Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации»


Скачать 408.78 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации»
страница1/4
ТипИсследовательская работа
filling-form.ru > Бланки > Исследовательская работа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Исследовательская работа на тему:

« ШКОЛЬНЫЙ ЖАРГОН,

ЕГО ОСОБЕННОСТИ И НОВАЦИИ»

выполнила : Малюженко Юлия, учащаяся

9 «А» класса МОУ «СОШ №12» г. Ржева

проверила: Шубелева Марина

Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Содержание


1.Введение стр.3-4

2.Основная часть.

1.Разновидности жаргона и его особенности стр.5-7

2.Школьный жаргон как особенности молодёжного жаргона. стр.8-13

3.Тематическая классификация стр.14-16

4. Характерные особенности языка молодёжи. стр.17-18

5. Характеристика лексических новаций.

5.1Способы образования новых слов. стр.19-20

5.2 Типы образований и их характеристика стр.21-22

5.3 Как лексические новации приживаются в русском языке стр.23
3. Заключение стр.24
4.Список литературы стр.25
5.Приложение стр.26

1.Введение

.

Тема моей работы «Школьный жаргон, его особенности и новации».

Целью данной работы является исследование возникновения и употребления молодёжного жаргона, его особенностей и лексических новаций; определения степени их влияния на русский литературный язык, а также их судьба в нормативном язык.

Исследуя данную тему, я ставила перед собой следующие задачи:

-познакомиться с одной из разновидностей разговорного языка- жаргоном;

-определить роль и место школьного жаргона в общей классификации;

- выявить основные тематические группы школьного жаргона; продуктивные способы его словообразования;

- оценить место жаргона в речевой культуре школьника.

Проблемы, волнующие современную молодёжь, находят отражение и в языке, причём не устоявшемся литературном, а в динамично изменяющемся разговорном.

Остаться равнодушной к тому, что наблюдаешь и слышишь вокруг, просто невозможно, тем более, что я слышала столько противоположных мнений о языке подростков, что мне захотелось выразить и собственное.

Изучение определённой литературы, обращение к СМИ (средствам массовой информации), Интернету и непосредственно к живой речи привело к написанию данной работы.

Мне кажется, что данная тема является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке, а главное- нужно помнить, что не только мы влияем на наш язык, но и он в свою очередь на нас.

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный язык дан нам во владение. Словарный состав постоянно изменяется. Изменения отслеживаются и фиксируются .Общая речевая культура позволяет судить об обществе культуры общества, при этом неизменно приходится поднимать вопрос о нормативной лексике.

Любой исторически сложившийся , функционально развитый язык является не монолитным и представляет собой достаточно сложную, многоступенчатую систему-совокупность форм, в которых он бытует и проявляется. Это формы разговорного, т.е нелитературного языка, представлены языками разных социальных групп. На мой взгляд, самые оригинальные отношения с языком складываются именно у молодёжи, в частности, у школьников, а поскольку я отношусь к этой группе, то для исследования я взяла современный язык молодёжи, который мне близок и которым я пользуюсь сама.

Молодёжь и раньше стремилась создать собственный специфический стиль общения, отличавшийся от принятого среди старшего поколения.

Сведения о лексике студенческого и школьного жаргона содержатся в словарях и научных работах конца 19-го-начала 20-го века. Бурный всплеск в изучении различных слоёв речи произошёл после революции 1917 года.

В 1918 году был создан Институт живого слова, который занимался проблемами социальной диалектологии, в том числе и языком молодёжи.

В 60-е-70-е годы 20 века особенно активно молодёжная речь изучалась как явление, затем наметился спад в этом направлении, а в 80-е-90-е годы наметились новые тенденции в исследовании неформальной молодёжной речи: её стали изучать в контексте языка города.

Если произвести мыслительный эксперимент и перенести молодого человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и, наоборот, пренести обычного из семидесятых в сегодня, мы получим интересный результат.

У каждого из них возникнут серьёзные языковые проблемы. Это не значит, что они совсем не поймут языка другого времени, но, по крайней мере, часть нашей активной лексики будет им непонятна. Более того, общение человека из семидесятых годов с человеком третьего тысячелетия вполне бы могло закончиться коммуникативным провалом не только из-за простого непонимания слов, но и из-за языкового поведения. Этот эксперимент становится вполне реальным, когда , например, современные школьники читают советские газеты или смотрят советские фильмы.

Возвращающиеся в Россию советские эмигранты, люди из семидесятых, недоумённо застывают от слов «шара» и «децл»

Непонятны им и формы речевого поведения, часто употребляемые в речи современного человека:

-Не наезжай!

-Не грузи!

А нам, людям начала 21 века всё понятно, хотя ни одно из слов не употреблено в своём литературном значении, а новых значений не найдёшь ни в одном словаре.

Таким образом, характерной чертой разговорного языка современной молодёжи является его подвижность, относительно быстрая сменяемость актуальных вариантов, исчезновение тех или иных лексических единиц.

Глава 1. Разновидности жаргона и его особенности.
Жаргон - своего рода язык в языке. Жаргон – социальная разновидность речи в относительно открытых группах людей, объединённых общностью интересных занятий, привычек, возраста. Существуют различные группы жаргона: социальный жаргон, профессиональный, молодёжный (сленг), воровской (арго) и интержаргон.


Социальный жаргон

Разновидность речи, которая используется людьми определённой социальной группы. По наблюдениям Л.П.Крысина, жаргонизация- свойство речи «представителей технической интеллигенции молодого и среднего возраста в ситуациях фамильярного или эмоционального речевого общения: в разговорах с друзьями, с сослуживцами в неофициальной обстановке, предъявлениях претензии, обиды»

Профессиональный жаргон

Это речь, свойственная людям определённой профессии: мыльница-фотоаппарат, шапка-заголовок статьи

Воровской жаргон (арго –от французского arqot)

Специализированные , общеуголовные и тюремные языки, возникшие из потребности сохранить профессиональную тайну или бытовую речь от окружающих.Слова и выражения арго, использующиеся в общей речи, в художественной речи, публицистике называют арготизмами.

Интержаргон

Слова, принадлежащие одновременно нескольким разновидностям жаргонной речи: тусовка- сейчас, может быть, светская, научная, молодёжная, театральная, а раньше, предположительно, она возникла в среде людей, играющих в карты.

Молодёжный жаргон


Жаргон школьников является компонентом молодёжного жаргона

Молодёжный жаргон часто называют сленгом (от английского – slanq) Сленг-своеобразное жаргонизированное просторечие молодого поколения, Речь, характёрная для молодежи: пара-занятие, шнурки-родители.


Жаргон существовал ещё в стародавние времена, когда собственно литературная речь только начинала формироваться. Это были и словечки-междусобойчики, понимаемые только в определённых кругах (жаргон кузнецов, например), и меткие выражения, живущие ныне в виде поговорок и пословиц. Интересные примеры можно отыскать в «Житие протопопа Аввакума» Язык этого произведения вообще можно считать уникальным примером живого разговорного языка Древней Руси.

В дореволюционной России были бродячие торговцы разными мелочами – коробейники или офени. Офени составляли профессионально и социально обособленную группу. Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них товар и деньги, коробейники вынуждены были скрывать свои намерения и действия от посторонних, доверяясь лишь друг другу и поддерживая тесные отношения между собой. Помогал им в этом специальный язык- арго, понятный только им. Дом офени называли рым, молоко- мелех, деньги- Сары, товар – шивар и т.п. Вот пример разговора офеней на своём тайном языке, приводимый в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:

- Мас скудается – устрекою Шуры не прикосали бы и не отхьютили шивару.

-Поёрчим массы бендюхом, а не меркутью и шивару пулим лассо, а возомки забазлаем щавами; не скудайся!

А означает это:

-Я боюсь – как бы нас дорогою не побили воры и не отняли товар.

-Так мы поедем днём, а не ночью, и товару купим немного, и возы перевяжем верёвками; не бойся!
Легко можно заметить, что корни слов «засекречены», а грамматика обычная, русская.
В России в 19 веке был ещё бурсацкий жаргон, его употребляли учащиеся особой школы – бурсы, которая отличалась жёсткой дисциплиной и аскетическим бытом. Бурсаки часто бывали голодными и подкреплялись тем, что удавалось достать незаконным путём. Слово «украли» на бурсацком жаргоне звучало так: «сбондили, сляпсили».

По мере изменений , происходящих в языке, изменялся и жаргон. Работы по анализу «просторечья» проводились, как мы видим, ещё в 19 веке. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого. Знаменитый словарь Даля даёт ещё больше данных на эту тему. В нём представлены следующие типы жаргонизмов: язык офеней, как язык профессиональной группы, байковый язык(язык городских карманников) нечто среднее между языком профессиональной группы и воровским арго, и совершенно непонятный для непосвящённых язык деклассированных представителей общества(воры, нищие и т.п)

Сейчас , наверное, и невозможно перечислить все существующие виды жаргона, начиная от групп, традиционно находящихся «вне общества»(воровской жаргон, жаргон наркоманов, уголовников) и заканчивая «сливками общества»-жаргон музыкантов, писателей , политиков. Собственно же предмет нашего исследования – молодёжный жаргон-находится где-то посередине, прежде всего потому, что активно пополняется изо всех этих источников.

Глава 2. Школьный жаргон как компонент молодёжного жаргона.
История молодёжного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет придти к выводу, что в те далёкие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. Даже в те далёкие времена, главным производителем и поставщиком была молодёжь. Во все времена молодым важно было иметь свой язык, непонятный для непосвящённых. Язык служил идентификатором – свой или чужой? Можно доверить или следует поостеречься?

Молодёжный сленг (сленг- своеобразное жаргонизированное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов и иноязычных слов)является средством общения большого количества людей, объединённых возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. Мы не можем не согласиться с мнением некоторых исследователей, что сленг обслуживает лишь незначительное число жизненных ситуаций. Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, кроме скучных , поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Сленг-это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический , игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком.

О природе молодёжного жаргона , который привлекает пристальное внимание исследователей, существуют различные мнения. Некоторые лингвисты отказывают жаргону в систематичности и целостности, представляя его как «особый словарь» некой социальной группы. М.Копыленко пишет : «Значительная часть носителей русского языка в возрасте от 14-15 до 24-25 лет употребляет в общении со сверстниками несколько сот специфических слов и сильно идиоматических словосочетаний, именуемых молодёжным жаргоном»

Молодёжный жаргон-это особая форма языка. Молодёжный жаргон основывается на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающем всё, что скучно, стабильно. Он использует изобретательство, словотворчество, шутку, поддразнивание.
Школьный жаргон возник как компонент молодёжного жаргона . Носителями школьного жаргона являются представители молодого поколения- соответственно , школьники.. Таким образом, школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодёжный жаргон.

Существует взаимосвязь между ненормированной лексикой молодёжи и арготизмами криминогенной среды. Однако из арго в молодёжный сленг переходит гораздо больше слов, чем из жаргона в арго. Это можно объяснить, во-первых, относительной устойчивостью арго, базирующейся на традициях преступной среды, и, во-вторых, быстрой сменой лексики молодёжного жаргона, часто зависящей от влияния моды. Кроме того, большое влияние на сленг школьников оказывают жаргоны неформальных группировок и музыкантов. Происходит это в силу того, что жаргон музыкантов «является тем социальным диалектом, который оказывает влияние на все остальные молодёжные жаргоны. Молодёжь увлекается музыкой , песнями и нередко через песни воспринимает арготизмы. Тем более, что репертуар ряда групп («Лесоповал», «Магаданцы») частично строится на блатной тематике» Жаргон же неформальных объединений - это своеобразный протест против общепринятых норм. Эта позиция сближает их с позицией учащейся молодёжи.

В 20 веке были зафиксированы пять заметных изменений молодёжного жаргона, три из которых были связаны с арготизацией лексики и два –с появлением жаргонных слов английского происхождения. В настоящее время в молодёжном жаргоне преобладает арготическая лексика. По данным М.А.Грачёва, в современном общемолодёжном жаргоне насчитывается около 620 арготизмов, в специализированных жаргонах около 970

Причина появления школьного жаргона - желание подростков проявить свою самостоятельность , показать принадлежность к какой-либо группе рока, фанатам спорта. Жаргон- очень прилипчивая манера речи.

Изучая молодёжный сленг, важно определить причины распространения жаргона. Как показывают анализ литературных источников и наши наблюдения, сейчас так называемый общий жаргон –заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, -становится не только в повседневном общении, но и звучит в теле-и радиоэфире. Публикации же в средствах массовой информации, предназначенные для молодёжи, характеризуются тем, что в них новации в молодёжном языке появляются сразу по мере появления в речи и звучат в первозданном виде. Зачем же авторы статей в молодёжных изданиях используют сленг? Они в меру своего лингвистического чутья имитируют язык читателей, по определению относящихся к младшему поколению, чтобы продемонстрировать то, что издание адресуется тинэйджерам. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации- вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу.

Молодёжь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.

Многие из существующих терминов громоздки и неудобны в ежедневном использовании, Возникает мощная тенденция к сокращению упрощению слов.

В последнее время произошло такое повальное увлечение молодёжи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов. Появились различные слова для тех или иных понятий, к ним относятся аркада, бродилка, босс ( в значении самый главный враг в игре), думер (человек, играющий в игру «DOOM»), квакать(играть в игру «Quake»)

С появлением Интернета у человечества появились небывалые возможности для общения и самовыражения. Всемирная паутина объединяет людей разных социальных и этнических групп, возрастов, с разными вкусами и предпочтениями .Они ищут здесь совета, другие пытаются заявить о себе, третьи просто убить время. И для всего этого им нужен язык: простой и понятный каждому пользователю, отличающийся от нормального. Пользователи Интернета в конце 20-21 века даже придумали свой новый язык, который назвали «албанским»

Другой причиной употребления в молодёжной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических усилий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

«Молодёжный язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее , грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишённая оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли сможет служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление языковой болезни-бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущего молодому поколению. Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но называется это ханжествомПо-видимому, в определённый период роста молодёжи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев её первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка»

Таким образом, изучая причины распространения сленга современной молодёжи, мы пришли к выводу, что основными из них являются:

  1. Современная поп-культура

  2. Увлечение молодёжи европейской, особенно американской культурой

  3. Повальное увлечение молодёжи компьютерными играми

  4. Потребность молодёжи в самовыражении и встречном понимании

  5. Низкий уровень воспитательного воздействия семьи на формирование культуры речи подростков

  6. Бездумное увлечение низкопробной кино-продукцией, СМИ.



Как относится к жаргонным словечкам молодёжь?

Для выявления уровня жаргонизации речи учащихся

были опрошены 50 человек. Необходимо было выяснить, что современная молодёжь употребляет в своей речи, причины их употребления.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

  1. Какой Ваш пол?

а) мужской

б) женский

2.Используете ли вы жаргонные слова при общении?

а) да

б) нет

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) самоутвердиться

б)поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе

в) обмениваться информацией и узнавать новое

г) придать своей речи живость, юмор

4. Поправляют ли вашу речь?

а) да

б) не обращают внимания на мою речь

в) не всегда, но всё же делают замечания

5. Чья речь для вас является эталоном?

а) моих друзей

б) моих родителей

в) моих учителей

г) то, как говорят на телевидении и радио

д) ничья

6.Какие виды СМИ вы предпочитаете?

а) газеты, журналы

б) радиовещание

в) телевидение

г) Всемирная информационная сеть (Интернет)?

7. Как вы считаете, преобладают ли в речи представителей СМИ жаргонные слова?

а) да

б) нет

в)иногда

г) свой вариант ответа

8.Влияет ли язык СМИ на культуру речи молодёжи?

а) да

б) нет

в) в какой-то степени

г) свой вариант ответа
Большинство ( 90%) опрошенных отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой части общения среди сверстников. Такие слова позволяют им поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе (7,4 %), обмениваться информацией и узнавать новое (59, 3%) и придавать своей речи живость и юмор (33,3%)

На вопрос о том, поправляют ли их речь, 3,4% ответили, что поправляют всегда, 73, 3% -не всегда; 23,3% -не обращают внимания.

Эталоном является речь учителей(40%). Остальные ответили, что для них эталоном является речь ведущих на телевидении и радио (13,3%), речь родителей -5%, речь друзей 16,7%; 25% отметили, что ничья речь не является для них эталоном.

45% опрошенных предпочитают аудио- визуальные виды СМИ, т.е.телевидение, визуальные- газеты и журналы (11,6%), радиовещание –

1,7 %; Интернет (42,7%)

Опрошенные считают, что в речи представителей СМИ преобладают жаргонные слова (36%), один из них подчеркнул в особенности телевидение, не преобладают 1,7%, иногда 61,6%.Большинство 58,3% школьников считают, что язык СМИ влияет на их речь, в какой-то степени -40%, и только 1,7% не влияет.

Чтобы выяснить, какой процент в речи школьников составляют лексические новации, какие новые слова они используют и одинаково ли понимают их значение, я провела анкетирование учащихся 7б-7в классов. В 1-й части анкеты им предлагалось выбрать из 2-х синонимов (литературного и сленгового), тот, который ими используют чаще; во 2-й части –привести употребляемые ими синонимы к литературному. (см.Приложение)

Возраст анкетируемых:14-15 лет. Количество опрошенных 51 человек.

Анализ анкеты подтвердил предположение о том, что в общении школьников сленг преобладает над литературной речью, причём как у юношей (63% сленговых слов, 37 % литературных слов), как и у девушек (51% и 49% соответственно) (см.Приложение)

Анализ результатов 2-й части анкеты показал, что школьники используют огромное количество разнообразных сленговых слов вместо литературных синонимов. Причём у школьников одного класса синонимы совпадали очень редко, хотя, конечно, были и широко употребляемые слова. Я специально предложила заменить синонимами простейшие понятия, такие как плохо/хорошо, друзья и так далее, чтобы выявить синонимы к ключевым понятиям. И вот что получилось



Самые популярные синонимы к слову хороший

Классный (12), офигенный (7), прикольный(3)

Назывались слова крутой, отпадный, бивень, рульный, отрывный, мега.

Самые частые синонимы к слову плохо

Отстой(7), лажа(4), галимо, загонно, тупо

глупец

Тупой (12), тупак(2), тупица (4), лох(8), олень (5) упоминаои слова отстойник, чукча, дятел, бубен, овца, тормоз

Друзья/компания

Туса (8), чувачки(5), тусовка (4), братва (4) Встречались такие слова пацаны, компашка, бригада, народ.

Веселиться/шутить

Отрываться (9), стебаться(7), отжигать (5). Приводились синонимы прикалываться, тусить, ржать, колбасиься


Я ставила перед собой целью узнать, понимают ли (и одинаково ли) молодые люди значения употребляемых ими сленговых слов и предлагала заполнить третью часть анкеты. Анализ анкеты показал, что все до одного человека указали верные значения всех 3-х предложенных слов:

замутить

Начать что-либо; начать отношения

прокачка

Улучшение, преобразование

заточка

Выражение лица

Таким образом, анкетирование подтвердило моё предположение о том, что в речи школьников превалируют сленговые слова, которые гораздо более стилистически и эмоционально окрашены по сравнению с нормативными словами. Хочется отметить, что у каждого литературного слова существует несколько сленговых синонимов, особенно много их можно подобрать к широко употребляемым и тем, которые называют сильные эмоции. А главное, молодые люди, которые употребляют сленг, понимают значения употребляемых слов, т.е. сленговые слова отражают в полной мере их мысли, их осознанное употребление, а не сленговое

Глава 3.
  1   2   3   4

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconМетодические указания (рекомендации) по организации и проведению...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconИсследовательская работа на тему: Магические квадраты
Результаты проделанной работы. Заключение

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconИсследовательская работа на тему «Смутное время в оценках историков и исторических песнях»
Московское государство испытало страшное потрясение, поколебавшее самые глубокие его основы. Этот период известен в отечественной...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconИсследовательская работа На тему: «Криминалистическая тактика»
Общие задачи криминалистики реализуются в конкретных основных целевых направлениях уголовно-процессуальной деятельности, а именно...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconИсследовательская работа по теме: «Миграционная ситуация в Германии...
Причины и особенности миграционных процессов в Германии

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconДипломная работа на тему: Криминалистика в гражданском процессе
Криминалистические особенности работы с доказательствами по гражданским делам

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «правоведение»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconНаучно-исследовательская работа Москва | 2015 Оглавление Аналитическая...
Обзор индикаторов налоговой нагрузки, применяемых в России, за рубежом и предлагаемых в теоретических научно-исследовательских работах...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconДипломная работа на тему
Особенности эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях...

Исследовательская работа на тему: «школьный жаргон, его особенности и новации» iconИсследовательская работа на тему: «Оценка и формирование деловой...
Теоретические подходы к исследованию деловой репутации работников и организации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск