Постановлением Избирательной


НазваниеПостановлением Избирательной
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6
Протокол заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4

(Выписка)

"О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями"


Избирательная комиссия

Белгородской области
О составлении избирательными комиссиями протоколов

об административных правонарушениях


Белгород

2013
ОДОБРЕНО

постановлением Избирательной


комиссии Белгородской области

1. Гарантии прав граждан Российской Федерации

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Белгородской области определены гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков, на получение и распространение информации о выборах при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов и их опубликовании и др.

Административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушения избирательного законодательства Российской Федерации о выборах регламентирована «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее – КОАП), введенным в действие с 1 июля 2002 года.

Административная ответственность предусмотрена за нарушения прав граждан на ознакомление со списком избирателей, порядка представления сведений об избирателях, порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, порядка и условий проведения предвыборной агитации, условий рекламы предпринимательской и иной деятельности, отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, подкуп избирателей, за неисполнение решения избирательной комиссии, непредоставление избирательным комиссиям в установленный законом срок сведений и материалов, нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата или избирательного объединения, порядка финансирования избирательной кампании кандидатами, избирательными объединениями, за нарушения закона при организации голосования и подсчете голосов избирателей, порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения – противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Конкретные составы административных правонарушений, посягающие на избирательные права граждан, сформулированы в главе 5 особенной части КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».
2. Общие вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства
Одним из наиболее важных вопросов при привлечении к административной ответственности является вопрос о лице, совершившем правонарушение, как субъекте административного правонарушения. Им может быть как физическое лицо (в том числе должностное), так и юридическое лицо (организация). Выделяют общий и специальный субъекты.

Согласно статье 2.3 КОАП ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет. Здесь необходимо учитывать то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) участвовать в предусмотренных законодательством о выборах избирательных действиях вправе гражданин Российской Федерации, которому исполнилось либо исполнится на день голосования 18 лет. Эти лица могут быть привлечены к административной ответственности в общем порядке, если не указан специальный субъект. Лица, которым на день голосования не исполнится 18 лет, могут быть привлечены к административной ответственности с учетом характера правонарушения лишь по некоторым статьям КОАП (например, по статьям 5.11, 5.12, 5.14, 5.20, 5.56). При решении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по статье 5.11 КОАП в отношении кандидата, избирательного объединения, их доверенных лиц, а также иных лиц необходимо установить, что им было или могло быть известно о несовершеннолетнем возрасте лица, привлекаемого ими к проведению предвыборной агитации.

В примечании к статье 2.4 КоАП дано определение понятия «должностное лицо», согласно которому должностным является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Понятие юридического лица, а также его признаки, виды, правоспособность определены в статьях 48, 49, 50, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

От имени юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, выступает его законный представитель. В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КОАП законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В случае привлечения к административной ответственности специальных субъектов последние указываются в самой статье. Специальными субъектами административного правонарушения являются лица, обладающие определенным статусом - кандидаты, зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений (в том числе по финансовым вопросам), члены избирательных комиссий, выборные лица, государственные или муниципальные служащие. Зарегистрированный кандидат может быть подвергнут административному наказанию в судебном порядке только с согласия прокурора.

Административная ответственность физических и юридических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Применительно к физическим лицам, вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо. К юридическим лицам же не может быть применена сознательно-волевая концепция вины как психического отношения нарушителя к своему поведению. Поэтому законодатель применительно к юридическим лицам сформулировал специальное и достаточно специфичное определение вины как непринятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КОАП предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п.3 ст.2.1 КОАП).

За нарушение законодательства о выборах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; редакции периодических печатных изданий; избирательные объединения; общественные объединения; благотворительные организации; религиозные объединения; кредитные организации (учреждения); полиграфические предприятия и др.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КОАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (статья 1.5 КОАП).

Под порядком установления вины согласно КОАП подразумевается установление наличия в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КОАП. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть признано виновным, если действовало с умыслом или по неосторожности.

Также возможно совершение административного правонарушения по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. При этом наличие или отсутствие в действиях тех или иных лиц вины устанавливает суд.

Необходимо принимать во внимание, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативным правовым актом установлены обязанность и срок, в течение которого такая обязанность должна быть выполнена, но это исполнено не было, правонарушение является оконченным с момента истечения установленного срока. Указанное обстоятельство должно обязательно учитываться при составлении протокола, поскольку КОАП предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. На это указывается в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5.

Особенно важным при составлении протоколов об административном правонарушении является анализ фактов правонарушений и их юридическая оценка. При этом следует выяснить, насколько полна и достоверна информация о правонарушении, не является ли она малозначительной, подпадает ли под признаки правонарушения, предусмотренного Кодексом, а также не истекли ли сроки, установленные для привлечения к административной ответственности.

Решения по фактам административных правонарушений должны приниматься оперативно. Бездействие избирательных комиссий, не отреагировавших в надлежащий срок на соответствующие правонарушения, может привести к росту числа жалоб со стороны различных участников избирательного процесса.

Особо следует отметить, что эффективность работы по выявлению фактов административных правонарушений, объективность и полнота анализа информации, необходимой для принятия оперативных решений, а также результативность деятельности по пресечению нарушений избирательного законодательства зависят от уровня организации взаимодействия избирательных комиссий с органами внутренних дел, органами прокуратуры, иными органами, оказывающими содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, а также судами. При этом основополагающими звеньями в организации такого взаимодействия являются выработка плана совместных действий, его согласованное последовательное осуществление и постоянный обмен необходимой информацией с учетом возможностей различных структур.

В КОАП предусмотрена административная ответственность членов избирательных комиссий (11 составов) с правом решающего голоса (ст. 5.1, 5.3, 5.6, 5.21, 5.22, 5.23, 5.24, 5.25, 5.47, 5.56). В случае привлечения такого члена избирательной комиссии к административной ответственности и наложении на него административного взыскания необходимо иметь в виду, что вступление в законную силу в отношении члена избирательной комиссии решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах является безусловным основанием для немедленного прекращения данным членом избирательной комиссии своих полномочий (подп. «б» п. 8 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях...», пункт 2 части 8 статьи 33 Избирательного кодекса Белгородской области). Следует обратить внимание на то, что при этом применяется пункт 18 статьи 33 Избирательного кодекса Белгородской области о необходимости согласия прокурора области на привлечение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса к административной ответственности.

В случае обнаружения признаков нарушения законодательства, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, соответствующая избирательная комиссия направляет материалы и документы для установления факта нарушения в правоохранительные органы и для привлечения виновных лиц к ответственности.

Обращаем особое внимание на то, что административная ответственность за некоторые правонарушения, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КОАП, наступает только в том случае, если в действиях виновных лиц не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Поскольку избирательные комиссии не обладают компетенцией по установлению наличия либо отсутствия в действиях виновных лиц признаков уголовно наказуемого деяния, материал по факту обнаружения таких правонарушений необходимо направить прокурору для проведения проверки. Административное производство может быть возбуждено, когда прокурором будет установлено, что в действиях виновных лиц отсутствует состав преступления, но содержатся признаки административного правонарушения. Моментом обнаружения правонарушения в данном случае является момент получения избирательной комиссией соответствующего постановления прокурора (если административное производство не будет возбуждено самим прокурором).
3. Возбуждение дела об административном правонарушении

Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции избирательных комиссий отнесено право составления протоколов об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан. В соответствии со ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 - 5.5, 5.8 - 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 - 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями; по статьям 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.38, 5.47, 5.49 - уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел; по статьям 5.5, 5.10, 5.11, 5.13, 5.51 КОАП - должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; по статье 5.21 вправе составлять инспектора Счетной палаты Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, вправе возбуждать только прокурор. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КОАП.

Поводами к возбуждению дел

об административных правонарушениях являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Решение о привлечении лица к административной ответственности может быть принято как непосредственно уполномоченным членом избирательной комиссии, так и на заседании избирательной комиссии. В случаях непосредственного обнаружения административного правонарушения уполномоченный член избирательной комиссии вправе составить протокол о привлечении виновного лица к административной ответственности, проинформировав затем избирательную комиссию о принятом им решении и представив копию указанного решения. Однако при поступлении в избирательную комиссию обращения, содержащего факты о совершении административного правонарушения, оно должно быть рассмотрено на заседании избирательной комиссии. По результатам рассмотрения данного обращения избирательной комиссией может быть принято решение о поручении уполномоченному члену избирательной комиссии составить протокол об административном правонарушении в отношении данного лица. Моментом обнаружения административного правонарушения в данном случае будет являться момент принятия избирательной комиссией решения по существу жалобы.

В случаях, когда по заявлению, обращению выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, необходимо принять во внимание, что избирательная комиссия, рассмотрев поступившее обращение, обязана принять мотивированное решение по существу вопроса и дать заявителю мотивированный ответ, приложив определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также заявителю необходимо дать разъяснения о порядке обжалования указанных актов. В частности, требуется обратить внимание на то, что жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела в пятидневный срок со дня получения копии определения, постановления (часть 3 статьи 30.3 КоАП).

Если уполномоченный член избирательной комиссии не вправе составлять протокол об административном правонарушении, сигнал о котором поступил, либо если для реального привлечения виновного лица к ответственности у избирательной комиссии нет всей полноты полномочий (например, для привлечения к административной ответственности определенной категории лиц), материалы необходимо направить в прокуратуру.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Постановлением Избирательной iconК постановлению избирательной комиссии пермского края
Российской Федерации и местного самоуправления, утвержденные Постановлением Центральной избирательной комиссии от 11. 06. 2014 n...

Постановлением Избирательной iconМая 2014 года постановлением Избирательной комиссии Вологодской области
На выборах главы сельского поселения, депутатов представительного органа сельского поселения перечисление средств избирательного...

Постановлением Избирательной iconУтверждено постановлением Территориальной избирательной комиссии

Постановлением Избирательной iconУтверждена постановлением Территориальной избирательной комиссии...

Постановлением Избирательной iconИнструкции
Утверждена постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 27 июня 2014 №100/845-5

Постановлением Избирательной iconУтверждена постановлением Центральной избирательной
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 2

Постановлением Избирательной iconУтверждена постановлением Территориальной избирательной комиссией
Представляется в Территориальную избирательную комиссию города Таганрога Ростовской области

Постановлением Избирательной iconИнструкция по кадровому делопроизводству в избирательной комиссии...
Республики Бурятия, поступлением на государственную гражданскую службу в Аппарат Избирательной комиссии Республики Бурятия, прохождением...

Постановлением Избирательной iconЗбирательный бюллетень для голосования на дополнительных выборах
Подписи двух членов участковой избирательной комиссии и печать участковой избирательной

Постановлением Избирательной iconРешение о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Порядок работы участковой избирательной комиссии с членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателями,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск