Скачать 315.35 Kb.
|
НИКОЛАЙ ПРЯЖНИКОВ доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ» В профориентации уже существует немало известных опросников и тестов. Но постоянно меняющаяся ситуация в обществе, а также меняющиеся представления о сущности и методах профконсулътационной помощи стимулируют поиск все новых и новых средств. Предлагаемая методика позволит школьному психологу помогать подросткам в выборе профессии с учетом не только своих желаний, но и самооценки способностей и даже своих формирующихся ценностей и ожиданий по отношению к будущему профессиональному труду. Заметим, что предложенная ниже методика будет иметь больший эффект, если будет сочетаться с другими подобными методами и будет включена в более обширную программу профориентационной работы в школе. Но данная методика может использоваться и самостоятельно — это, по сути, целая система опросников. Перед использованием методики мы рекомендуем педагогу или психологу сначала хорошо в ней разобраться. Например, провести ее сначала на себе, затем поупражняться (особенно по интерпретации результатов) на ком-то из своих хороших знакомых, которые могут «простить» вам возможные ошибки, и лишь после этого (когда почувствуете в себе уверенность) — проводить ее в классе или на индивидуальных консультациях. Общая характеристика Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей). Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом она больше предназначена для стимулирования размышлений над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций на эту тему. Тем не менее она имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными методиками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е.А. Климова, «Картой интересов», опросником Дж. Голланда и т. п. Условия использования Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По времени она обычно занимает: «За и против-1» — около 40—50 мин; «За и против-2» — около 25—30; «За и против-3» — около 20—25 мин. Время для обобщения результатов всех трех частей — около 15—20 мин. Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальных профконсультаций. Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают). Учащиеся также самостоятельно рисуют бланки ответов. Опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает не намного больше, чем при шумной и «веселой» раздаче готовых бланков. АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ-1»ЦелиВыявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий (внешняя цель); активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя цель). Процедура проведения и подсчет результатов
если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, если сумма баллов (—2), а норма (—6, +3), то, следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). В этом случае справа от нормы, в графе «Результат» (см. Приложение 1) записывается 0; • если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма (—4, +3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2). В этом случае в графе «Результат» записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Или другой пример: сумма баллов (—7), а норма (—2, +2); вычитаем из суммы баллов крайнее значение, то есть: (—7) — (—2) = (—5). В данном случае уместно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий. В графе «Результат» записывается (—5). 7. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то — нули (интерес не выраженный), а где-то — минусы (интерес отсутствует). |
... | ... | ||
Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста | |||
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,... | Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,... | ||
То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги | То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги | ||
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |