ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ
ЭКСПЕРТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ
КОМИСCИЙ ЕГЭ
В 2006 г.
Москва
2006
Научный руководитель: Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ
Авторы – составители: Ковалева Г.С., Котова О.А., Лискова Т.Е.
© Ковалева Г.С., Котова О.А., Лискова Т.Е. 2006
© Федеральный институт педагогических измерений. 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Руководство по организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий 4
1.1Цели 4
1.2. Описание материалов 4
Руководство по организации подготовки экспертов РПК. 4
Комплект учебных пособий по предметам для подготовки экспертов. 4
Компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ» 5
Комплект работ выпускников на электронном носителе для организации подготовки экспертов в условиях, максимально приближенных к реальной экзаменационной процедуре проверки. 5
1.3. Методика организации занятий 5
2. Программа подготовки экспертов по проверке заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена 7
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса 13
18-часовой курс (подготовка тьюторов) 13
72-часовой курс (подготовка экспертов РПК) 24
4. Квалификационная характеристика экспертов предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом 35
4.1. Квалификационная характеристика организатора работы предметной комиссии по подготовке экспертов 35
4.2. Квалификационная характеристика эксперта предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом 37
5. Примерные вопросы для итогового контроля 39
6. Рекомендуемая литература 41
Приложение 1. Рекомендации по формированию и организации предметных комиссий (подкомиссий) ГЭК субъекта РФ 50
Приложение 2. Инструкции для предметной комиссии по проверке бланков ответов № 2 в 2005 г. 61
Приложение 3. Протоколы экспертной проверки ответов на задания части С. 72
Приложение 4. Рекомендации по оплате труда экспертов. 75
Руководство по организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий
Специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлен учебно-методический комплект (УМК) для организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий (далее - РПК) по проверке заданий с развернутым ответом в 2006 г.
Цели
Комплект материалов призван обеспечить эффективную подготовку экспертов РПК ЕГЭ с учетом специфических условий (кадровых и экономических возможностей, опыта проведения единого экзамена по конкретным предметам и пр.) отдельных территорий каждого субъекта РФ, участвующего в эксперименте.
Подготовка экспертов может быть организована в очной, очно-заочной и заочной формах.
Председателю РПК (или иным уполномоченным для подготовки экспертов лицам) целесообразно ориентироваться на примерную программу подготовки и требования к квалификации эксперта, при необходимости скорректировав ее по времени. В условиях дефицита времени рекомендуем уделить особое внимание практической стороне обучения. Итогом обучения должна стать процедура аттестации, которая позволит определить состав специалистов, рекомендуемых для работы в предметной комиссии.
1.2. Описание материалов
УМК включает:
Руководство по организации подготовки экспертов РПК.
Руководство содержит рекомендации по организации подготовки экспертов РПК, примерную программу подготовки экспертов, требования к квалификации (квалификационные характеристики) экспертов РПК (соответственно второй и третий разделы данного сборника материалов).
Комплект учебных пособий по предметам для подготовки экспертов.
Комплект пособий составляют три учебные книги, отражающие логику процесса обучения экспертов:
«Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом» дают общее представление о назначении заданий с развернутым ответом в структуре КИМ единого экзамена; их типологии и подходах к оцениванию заданий с развернутым ответом.
«Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом» содержат комплект ответов учащихся на задания с развернутым ответом, анализ которых позволяет эксперту практически освоить систему оценивания, принятую в данном предмете, потренироваться в оценивании ответов учащихся.
«Материалы для проведения зачета» позволяют оценить степень подготовленности эксперта. Они содержат комплект бланков ответов выпускников, тексты заданий, инструкции по оцениванию и эталонные оценки, соотнесение с которыми результатов работы слушателя дает представления о степени его обученности.
Компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»
Компьютерное пособие включает программное обеспечение, устанавливаемое в локальной сети регионального ресурсного центра, и материалы для пользователя. Программное средство позволяет с наименьшими материальными затратами организовать эффективную и психологически комфортную подготовку экспертов региональных комиссий ЕГЭ в форме очных и дистанционных занятий, выявить по объективным показателям наиболее подготовленную группу «третьих экспертов».
Комплект работ выпускников на электронном носителе для организации подготовки экспертов в условиях, максимально приближенных к реальной экзаменационной процедуре проверки1.
Диск содержит следующие материалы по предмету: три комплекта работ выпускников 2005 г. по разным вариантам, тексты заданий и критериев оценивания, бланки протоколов экспертной проверки по процедуре 2006 г., таблицы с реальными экспертными оценками заданий всех работ комплекта.
|