В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность


НазваниеВ законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность
страница1/7
ТипЗакон
filling-form.ru > Бланки > Закон
  1   2   3   4   5   6   7
ЛЕКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Для направления ЭКОНОМИКА
Теория бухгалтерского учета.

Предмет и метод бух.учета.

I.                    Бух.учет — одна из основных функций управления

II.                  Бух.учет: его сущность, задача, требования, функции

III.               Предмет бух.учета

IV.                Нормативные регулирование бух.учета (законодательные основы бух.учета)

V.                  Методические основы бух.учета (приемы и способы ведения бух.учета)

Управление — направленное действие администрации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива организации.

Бух.учет — это язык бизнеса.

В международной практике особое место отдается учету. В России сложилась система хозяйственного учета. Основная цель — формирование качественной и своевременной информации и финансовой и хозяйственной деятельности.

Система хозяйственного учета представлена 3 видами учета:

1)       оперативный

2)       статистический

3)       бухгалтерский

Оперативный учет для повседневного, текущего руководства и управления. Специальных форм нет, источниками информации являются телефон, факс и т.д.

Статистический учет изучает явления, носящие массовый, обогащающий характер в различных отраслях народного хозяйства. Каждое предприятие имеет список статистической отчетности.

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений вне разрывной связи с их качественной стороной, путем сплошной, непрерывной (ежедневной), документально-обоснованной (золотое правило БУ «нет документа, нет записи) и взаимосвязанной регистрацией хозяйственных фактов, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

"Путем сплошной" обозначает, что фиксируется все.

Бух.учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательственных и хозяйственных операциях (этапы БУ).

В законе о бух.учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность.

Пользователями БУ являются работники данной организации и сторонние пользователи.

Существует 3 группы пользователей учетной информации:

1)       администрация и персонал предприятия

2)       сторонние, имеющие прямой интерес (инвесторы, учредители, заказчики, кредиторы, банки и т.д.)

3)       сторонние, имеющие опосредственный интерес (налоговая инспекция, фонды социального страхования и обеспечения, аудиторские фирмы, представители власти, арбитражные суды и другие органы власти)

Предметом БУ является:

-          имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств;

-          движение этого имущества по средствам хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства, реализации продукции (работ и услуг);

-          результаты деятельности предприятия

Все объекты учета обязательно выражаются в денежном выражении.

Хозяйственная операция (с латинского «действие») характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещение имущества и источниках его образования.

Группы хозяйственных операций:

1.       хоз.операции сферы снабжения

2.       хоз.операции в сфере производства

3.       хоз.операции в сфере реализации (сбыта)

4.       отдельные валютные операции (ценных бумаги, камни и металлы за исключением готовых изделий)

Имущество представляет собой хоз.средства. Бывает длительного пользования и текущее.

Длительного пользования (внеоборотные активы):

-          основные средства

-          нематериальные активы (лицензии, патенты, комп.программы, организационные расходы, интеллектуальная собственность)

-          капитальные вложения

-          долгосрочные финансовые вложения

Текущего пользования (оборотные активы):

-          запасы в виде материалов, сырья, готовой продукции, товары отгруженные незавершенное производство

-          средства в расчетах (дебиторская задолженность — нам должны)

-          краткосрочные вложения (до 1 года)

-          денежные средства

Источники образования имущества (средства, за счет которых приобретают активы)

1.       Собственный капитал

-          прибыль;

-          уставный капитал

-          резервный капитал;

-          добавочный капитал;

-          целевое финансирование

2.       Кредиторская задолженность

-          поставщикам;

-          подрядчикам;

-          персоналу з/п;

-          налоги;

-          в бюджет:

-          в фоны

3.       Заемный капитал

-          долгосрочные (кредиты, ссуды, займы);

-          краткосрочные (кредиты, ссуды, займы).

Лекция 2

Экономическая реформа, проводимая в России, потребовала координальных изменений и в организации бух.учета.

В России сложилась система нормативного регулирования бух.учета к 1998 году, которая включает 4 уровня.

I уровень — законодательный.

Он представлен документами, составляющими законодательные акты и, прежде всего, это закон о бух.учете. Он принят 21 ноября 1996 года, его номер 129 ФЗ. К этому закону были приняты изменения и дополнения в 1998 году с учетом программы реформирования бух.учета. В законе сформулированы основные положения, требования к ведению бух.учета, вопросы организации бухгалтерской отчетности и прочее.

Гражданский кодекс, налоговый, закон об акционерных обществах и т.д.

II уровень — нормативный.

Он представлен положениями по бух.учету (стандарты). Разработаны Минфином РФ. Сейчас их 14. Первый был принят в 1994 году, но затем отменили ПБУ 1/98 «Учетная политика».

Положения включают приемы, порядок составления и ведения учета имущества и источников его формирования.

Например, для учета основных средств была разработана ПБУ 6/97 «Учет основных средств». Сейчас оно отменено и действует ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Для учета товарно-материальных ценностей — ПБУ 5/01, учет нематериальных ценностей — ПБУ 14/2000.

III уровень — методичный.

Он представлен инструкциями, методическими указаниями, разъяснениями (как вести учет? — ни этот вопрос здесь мы получим ответ).

Например, методические указания по учету основных средств; инструкция о налоге на добавленную стоимость, инструкция по взиманию подоходного налога.

IV уровень.

Рабочие документы организаций, исходя из выше названых документов, формируется учетная политика каждого предприятия.

Учетная политика обязательно формируется в начале года и представляется в налоговую инспекцию.

Вновь созданные предприятия после регистрации, срок не более 90 дней, должны представить Учетную политику.

Учетная политика изменяется в условиях смены формы собственности и при поступлении новых нормативных документов.

Учетная политика предприятия — это совокупность конкретных методов и форм ведения бух.учета, объявленная предприятием, исходя и общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую, организационную стороны бух.учета.

Серьезным шагом в преобразовании бух.учета явилось требование принятой в марте 1998 года программы реформирования бух.учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МС ФО), постановление Министерства Финансов № 283.

Цель программы: привести в соответствие национальные стандарты (правила) ведения бух.учета в России в соответствии с международными.

В программе сформулированы задачи:

1)       разработка собственных национальных стандартов;

2)       разработка методического пособия для освоения новых методов и приемов;

3)       подготовка и переподготовка кадров.

Реализация программы реформирования:

-          подготовка новых ПБУ;

-          переход на новый план счетов.

В международной практике бух.учета предусмотрено деление бух.учета на две части:

-          финансовый и

-          управленческий.

Под финансовым учетом понимается сбор сводных данных на счетах бух.учета, необходимых для составления оборотной ведомости по синтетическим счетам, публичной финансовой отчетности, выявление финансовых результатов за определенных период.

Под управленческим (производственным) учетом предполагают ведение учета затрат на производство, контроль за их состоянием и разработку прогноза получения прибыли при определенных условиях производства и рынка.

Новый план счетов предусматривает отчетность по управленческому учету.

Методические основы бух.учета

Основные приемы бух.учета:

1.       Документация — способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения. Документация ведется на специально разработанных унифицированных формах бух.учета, принятых в октябре 1997 года, приказ 71а ГОСКОМСТАТА России.

2.       Инвентаризация — проверка фактического наличия имущества предприятия и сопоставления полученных данных о них с данными бух.учета с целью установления достоверности учетных показателей.

3.       Оценка — способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его обязательств.

4.       Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости.

5.       Счет — способ экономической группировки по определенным признакам хозяйственных средств и их источников.

6.       Двойная запись — способ отражения хозяйственных операций на счетах бух.учета, при котором сведения о совершении хозяйственных операций отражаются дважды на разных счетах в равных суммах.

7.       Отчетность — способ получения итоговых сведений, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенных период (месяц, квартал, год).

Лекция 3

Баланс предприятия.

1.       Балансовый метод отражения информации.

2.       Строение бухгалтерского баланса. Состав, содержание и оценка статей баланса.

3.       Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс — способ обобщения отражения и экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по видам и источникам их образования на определенную дату.

Баланс — «равновесие». Позволяет судить о тенденции развития.

Показатели:

-          Сводный баланс

-          Баланс (предприятия, в том числе дочерние)

-          Сводные отчетные показатели (по подразделениям)

-          Синтетический учет (представлен счетами)

-          Аналитический учет

-          Первичный учет (первичные документы на хозяйственные операции)

Различают следующие виды балансов (по времени составления):

-          текущие;

-          вступительные (на 01.01);

-          заключительные (на 31.12);

-          ликвидационных;

-          разделительные;

-          соединительные (объединительные);

-          санируемые.

Информация о состоянии на 1 января получается после реформации баланса на 31.12.

Реформация — это преобразование баланса, который проводится по установленной методике.

Внесены коренные изменения в правила составления годового отчета после 2000 года.

По своему строению баланс предусматривает собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой. В России баланс — это двухсторонняя таблица. В левой части.

Актив

Пассив

Наим.ст.бал.




На нач.01.01

На конец отч.периода





































итого




V

W







V

W

Если есть валютный счет, то информацию показывают в рублях по курсу не дату перечета.

Информация выражается в денежном выражении в рублях.

Основным элементом бух.баланса является балансовая статья, которая соответствует наименованию имущества, обязательств, т.е.источника формирования этого имущества.

Статья бух.баланса — это показатель, имеющий код (строка) и показывающий либо вид имущества или источник образования.

Показатель, отражающий информацию на счете, где учитывается это имущество.

Все счета объединены в группы, а группы в разделы.

В балансе всего 5 разделов — 2 в активе и 3 в пассиве.

Содержание и оценка статей баланса

I.                    Внеоборотные активы

1.       Нематериальные активы (04.05) — это стоимость прав пользования землей, водой, др.ресурсами, а также иных имущественных прав, как например, патенты, товарные знаки, программные продукты, организационных расходы (регистрация предприятия, изготовление печати, бланков), разработки типа ноу-хау.

Учет нематериальных активов ведется на счете 04 по первоначальной стоимости (цене приобретения + затраты, связанные с приобретением).

Нематериальные активы — это имущество длительного пользования, на них начисляется амортизация согласно ПБУ 14/2000 (ежемесячные отчисления, включаемые в себестоимость).

Учет амортизации ведется на счете 05.

В бух.балансе оценка статей нематериальных активов по остаточной стоимости (это разница между информацией на счетах 04 и 05).

2.       Основные средства (01, 02) — это средства, используемые в процессе производства более одного года (определяется ПБУ 6/01).

Учет ведется на счете 01 по первоначальной стоимости. Счет 02 — амортизация основных средств. В бух.балансе по остаточной стоимости (01 — 02).

Счет 03 — доходные вложения в материальные ценности. Здесь отражают информацию по части имущества, которая предоставляется организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

3.       Незавершенное строительство.

3.1.  Счет 07 — оборудование к установке — это оборудование предназначено для монтажа. В оценке по фактической заготовительной себестоимости.

3.2.  Счет 08 — вложение во внеоборотные активы (ранее капитальные вложения). В бух.балансе показывает остаток незавершенных капиталовложений (работ). Это значит, что предприятие произвело затраты на объект или объекты уже готовы, но незарегистрированы.

3.3.  Счет 60 — поставщики и подрядчики — остатки (или сумма предоплаты, произведенная нашей организацией в счет последующих работ).

4.       Долгосрочные финансовые вложения.

4.1.  Счет 58 — финансовые вложения — этот счет будет использован и для краткосрочных вложений. Это вложения в дочерние предприятия, акции, облигации с целью получения дохода в номинальной стоимости.

4.2.  Счет 59 — резервы под обесценение вложений в ценные бумаги; предприятия создают такой резерв в начале года на будущий года на случай крупных колебаний, а если не потребовалось, то положительные сальдо отнесем на дополнительные финансы.

II.                  Оборотные активы

1.       Запасы

1.1.  Материалы, сырье. Счет 10 — предназначен для учета материалов разного вида. В балансе отражают остаток материалов на складе и находящиеся в подотчетности производства. По фактической заготовительной себестоимости, а в случае, если материал, полуфабрикаты, топливо собственного производства, то по фактической производственной себестоимости.

1.2.  Незавершенное производство — изделия, которые не прошли полностью все стадии технологического процесса.

1.2.1.         Счет 20 — основное производство — указывает стоимость (остаток) незавершенки по фактической производственной себестоимости.

1.2.2.         Счет 23 — вспомогательное производство (котельная, строительное, ремонтное обслуживание и др.). Остаток по фактической себестоимости.

1.2.3.         Счет 29 — непроизводственная сфера — обслуживающая производство и хозяйство. Не связано с основным производством (столовая, жилой фонд, мед.пункт и др.). Сумма фактических затрат.

1.2.4.         Счет 44 — расходы на продажу — счет для торговых организаций. Здесь учитывают издержки производства. По новому плану счетов на 44 счете учитывается и некоммерческие расходы.

1.3.  Готовая продукция и товары для переработки

1.3.1.         Счет 43 — остатки товаров на складе по фактической производственной себестоимости.

1.3.2.         Счет 41 — товары, предназначенные для перепродажи. Отражаются остатки этих товаров на складе по фактической заготовленной себестоимости (она складывается из цены приобретения + затраты). На предприятиях розничной торговли товары могут учитываться по покупной цене и по продажной.

1.3.3.         Счет 42 — наценка.

1.3.4.         Счет 45 — товары отгруженные. Здесь показываются остатки товаров неоплаченных, но отгруженных по фактической производственной себестоимости.

1.3.5.         Счет 97 — расходы будущих периодов. Показывает сумму расходов (затрат), произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам (пример, подписка на газеты и журналы). Эти затраты списываются (арендная плата).

2.       НДС

Налог на добавленную стоимость по приобритательным ценностям (услугами работающих)

От поставщиков

Мы получаем (счет 19)

Накладная

Мебель 10*1000 = 10000

Счет-фактура

Регистрируем в книге покупок + НДС 20% = 2000 — полученный но неоплаченный НДС.

12000

Получен счет-фактура и материалы, но неоплалачены.

НДС по неоплаченным материальным ценностям.

Счет заказчику

Мы продаем

1)       накладная, акты и др.

2)       счет-фактура регистрируется в книге продаж (счет 68)

усл. 18000 =

НДС (20%) 3600 — подлежит уплате в бюджет

21600

Задолженность в бюджет = разнице между НДС полученной от заказчика и НДС уплаченной поставщику.

3.       Дебиторская задолженность — суммы средств, которые являются задолженностью наших покупателей, партнеров.

3.1.  Счет 62 — расчеты с покупателями и заказчиками. В случаях, когда отгружена продукция, выполнены работы и услуги и предприятия работает по методу отгрузки возникает дебиторская задолженность с НДС.

3.2.  Счет 76 — расчеты с разными дебиторами к кредиторам.

3.3.  Счет 60 — авансы выданные.

3.4.  Счет 75/1 — задолженность участников (учредитель), по взносам в уставной капитал.

Формирование уставного капитала Дт75 Кт80 (объявленный уставной капитал, возникла задолженность). Среди прочих дебиторов могут быть подотчетные лица.

3.5.  Счет 71 — «подотчетные лица», они могут быть в пассиве — тогда статья «Прочие кредиторы», если командированный затратил свои деньги.

4.       Краткосрочные вложения (до 1 года).

5.       Денежные средства

5.1.  Счет 50 — наличные деньги в кассе. Согласно инструкциям по кассовым операциям разрешается иметь в кассе не более установленного лимита банкам. Исключение составляют дни выдачи зарплаты. Остаток в кассе складывается из суммы фактически наличных денег (валюте по курсу на отчетную дату) + денежные документы.

5.2.  Счет 51 — расчетный счет (только в рублях). Основание на счете должно соответствовать выписке из банка до 1 копейки.

Ежегодно по состоянию на 01.01. производится сверка остатка по специальной форме.

5.3.  Счет 55 — прочие денежные средства (аккредитивы), чековые книжки, депозитивные счета.

5.4.  Счет 57 — переводы в пути (им полагаются торговые предприятия для передачи выручки г/з инкассаторов), валютные средства (транзитно проходящие).

III.               Капиталы и резервы

1.       Счет 80 — уставный капитал (складочный капитал, за счет средств распорядителей) остается постоянной.

2.       Счет 83 — добавочный капитал (может увеличиваться в результате переоценки основных средств).

3.       Счет 82 — резервный капитал (обязательно формируется для АО на случай, если предприятие не обеспечивает достаточное количество прибыли, для компенсации по дивидендам).

4.       Счет 88/3 — фон соц.сферы (формируется за счет прибыли один раз в году, в момент составления годовой отчетности, по согласованию администрации и собрания акционеров).

5.       Счет 84/1 — прибыль отчетного года.

6.       Счет 84/2 — прибыль прошлых лет (нераспределенная). В строке 80 по решению предприятия создается фонды накопления и потребления.

IV.                Долгосрочные ообязательства.

Счет 67 — ссуды, кредиты, займы. Отражают информацию задолженности организации по кредитам (займам, ссудам) вместе с начисленными %, подлежащими уплате.

V.                  Краткосрочные кредиты банка

Счет 66 — кредиты банка, ссуды, займы. Ссуды + %.

Кредиторская задолженность

1.       Счет 60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма остатков задолженности за произведенные услуги (сумма с НДС) на отчетную дату.

2.       Счет 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (арендателям и т.д.).

3.       Счет 70 — «Задолженность персоналу по оплате труда».

4.       Счет 69 — «Задолженность по социальному страхованию и обеспечению». С 01.01.2001 согласно налоговому кодексу предусмотрен единый социальный налог. Платится за счет работодателя (предприятия). Это начисления на з/п в размере 4% - соц.страх, 28% - пенсионные, 3,6% - мед.страхование, для работников, чей годовой совокупный доход не превышает 100 тыс.руб.

На счете 69 ведут учет налогоотносящегося к соц.страху.

Размер налога от 0,2 до 10,7%, устанавливают расчетный путем, при этом учитывают вид деятельности.

5.       Счет 68 — «Расчеты по налогам и сборам»

Подоходный налог 68/1.

Налог на прибыль 68/2

НДС 68/3

Налог на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на транспортные средства, землю, воду, экологию

6.       Счет 71 — задолженность подотчетным лицам.

7.       Счет 75 — задолженность учредителям по начисленным дивидендам.

8.       Счет 75/2

9.       Счет 98 — доходы будущих периодов.

10.    Счет 96 — резервы предстоящих расходов. Резерв отпусков (10% каждый месяц), резерв на капиталовложения. Сумма неиспользованных резервов (в балансе).

Система счетов и двойная запись

1)       Понятие о счетах бух.учета и двойная запись.

2)       Двойная запись и ее обоснование.

3)       Счета синтетические и аналитического учения.

4)       Классификация счетов бух.учета.

А) по отношению к балансу;

Б) по степени обобщения информации;

В) по экономическому назначению.

5)       План счетов бух.учета — основа системы организации учета.

Счет — способ экономической группировки, текущего контроля и отражения в денежном выражении информации по учету движения хозяйственных средств и источникам их образования в хозяйственных процессах. Накопитель информации.

На каждый объект бух.учета открывают счет.

По внешнему виду счет представляет собой Т-образную табличку («самолетик»). Каждый счет имеет наименование. Слева — дебит — «должен». Справа — кредит — «верю».

По отношению к балансу счета делятся на активные и пассивные.

Дт

Наименование счета

Кт

























Любой счет имеет сальдо (остаток)

на начало отчетного периода (Сн — до)

С1

и конечное (Ск — до) на конец отчетного периода

С2

Существует две схемы записи (поскольку счета бывают активные и пассивные).

Счета активного счета.




Дт

Кт







100 = С1 — до, означает остаток хозяйственных средств на начало отчетного периода

Отражаются хозяйственные операции, связанные с уменьшением позитивныхсредств







1000 в отчетном периоде

50 записи, обозначающие

120   увеличение характеризующих средства

+

+

+

Списание, выбытие, ликвидирование и т.д.

-          900

-          200

-          100




Оборот по дебиту

(в конце календарного месяца)

S ОДт - 1170

S ОКт - 1200

Оборот по кредиту

С2 кон = 70

(Остаток средства на отчетную дату)

С2 АКТ = С1 + ОДт - ОКт

Сальдо на активных счетах может быть > 1 или = 0.

Если > 1, то С1 + ОДт > ОКт

Счета пассивного счета.




Дт

Кт







Хоз.операции связаны с погашением задолженностей лиц использующих капитал

-          9000

-          1000

-           

С1 — до означ.сумма задолженностей или сумма капиталов… 3000







Хоз.операции, связанные с увеличением капитала, резерва

+ 10000

+ 5000







S ОДт - 10000

S ОКт - 15000




С2 кон = S задолж.8000

С2 ПАС = С1 + ОКт - ОДт

Схема активно-пассивных счетов




Дт

Кт




Развернутое сальдо

С1 — 10000

С1 — 12000







В т.ч.

Мосэненго —

Мосводоканал —

Тел.узел — 7000

Автозапр.станции — 3000

Строит.организации —

5000 (мы ему должны)

3000

 -

 -

4000







+

-

+

-




Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах можно определить лишь при наличии данных аналитического учета, которые дает информацию одновременно о состоянии расчетов с каждым дебитором и кредитором. Одна и та же организация может быть и дебитором и кредитором.

Можно определить и сальдо свернутое — разница между дебитом и кредитом или наоборот (что больше, из того и вычитаем)

Дт — Кт или Кт — Дт

Обороты могут быть с + и — в зависимости от ситуации.

Счета 60 — 79 — расчетные счета.

Лекция 6

4 типа хозяйственных операций:

1 тип: SА + U1 — U1 = SП

+ 1000 -1000

Операции 1-го типа касаются только актива баланса, при этом применяется только состав и размещение активов, валюте баланса и изменяется.

Пример: в кассу с р/сч поступили денежные средства в сумме 1000 рублей.

2 тип: SА = SП + U2 — U2

+ 500 -500

Касается пассива баланса. Изменяется состав и размещение, валюта не применяется.

Пример: за счет прибыли создан резервный фонд.

3 тип: SА + U3 = SП + U3

+ 3000 (сч.10) +3000 (сч.60)

увелич.материалы увелич.задолж-ть

Затрагивают и актив и пассив, при этом валюта баланса увеличивается.

Пример: получены материалы от поставщиков. Счет неоплачен. В размере 3000 рублей.

Получена долгосрочная ссуда (или кредит). В размере 10000 рублей =>SА + U3 = SП + U3

51 р/сч + 10000 сч.67 (долг.кр.) + 10000

4 тип:SА — U4 = SП - U4

сч.51 — 3000 сч.60 — 3000 (долг погашен)

Касается актива и пассива, при этом валюта баланса уменьшается.

Пример: произведен расчет за получение материалов или погашена ссуда или кредит.

Поскольку каждая хозяйственная операция затрагивает, как правило, два объекта учета (2 счета), то они отражаются на счетах с использованием приема двойной записи.

Двойная запись как технический прием означает, что каждая хозяйственная операция записывается одновременно по дебиту одного счета и кредиту др.счета в одинаковой сумме. Согласно этому правилу двойной записи и построен бух.баланс, в котором имущество рассматривается с двух сторон. Если мы приобретаем материалы, следовательно, увеличивается задолженность.

Двойная запись, отражающая взаимосвязь между объектами (счетами) учета по каждой хозяйственной операции, называется корреспонденция счетов (бухгалтерская проводка).

В хозяйственной деятельности предприятия ежедневно осуществляется множество различных хозяйственных операций, которые должны быть оформлены документально. На каждый документ бухгалтер имеет проводку.

Пример. Получены со склада материалы производства. Основание — накладная — требование — это документ для внутреннего перемещения. В документе следует указать куда и на какие цели использованы материалы.

В бух.учете адрес, как правило, шифруется.

Разработана методика составления корреспонденций бух.счетов. Она предусматривает следующие шаги (этапы):

1.       Получен документ, который содержит в себе информацию о хозяйственном действии, т.е.определяет содержание хозяйственной операции. Исходя из содержания, определяют объекты учета (счета).

Пример. Получено наличные деньги в кассу. 50 — «касса», 51 — «р/счет»

2.       Определить вид счета по отношению к балансу (актив или пассив). 50 — актив, 51 — пассив.

3.       Определить характер изменения на счетах (что произошло «+» или «-»).

4.       Определяем мин.хозяйственной операции.

5.       Указать корреспонденцию счетов, при этом следует руководствоваться схемами записи на счетах; если изменения на акт.счете с «+», то этот счет дебетуется. Если с «-», то кредитуется. 50 — дебит, 51 — кредит.

Пример. Получены от поставщиков материалы в кассу на 1000 рублей.

1)       сч.10 — материалы

сч.60 — поставщики

2)       10 — актив

60 — пассив

3)       10 — «+»

60 — «+» (т.к.долги увеличились)

4)       3-й тип хозяйственных операций Дт10 Кт60

Если изменение на пас.счете с «+», то счет кредитуется, а если с «-», то дебитуется.

Все хоз.операции отражают на соответственных счетах. Впервые корреспонденцию указывают на первичном документе. Записи в журналах или на машинных носителях производятся в хронологичной последовательности по мере совершения операций. Сначала записывается операция с «+».

Установив корреспонденцию счетов, производят разноску по счетам. Записи производятся дважды. Но при этом содержание записи должно быть увязано с ситуацией, которая происходит на счете.

Разноска по счетам методом двойной записи

Дт

сч.50

Кт




Дт

сч.51

Кт




Дт

сч.10

Кт

С1 — 10













С — 5000







1) 1000 Дт50

4) 1000 Дт60




С1 — 500










1) 1000 Кт51













3) 10000

Кт67










2) 1000Кт60










ОДт1000







ОКт -




ОД 10000







ОКт2000




ОДт1000







ОКт -

С2 - 1010













С2 - 13000













С2 - 1500













Дт

сч.60

Кт




Дт

сч.67

Кт

4) 1000 К51







С — 100













С1 -







2) 1000 Дт10













3) 10000 Дт51

ОДт1000







ОКт — 1000













ОК — 10000










С1 = 100













С2 = 10000

Ежемесячно в конце отчетного периода производится закрытие счетов, т.е.подсчитываются обороты по дебиту и по кредиту.

Полученные данные на счетах обобщаются в оборотной ведомости.

Оборотная ведомость — это способ обобщения учетной информации, отражаемой на счетах бух.учета. Это таблица, состоящая из трех пар колонок, в которых по каждому счету записывается информация.

Оборотная ведомость.




Начало отчетного периода




Конец отчетного периода

№ счетов

Сальдо на 01.01

Обороты за месяц

С — до на 01.02.

Дт

Кт

ОДт

ОКт

Дт

Кт

01

02

10

50

51

60

67

50000

-

500

10

5000

-

-

-

10000

-

-

-

100

-

-

-

-

1000

10000

-

-

-

2000

-

-

2000

-

-

50000

-

-

1010

13000

-

-

-

12000

-

-

-

-

-

Итого

0

0

V

V

W

W

Оборотные ведомости составляют по активными и пассивным счетам. Между ними существует тесная связь.

По степени обобщения информации счета бывают синтетические и аналитические.

Синтетические счета служат для ведения учета в крупных экономических группировках в денежном выражении. Они представлены в балансе. Однако для управления производством и решения задач разного характера в учете ведется аналитический учет. Для него предусмотрены счета аналитического учета, они служат для детализации информации. Поэтому аналитические счета открываются в развитии группировок на синтетических счетах, учет ведется как в натуральных измерителях, так и в денежных выражениях.

Между аналитическими и синтетическими счетами открывается субсчета.

Топливо — субсчет, бензин — анал.счет.

Лекция 7

Синтетические счета — это счета 1-го порядка.

Субсчета — 2-го порядка. А далее идут более высокие порядки (3 и т.д.). Количество порядков устанавливается предприятием и связано с требованием по учету.

Разноска по счетам производится сверху вниз, а при составлении отчета наоборот (от последнего к 1-му порядку).

Требования учету синтетическому и аналитическому — обязательное соответствие информации на аналитических и синтетических счетах.

Очень большая информация по труду и з/п. Синтетический учет ведется на 70-м счете.

А аналитический ведется по подразделениям, т.е.начинается з/п бухгалтеру или по производственным участкам, но объектам калькуляции (по видам продукции, работам и услугам).

По экономическому назначению счета бывают:

-          основные;

-          регулирующие;

-          операционные;

-          калькуляционные;

-          собирательно-распределительные;

-          операционно-результативные (90);

-          фининсово-результативные;

-          забалансовые

Основные счета служат для отражения наличия и движения хозяйственных средств и источников их образования.

Они могут, в свою очередь, быть активными и пассивными. Более 80% счетов связаны с балансом.

Регулирующие счета служат для оценки статей баланса. С их помощью определяется остаточная стоимость. К ним относят счета:

02 — «Амортизация основных средств»

05 — «Амортизация немаш-х активов»

Эти счета пассивные (по схеме записи). Это значит, что сальдо у них кредитовое. Оно означает сумму износа. Амортизация начисляется ежемесячно по установленному и принятому организацией в учетной политике способу. Относится в дебет счетов.

А.

Дт

02, 05

Кт




Дт

Счет 01

Кт

Списание износа выбывших







С1 = S спроса




С1 - остаток осн.ср-в по первонач.стоимости
















Ежемесяч.начисления

Остаточн.стоимость

+ .

.

.







-          .

.

.

ОДт







ОКт




ОДт







ОКт










С2
















Операционные счета служат для отражения отдельных стадий кругооборота хоз.средств. Выделяют 3 подгруппы операц.счетов:

-          калькуляционные счета, служат для определения фактических затрат на производство. К ним относятся счета:

20 — «Основное производство

23 — «Вспомогательное производство»

08 — «Капитальные вложения во внеоборотные активы»

44 — «Расходы на продажу»

29 — «Обслуживающие производства и хозяйства»

А.

Дт

Счет 20

Кт

С1 — сумма незавершенного производства







Списание затрат на готовые изделия, услуги, работы по фактической производственной себестоимости

Дт43 — «Готовая продукция на склад»

90, 91

Отражается фактические затраты отчетного периода по элементам и по калькуляционным статьям, затраты на з/п







ОДт







ОКт

С2










-          собирательно-распределительные служат для учета затрат по обслуживанию и управлению. Это счета 25 («Общественные расходы) и 26 («Общехозяйственные расходы»).

А.

Дт

25, 26

Кт

 -

отражаются фактические затраты по номенклатуре

25 — затраты, связанные с управлением ср.звена

 +

 +







 - Сальдовых остатков не бывает, его ежемесячно

закрывают. В балансе они не значатся

25

26

ОДт 100







ОКт100

Содерж. — зданий и сооруж.

Амортизация зданий и сооруж. и др.затраты, напр., охрана труда, техника безопасности

26 — затраты на содерж.высшего звена (налоги, аудиторские проверки, канцелярия и т.д.)

В конце месяца ОДт д.б.распределен. Распределение накладных расходов пропорционально одному из принятых способов:

I способ — пропорционально прямой, з/п производственных рабочих, т.е.на тех видах продукции, где удельный вес з/п рабочих больше, туда и относят сумму искл.расходов.

В строительстве за показатель принимается материалы.

В торговле — по объемам реализации.

В науке — по объемам выполненных работ.

-          операционно-результативные счета, служат для определения финансовых результатов. В соответствии с новым пл.сч. предусмотрено для учета результатов.

Счет 90 — «Продажи». Этот счет имеет субсчета:

90 — 1 — «Выручка

90 — 2 — «Себестоимость продаж»

90 — 3 — «НДС»

90 — 9 — «Прибыль или убыток»

На сч.90 отражаются бух.проводки по доходам и расходам, где расходы это себестоимость по обычным видам деятельности.

Обычный вид деятельности — это основной вид деятельности, зафиксированных в уставе организации.

Для отражения ситуации по реализации прочих активов иск-ют (предусмотрен в новом пл.счетов).

Счет 91 — «Прочие доходы и расходы».

П.

Дт

Сч. 90

Кт

 -

Расходы

(согл.ПБУ 10/99 «Расходы)

Кт43 — списание реализованной готовой продукции по фактической пр-ой себестоимости.

Кт20 — списание затрат по услугам

Кт45 — отгруженная продукция пока неоплаченная

Кт41 — товары для перепродажи

Кт44 — спис.расходы (для торговли)

Кт26










 Выручка всегда с НДС

Счет не имеет остатков. Закрывается ежемесячно. Счет пассивный.

Начислен НДС подлежащий оплате в бюджет Кт68

S расходов 2600

S доходов 3600

Финансовый результат

Прибыль 1000 Кт99

Убытки Дт99 -

ОДт 3600

ОКт 3600

Счет закрыт

Финансовый результат определяют на разности Кт — Дт = Прибыль или если Дт > Кт => Дт — Кт = Убытки

Записей на сч.90 в отч.периоде не ведутся. Он служит только когда заканчивают отчет.

Счет 91 — отражаются доходы и расходы.

Здесь готовые цифры «Прибыли» и «Убытков»

Дт

Сч.91

Кт

 -

убытки

Кт99







 -

прибыль

Дт99

ОД







ОК

Финансово-результативные счета

Счет 99 — пассивный — на нем отражают окончательные результаты. «Прибыль и убытки». На нем сальдо нет

Дт

Сч.99

Кт

С1 — х

Кт90

К91

Чрезвычайные расходы

Кт10, Кт01, Кт50, Кт43







С1 — х

Д90 — прибыль от продаж

Д91- прочие расходы

Д98 — доходы будущих периодов списанные

Дт51 - % банков

Дт76













Подсчитывают общую сумму прибыли и общую сумму убытков.

Лекция 8

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconЗаявление на оплату расходов на текущий ремонт транспортного средства...
Российской Федерации за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconПриложение Образец заявления (для льготных категорий)
Фз «О персональных данных» даю согласие на обработку моих персональных данных и персональных данных моего ребенка и несу ответственность...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconОлег Витальевич Барашев специалист по работе с молодежью музея истории...
Аис четко осознают сущность проблем, стоящих перед музеем, если сформулированы цель, функции и задачи, которые должны быть решены...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconПоложение об Учетной политике ОАО «огк-2» для целей бухгалтерского...
Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-фз от 21. 11. 1996 г и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconПриказ "ХХ" декабря 201 г. № ХХ «Об учетной политике» Руководствуясь:...
Федеральным законом от 06. 12. 2011 №402-фз "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете)

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconДоклад Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в...
Он представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях организации, регламентируемый законодательством...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconТехническое задание на внедрение программного продукта «1С: Предприятие...
В настоящем документе сформулированы требования по технической реализации бизнес-процессов по управлению персоналом и учету заработной...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность icon2. 1 Характеристика зао «Мебельная фабрика «Нижегородец» и ее учетной политики 24
Отражение расчетов по оплате труда в учете, регистрах бухгалтерского учета и отчетности 37

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconКак не наступить на бюджетные грабли
Бддс не зависит от учетной политики, принятой на предприятии. В отличие от бддс, бдр и ббл напрямую зависят от учетной политики1,...

В законе о бух учете сформулированы требования к учетной информации: достоверность, своевременность, непрерывность iconУтверждено
Регистрирующий орган не отвечает за достоверность информации, содержащейся в данном проспекте ценных бумаг, и фактом его регистрации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск