Скачать 172.49 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.И.КРЫЛОВА УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МКОУ-СОШ № 2 №____ «____» августа 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «От фонетики к синтаксису» (апробация курса) учителя Рыбкиной Наталии Ивановны составлена в соответствии с учебным планом Основное общее образование, 9 класс В (1 ч. х 34 нед. = 34 час.) СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________Косинова А.К. «____» __августа___2011 г. РАССМОТРЕНО на МО Учебный план школы на 2011/12 русского языка, учебный год принят на литературы и предметов педагогическом совете школы эстетического цикла Протокол №1 Протокол №1 от ___ августа 2011 года № 1 от «___» августа 2011 г. ЗАТО п. Солнечный Красноярского края 2011/12 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная итоговая аттестация в новой форме (ГИА) значительно отличается от традиционного экзамена по русскому языку как по содержанию, так и по форме проведения. Главная особенность ГИА, а в 11-м классе и ЕГЭ в полноте охвата курса русского языка, то есть всех его разделов. Именно поэтому учащимся 9-го класса был предложен элективный курс «От фонетики к синтаксису», программа которого позволяет углубиться в основные вопросы лингвистики не только на базовом, но и на углубленном уровне, что не позволяет сделать обычный урок русского языка. Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не позволяет освоить задания повышенного уровня и досконально проработать творческое задание. Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на год (1 час в неделю), «От фонетики к синтаксису». Название курса уже заявляет о языке как о системе, предполагает обзор уровней языка и языковых единиц (фонетику и звуки речи, морфемику, словообразование и морфемы, лексику и слово с его лексическим значением, морфологию и части речи, синтаксису и словосочетанию, предложению). При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 5-9 классах, что обусловило включение в курс следующих разделов: Требования к уровню подготовки учащихся после освоения курса:
Место курса в образовательном процессе. Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «От фонетики к синтаксису» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс «От фонетики к синтаксису» рассчитан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 3 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся. Курс рассчитан на один год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа. Цели и задачи изучения курса. Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачами курса являются: Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Углубленное изучение отдельных тем курса. Основные компоненты содержания курса. В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка: лексика; фонетика; морфемика и словообразование; орфография и морфология; синтаксис; пунктуация; языковые нормы. А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе. Методы и формы обучения. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»). Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.) Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи») Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»). Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»). При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п. Результаты изучения курса. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных. Формы контроля достижений учащихся. Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д. Критерий оценки. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет незачет. ЗАЧЕТНЫЕ РАБОТЫ В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику). Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий. Изложения и сочинения оцениваются по утверждённым критериям проверки работ части С ГИА. Дополнительный обучающий материал. В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания: Тесты по пунктуации.1С: Репетитор. Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор. Учебник по русскому языку / Ф.И.Греков. Календарно-тематическое планирование элективного курса «От фонетики к синтаксису». 9 класс (34 часов)
Литература, материалы:
|
Утверждена межведомственным приказом от 16. 12. 2005 г. №2763\522\158 карта развития ребёнка | Утверждена межведомственным приказом от 16. 12. 2005 г. №2763\522\158 документы | ||
Моу «Цыбинская сош», утверждена приказом №51\8 от 02 июля 2015г., с учетом учебного плана моу «Цыбинская сош» и на основе авторской... | Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомоб транспортом по дорогам РФ утверждена Минтранспортом РФ от... | ||
Приказом Минприроды России от 16. 01. 2015 n 17 утверждена новая форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи,... | Инструкция по противоэпидемическому режиму в лабораториях диагностики спид. Утверждена 05. 07. 1990 г | ||
Утверждена Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 25-26 августа 2003 г | |||
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |