Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида»
Согласовано
Руководитель МО
________________ФИО Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
| Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
_________________ ФИО «____»____________20__ г.
| Утверждаю
Директор МКСОУ «Школа №2» __________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
9 КЛАСС
Автор-составитель:
учитель 9 класса
Балодс
Галина Михайловна
Прокопьевск
2014
Пояснительная записка В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2011 г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вида; в школе имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Программа использована без изменений.
К началу обучения в 9 классе учащиеся должны были усвоить элементарные сведения по грамматике; у обучающихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 9-му классу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.
В 9-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Учащиеся изучают новые для них части речи: наречие и имя числительное.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с ОВЗ к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 9 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 9 классе, так же как и в 5-8 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-8 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 9 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).
В ходе обучения в 9 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего, за счет введения в лексикон обучающихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания обучающихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития учеников с ОВЗ проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Применяется методика орфографического чтения П.С.Тоцкого. Виды упражнений, используемые на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный).
Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 9 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают обучающиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым обучающимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 9-го класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
| Содержание
| Методы
|
|
| Вводный
| Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
| Беседа, наблюдение, диктант.
|
|
| Текущий
| Освоение учебного материала по теме, разделу программы.
| Диагностические задания: опросы,
самостоятельные работы, карточки,
списывание, тест. Различные виды обучающих
диктантов, изложений.
Творческие работы (сочинение).
|
|
| Коррекция
| Ликвидация пробелов.
| Тест, наблюдение, консультация.
|
|
| Итоговый
| Контроль выполнения поставленных задач.
| Диктант за курс учебного года.
|
|
|
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям отметки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая отметка, охватывающая все стороны данной работы:
- отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Отметка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Отметка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено от 3 до 5 орфографических и пунктуационных ошибок. Отметка «2» выставляется при наличии более 5 орфографических ошибок. При выставлении отметок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 9 классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
В 9 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа. На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; обучающимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
На обучение письму в 9 классе отводится 136 часов (34 учебные недели, 4 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и на изученные правила; писать небольшие по объему изложения и сочинения; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, обращением; сложное предложение; оформлять все виды деловых бумаг; пользоваться школьным орфографическим словарем;
учащиеся должны знать:
части речи; наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание программы
Повторение (8 часов). Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-8 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены, обращение. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах, обращении и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.
Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать письмо; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).
Звуки и буквы (7 часов)
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Развитие речи: деловое письмо. Объявление.
Состав слова (15 часов) Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.
Развитие речи: деловое письмо. Расписка.
Части речи.
Имя существительное (11 часов). Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных.
Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам. Деловое письмо. Заметка в стенгазету.
Имя прилагательное (12 часов). Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Развитие речи: обучение написанию сочинения описательного характера на основе личных наблюдений; знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; написание изложения на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.
Личные местоимения (6 часов). Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (14 часов). Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.
Развитие речи: деловое письмо, уметь заполнить анкету.
Наречие (6 часов). Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Развитие речи: обучение написанию сочинения о себе по данным вопросам и словосочетаниям.
Имя числительное (7 часов).
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.
Развитие речи: деловое письмо. Доверенность.
Части речи (4 часа). Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.
Предложение (14 часов). Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Развитие речи: написание изложения с элементами сочинения.
Повторение пройденного за год (9 часов). Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.
|