не перебивать, не отсиживаться, и т.д.) рекомендовано переформулировать в позитивные установки. Психологическая особенность — частица «НЕ» не считывается.

- Не перебивать, — один говорит, другие молчат; правило поднятой руки «один в эфире»,

- НЕ говорить за других — использовать «Я — высказывание», (Когда я услышала…, то почувствовала…);

- НЕ отсиживаться когда другие работают — активное участие

Важно добавлять в правила группы заботу о физическом комфорте, возможность пересесть с места на место, выйти в туалет и т.д. (правило «Свободные ноги»), телефон.

Не стесняйтесь высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
Правила группы (варианты для выбора, тех правил, которые подходят для данной группы)

  1. Доверительный стиль общения

  2. Общение по принципу «здесь и теперь»

  3. «Один в эфире», уважение говорящего, вежливость — привилегия королей.

  4. «Я — высказывание», персонификация высказываний.

  5. Искренность в общении.

  6. Конфедициальность всего происходящего в группе

  7. Недопустимость непосредственных оценок человека

  8. Активное участие в происходящем

  9. Правило «стоп»,

  10. «Свободные ноги»

  11. Телефон


Если все согласны с данными правилами и никто не возражает, давайте проголосуем поднятием руки.

Комментарии для ведущего: Соблюдение этих или подобных правил, в полном объеме каждым участником группы, конечно, вряд ли реалистично, тем не менее они очень четко задают стиль взаимодействия, микроклимат группы и никогда не вызывают противодействия или неприятия со стороны участников.
  1   2   3   4

Похожие:

Тематический план. I. Этап iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий

Тематический план. I. Этап iconБиофизика
Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»

Тематический план. I. Этап iconПрограмма «Семья!» Составили воспитатели: Хафизова Л. Р. Хузина А. Т. 2014 год
Учебно – тематический план Родительские собрания Учебно-тематический план Родительского клуба Клуб

Тематический план. I. Этап iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит...

Тематический план. I. Этап iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)...

Тематический план. I. Этап iconТематический план для очной формы обучени я Тематический план для очно-заочной формы обучения…
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования...

Тематический план. I. Этап iconПошаговая инструкция по паспортизации бюджетных организаций и подаче...
Этап. Прохождение процедуры подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности

Тематический план. I. Этап iconПрограмма подготовки и переподготовки водителей автотранспортных...
Данные учебно-тематический план и программы разработанные с учетом изменений редакции допог 2013г

Тематический план. I. Этап iconТематический план учебной дисциплины

Тематический план. I. Этап iconТематический план учебной дисциплины

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск