Профориентационная активизирующая методика «за и против»


Скачать 315.35 Kb.
НазваниеПрофориентационная активизирующая методика «за и против»
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5
НИКОЛАЙ ПРЯЖНИКОВ

доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА

«ЗА И ПРОТИВ»
В профориентации уже существует немало известных опросников и тестов. Но постоянно меняющаяся ситуация в обществе, а также меняющиеся представления о сущности и методах профконсулътационной помощи стимулируют поиск все новых и новых средств. Предлагаемая методика позволит школьному психологу помогать подросткам в выборе профессии с учетом не только своих желаний, но и самооценки способностей и даже своих формирующихся ценностей и ожиданий по отношению к будущему профессиональному труду.

Заметим, что предложенная ниже методика будет иметь больший эффект, если будет сочетаться с другими подобными методами и будет включена в более обширную программу профориентационной работы в школе. Но данная методика может использоваться и самостоятельно — это, по сути, целая система опросников. Перед использованием методики мы рекомендуем педагогу или психологу сначала хорошо в ней разобраться. Например, провести ее сначала на себе, затем поупражняться (особенно по интерпретации результатов) на ком-то из своих хороших знакомых, которые могут «простить» вам возможные ошибки, и лишь после этого (когда почувствуете в себе уверенность) — проводить ее в классе или на индивидуальных консультациях.
Общая характеристика

Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом она больше предназначена для стимулирования размышлений над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций на эту тему.

Тем не менее она имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными методиками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е.А. Климова, «Картой интересов», опросником Дж. Голланда и т. п.
Условия использования

Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми.

По времени она обычно занимает: «За и против-1» — около 40—50 мин; «За и против-2» — около 25—30; «За и против-3» — около 20—25 мин. Время для обобщения результатов всех трех частей — около 15—20 мин.

Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Учащиеся также самостоятельно рисуют бланки ответов. Опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает не намного больше, чем при шумной и «веселой» раздаче готовых бланков.

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ-1»

Цели


Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий (внешняя цель); активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя цель).

Процедура проведения и подсчет результатов


  1. Общая инструкция: «Методика позволит ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наиболее привлекательными».

  2. Все рисуют на обычном тетрадном листе в клетку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой частиметодики (см. Приложение 1).

  3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3), а каждый учащийся проставляет в соответствующих графах бланка баллы, означающие его желание выполнять на работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем боль­ше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).

  4. Подсчет результатов.




  • Сначала в бланке ответов перед всеми баллами во вто­рой и четвертой колонках проставляется знак «минус».

  • Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается сумма баллов, она записывается справа (см. Приложение 1, графа «Сумма баллов»). В итоге получается двадцать сумм баллов, соответствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

  1. Далее психолог зачитывает названия групп профессий нормы отдельно для юношей и девушек (см. Приложение 6), а учащиеся записывают их в соответствующие графы.

  2. После этого учащиеся определяют, насколько их суммарные баллы отличаются от нормы:

если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, если сумма баллов (—2), а норма (—6, +3), то, следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). В этом случае справа от нормы, в графе «Результат» (см. Приложение 1) записывается 0;

• если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма (—4, +3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2). В этом случае в графе «Результат» записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Или другой пример: сумма баллов (—7), а норма (—2, +2); вычитаем из суммы баллов крайнее значение, то есть: (—7) — (—2) = (—5). В данном случае уместно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий. В графе «Результат» записывается (—5).

7. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то — нули (интерес не выраженный), а где-то — минусы (интерес отсутствует).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика расследования преступлений против личности»
...

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconПрограмма дисциплины Методика расследования преступлений против личности для специальности
...

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconМетодика внедрения психолого педагогических наблюдений в учебный...
Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconПрофориентационная карта учащегося

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconОтветы на вопросы
То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconОтветы на вопросы
То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 4 () Методика...
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная)

Профориентационная активизирующая методика «за и против» iconДетско-родительская профориентационная игра для десятиклассников "поступаем в вуз"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск