Исаева Любовь Юрьевна, учитель финского языка ГБОУ СОШ №200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка в свете новых ФГОС
В статье описывается аналитико-синтетический метод обучения письму и письменной речи на уроках финского языка.
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Обучение письменной речи включает:
речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения;
письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом;
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения;
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования;
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения.
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности. Письмо и письменная речь является целью обучения на всех этапах изучения иностранного языка.
Ученик должен освоить следующие учебные умения и навыки:
списывать текст;
использовать текст в качестве опоры;
сличать образец с написанным текстом;
уметь работать со словарями;
строить логичное, последовательное высказывание (делать обобщение, синтез, анализ информации).
В русле письма, ученик начальной школы должен владеть:
умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
В средней школе учащимся необходимо:
развивать умение писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки;
излагать сведения о себе в форме, принятой в иноязычных странах (автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
развивать умение расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
описывать свои планы на будущее.
Обучение письму.
Существуют два метода обучения письму:
аналитический;
синтетический.
Аналитический метод – целостный метод, начинает обучение с восприятия образов, слов и коротких предложений, а только потом выделяются отдельные элементы. Синтетический метод был известен под названием «буквенная метода» (буквы – слоги - слова). В 18 веке произошло переименование этой методики в «звукобуквенную».
Как синтетический метод обучения письму, так и аналитический имеют свои положительные и отрицательные стороны. Положительным в синтетическом методе является то, что ученик приобретает хороший, каллиграфический почерк. Отрицательно же то, что происходит отчуждение продукта деятельности. Аналитический метод хорош тем, что он предусматривает структурированность обучения, а смысл слова становится на первое место. Отрицателен этот метод тем, что написание слов с точки зрения каллиграфии просто ужасно.
В настоящее время применяют аналитико-синтетический метод обучения письму. Школьники изучают звуки, как части слова и как графемы по следующим этапам:
установление связи с уже изученным материалом. Подготовка базы для введения нового звука;
этап дифференциации;
этап повторения за учителем;
вводятся печатные буквы, которые обозначают этот звук;
этап дифференцирования на уровне графем;
обобщение, дифференциация звукового и графического образа слова;
переход к письму;
чтение текста.
Принципы обучения письму:
Принцип устного опережения;
Принцип учета правил орфографии изучаемого языка:
фонетический;
традиционный;
морфологический;
иероглифический;
Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов;
Принцип сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
Принцип поэтапного формирования навыков письма:
развитие техники письма;
использование письма для овладения языковым материалом;
применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.
К упражнениям, направленным на обучение орфографии относятся:
упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв, полностью или частично совпадающих в иностранном и русском языках;
упражнения на звукобуквенный анализ слов;
упражнения на списывание и группировку отдельных слов, предложений текста;
упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками);
диктанты.
Письменные тренировочные языковые упражнения:
раскрыть скобки в предложении;
подставить в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложения;
трансформировать выделенные в предложении слова в заданную форму;
составить предложения по образцу;
объединить, расширить предложения;
ответить на вопросы к предложениям;
выбрать правильный ответ;
трансформировать прямую речь в косвенную;
выписать предложения с определённой грамматической структурой;
восстановить диалог из разрозненных реплик… … …
Обучение письменной речи включает:
Речевые упражнения для обучения написанию письма.
Требования к написанию личного письма учеником: адрес автора, дата послания, обращение, ссылка на контакт, благодарность за письмо, ответы на злободневные вопросы, установление дальнейшей связи, завершающая фраза, подпись автора, определённое количество слов. Виды упражнений:
определите, кому могут быть адресованы названные формы письменного обращения;
просмотрите приведённые речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признательности;
выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма;
проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов;
определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности4поздравление, приглашение и т.д.)
определите характер каждого письма по его структуре.
определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте переходы от одной мысли к другой; укажите средства передачи информации;
составьте письмо по плану;
составьте письмо по заданной ситуации… … …
Письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом:
выпишите из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают тему (развивают сюжет);
озаглавьте абзацы текста;
составьте тезисы к каждой смысловой части текста;
составьте план пересказа;
составьте письменный пословный (избирательный, ориентированный, сжатый) пересказ основного содержания текста;
составьте письменное высказывание-повествование относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата;
составьте письмо - описание на основе содержания текста;
извлеките из текста информацию для целевого письменного сообщения;
подготовьте тезисы для устного публичного выступления по проблеме, включите содержательный материал текста… … …
Все виды упражнений выполняются по принципу от простого к сложному. Такие виды упражнений, как:
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения;
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования;
письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения основываются на обучении следующим формам коммуникативной письменной речи:
тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения, и каждое из них рассмотрено в отдельности;
конспект учебный – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление учащихся, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в сжатых фразах. Конспект, как правило, состоит из 3 основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала;
изложение – письменный пересказ текста литературного произведения, изучаемого в соответствии с программой. Изложение – разновидность упражнения близкого к сочинению, развивающее память и логическое мышление, обогащающее речь словами и оборотами литературного языка. Подготовка к изложению включает: разбор содержания текста; логический, композиционный и языковой анализ. Различают: подробные, сжатые, а также такие, в которых учащиеся высказывают свои суждения по поводу излагаемых фактов;
реферирование – процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте, с целью получения краткого, сжатого изложения содержания предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежная потеря информации в минимальной степени коснулась важных и существенных сведений, содержащихся в тексте;
аннотация – отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику;
сочинение – самостоятельная письменная работа учащегося на заданную тему. В одних случаях они опираются на знание литературного материала, в других, на личный жизненный опыт и непосредственные наблюдения автора. Виды повествовательные (рассказ о жизни литературных героев или о себе), описательные, характеристические (анализ образа литературного персонажа или живых людей), сочинение рассуждение;
рецензия – письменный отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Все это требует от автора хорошего знания предмета того, о чем он пишет. Рецензент должен показать произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение;
письменный перевод.
Целью обучения письменной речи в средней школе является формирование умений письменной речи (написание письма зарубежному сверстнику). Вместе с тем в процессе обучения иностранному языку именно письменная речь широко используется как средство обучения и средство совершенствования грамматических и лексических навыков, а также иноязычной речевой деятельности.
Список источников
Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности. - Санкт-Петербург: КАРО,2008. - 157с.
Ларионова И.В. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологий. Методические рекомендации. - Санкт-Петербург: ООО Британия, 2011. - 80с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: «Вышейшая школа»,2001. - 522с.
Мильруд Р.К. Методика обучения иностранной письменной речи. – СПб, 1999.
Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. М., 1963.
|