Скачать 308.14 Kb.
|
Составители: Е.Н. Тарасенко – заместитель директора по учебной работе А.А. Лаврик – методист. Рецензенты: О.В. Швыдкий - к.м.н., директор Донецкого базового медицинского колледжа Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета Протокол № 1 от 22.02.2017 года Председатель педагогического совета: О.В.Швыдкий Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки, проведения и анализа открытого занятия\ урока, могут быть полезны преподавателям.
Занятие/урок – ограниченная во времени организационная единица образовательного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной цели обучения (полной или частичной). Открытое учебное занятие/урок является формой распространения перспективного педагогического и методического опыта педагогического работника, действенным элементом образовательного процесса. Целью открытого учебного занятия/урока является показ эффективных форм и методов образовательного процесса, анализ оптимального использования дидактических и технических средств обучения, применения информационно-коммуникационных технологий, обобщение приемов научной организации и контроля качества образовательного процесса. Задачей педагогического работника, готовящего открытое занятие /урок, является демонстрация современной методики преподавания и отдельных действенных приемов, педагогических находок, системы качественного образовательного процесса. Для проведения открытого занятия/урока может использоваться любой тип учебного занятия/урока, любой формы обучения. Открытое занятие/урок проводятся по единому графику образовательного учреждения. При планировании открытых занятий/уроков необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий/уроков. При планировании открытых учебных занятий/уроков необходимо равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые занятия/уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время промежуточных аттестаций). Результаты деятельности педагога, его профессиональный рост, активность в пропаганде своего опыта должны найти отражение во всех документах, которые готовятся к аттестации педагогических работников (согласно требованиям Временного положения о проведении аттестации педработников организаций осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом МОН ДНР №330 от 20.07.2015, Приказу МОН ДНР №249 от 23.03.2016 «Об внесении изменений во Временное положение о проведении аттестации педработников организаций осуществляющих образовательную деятельность», Методических рекомендаций МОН ДНР по аттестации педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность). 2. ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/УРОКА Обсуждение открытого занятия/урока проводится, как правило, в день его проведения. Организует обсуждение председатель предметно-цикловой, Ц(М)К ОУ СПО. Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, ее достижение, целесообразность и эффективность выбранных методов и средств обучения, оказание помощи педагогическому работнику в акцентировании внимания на отдельные использованные методические приемы, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач и достижения качества обучения. При обсуждении занятия/урока вопросы к педагогическому работнику, проведшему занятие/урок, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия/урока), не уводить обсуждение от поставленной цели. Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия (урока) рекомендуется проводить в следующей последовательности: - педагогический работник, проводивший открытое занятие/урок; - приглашенные педагогические работники; - председатель предметно-цикловой, Ц(М)К; - представитель администрации; - методист. Педагогический работник дает свою оценку занятию/уроку и обосновывает выбор методов и средств, качество их применения, сообщает что удалось, а что нет на учебном занятии/уроке, достигнута ли цель и насколько оптимально содержание подобранного материала. Выступление педагогического работника должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Выступающие педагогические работники должны детально проанализировать достоинства и недостатки открытого занятия/урока, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. Необходимо дать оценку занятию/уроку с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия/ урока, дать советы педагогу по совершенствованию дальнейшей работы. Необходимо отметить также и обратную связь – работу студентов, их активность, уровень усвоения материала. В заключении выступают председатель предметно-цикловой, Ц(М)К, представитель администрации, методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено педагогическим работником, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии/уроке, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого занятия/урока и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только образовательную, но и воспитательную роль занятия/урока, его значение в формировании профессиональной компетентности. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим творческий обмен мнениями всех коллег, присутствующих на открытом занятии/уроке, которые помогут не только оценить критически работу коллеги, но заимствовать и творчески использовать его опыт в своей работе. После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется педагогическому работнику, проводившему занятие/урок. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия/урока в педагогическую практику. Результаты открытого занятия/урока доводятся до сведения всего педагогического коллектива образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО). Памятка посещающему занятие/урок Цель посещения учебного занятия/урока, его анализ заключаются в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть организационную, теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства педагогического работника, оценить качество знаний и умений студентов. Организация посещения открытого занятия/урока включает следующие этапы и процедуры: 1 этап Важной процедурой посещения открытого занятия/урока является определение целей посещения. К ним относят: - изучение опыта работы педагогического работника; - обмен опытом работы; ознакомление с внедрением новых технологий обучения в образовательный процесс; - изучение отдельных методов и приемов работы по развитию учебно-познавательной активности студентов, способов развития самостоятельной деятельности студентов; - изучение эффективности и результативности обучения по учебной дисциплине, ПМ, МДК; - реализация задач, намеченных на текущий учебный год; - изучение проблемы, над которой работает педагогический работник; изучение методической подготовки педагогического работника; - оказание помощи в работе молодым педагогическим работникам. Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия/урока, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятий/урока, материалами педагогического работника, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий/уроков. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия /урока. Объектами наблюдения при изучении состояния образовательного процесса являются: 1. Подготовка педагогического работника к занятию/уроку (оснащение занятия/урока). 2. Материалы педагогического работника, документация. 3. Деятельность педагогического работника и уровень его подготовки. 4. Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию (уроку), обратная связь на занятии/уроке. 5. Качество знаний, умений и навыков студентов. 2 этап Присутствующий на открытом занятии/уроке ведет наблюдение за ходом занятия/урока для последующего анализа собранного фактического материала. Для записи наблюдающие за ходом занятия/урока могут использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются, (например): - время на отдельные этапы занятия/урока, ответы на объяснение нового материала; - научность, доступность, логичность, достоверность учебного материала, излагаемого педагогическим работником; - учебные ситуации, формы общения; - методы и приемы, используемые педагогическим работникам; - возникающие трудности, эмоциональный и психологический климат занятия/урока; - рациональное, эффективное использование ТСО и компьютерной техники; - реализация управленческих функций педагогического работника (мотивация, организация занятия /урока, контроль, корректировка знаний, умений, навыков), характеристика отдельных ситуаций. Весь полученный материал служит основой для анализа посещенного занятия/урока. 3 этап Анализ занятия/урока может быть полным, кратким, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным, поэлементным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования с педагогическим работником. Педагогический анализ – это источник мотивации педагогического работника для самореализации в своей профессиональной деятельности, саморазвитию личности, развития способностей, освоения новых методик и технологий, улучшение сотрудничества со студентами и тому подобное. 3. СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ /УРОКА: 1. Целенаправленность занятия/урока: - какие практические задания решались на занятии/уроке; - как обеспечивалось поступательное развитие деятельности студентов; - как прошло завершение занятия/урока; - итог занятия (урока) по реализации поставленных целей. 2. Содержание занятия/урока: - отвечало ли содержание учебного материала теме занятия/урока, интересам студентов; - отвечали ли приемы, используемые на занятии/уроке заданиям; - рационально ли использовалась ИКТ, ТСО, наглядные пособия; - использовались ли интеграционные связи; - оценка выбранной структуры элементов занятия/урока и время выделенное на них. 3. Активность студентов на занятии/уроке: - в каком соотношении была активность студентов и педагогического работника; - как стимулировалась умственная деятельность. Было ли место поисковой деятельности студентов, как она была организована и т.д.; 4. Мотивационная обеспеченность занятия/урока: - как педагогический работник обеспечивал успешность обучения студентов; - как оценивалась деятельность студентов (самооценка, взаимооценка); - какие использовались приемы для влияния на интеллектуальную и эмоциональную сферы студентов; - как мотивировалась деятельность студентов на перспективу. 5. Разнообразие используемых стимулов: - какие вербальные и невербальные (наглядные) стимулы использовались на занятии/уроке; - как они помогали решать задачи занятия/урока, где и как; - все ли возможные стимулы реализованы при опросе, при изучении нового или обобщении изученного материала; 6. Культура речи и поведение педагогического работника: - соответствует ли речь нормам; - создавал ли педагогический работник и поддерживал ли на занятии/ уроке атмосферу общения; - как можно охарактеризовать педагога: авторитарный, демократичный, в чем стиль проявляется; - какие выражались качества студентов: актерские, режиссерские, операторские; - как в целом поведение педагога стимулировало достижение образовательной, воспитательной, развивающей цели занятия/урока; 7. Результативность занятия/урока: - чему научились студенты; - какие знания, умения, навыки получили; - правильно ли дано домашнее задание (по форме, объему, содержанию). 8. Соблюдение основных требований к занятию/уроку и его результаты: - соответствие содержания принципам обучения и воспитания; - соблюдение принципов доступности; - научность; - наличие приемов, развивающих умственную деятельность студентов, их знания, умения, навыки; - логичность занятия /урока; - однообразие или разнообразие приемов и методов; - наличие интеграционных связей; - практическая связь изучаемого материала с дальнейшем применением в профессиональной деятельности; - наличие закрепления материала; - сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения; - качество знаний; - объективны ли оценки; - выводы и предложения. |
Тарасова Н. К., заместитель директора по учебной работе гбпоу «Тверской медицинский колледж» | Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе... | ||
Заместитель директора по учебной работе медицинской академии имени С. И. Георгиевского | Заместитель директора школы по учебной работе назначается и освобождается от должности приказом директора школы | ||
Рецензент: Еременко В. Д., к в н., доцент, заместитель директора по учебной и воспитательной работе цф фгбоуво «ргуп» | Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии экономических и социально-экономических дисциплин | ||
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года №833) по специальности 38. 02. 02 «Страховое дело (по... | Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. №833) для специальности 38. 02. 02 «Страховое дело (по... | ||
Н. Г. Воробьёва – заместитель директора по научно-методической работе гбпоу ио иркпо | Заместитель директора: Едигарева Светлана Петровна Телефон: 8 (34136) 3 – 33 – 29 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |