Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз?


Скачать 238.98 Kb.
НазваниеОкончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз?
ТипВопрос
filling-form.ru > Бланки > Вопрос
Хочу учиться за границей
Как российскому школьнику стать

заграничным студентом

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? Почему бы и нет?! Это необычно, интересно, увлекательно, престижно...

В XVIII веке для представителей дворянского и купеческого сословий было вполне естественным ехать учиться за границу. Однако они учились и на Родине. Но вот с образованием для представителей других сословий и для женщин в России тогда было плохо... Так что юноши-дворяне и юноши-купцы могли получить обширные знания и «здесь», и «там», а все остальные — только «там». В XIX веке ситуация в России несколько улучшилась, но к началу XX столетия снова начались отъезды студентов за рубеж. Юные революционеры, уезжая, выражали таким образом недовольство государственным строем России. Правда, некоторым из них за активную революционную деятельность попросту запрещали учиться в отечественных университетах, и им ничего не оставалось, кроме как ехать за рубеж...

На советском этапе практика заграничного обучения прекратилась. Вместо призывов к сотрудничеству с Западом звучали лозунги типа «Догнать и перегнать!» Хотя «элитные дети», сыновья и дочки больших начальников, порой выезжали за границу, чтобы учиться несколько месяцев «по обмену». А в 90-е годы XX века стало модно и «круто» учиться за границей... К счастью, теперь к поступлению в иностранный вуз относятся куда серьезнее.

Итак, у вас возникла мысль: «А не попробовать ли мне...»

Скоро в руках окажется заветный аттестат — путевка во взрослую жизнь. Среднее образование получено! Однако выпускнику стоит помнить, что наше среднее образование отличается от западного. В большинстве европейских стран и в США принята 12-летняя система образования. А в Германии и Голландии и вовсе учатся в школах по 13 лет! У нас же, как известно, номинально учатся 11 лет, а на самом деле — 10, так как немалая часть подрастающего поколения переходит из третьего класса в пятый. При этом у выпускников российских школ больший объем знаний, выше уровень подготовки. Особенно преуспевают российские старшеклассники по части естественно-научных дисциплин. Во многих зарубежных учебных заведениях вообще нет такого предмета, как, например, «физика»: есть «наука», куда включены физика, химия, биология... У нас — углубленно, у них — более обобщенно. И подход к высшему образованию за границей другой. Но тут все наоборот: к примеру, подготовка наших инженеров пусть и серьезная, и глубокая, но общего характера; на Западе же инженер по холодильным установкам никогда не будет работать в строительстве или в энергетике, как это возможно у нас.

Однако все это, конечно, не страшно. Западные педагоги понимают, что наше школьное образование не хуже; российские аттестаты признаются все большим количеством ведущих университетов мира. К тому же несколько лет назад Россия подписала Лиссабонскую конвенцию о взаимопризнаваемости школьных аттестатов. Этот документ подписали почти все европейские страны, несколько азиатских государств и Австралия.

«Минусы» на этом пути: обучаться придется платно, а поступать — не самостоятельно, а с помощью бюро или агентств международных образовательных программ («Прямой разговор», «Парта», «Мистер кейс», «Элитур-клуб», «Инсайт Лингва», «Спутник», «Канцлер», «Открытый мир» и т.д.). Зато мало где есть вступительные экзамены, вместо них — конкурс аттестатов, тестирования, собеседования.

Образовательные агентства не отправляют за рубеж, они — дистрибьюторы, посредники между зарубежными вузами и желающими в них обучаться, представители заграничных университетов в России. Они ориентируют юных россиян, помогают им преодолеть сложности и избежать больших проблем. Без международных бюро трудновато выбрать нужную страну и вуз, факультет и специальность. Сотрудники образовательных агентств отлично знакомы с рейтингом и финансовым положением иностранных вузов, с тем, сколько выпускников находят работу после окончания и вправе ли обладатель диплома претендовать на получение вида на жительство в какой-либо стране. Также компании вырабатывают для каждого российского выпускника стратегию его образования на несколько лет (от школы и языковых курсов до получения докторской степени), готовят к интервью, учат заполнять анкеты и составлять документы. Они предоставляют вчерашнему одиннадцатикласснику информацию о том, с чем ему придется столкнуться в дальнейшем, подробно рассказывают о процедуре зачисления, решают визовые и посольские вопросы, бронируют авиабилеты.

Как получить визу?
Всё самое сложное осталось позади - вы получили приглашение вуза и скоро станете студентом заморского университета. Пора получать визу.

Для оформления визы вам нужно представить в посольство необходимые документы. Их набор может варьироваться в зависимости от правил, принятых в конкретном государстве. Поэтому перед подачей документов уточните в посольстве, что именно вы должны захватить с собой. Но общие правила важно знать всем желающим получить высшее образование за рубежом.

Итак, вам потребуется:

1. Приглашение учебного заведения, подтверждающее, что ваш курс оплачен и вы приняты. Идти в посольство без этого документа бессмысленно. Обязательно уточните, в каком виде приглашение должно быть представлено. Например, в посольстве США этот документ принимается только в оригинале, ксерокопии и факсы не рассматриваются. Заранее договоритесь с вузом - в случае необходимости приглашение вышлют с курьером, плату за услуги которого внесут в ваш счет.

2. Заграничный паспорт, срок действия которого должен с запасом «покрывать» продолжительность пребывания в стране.

3. Несколько фотографий.

4. Заполненная анкета (ее можно бесплатно получить в

посольстве).

5. Документ, подтверждающий источник финансирования. То есть вы должны предъявить справку с места работы человека, оплачивающего вашу поездку, справку из налоговой инспекции о его доходах или выписку о состоянии его банковского счета. В справке обязательно укажите должность спонсора. Учтите: если в качестве документа об источнике финансирования вы прикладываете справку с места работы, то указанная информация будет проверена. Если сотрудники посольства не смогут дозвониться по указанному на бланке телефону, это вызовет серьезные подозрения относительно существования компании и может негативно повлиять на исход дела.

6. Копия диплома, если вы уже имеете одно законченное образование, или справка с места учебы, если вы еще учитесь.

В последнее время во многих, если не во всех, посольствах требуют, чтобы документы подавал сам претендент. Однако если по каким-либо причинам вы не можете присутствовать лично, это может сделать посредник по нотариально заверенной доверенности.

Сдав документы, вы получите квитанцию для оплаты консульского сбора, которую надо оплатить в банке не позже определенного времени. Имейте в виду, в случае отказа в визе эти деньги вам не вернут.

После благополучной подачи документов останется только ждать. Впереди - собеседование в посольстве.

Как пройти собеседование в посольстве
Собеседование в посольстве - ответственное мероприятие. От его результатов зависит, поедете вы учиться или нет. Очень важно, общаясь с сотрудником посольства, произвести самое выгодное впечатление.

На собеседовании сотрудник посольства задает всем примерно одни и те же вопросы и хочет услышать четкие ответы. Не надо быть слишком многословным или чересчур лаконичным. Если вы пытаетесь что-то скрыть, отвечаете путано, неуверенно, подолгу задумываетесь, это насторожит визового офицера и может послужить причиной отказа в выдаче визы. Так что перед походом в посольство как следует подготовьтесь, изучите свои бумаги, программу курса и т. д.

Помните: все ваши ответы записываются. Если вам придется пройти собеседование во второй раз (бывает и такое), не вздумайте их менять. Имейте в виду, что практически все заявители рассматриваются как потенциальные эмигранты. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы как можно убедительнее доказать обратное. А именно:

1. Вы едете только на учебную программу и оставаться в стране не собираетесь.

2. Вы располагаете достаточной суммой денег, чтобы себя содержать, и не будете искать | работу.

3. Вы оплатили обучение или, по крайней мере, внесли регистрационный взнос.

4. У вас достаточно крепкие семейные связи на родине.

5. Вам необходимо вернуться сразу по окончании курса обучения.

6. Здесь у вас есть возможность найти интересную и высокооплачиваемую работу.
На собеседование полезно захватить:

1. Письмо из учебного заведения, в котором описана ваша программа.

2. Рекомендательное письмо с места вашей учебы.

3. Справку о составе семьи с указанием, что на родине остаются родители, супруг/супруга, дети и другие родственники.

4. Справку о владении какой-либо собственностью.

Все справки лучше составить на иностранном языке или подготовить перевод-сопровождение.

Но одни лишь тщательно подготовленные бумаги на красивых бланках не являются гарантией успеха.

Визовые офицеры - достаточно тонкие психологи. Большое значение имеет одежда, в которой вы идете на собеседование. Не одевайтесь броско, вызывающе. Дорогие украшения или слишком яркий макияж могут вызвать раздражение. Ваш вид должен отвечать цели поездки. Не стоит чрезмерно волноваться, нервничать. Визовому офицеру необходимо показать, что вы уверены в себе и полностью владеете ситуацией. Старайтесь смотреть ему прямо в глаза, говорить отчетливо и достаточно громко, не глотая слова, не заставляя его переспрашивать. Будьте готовы к тому, что один и тот же вопрос может задаваться несколько раз (например, «не продлите ли вы свой курс?») или вам будут задавать каверзные вопросы. Отвечайте спокойно и уверенно, не раздражаясь, даже если вопросы покажутся вам нескромными (например, о вашей зарплате, источнике доходов, наличии невесты/жениха и т. п.). Это избавит вас от повторного собеседования и увеличит шансы на успех. Дайте понять, что вы очень заинтересованы в этой поездке, однако в случае отказа трагедии в вашей жизни не произойдет.

Как выбрать зарубежный вуз
Отправить свои документы можно одновременно в несколько вузов. Но учиться придется в одном. Как сделать правильный выбор?

Во-первых, обратите внимание на статус как самого вуза, так и на образовательный престиж той страны, в которой он находится. Ведь именно это во многом определяет ценность диплома, который вы получите и за который в некоторых случаях вам придется заплатить весьма приличные деньги. Но не путайте престиж и месторасположение. В отличие от России на Западе эти понятия не связаны. Престижный вуз вовсе не обязательно должен находиться в столице. Столичное в западном менталитете - не столько престижное, сколько дорогое. Учеба в таком городе обойдется дороже. Но на качестве обучения это вряд ли скажется. Зато в провинции можно получить отличное образование, заплатив за него значительно меньше.

Во-вторых, очень важно соотносить свои желания с материальными возможностями. Ставьте перед собой реальные задачи. Находиться там придется не один год. А обучение за рубежом совсем не та сфера, в которой стоит руководствоваться принципом «главное попасть, а там - разберемся». Поэтому, если финансовый вопрос стоит для вас достаточно остро, вы должны максимально четко представлять картину будущих затрат.

Стоимость обучения зависит от рейтинга вуза, места проживания, выбранного курса и специальности. Так, учиться на стоматолога - очень дорого. Изучать социальные и общественные науки - дешевле. За комнату в университетском общежитии платить придется меньше, чем за арендуемую квартиру.

Схема подсчета примерно такая: к стоимости выбранного курса вы прибавляете среднюю стоимость проживания, примерные расходы на питание, покупку учебных пособий, необходимых мелочей, карманные расходы.

Если брать средние цифры, то обучение в Великобритании вместе с расходами на проживание и питание обойдется не менее чем в $20 тыс. в год, в Канаде, Ирландии - в $15-17 тысяч. В Австралии и Новой Зеландии - $10-12 тыс. В Германии и Франции образование в государственных вузах бесплатное, но с учетом необходимых трат вам понадобятся те же $10-12 тыс. в год. Жизнь в этих странах дорогая.

Не обманывайте себя - вся сумма не понадобится сразу, но она должна быть, иначе вам попросту откажут в визе. К тому же еще в России вам придется заплатить за медицинскую страховку, билет до места назначения. Информация о стоимости обучения и возможных расходах на проживание всегда сообщается вузами, и стоит этим поинтересоваться в первую очередь.

В-третьих, исходя из второго пункта, важный фактор - возможность легально подрабатывать во время учебы. Во время продолжительного срока обучения, работа существенно облегчит ваше материальное положение. К тому же практический опыт за рубежом ценится очень высоко. И даже если вы не испытываете материальных затруднений, он совсем не будет лишним для карьеры в будущем.

Кто может поступить в зарубежный вуз
Поступить в вуз, как российский, так и западный, невозможно без аттестата о среднем образовании. Однако программа отечественной средней школы не соответствует стандартам среднего образования большинства стран. Что делать?

Об учебе за границей надо позаботиться хотя бы за год-два до окончания школы. Есть несколько вариантов решения проблемы несоответствия аттестатов.

Первый: университеты некоторых стран, например Канады и США, наши аттестаты все-таки признают. Правда, каждый конкретный случай рассматривается отдельно. Никто не застрахован от отказа, тем более если в аттестате - не только «отлично» и «хорошо». Больше всего шансов у золотых медалистов.

Второй: заканчивать старшие классы не в отечественной школе, а в зарубежной. Вариант очень дорогостоящий и не всем подходит. Зато дает возможность поступать в вуз на общих основаниях с гражданами выбранной страны. Выбор учебного заведения в этом случае очень широк.

Третий: с недавних пор в нескольких российских школах проводится эксперимент по введению программы IB - «Международный бакалавриат». В западных странах она популярна уже давно. По сути, IB - пропуск в любой англоязычный вуз мира. Это универсальный школьный курс, соответствующий вступительным требованиям заграничных университетов.

Россия - не единственная страна, аттестаты которой не принимаются многими западными вузами. Таким абитуриентам предлагаются специальные программы предуниверситетской подготовки, по окончании которых выдаются необходимые «корочки». Продолжительность обучения - от шести месяцев до нескольких лет.

Например, в Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Австралии, Канаде можно поступить на подготовительное отделение Foundation или аналогичную программу. Цель - «отточить язык» и «приспособить» имеющиеся знания к местным условиям. Подготовительные отделения бывают как автономные, так и прикрепленные к конкретным высшим учебным заведениям.

С Германией дело обстоит значительно сложнее. Образование в государственных вузах этой страны бесплатное, поэтому университеты не особо заинтересованы в студентах из других стран. Как говорится, и своих хватает. Так что сразу после школы, если только вы не заканчивали ее в Германии, поступить в университеты Германии почти нереально.

Вы можете также сначала поступить в зарубежный профессиональный колледж, а потом уже штурмовать университет. Такие колледжи есть во всех странах (к примеру, колледжи TAFE в Австралии). Многие имеют договоренность с конкретными вузами. По окончании профессионального обучения вас могут принять на 2-3 курс. В некоторых случаях – в рейтинговое учебное заведение, куда другим путем иностранцу попасть очень трудно.
Как перевестись в заграничный вуз
Еще один путь поступления в зарубежный вуз - после окончания нескольких курсов отечественного вуза. К студентам-старшекурсникам университеты всего мира относятся с гораздо большей симпатией, чем к вчерашним школьникам. Именно для этой категории поступающих разработано огромное количество программ, например в той же Германии. Обязательное условие - знание иностранного языка на высоком уровне. Так что языкового экзамена вам не избежать.

Переводы в зарубежный вуз сейчас активно рекламируются образовательными агентствами. Но, решив поменять российский студенческий билет на иностранный, имейте в виду: наши системы образования не соответствуют друг другу, поэтому без потери года-двух здесь не обойтись. Главное - выбрать оптимальное время для перевода.

Правда, вероятность того, что вам зачтут обучение в российском вузе и примут сразу на 2-3-й курс, невелика. Слишком разные программы. Скорее всего, вам придется поступать на 1-й курс. Но опять же все зависит от того, в каком вузе вы учились, как к нему относятся на Западе, как вы там учились и т. д. Вопрос о зачете изученных «дома» дисциплин решается всегда индивидуально.

Если вы учитесь на четвертом или пятом курсе, имеет смысл закончить образование в России и поехать за границу на последипломную программу, ведущую к получению степени магистра. После наших первого-второго курса вас возьмут на первый год обучения в иностранный вуз, приравняв отечественное образование к полному среднему (ведь школьники там учатся 12-13 лет). Получается, что оптимальное время для перевода - после третьего курса. В этом случае «потеря» времени составит год-полтора.

Допустим, что вуз и страна выбраны. Тогда на повестку дня встает чисто технический вопрос: какова последовательность шагов при переводе, с чего начать?

Обязательное условие поступления в зарубежный вуз – отличное знание языка. Многие университеты даже не принимают документы без результатов языкового тестирования. Вы должны доказать учебному заведению, что способны понимать иностранный язык на достаточном для учебы уровне. Для этого предъявляется IELTS или TOEFL. Количество баллов должно быть не меньше указанного университетом. Результаты языкового экзамена могут потребоваться и для получения визы (например, таковы правила австралийского посольства).

Экзамен по иностранному языку можно сдать непосредственно за границей. А можно – и не покидая пределов родины.

Необходимо учесть, что:

1. Записываться на экзамен нужно заблаговременно: некоторые из них принимаются всего несколько раз в году.

2. Экзамены – платные.

3. Тесты состоят из заданий, проверяющих все навыки владения языком: понимание на слух, чтение, письмо, устная речь.

4. Оценка – сумма баллов. В некоторых случаях – буквы, каждая из которых обозначает определенный уровень.

Заранее выясните, какой уровень требуется для зачисления в конкретное учебное заведение. От этого зависит, какой именно экзамен вам лучше сдавать.

Кроме этого, потребуется перечень предметов, которые вы «прошли» в родном вузе. В транскрипте (нотариально заверенном переводе списка прослушанных курсов) должно быть указано, сколько часов выделялось на каждый предмет и какие оценки были получены, этот перечень будет сопоставлен с академическим расписанием в иностранном вузе, чтобы определить, какие дисциплины вам зачесть и, соответственно, на какой курс вас определить. Также потребуются школьный аттестат, рекомендации (желательно от преподавателя профильного предмета) и вообще все, что может продемонстрировать тягу к знаниям и наличие способностей к учебе. Это могут быть всевозможные дипломы, медали, газетные статьи и прочие знаки отличия. Все это дает вам дополнительные очки при принятии решения о зачислении.

Когда начинать процедуру перевода, зависит от выбранного учебного заведения. В европейских университетах занятия начинаются в сентябре-октябре, и переведенные копии документов необходимо предоставить до апреля. Дело в том, что самые престижные университеты - это огромные бюрократические машины, и им необходимо время, чтобы переварить несколько листов бумаги, приложенных к вашему заявлению. (Кстати, вот почему эффективнее переводиться и вообще поступать при помощи образовательных агентств - их деловые связи ускоряют все процедуры, а личные - помогают в особо сложных ситуациях).

Во многих австралийских, новозеландских, канадских (да и европейских) вузах не одна дата начала занятий, а две, а то и три. Обычно сентябрь, январь/февраль, июль, иногда май. И приступать к занятиям можно, как правило, с любого семестра. А вот процедуру перевода надо начинать за 2-4 месяца до начала занятий.
Как получить стипендию, скидку, грант
На обучении за рубежом можно существенно сэкономить, получив грант, стипендию или скидку. И хотя в данном случае «спрос» значительно превышает «предложение», это не столь сложно, как может показаться.

Скидки на обучение за рубежом можно получить, если поступать в вуз через российские образовательные агентства, которые являются аккредитованными представителями учебного заведения. Они имеют право предлагать обучение дешевле официально заявленных цен. Если вы оплачиваете сразу 2 года обучения и более, скидки иногда предоставляют и сами вузы.

Существует несколько видов стипендий. Прежде всего, для тех студентов, которые продемонстрировали высокие результаты в учебе, спорте или искусстве. Называется такой вид финансовой помощи «merit-based» и зависит только от успехов и талантов соискателя. На стипендию могут рассчитывать и те, кто обоснованно докажет, что нуждается в материальной поддержке. А также представители отдельных национальных или социальных групп. Получить стипендию на бакалаврских программах сложнее, чем на магистерских.

Гранты - это некая сумма, которая покрывает все или почти все ваши расходы на образование. Они выдаются на безвозмездной основе, бывают полными или частичными. Большинство грантов предоставляется тем, кто не в состоянии платить за обучение, однако является перспективным студентом, ученым, исследователем, музыкантом и т. д.

Кто выплачивает гранты и стипендии российским абитуриентам? Прежде всего, сами вузы - на конкурсной основе. Но они поддерживают главным образом студентов из своих стран. На иностранцев «остается» примерно 10% грантов.

Действуют и грантовые программы, которые курируют представители зарубежных культурных центров и фондов: Британский совет, Немецкая служба академических обменов (DAAD), Французский культурный центр и пр.

Правительства некоторых стран, таких, как США, Канада, Германия, Франция, оказывают финансовую помощь российским абитуриентам на разных уровнях - федеральном, региональном и т. д. Можно попытаться получить стипендию или грант на обучение в отечественном вузе от правительства или какой-нибудь неправительственной организации России. Существуют и частные фонды, «раздающие» гранты. Основная проблема - найти тот, который вы сможете заинтересовать.

Фондов, которые предоставляют гранты, очень и очень много. Самый простой способ поиска информации о них - Интернет. На образовательных сайтах грантам посвящены специальные разделы. Если доступа к сети нет, читайте специализированные газеты и журналы.

Можно обратиться в министерства образования, иностранных дел, культуры. Фонды, которые действуют в России, обычно там регистрируются. Достаточно полные сведения о них есть в представительствах, консульствах и посольствах иностранных государств. Еще один полезный источник - международные правительственные организации: ООН, Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, ЮНЕСКО и др. Большинство из них имеет представительства в нашей стране.

Что делать дальше? Выбрать 2-3 наиболее подходящих фонда и отправить туда заявку. В ней должно быть четко указано, почему вы считаете себя вправе претендовать на грант. При оформлении заявок действуют строгие правила, несоблюдение которых может привести к «отсеву» на первом же этапе.

Чтобы не тратить время зря, узнайте, какие требования предъявляются к кандидатам. В каждом фонде они свои. Общее обязательное условие - превосходный уровень владения иностранным языком. Имейте в виду: где-то достаточно английского, а где-то нужен еще язык той страны, где вы будете учиться.

Конкурсы на получение гранта всегда высокие, проводится тщательнейший отбор кандидатов. А начинается все с конкурса досье. Документов, которые в него входят, немало, и определяются они конкретным фондом. Обычно это эссе, рекомендательные письма, дипломы или академические справки и т. д.

Финансовая помощь в разных странах
В США действует несколько видов финансовой помощи, рассчитанных прежде всего на слушателей магистерских программ. Во-первых, это полная финансовая помощь, которая включает стипендию и расходы на обучение. Иностранец оплачивает лишь дорогу до места будущей учебы. Во-вторых, частичная помощь так называемая teaching assistantship (условие - работа в качестве помощника преподавателя) или research assistantship - при условии выполнения исследовательской работы.

В Великобритании дела со стипендиями обстоят несколько сложнее. Студенту, обучающемуся на бакалаврских программах, практически рассчитывать не на что. А вот у тех, кто выбрал магистерские или докторские, шансов больше. Для них ежегодно выделяется до 800 грантов. На поддержку 40 выпускников российских вузов, желающих продолжить обучение в Англии, направлена ежегодная премия Британского совета British Chevening Awards. Фонд Кембриджского университета широко сотрудничает с целым рядом других фондов. Благодаря этому стали возможны серии крупных и долгосрочных стипендий для аспирантов, обучающихся на докторских программах.

Во Франции на стипендию могут рассчитывать только студенты последнего курса российского вуза или выпускники, которые отправляются в страну разрабатывать учебный или научно-исследовательский проект. Шанс есть и у тех, кто готовит дипломную работу или диссертацию. Обладатели диплома российского вуза, желающие продолжить образование 3-го цикла во Франции (DESS, DEA, Mastere), также могут надеяться на стипендию. Поступив во французский вуз, можно смело подавать заявку: каждый год студентам из России выделяется определенная квота.

В Германии можно получить поддержку от многих организаций (более 20), которые занимаются перспективными кадрами: учеными, студентами, школьниками. Программы финансируются в основном МИДом. Но есть немало других, осуществляемых частными спонсорами. К примеру, это известный Российский Фонд немецкой экономики, полностью обеспечиваемый немецкой промышленностью. В некоторых случаях предварительный отбор проводится по рассылаемым анкетам. DAAD предлагает разные программы, но для них существуют общие положения. Все стипендии предлагаются на конкурсной основе, при отборе принимаются во внимание успеваемость, результаты экзаменов, научная квалификация, знание немецкого языка, контакты с вузами Германии. Стипендии на полный курс обучения, а также студентам первого курса не предоставляются.
Я - иностранец

По прибытии в западный вуз российский студент столкнется с совсем незнакомым, даже странным подходом к обучению. Его, первокурсника, считают взрослым, сложившимся человеком. А если не считают, значит, очень искусно делают вид. Посещаемость не является железным правилом - довольно большой процент занятий можно, не опасаясь нагоняев и проблем с администрацией, пропустить. В таких свободных порядках чувствуется подвох. Дескать, знаем эти игры: заставлять-то не заставляют, а потом, в конце семестра, разом поставят на вид десятки прогулов.

Но подвох если и есть, то кроется в нас самих. Российский студент, не привыкший к академической свободе, рискует в ней утонуть. Серьезная учеба ассоциируется у нашего студента с посещением занятий. Исчезает необходимость каждый день бегать «в школу», значит, и учиться каждый день необязательно.

Не то что с первых дней, а еще до поездки нужно уяснить себе правило: самостоятельное образование превыше всего. Лекции и семинары призваны направить, сориентировать вас. Пожалуй, пятьдесят, а то и шестьдесят-семьдесят процентов знаний студент добывает, копаясь в библиотеке и Интернете. Контроль за вашими знаниями весьма напоминает такой распространенный школьный жанр, как изложение. Зубрежка не приветствуется, если это только не зубрежка аксиом и отдельных цитат. Вы должны своими словами объяснить, что именно вынесли из прочитанного. Подобное «изложение» может быть устным - вы представляете преподавателю и сокурсникам краткую речь, логически выстроенную, убедительную, приправленную собственной точкой зрения. Это убежденность западного образования в том, что «сформулировано - значит понято». И чтобы умели формулировать, строго доказывать и разъяснять, во многих учебных заведениях не только гуманитариев, но и технарей учат основам риторики, дискуссии, а порой даже сценическому искусству. Наравне с устными докладами, выступлениями и презентациями западные учебные заведения практикуют написание эссе. По какому только поводу их не пишут! Вас могут попросить представить в виде эссе собственные соображения на ту или иную тему, обосновать или оспорить расхожее положение, ясно и точно изложить определенные факты. И умнейший математик присмиреет, потому что очень часто бывает, что на листе бумаге только формулы у него хорошо выходят. А когда надо выразиться словами, мысли сразу разбегаются.

Гуманитарию тоже придется составлять графики, чертить диаграммы, мучиться с процентами и пропорциями. Численные методы обработки информации (пусть не очень сложные) присущи западному гуманитарному образованию.

И еще придется учиться созданию больших итоговых работ - курсовых, семестровых, дипломных. Тут студенты гуманитарных, технических и естественнонаучных факультетов будут вместе потеть. Придется уяснить, как именно пишется введение, заключение, как преподносить результаты и излагать обоснования собственных выводов.

Большой процент знаний западный студент добывает самостоятельно. Списки литературы, предоставленные преподавателями, здорово воздействуют на воображение. Случается, что только по одному предмету нужно прочитать 500 страниц в неделю. Поначалу будете не успевать, конфузиться перед профессором, который как ни в чем не бывало засыпает вас вопросами. Но со временем научитесь читать более рационально. Находить ключевые места и пропускать второстепенные. И стремительно конспектировать, превращая обширные статьи в десяток емких исчерпывающих тезисов. Стоит записаться на курсы рационального чтения. Это не спасет окончательно, но все-таки поможет.

Российские студенты тоже сидят в библиотеках и тоже катастрофически не успевают. Но в нашей системе образования библиотеке отводится другая роль. Сюда ходят ради дополнительного чтения и чтобы закрепить материал. Западный же студент учиться в библиотеке. Читает здесь о том, что даже не упоминалось на лекциях. Учится точно так же, как учился в аудитории. Читая лекцию, преподаватель сообщает свою точку зрения всем, кто сидит перед ним. И вся группа, весь поток послушно движется в этом русле. Когда же студенты порознь, независимо друг от друга, прочитали одно и то же, каждый воспринял прочитанное на свой лад. Расставил собственные акценты, сформировал личную точку зрению. И, собравшись вместе, аудитория вполне готова к дискуссии. Многим из них есть, в чем не согласиться, поспорить со своим соседом.

У российского студента может появиться ощущение, что пошатнулась, а то и вовсе исчезла твердая система координат. Все будто бы говорят о чем-то своем, и даже преподаватель, маячащий перед студентами, уже не является точкой отсчета. Он участвует в дискуссии, но не дает ясных ответов. А порой вообще ведет себя непривычно. Явно подталкивая студента к дальнейшему размышлению, задает в ответ на его реплику свой вопрос. Преподаватель может себя повести и совсем предательски. Скажем, он читает экономику и держится той точки зрения, что рыночные отношения должны быть свободны от государственного планирования и всяких посторонних вмешательств. Рынку надо дать свободно развиваться, и тогда этого развития уже ничто не удержит. А в качестве дополнительного чтения, чуть ли не пособия по своему предмету, профессор рекомендует книгу, напичканную противоположным смыслом. По словам автора, рынок должен быть управляем, а экономическая роль государства заключается в его контроле... Расчет этой провокации очевиден. Преподаватель явно надеется, что, заметавшись между двумя учеными и убедительными оппонентами, студент начнет искать собственную точку опоры.

Студент, без всякой подготовки шагнувший в западный вуз, явно оказывается в незнакомой «тарелке». Адаптироваться, скорее всего, удастся, вопрос - сколько времени и сил на это уйдет. Чтобы процесс привыкания был органичней, в западных странах придумали разнообразные подготовительные программы. Они действуют в школах, при университетах, в специальных подготовительных колледжах. В Германии - Studienkolleg, в странах с британской системой образования программы - A-Level (два последних года средней школы) и годичная foundation.

Особенное внимание уделяется языку. Бывает, что первые несколько месяцев на foundation только тем и занимаются, что ставят ваш язык на ноги. Интересно, что программа foundation часто содержит в себе предмет Study Skills - «Учебные навыки». Он нужен, чтобы приучить иностранца к британской системе образования.

Присматривая подготовительное заведение, в котором будете учиться, обратите внимание на то, с какими вузами у него заключены партнерские договоренности и какие они - устные или письменные? Если письменные, то вуз гарантирует, что возьмет студента, набравшего необходимый балл на подготовительной программе. Если устные, то ничего не гарантирует, но хорошим выпускником, скорее всего, не станет пренебрегать. Когда четкого представления о желаемом вузе у вас нет, лучше отправиться в подготовительное заведение с большим и пестрым веером договоренностей. Если вуз определен, следует подыскать программу, которая открывает в него дорогу.

И напоследок - о бытовых тонкостях. Подростку, отправляющемуся в зарубежную школу, не надо думать о том, что взять с собой. Школы, как правило, присылают подробные и строгие списки личных вещей. Абитуриенту вуза такой список тоже был бы желателен. Не берите с собой несколько чемоданов. Во-первых, перевес багажа при посадке на самолет может обойтись дороже самого гардероба, во-вторых, одежду надо выбирать исходя из климата страны, в которую едете, в-третьих, хорошие, удобные вещи можно по мере необходимости покупать на местных распродажах.

Вы поселитесь в студенческом кампусе, и потому будьте терпимы. В раскованном поведении афро- и латиноамериканцев не нужно видеть повод для ссоры. В ресторане следует помнить, что каждый должен заплатить за себя и часто даже в том случае, если всю компанию пригласил сюда именинник. Не дарите слишком дорогих подарков, тем более без всякого повода. Человек может решить, что чем-то обязан этому необыкновенному вниманию. Но прихватите с собой за границу полдюжины сувениров, чтобы хватило на первое время. Те самые мелочи, которые иностранцы приобретают на Арбате, и которые вы для самого себя вряд ли когда-нибудь купите.

Список литературы
Агранович М. Заграница нас научит : как отправить ребенка учиться в «заморскую» школу? [ Текст ] / Мария Агранович // Российская газета: Неделя. – 2004. - № 21. – С. 28-29.

О’ Брайен Х. Написанное пером : как перевестись в заграничный вуз [ Текст ] / Хельга О’ Брайен // Обучение за рубежом. – 2003. - № 1. –С. 28-29.

В какой стране учиться : Выбираем страну для обучения за рубежом [ Текст ] // Абитуриент. – 2002. - № 9. – С. 25.

Возможность для детей-инвалидов учиться в США [ Текст ] // Абитуриент. – 2002. - № 11. – С. 19.

Деревяшкина М. Ступенька в вуз : ребенок едет учиться за границу [ Текст ] / Марина Деревяшкина // Обучение за рубежом. – 2004. - № 6. – С. 34-36.

Казанская О. Предполетная подготовка : Как адаптировать ребенка к учебе за границей? [ Текст ] / Ольга Казанская // Карьера. – 2001. - № 8-9. – С. 120-125.

Как перевестись в заграничный вуз [ Текст ] // Обучение за рубежом. – 2003. - № 1. – С. 29.

Как получить визу [ Текст ] // Куда пойти учиться. – 2002. - № 42. – С. 19.

Кускова Н. Западное образование – за чужой счет: как получить гранты[ Текст ] / Нина Кускова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 21. – С. 21-22.

Пискарева К. Ребенок едет за границу. Учиться [ Текст] / Ксения Пискарева // Куда пойти учиться. – 2004. - № 21. – С. 46-47.

Поступаем в зарубежный вуз: какие языковые экзамены нужно сдать [ Текст ] // Куда пойти учиться. – 2002. - № 41. – С. 23.

Ромашкевич Д. Зачем нужны образовательные агентства: обучение за рубежом [ Текст ] / Дмитрий Ромашкевич // Куда пойти учиться. – 2002. - № 32. – С. 16-17.

Рудановская Д. Азбука европейского образования [ Текст ] / Дарья Рудановская // Куда пойти учиться. – 2002. - № 20. – С. 28-29.

Свининникова С. Как российскому школьнику стать заграничным студентом [ Текст ] / Светлана Свининникова // Абитуриент. – 2004. - № 1. – С. 11-13.

Симонов Д. Что нужно знать, отправляя ребенка учиться за рубеж [ Текст ] / Дмитрий Симонов // Куда пойти учиться. – 2003. - № 32 – С. 34

Симонов Д. Как получить визу, сохранив нервы [ Текст] / Дмитрий Симонов // Куда пойти учиться. – 2003. - № 29. – С. 30

Скипидаров С. Дети капитала «гранта» : как получить грант или стипендию для учебы за рубежом? [ Текст ] / Сергей Скипидаров // Куда пойти учиться. – 2003. - № 27. – С. 27.

Степаненко М. Желания и возможности : Перспективы тех, кто учится за рубежом [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2003. - № 1. – С. 8-9.

Степаненко М. Пора поступать в вуз : как поступить в зарубежный вуз [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2003. - № 6. – С. 46-48.

Степаненко М. Желания и возможности : перспективы тех, кто учится за рубежом [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2003. - № 1. – С. 8-9.

Степаненко М. Пришел, поговорил, поступил : как поступают в зарубежный вуз [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2002. - № 9. – С. 18-20.

Степаненко М. Ответ на вечный вопрос : гранты и стипендии для учебы за рубежом [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2002. - № 10. – С. 14-15.

Степаненко М. Если отправлять ребенка, то когда и куда : обучение за рубежом [ Текст ] / Мария Степаненко // Обучение за рубежом. – 2002. - № 7-8. – С. 16-17.

Тарасова Е. Как выбрать зарубежный вуз [ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 40. – С. 20.

Тарасова Е. Поступаем в зарубежный вуз : какие языковые экзамены нужно сдать [ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 41. – С. 23-24.

Тарасова Е. Поступаем в зарубежный вуз : как пройти собеседование в посольстве [ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 43. – С. 16.

Тарасова Е. Поступаем в зарубежный вуз (сроки и документы)

[ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 44. – С.28.

Тарасова Е. Поступаем в зарубежный вуз: как получить визу

[ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 42. – С. 19.

Тарасова Е. Кто может поступить в зарубежный вуз

[ Текст ] / Елена Тарасова // Куда пойти учиться. – 2002. - № 39. – С. 26.

Чижов Ю. Легко ли быть студентом из России: Обучение за рубежом [ Текст ] / Юрий Чижов // Куда пойти учиться. – 2002. - № 26 – С. 21-22.

Шпагина И. Как получить стипендию, скидку, грант[ Текст ] / Инна Шпагина // Куда пойти учиться. – 2002. - № 45. – С. 19.

Похожие:

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconПамятка абитуриента
Обратите внимание на сроки подачи документов! До и после, указанных в Правилах приема сроков, приемная комиссия документы у Вас не...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconРуководство пользователя модуля ввода технологических карт подсистемы...
Запуск программы осуществляется через ярлык (рис. 1) или Пуск  Программы  Вуз  «Вуз Планирование»

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconОбъявляет набор учащихся на июль 2016 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconОбъявляет набор учащихся на июль 2017 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconОбъявляет набор учащихся на июль 2016 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconОбъявляет набор учащихся на июль 2017 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconО. Н. Самсонова директор школы в хара Алданской школе обучается меньше...
Создание условий для формирования иот обучающихся в малочисленной сельской школе

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconРабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы...
Программа курса "Зарубежный опыт социальной работы" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconОбзор красноярских сми за 04 августа 2011 года
Красноярска: "Слишком много требований для студентов". Житель Красноярка: "Тяжело на бесплатное поступить на высшее, надо много денег,...

Окончив 11-й класс в российской школе, поступить в зарубежный вуз? iconЗарубежный опыт фандрайзинга на примере США
Наибольших масштабов распространение благотворительности приобрело в сша, что было вызвано ранним развитием демократического общества...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск