Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93» комбинированного вида городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Попукайло И.Л.
2014
Актуальность
Математическая подготовка дошкольников с особыми возможностями здоровья имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами и является немаловажным фактором его социализации. Формирование элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с умственной отсталостью. Дети с умственной отсталостью могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Педагогика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей и позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Данная педагогическая система оказывает влияние на обогащение сенсорного опыта, развитие речи, идет формирование личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них.
Цель: выявить эффективность применения элементов системы М. Монтессори при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Развитие у этих детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;
Освоение детьми данной категории экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
Развитие у детей способов познания математических свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
Овладение этими детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение;
6. Развитие речи, обогащение словаря ребенка;
7. Развитие познавательной активности детей с ОВЗ;
8. Формирование готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости, координации движений глаз и мелкой моторики рук, развитие умений самоконтроля и самооценки.
9. Включение родителей в педагогический процесс, чтобы способствовать накоплению опыта детей в данном направлении.
Гипотеза: мы предположили, что если в процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья включить элементы педагогической системы М. Монтессори, то это будет способствовать более качественному усвоению математических знаний, формированию переноса этих знаний в повседневный быт и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности дошкольников и их дальнейшую социализацию.
Методы: анализ литературы по теме исследования; наблюдение за детьми в ходе свободной деятельности; индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; мониторинг.
Теоретическая значимость: в связи с гуманизацией современного образования и воспитания, важное значение приобрела проблема поиска такой системы обучения, при которой педагог не занимается натаскиванием воспитанников до определённого уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, но оказывает помощь в их развитии. И тогда целью обучения признаётся саморазвитие личности и самореализация без принуждения.
Ребенок живет в своей культуре, в своей исторической эпохе. Чтобы наблюдать его движение, Мария Монтессори придумала дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать самостоятельно, утончая свои чувства и моторику и развивая, тем самым, разум. В раннем детстве ребенка можно назвать строителем самого себя, так как вся его активность ориентирована, прежде всего, на работу со своим внутренним миром. И только к 5-6 годам он станет исследователем окружающей его среды и человеческихотношений. Согласно мнению Марии Монтессори, в разные периоды жизни ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях. Она назвала эти периоды сензитивными. Учитывая их, учитель насыщает окружающую ребенка среду разнообразными предметами естественной жизни, но подбирает эти предметы с дидактическим смыслом. Обращение ребенка к педагогу «помоги мне это сделать самому» стало символом педагогики Марии Монтессори, которая призывала сделать свободным развитие человека и в этом видела избавление недостатка индивидуальности в нем. Метод Марии Монтессори, на наш взгляд, в полной мере отвечает требованиям гуманной педагогики, и его использование в позволит обучать детей без насилия над их личностью.
Таким образом, изучение теоретической литературы, дает основание полагать, что усвоение математических знаний у дошкольников с особыми возможностями здоровья происходит значительно полнее и качественнее при использовании в деятельности дидактических материалов педагогической системы М. Монтессори.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная система работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием элементов педагогики М.Монтессори, позволит повысить качество коррекционно-образовательной работы с детьми и их социализацию. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:
Антропологический принцип - в центре внимания находится ребенок и серьезное отношение к его свободе и достоинству уже в детском возрасте.
Принцип условий свободы развития ребенка - воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности.
Принцип концентрации внимания - умение сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.
Принцип специально подготовленной обучающей среды - использование дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребенка с учетом его физических возможностей.
Принцип сензитивности - дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.
Принцип ограничения и порядка – использование дидактического материала только в соответствии с его назначением и соблюдение порядка на своем рабочем месте.
Принцип актуального и ближайшего развития - зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога. Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;
развитие мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;
развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
развитие социальных навыков и уважения к правам других;
развитие речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл метода, разработанного М, Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Длительность работы над проектом – 3 года
План реализации педагогического проекта
Система мероприятий
| Задачи
| Способы реализации
| Сроки
| I этап – подготовительный
| 1.Изучение литературы по данному вопросу.
| Изучить теоретическую литературу
| Авторы:
| 1 год обучения
| 2.Повышение квалификации педагога.
| Повысить уровень педагогической компетенции в этой области.
| Обучение педагогов основам педагогической системы М.Монтессори.
| 1 год обучения
| 3.Разработка диагностического инструментария к материалу.
| Подобрать диагностический материал для выявления уровня сенсорного и математического развития детей данной категории
| Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей
| 1 год обучения
| 4. Констатирующий эксперимент
| Выявление уровня математического развития детей с особыми возможностями здоровья.
| Специально подобранные игры и упражнения.
| 1 год обучения
| 5.Разработка перспективного плана работы.
| Систематизировать работу по математическому развитию с использованием эллементов педагогики М. Монтессори
| Перспективный план работы.
| 1 год обучения
| 6.Организация предметно-развивающей среды.
| Оснастить предметно-развивающую среду адаптированным автодидактическим материалом М.Монтесори для этих детей с опорой на ближайшее развитие.
| Приобрести автодидактический материал с помощью спонсоров.
| 2 год обучения
| II этап – рабочий (внедренческий):
|
| - способствовать развитию органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух;
-формировать умения различать температуру, ощущать разницу в весе предметов.
- развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.
- развитие мелкой и крупной моторики.
| - «Розовая башня»;
- «Коричневая лестница»;
- «Красные штанги»;
- «Цветные таблички»;
- «Цилиндры – вкладыши»;
- «Шершавые таблички»;
- «Шумовые коробочки»;
- «Рамки-застежки» и др.
| 2 год обучения
| 1 блок – работа с детьми, проведение обучающего эксперимента.
|
«Количественные представления»
«Формирование представлений о величине предметов и измерении величин»
«Геометрические представления»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
| - дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
- знакомство с цифрами в пределах 10;
- ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5;
- ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10;
- обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10;
- обучение определению отношений между смежными числами;
- формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей;
- способствовать умению называть эти части, сравнивать. целое и части;
-упражнять в раскладывании предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;
-способствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры;
- упражнять в умении выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;
- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус.
- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);
- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.
-закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);
- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);
- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;
- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).
- Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;
- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
| - «Числовые (красно-синие) штанги»;
- «Цифры из шершавой бумаги»;
- «Числовые штанги и цифры»;
- «Ящики с веретенами»;
- «Числа и чипсы»;
- «Игры на запоминание».
- «Розовая башня»;
- «Коричневая лестница»;
- «Красные штанги»;
-«Блоки-цилиндры»;
- «геометри-ческий комод»;
- «Цветные цилиндры»;
-« Конструктив-
ные треугольники;
«Накладываю-щиеся геометричес-
кие фигуры»;
-«Геометричес-
кие тела»;
«Игра «Волшебный мешочек»
- « Игры в кругу»;
- «Лабиринты – упражнения»
- «Математи-
ческие игры».
«математичес-
кие игры и упражнения».
| 2-3 год обучения
2-3год обучения
2-3 год обучения
2-3 год обучения
2-3 год обучения
| блок – работа с родителями
| Предварительная работа
| - Выявление запросов родителей по организации образовательной деятельности с детьми.
| -Анкетирова-
ние;
- беседы
| В начале обуче-ния
| Повышение педагогической культуры родителей
| - Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори.
| - Консультации и беседы
| В тече-ние всего обуче-
ния
| «Достижения детей»
| - Показ достижений детей в области математики.
| - «День открытых дверей»
| 2 раза в год
| «Наши игры»
| -Демонстрация дидактического оборудования и материалов.
| Экскурсии в кабинет -Монтессори
| 1 раз в год
| 3 блок – работа с педагогами
| 1. Выступления на педагогическом совете
| - Повышение компетентности педагогического коллектива
| - Доклады;
- презентации
| В тече-ние всего обуче-
ния
| 2.Выступления на ГМО
| Обобщение опыта работы
| - Доклады;
-«Мастер-класс»
| 1 раз в год
| III этап– коррекционный:
| 1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
|
|
| В конце каждого учебного года
| IV этап – обобщающий:
| 1. Разработка системы работы по формированию математических представлений у дошкольников для всех возрастных групп;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.
| Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
| - Семинары,
-публикации,
- взаимопосе-
щения,
-обмен опытом.
| В конце каждого учебного года
|
Длительность работы над опытом 3 года и осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный)
сентябрь 2013 –сентябрь 2014 гг.:
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Разработка диагностического инструментария к материалу.
4. Выявление уровня математического развития дошкольников с особыми возможностями здоровья 3-7 лет.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики математического развития детей
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – рабочий (внедренческий)
сентябрь 2014- сентябрь2015 гг.
1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе работы по формированию элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.
3 этап – коррекционный
Сентябрь - ноябрь 2015 г.
1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий
Июнь - сентябрь 2016 г.
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
2. Разработка игр и упражнений по теме для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати; 4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья 3-7 лет. Содержание образовательного процесса
Блок «Сенсорное развитие» ребенок может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.
Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным сравнениям (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).
В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У дошкольников развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.
В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов, этот процесс является длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).
Блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования. Пути осуществления проекта «Предметно развивающая среда».
Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить, ребенок переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: ребенок просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Математические материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать.
В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:
• от конкретного к абстрактному;
• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет.
Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него. Он сравнивает, уточняет, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к появлению математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия.
«Развиваем возможности»
В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, таким образом производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.
Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.
Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.
У детей с ВОЗ представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности путем организации перцептивных действий с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Так же следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.
С целью развития у детей представлений о формах важно поощрять их стремление к восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.
В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).
Обучение детей с ВОЗ установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
в развитии объекта (события) вычленяется временная последовательность;
временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;
последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми. В качестве основного метода проверки сформированных математических представлений у дошкольников с ОВЗ рекомендуется использовать диагностику: "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. ( см .Приложение №1) Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе работы по формированию элементарных математических представлений ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Познакомить с цифрами от 1 до 5;
Стимулировать детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам;
Способствовать умению детей соотносить цифры с количеством предметов;
Формировать умение детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;
Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5;
Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части. Подвести к пониманию, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого;
Упражнять в решении простейших примеров и задач.
Средства реализации:
1.Числовые (красно-синие) штанги;
2.Цифры из шершавой бумаги;
3.Числовые штанги и цифры;
4.Ящики с веретенами;
5.Числа и чипсы;
6.Игры на запоминание. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИН
Познакомить детей с понятием величина, длина, ширина, высота, размер;
Обучение сравнивать предметы по одному признаку (размеру, высоте, ширине, длине);
Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины;
Обучение детей раскладывать предметы разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке;
Средства реализации:
Розовая башня;
Коричневая лестница;
Блоки-цилиндры;
Красные штанги;
Цветные таблички;
Цветные цилиндры;
Шершавые таблички.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
Развивать представление детей о геометрических телах: шар, куб;
Формировать умение выделять особые признаки фигур, тел с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);
Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами;
Обучать составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
Формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.
Средства реализации:
Геометрический камод;
Цветные цилиндры;
Конструктивные треугольники;
Накладывающиеся геометрические фигуры;
Геометрические тела;
Игра «Волшебный мешочек»
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ - закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);
- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);
- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;
- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Средства реализации:
1. Игры в кругу;
2.Лабиринты – упражнения;
3.Математические игры.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности частях суток, времен года;
Стимулировать детей ориентироваться во времени, временных понятиях (частях суток, временах года);
закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).
Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;
- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
Ориентировка в пространстве:
Формировать у детей умение различать правую и левую руки;
Формировать у детей умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз и т.д.);
Средства реализации:
- математические игры и упражнения.
Особенности работы с семьей
Первый шаг – знакомство родителей с методами Монтессори – педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори – система подходит для их ребенка, становятся помощниками не только в проведении ремонтов, субботников и прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.
Работа с родителями строится на следующих принципах:
Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.
Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
Доверительность между родителем и педагогом. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание работы
| Сроки
| I. Предоставление родителям книг о Монтессори-педагогике.
| По запросам родителей, не реже 1 раза в месяц.
| 2. Информирование через консультации, родительские собрания.
| Не реже одного раза в месяц
| 3. Просмотр видеофильма о работе по системе М.Монтессори.
| Один раз в квартал
| 4. Ознакомление с “Картой достижений”.
| Не реже одного раза в квартал
| 5. Собеседование с родителями (анкетирование).
| Не реже одного раза в месяц.
| 6. Ознакомление родителей с системой М.Монтессори посредством консультаций, родительских собраний и др.
| Не реже одного раза в месяц.
| 7. Проведение семинара-тренинга “Монтессори-материалы” с посещением оборудованного кабинета.
| Не реже одного раза в квартал
| 8. Заполнение листа “В чем уникальность моего ребенка”.
| Не реже одного раза в квартал
| II. Работа в течении учебного года.
|
| 1. Заполнение первых листов “Карты” (листы “Умений”).
| Сентябрь
| 2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты”.
| Весь год
| 3. Проведение совместных педсоветов.
| 2 раза в год
| 4. Участие родителей в организации экскурсий.
| Весь год
| 5.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”.
|
Раз в квартал
| 7. Анкетирование родителей.
| Конец года
| Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы педагогической технологии М. Монтессори.
По мнению М. Монтессори, родительство – это, прежде всего труд Души, а уже потом рук. Нельзя сужать родительство до бытового обслуживания. Родительство – это творение Души и Характера вашего ребенка, это Вера в ребенка, Любовь к нему.
ЛИТЕРАТУРА 1. Альтхауз Д. Цвет — форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум: — М., 1984.— 64 с.
2. Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002. — 144 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. — М., 2003. — 400 с.
4. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т. В. Варенова. — Минск, 2003. — с. 288.
5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988. —144 с.
6. Венгер Л. А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/под редакцией Л. А. Венгера. — М., 1996. — 128 с.
7. Волина В. В. Праздник Числа / В. В. Волина — М., 1997. — 304 с.
8. Житомирский В. Г. Математическая азбука / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М., 1991. — 200 с.
9. Занимательная математика / сост. Л. К. Крез. Мозырь, 2002. — 56 с.
10. Калинина Е. М. Концептуальные подходы к разработке модели интегрированного воспитания дошкольников с нарушением психофизического развития / Е. М. Калинина. // Дэфекталопя. — Мшск, 1997. — № 7.
11. Касицына М. А. Дошкольная математика. 1-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. — М., 1999. — 96 с.
12. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. — М., 2001. — 224 с.
13. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4—5лет: сценарии занятий по развитию математических представлений / Е. В. Колесникова. — М., 2003. — 80 с.
14. Лалаева Р. И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р И. Лалаева, А. Гер-маковска.— СПб, 2005. — 176 с.
15. Новикова В. П. Математика в детском саду: младший дошкольный возраст / В. П. Новикова. — М., 2000. — 104 с.
16. Парамонова Л. Г. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребенка к школе /Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. — М., 2005. — 160 с.
17. Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб. пособие / Т. А. Процко. — Минск, 2006. — 54 с.
18. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — М., 2001. — 184 с.
19. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: математика / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. — Ярославль, 1997. — 237 с.
20. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: кн. для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. — М., 2001. — 88 с.
21. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М., 1994. — 192 с. |