Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология


НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина – Фармакология

Специальность – медико-профилактическое дело 060105

Форма обучения – очная

Разработчик: ______________________________О.В. Матяш

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры от 29.08.2013 №1

Заведующий кафедрой _______________________ И.А. Волчегорский


Практическое занятие № 1
Тема: Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы.
Цели занятия:

профессиональные

  1. Изучить основные положения приказа № 1175 МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», приказа № 54 от 1 августа 2012 г. «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления», приказа № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
  2. Изучить Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (с изменениями от 9 января 2001 г., 16 мая 2003 г., 26 июня 2008 г.)


  3. Усвоить виды рецептурных бланков, структуру рецепта и правильность заполнения каждой части рецептурного бланка.

  4. Овладеть практическим навыком выписывания рецептов на твердые лекарственные формы – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже.


воспитательные

Рассмотреть этические вопросы при выписывании твердых лекарственных средств гериатрическим больным
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку и математике.
Студент должен овладеть навыками:

  • работы с приказами и инструкциями МЗ РФ

  • ориентироваться в выборе формы рецепторного бланка

  • выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по твердым лекарственным формам



Учебная карта занятия:

1. Ознакомление с приказами и инструкциями МЗ РФ

2. Изучение материала по выписыванию твердых лекарственных форм

Порошки:

а) для наружного применения

-присыпка простая

-присыпка сложная

б) для внутреннего употребления

-простой не дозированный

-официнальный не дозированный

-дозированные простые, сложные, с малым весом, из лекарственного растительного сырья

в) наполнители

применяемые в сложных присыпках (оксид цинка, тальк, крахмал, белая глина)

применяемые в порошках для приема внутрь (сахар, глюкоза, натрия гидрокарбонат)

г) порошки для инъекций

Капсулы:

а) желатиновые

б) крахмальные

Таблетки:

а) простые

б) официнальные

Драже

Гранулы

3. Контролируемый тренинг

4.После изучения материала по выписыванию твердых лекарственных форм и контролируемого тренинга, студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно.
Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. 20,0 присыпки стрептоцида для нанесения на пораженные участки кожи.

2. 50,0 присыпки, содержащей 40% окиси цинка, для обработки ожоговой поверхности.

3. 10 порошков по 0,5 ацетилсалициловой кислоты для приема по 1 порошку при лихорадке.

20 порошков по 0,05 кислоты аскорбиновой для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день.

4. 10 порошков из листьев наперстянки по 0,05. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5. 30 желатиновых капсул по 0,25 ампиокса. Для приема по 2 капсулы 4 раза в день.

6. 10 таблеток метамизола натрия [анальгина] по 0,5 для приема по 1 таблетке при головной боли.

7. 20 официнальных таблеток валидола. Рассасывать под языком по 1 таблетке при болях в области сердца.

8. 30 драже хлорпромазина [аминазина] по 25 мг для приема внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.

9. 100,0 гранул глицерофосфата. Дозировать по 1 мерной ложке внутрь 2 раза в день, предварительно растворив в половине стакана теплой воды.
Вопросы для подготовки к занятию:

1.Рецепт, его структура, правила выписывания рецептов в соответствии с приказами МЗ России № 1175 от 20.02.2012 и № 54 от 01.08.2012. Виды рецептурных бланков.

2. Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм.

3. Твердые лекарственные формы: порошки (простые и сложные, для наружного применения и для приема внутрь, разделенные и неразделенные), правила выписывания.

4. Определение таблеток, способы прописи простых, сложных, официнальных таблеток. Применение.

5. Драже: характеристика, возможные прописи, особенности применения.

6. Капсулы, их виды, пропись и применение. Определение гранул, правила выписывания.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры по выписыванию твердых лекарственных форм

  • выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Практическое занятие № 2

Тема: Мягкие лекарственные формы

Цели занятия:

  1. Усвоить основные понятия и термины по теме занятия.

  2. Освоить правильное оформление рецептов на мягкие лекарственные формы; разобрать способы расчета рецептов по отдельным видам мягких лекарственных форм.

воспитательные

Освоить деонтологически корректное написание сигнатуры в рецептах на суппозитории
Базисные знания: латинский язык, расчет процентных концентраций
Студент должен уметь:

  1. Выписывать рецепты на мягкие лекарственные формы

  2. Формулировать ответы на контрольные вопросы


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)


Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

  1. 50,0 10% мази камфоры (Camphora) на ланолине. Наносить на пораженный участок кожи.

  2. 30,0 официнальной камфорной мази (Camphora). Для нанесения на пораженную поверхность

  3. 10,0 официнальной глазной мази эритромицина (Erythromycinum). Закладывать за веко пораженного глаза.

  4. 30,0 10% мази стрептоцида (Streptocidum) на ланолине и вазелине, взятых поровну. Наносить на пораженный участок кожи.

  5. 100,0 5% линимента стрептоцида (Streptocidum) на рыбьем жире (Oleum jecoris Aselli). Смазать пораженные участки кожи.

  6. 30,0 официнального линимента синтомицина (Synthomycinum). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  7. 50,0 пасты, содержащей 2% ксероформа (Xeroformium). Для нанесения на пораженные участки кожи.

  8. 30,0 официнальной пасты цинко – нафталановой (Pasta Zinci - naphtalani). Наносить на обожженную поверхность.

  9. 5 суппозиториев ректальных, содержащих морфина гидрохлорид (Morphini hydrochloridum) по 10 мг. Назначить по 1 свече в прямую кишку при болях.

  10. 20 суппозиториев вагинальных, содержащих 500 мг метронидазола (Metronidazolum). По 1 суппозиторию во влагалище на ночь.

  11. 20 официнальных ректальных суппозиториев “Бетиол” (Bethiolum). По 1 свече в прямую кишку 2 раза в день.

  12. 40,0 геля, содержащего 2% троксевазина (Troxevasin).

  13. 20,0 1% крема клотримазола (Clotrimazolum).


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Понятие о мягкой лекарственной форме и её видах. Преимущества и недостатки.

  2. Требования, предъявляемые к мазевым основам для мазей, паст, линиментов, суппозиториев.

  3. Характеристика мазей и паст. Особенности прописи.

  4. Линименты: мазевые основы, особенности прописей.

  5. Суппозитории: разновидности. Правила прописи в рецептах.


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры по выписыванию мягких лекарственных форм

  • выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Практическое занятие № 3

Тема: Жидкие лекарственные формы (1часть)

Цели занятия:

  1. Усвоить основные понятия и термины по теме занятия.

  2. Освоить правильное оформление рецептов на жидкие лекарственные формы; разобрать способы расчета рецептов на отдельные виды жидких лекарственных форм, в т.ч. для парентерального введения

воспитательные

Усвоить современные тенденции использования различных лекарственных форм в гериатрической практике.
Базисные знания: латинский язык, расчет процентных концентраций
Студент должен уметь:

  1. Выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы

  2. Формулировать ответы на контрольные вопросы


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

  2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

  3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами


Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

  1. 50 мл 2% раствора борной кислоты (Acidum boricum) для промывания глаз.

  2. 180 мл раствора калия йодида (Kalii iodidum) с таким расчётом, чтобы больной получил на прием 500 мг действующего вещества. Принимать внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день.

  3. 500 мл 20% раствора глюкозы (Glucosum) аптечного изготовления для внутривенных инъекций.

  4. 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,06% раствора коргликона (Corglyconum). Рассчитать количество раствора на одну внутривенную инъекцию, если p.d.=0,3мг.

  5. 10 мл 30% раствора сульфацила-натрия (Sulfacylum-natrium). Глазные капли. Закапывать по 2 капли 2 раза в день в оба глаза.

  6. 10 мл раствора атропина сульфата (Atropini sulfas) для приема внутрь по 8 капель 2 раза в день, с таким расчетом чтобы на один прием пациент получил 0,0004 действующего вещества.

  7. 50 мл 5% спиртового раствора йода (Jodum) для обработки краев раны.

  8. 10 мл 3,44% масляного раствора витамина А (Retinoli acetas). Принимать внутрь по 2 капли 3 раза в день.

  9. 10 мл 0,5% суспензии гидрокортизона (Hydrocortisoni acetas). Глазные капли. Закапывать по 1 капле в глаз каждые 4 часа.

  10. 200 мл эмульсии из рыбьего жира трескового (Oleum jecoris Aselli). Внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день.

  11. Эмульсию из 20,0 семян тыквы (semen Cucurbitae). Внутрь на один прием.

  12. 60 мл микстуры, содержащей 1,0 хлоралгидрата (Chloralum hydratum) и равные количества слизи из крахмала (Amylum) и воды дистиллированной. На одну клизму.

  13. 180 мл настоя из травы горицвета весеннего (herba Adonidis vernalis) для приема по 1 столовой ложке 3 раза в день. Сырье средней токсичности.

  14. 200 мл отвара из коры дуба (cortex Quercus) для полоскания ротовой полости. Сырье нетоксическое.

  15. 25 мл настойки валерианы (Valeriana)для приема внутрь в каплях (p.d.=0,5 мл).

  16. Экстракт крушины (Frangula) жидкий на 50 приемов. Внутрь по 40 капель на ночь.

  17. 10 ампул, содержащих по 1 мл новогаленового препарата диланизида (Dilanisidum). Для внутривенного введения по 0,5 мл в 10 мл 5% раствора глюкозы.

  18. 200 мл микстуры, содержащей натрия бромид (Natrii bromidum, p.d.=0,5), калия бромид (Kalii bromidum, p.d.=0,5) и аммония бромид (Ammonii bromidum, p.d.=0,25). Принимать внутрь по 1 столовой ложке на ночь.

  19. Микстуру, в состав которой входят 180 мл настоя из травы горицвета весеннего (herba Adonidis vernalis, p.d.=500мг), эуфиллин (Euphyllinum,- p.d.=30 мг) и простой сироп (Sirupus simplex) в количестве 10% от объема микстуры. Принимать внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день.

  20. Микстуру, в состав которой входят камфора (Camphora p.d.=0,2) и настойка валерианы (Valeriana). Внутрь по 20 капель 2 раза в день в течение 10 дней.


Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Жидкие лекарственные формы, их виды.

  2. Растворы. Принципы расчета и способы выражения концентрации растворов для наружного применения и для приема внутрь. Характеристика растворителей. Правила прописи.

  3. Лекарственные формы для инъекций: правила прописи. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

  4. Суспензии. Эмульсии. Характеристика. Особенности прописи.

  5. Жидкие лекарственные формы из растительного сырья: характеристика и особенности прописи настоев и отваров.

  6. Характеристика и правила выписывания в рецептах настоек, экстрактов, новогаленовых препаратов, слизей.

  7. Микстура как смесь нескольких лекарственных форм. Состав микстур. Особенности прописей.


Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • практический навык врачебной рецептуры по выписыванию жидких лекарственных форм

  • выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

  • навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Практическое занятие № 4

Тема: Жидкие лекарственные формы (часть 2). Контрольная работа по рецептуре
Цели занятия:

профессиональные

  1. Выработать практический навык выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы: настои и отвары, настойки и экстракты, новогаленовые препараты, эмульсии, микстуры.

  2. Усвоить принципы расчета, особенности прописи жидких лекарственных форм указанных групп.

  3. Проконтролировать практический навык по выписыванию рецептов на твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы

воспитательные

Обсудить современные тенденции использования различных лекарственных форм в гериатрической практике.
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения правил выписывания твердых, мягких и жидких лекарственных форм, правил расчета дозировок в зависимости от возраста и массы тела пациента, а также знаний латинского языка.
Студент должен уметь:

  • выписывать лекарственные средства в рецептах в определенных лекарственных формах

  • отличать понятия лекарственная форма, лекарственное ве­щество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекар­ственное сырье


Учебная карта занятия:

  1. Контроль исходного уровня знаний. Устный опрос по основным терминам, принятым во врачебной рецептуре, правилам выписывания жидких лекарственных форм из растительного сырья, эмульсий, микстур.

  2. Закрепление практического навыка по рецептуре на твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы. Студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно


Вопросы для подготовки к занятию:


  1. Получение новых лекарственных веществ. Основные этапы создания новых лекарственных препаратов.

  2. Принципы и методы испытания новых лекарственных средств. Понятие о плацебо, “слепом” контроле.

  3. Фармакологический комитет, его функции. Государственная фармакопея, ее содержание и значение.

  4. Понятие о дозах, виды доз. Способы дозирования лекарственных веществ.

  5. Приказ МЗ РФ “О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске”. Рецепт, его структура, виды рецептурных бланков. Общие правила составления рецептов.

  6. Правила выписывания и хранения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.

  7. Понятие о лекарственной форме. Виды лекарственных форм.

  8. Твердые лекарственные формы: порошки, капсулы, таблетки, драже. Характеристика. Правила прописи в рецептах.

  9. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, суппозитории. Характеристика мазевых основ. Особенности прописи.

  10. Жидкие лекарственные формы: растворы для приема внутрь, для наружного применения, для инъекций; суспензии, эмульсии. Общая характеристика. Способы расчета и обозначения концентрации, особенности прописи.

  11. Жидкие лекарственные формы из растительного сырья: настои, отвары, настойки, экстракты, новогаленовые препараты. Характеристика. Особенности прописи.



Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

  • навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету рецептов по твердым, мягким и жидким лекарственным формам


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Практическое занятие № 5

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии...
Ознакомиться с основными положениями приказов мз РФ о правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске, о мерах...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы
Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля является частью основной...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов направления...
Б90 Использование субд для создания программных систем и их компонентов: Методические указания к практическим занятиям для студентов...

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconЭкзаменационная программа по фармакологии (2017-2018 учебный год) общая фармакология
Содержание фармакологии. Место фармакологии в ряду медицинских и биологических наук

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов дисциплина Фармакология iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов 2...
Библиотековедение [Текст]: метод рекомендации к практ занятиям для студ. 2 курса дневн отд специальности 071901 «Библиотековедение»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск