Педагогический проект


Скачать 351.33 Kb.
НазваниеПедагогический проект
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93» комбинированного вида городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Попукайло И.Л.


2014

Актуальность

Математическая подготовка дошкольников с особыми возможностями здоровья имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами и является немаловажным фактором его социализации. Формирование элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с умственной отсталостью. Дети с умственной отсталостью могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Педагогика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей и позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Данная педагогическая система оказывает влияние на обогащение сенсорного опыта, развитие речи, идет формирование личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них.

Цель: выявить эффективность применения элементов системы М. Монтессори при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Развитие у этих детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

  2. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;

  3. Освоение детьми данной категории экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

  4. Развитие у детей способов познания математических свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

  5. Овладение этими детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение;

6. Развитие речи, обогащение словаря ребенка;

7. Развитие познавательной активности детей с ОВЗ;

8. Формирование готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости, координации движений глаз и мелкой моторики рук, развитие умений самоконтроля и самооценки.

9. Включение родителей в педагогический процесс, чтобы способствовать накоплению опыта детей в данном направлении.

Гипотеза: мы предположили, что если в процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья включить элементы педагогической системы М. Монтессори, то это будет способствовать более качественному усвоению математических знаний, формированию переноса этих знаний в повседневный быт и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности дошкольников и их дальнейшую социализацию.

Методы: анализ литературы по теме исследования; наблюдение за детьми в ходе свободной деятельности; индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; мониторинг.

Теоретическая значимость: в связи с гуманизацией современного образования и воспитания, важное значение приобрела проблема поиска такой системы обучения, при которой педагог не занимается натаскиванием воспитанников до определённого уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, но оказывает помощь в их развитии. И тогда целью обучения признаётся саморазвитие личности и самореализация без принуждения.

Ребенок живет в своей культуре, в своей исторической эпохе. Чтобы наблюдать его движение, Мария Монтессори придумала дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать самостоятельно, утончая свои чувства и моторику и развивая, тем самым, разум. В раннем детстве ребенка можно назвать строителем самого себя, так как вся его активность ориентирована, прежде всего, на работу со своим внутренним миром. И только к 5-6 годам он станет исследователем окружающей его среды и человеческихотношений.
Согласно мнению Марии Монтессори, в разные периоды жизни ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях. Она назвала эти периоды сензитивными. Учитывая их, учитель насыщает окружающую ребенка среду разнообразными предметами естественной жизни, но подбирает эти предметы с дидактическим смыслом.
Обращение ребенка к педагогу «помоги мне это сделать самому» стало символом педагогики Марии Монтессори, которая призывала сделать свободным развитие человека и в этом видела избавление недостатка индивидуальности в нем.
Метод Марии Монтессори, на наш взгляд, в полной мере отвечает требованиям гуманной педагогики, и его использование в позволит обучать детей без насилия над их личностью.

Таким образом, изучение теоретической литературы, дает основание полагать, что усвоение математических знаний у дошкольников с особыми возможностями здоровья происходит значительно полнее и качественнее при использовании в деятельности дидактических материалов педагогической системы М. Монтессори.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная система работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием элементов педагогики М.Монтессори, позволит повысить качество коррекционно-образовательной работы с детьми и их социализацию.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

  • Антропологический принцип - в центре внимания находится ребенок и серьезное отношение к его свободе и достоинству уже в детском возрасте.

  • Принцип условий свободы развития ребенка - воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности.

  • Принцип концентрации внимания - умение сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

  • Принцип специально подготовленной обучающей среды - использование дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребенка с учетом его физических возможностей.

  • Принцип сензитивности - дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.

  • Принцип ограничения и порядка – использование дидактического материала только в соответствии с его назначением и соблюдение порядка на своем рабочем месте.

  • Принцип актуального и ближайшего развития - зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога. Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 

  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах; 

  • развитие мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

  • возможность поэтапного освоения навыка;

  • развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

  • развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;

  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

  • развитие социальных навыков и уважения к правам других;

  • развитие речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл метода, разработанного М, Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Длительность работы над проектом – 3 года

План реализации педагогического проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – подготовительный

1.Изучение литературы по данному вопросу.

Изучить теоретическую литературу

Авторы:

1 год обучения

2.Повышение квалификации педагога.

Повысить уровень педагогической компетенции в этой области.

Обучение педагогов основам педагогической системы М.Монтессори.

1 год обучения

3.Разработка диагностического инструментария к материалу.

Подобрать диагностический материал для выявления уровня сенсорного и математического развития детей данной категории

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей

1 год обучения

4. Констатирующий эксперимент

Выявление уровня математического развития детей с особыми возможностями здоровья.

Специально подобранные игры и упражнения.

1 год обучения

5.Разработка перспективного плана работы.

Систематизировать работу по математическому развитию с использованием эллементов педагогики М. Монтессори

Перспективный план работы.

1 год обучения

6.Организация предметно-развивающей среды.


Оснастить предметно-развивающую среду адаптированным автодидактическим материалом М.Монтесори для этих детей с опорой на ближайшее развитие.

Приобрести автодидактический материал с помощью спонсоров.


2 год обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

  • «Сенсорное развитие»




- способствовать развитию органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух;

-формировать умения различать температуру, ощущать разницу в весе предметов.

- развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

- развитие мелкой и крупной моторики.


- «Розовая башня»;

- «Коричневая лестница»;

- «Красные штанги»;

- «Цветные таблички»;

- «Цилиндры – вкладыши»;

- «Шершавые таблички»;

- «Шумовые коробочки»;

- «Рамки-застежки» и др.


2 год обучения


1 блокработа с детьми, проведение обучающего эксперимента.



  • «Количественные представления»



  • «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин»



  • «Геометрические представления»



  • «Пространственные представления»



  • «Временные представления»




- дать понятие об образовании чисел в пределах 10;

- знакомство с цифрами в пределах 10;

- ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5;

- ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10;

- обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10;

- обучение определению отношений между смежными числами;

- формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей;

- способствовать умению называть эти части, сравнивать. целое и части;

-упражнять в раскладывании предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;

-способствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры;

- упражнять в умении выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;

- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус.

- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

-закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;

- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).

- Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

- «Числовые (красно-синие) штанги»;

- «Цифры из шершавой бумаги»;

- «Числовые штанги и цифры»;

- «Ящики с веретенами»;

- «Числа и чипсы»;

- «Игры на запоминание».

- «Розовая башня»;

- «Коричневая лестница»;

- «Красные штанги»;

-«Блоки-цилиндры»;

- «геометри-ческий комод»;

- «Цветные цилиндры»;

-« Конструктив-

ные треугольники;

  • «Накладываю-щиеся геометричес-

кие фигуры»;

-«Геометричес-

кие тела»;

  • «Игра «Волшебный мешочек»


- « Игры в кругу»;

- «Лабиринты – упражнения»

- «Математи-

ческие игры».

«математичес-

кие игры и упражнения».


2-3 год обучения

2-3год обучения

2-3 год обучения

2-3 год обучения

2-3 год обучения


  1. блок – работа с родителями

  1. Предварительная работа




- Выявление запросов родителей по организации образовательной деятельности с детьми.

-Анкетирова-

ние;

- беседы


В начале обуче-ния


  1. Повышение педагогической культуры родителей




- Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори.

- Консультации и беседы


В тече-ние всего обуче-

ния


  1. «Достижения детей»




- Показ достижений детей в области математики.

- «День открытых дверей»

2 раза в год


  1. «Наши игры»




-Демонстрация дидактического оборудования и материалов.

Экскурсии в кабинет -Монтессори


1 раз в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете


- Повышение компетентности педагогического коллектива


- Доклады;

- презентации


В тече-ние всего обуче-

ния

2.Выступления на ГМО

Обобщение опыта работы

- Доклады;

-«Мастер-класс»


1 раз в год

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.








В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка системы работы по формированию математических представлений у дошкольников для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.


Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;


- Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.


В конце каждого учебного года


Длительность работы над опытом 3 года и осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный)

сентябрь 2013 –сентябрь 2014 гг.:

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Разработка диагностического инструментария к материалу.

4. Выявление уровня математического развития дошкольников с особыми возможностями здоровья 3-7 лет.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий)

сентябрь 2014- сентябрь2015 гг.

1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе работы по формированию элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.

3 этап – коррекционный

Сентябрь - ноябрь 2015 г.

1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий

Июнь - сентябрь 2016 г.

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

2. Разработка игр и упражнений по теме для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати; 4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья 3-7 лет.
Содержание образовательного процесса

Блок «Сенсорное развитие» ребенок может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.

Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным сравнениям (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У дошкольников развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.

В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов, этот процесс является длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования.
Пути осуществления проекта
«Предметно развивающая среда».

Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить, ребенок переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: ребенок просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.

Математические материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и  при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать.

В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:  

•   от конкретного к абстрактному;

•   от знакомства с количествами, через знакомство с   символами к соотнесению количеств и символов.

Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет.

Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него. Он сравнивает, уточняет, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к появлению математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия.

«Развиваем возможности»

В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, таким образом производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.

Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.

У детей с ВОЗ представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности путем организации перцептивных действий с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Так же следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.

С целью развития у детей представлений о формах важно поощрять их стремление к восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.

В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).

Обучение детей с ВОЗ установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

в развитии объекта (события) вычленяется временная последовательность;

временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;

последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми.
В качестве основного метода проверки сформированных математических представлений у дошкольников с ОВЗ рекомендуется использовать диагностику: "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. ( см .Приложение №1)
Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе работы по формированию элементарных математических представлений
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Познакомить с цифрами от 1 до 5;

Стимулировать детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам;

Способствовать умению детей соотносить цифры с количеством предметов;

Формировать умение детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;

Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5;

Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части. Подвести к пониманию, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого;

Упражнять в решении простейших примеров и задач.

Средства реализации:

1.Числовые (красно-синие) штанги;

2.Цифры из шершавой бумаги;

3.Числовые штанги и цифры;

4.Ящики с веретенами;

5.Числа и чипсы;

6.Игры на запоминание.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИН

Познакомить детей с понятием величина, длина, ширина, высота, размер;

Обучение сравнивать предметы по одному признаку (размеру, высоте, ширине, длине);

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины;

Обучение детей раскладывать предметы разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке;

Средства реализации:

Розовая башня;

Коричневая лестница;

Блоки-цилиндры;

Красные штанги;

Цветные таблички;

Цветные цилиндры;

Шершавые таблички.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

Развивать представление детей о геометрических телах: шар, куб;

Формировать умение выделять особые признаки фигур, тел с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами;

Обучать составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

Средства реализации:

Геометрический камод;

Цветные цилиндры;

Конструктивные треугольники;

Накладывающиеся геометрические фигуры;

Геометрические тела;

Игра «Волшебный мешочек»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;

- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Средства реализации:

1. Игры в кругу;

2.Лабиринты – упражнения;

3.Математические игры.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности частях суток, времен года;

Стимулировать детей ориентироваться во времени, временных понятиях (частях суток, временах года);

закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).

Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

Ориентировка в пространстве:

Формировать у детей умение различать правую и левую руки;

Формировать у детей умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз и т.д.);

Средства реализации:

- математические игры и упражнения.

Особенности работы с семьей

Первый шаг – знакомство родителей с методами Монтессори – педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори – система подходит для их ребенка, становятся помощниками не только в проведении ремонтов, субботников и прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.

Работа с родителями строится на следующих принципах:

Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.

Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.

Доверительность между родителем и педагогом. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


Содержание работы

Сроки

I. Предоставление родителям книг о Монтессори-педагогике.

По запросам родителей, не реже 1 раза в месяц.

2. Информирование через консультации, родительские собрания.

Не реже одного раза в месяц

3. Просмотр видеофильма о работе по системе М.Монтессори.

Один раз в квартал

4. Ознакомление с “Картой достижений”.

Не реже одного раза в квартал

5. Собеседование с родителями (анкетирование).

Не реже одного раза в месяц.

6. Ознакомление родителей с системой М.Монтессори посредством консультаций, родительских собраний и др.

Не реже одного раза в месяц.

7. Проведение семинара-тренинга “Монтессори-материалы” с посещением оборудованного кабинета.

Не реже одного раза в квартал

8. Заполнение листа “В чем уникальность моего ребенка”.

Не реже одного раза в квартал

II. Работа в течении учебного года.




1. Заполнение первых листов “Карты” (листы “Умений”).

Сентябрь

2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты”.

Весь год

3. Проведение совместных педсоветов.

2 раза в год

4. Участие родителей в организации экскурсий.

Весь год

5.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”.


Раз в квартал

7. Анкетирование родителей.

Конец года

Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы педагогической технологии М. Монтессори.

По мнению М. Монтессори, родительство – это, прежде всего труд Души, а уже потом рук. Нельзя сужать родительство до бытового обслуживания. Родительство – это творение Души и Характера вашего ребенка, это Вера в ребенка, Любовь к нему.

ЛИТЕРАТУРА


1.  Альтхауз Д. Цвет — форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум: — М., 1984.— 64 с.

2.  Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002. — 144 с.

3.   Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. — М., 2003. — 400 с.

4. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т. В. Варенова. — Минск, 2003. — с. 288.

5.  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988. —144 с.

6.  Венгер Л. А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/под редакцией Л. А. Венгера. — М., 1996. — 128 с.

7. Волина В. В. Праздник Числа / В. В. Волина — М., 1997. — 304 с.

8. Житомирский В. Г. Математическая азбука / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М., 1991. — 200 с.

9.  Занимательная математика / сост. Л. К. Крез. Мозырь, 2002. — 56 с.

10.  Калинина Е. М. Концептуальные подходы к разработке модели интегрированного воспитания дошкольников с нарушением психофизического развития / Е. М. Калинина. // Дэфекталопя. — Мшск, 1997. — № 7.

11.  Касицына М. А. Дошкольная математика. 1-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. — М., 1999. — 96 с.

12.  Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. — М., 2001. — 224 с.

13.    Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4—5лет: сценарии занятий по развитию математических представлений / Е. В. Колесникова. — М., 2003. — 80 с.

14.   Лалаева Р. И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р И. Лалаева, А. Гер-маковска.— СПб, 2005. — 176 с.

15.    Новикова В. П. Математика в детском саду: младший дошкольный возраст / В. П. Новикова. — М., 2000. — 104 с.

16.    Парамонова Л. Г. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребенка к школе /Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. — М., 2005. — 160 с.

17.   Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб. пособие / Т. А. Процко. — Минск, 2006. — 54 с.

18.    Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — М., 2001. — 184 с.

19.    Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: математика / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. — Ярославль, 1997. — 237 с.

20.   Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: кн. для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. — М., 2001. — 88 с.

21.   Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М., 1994. — 192 с.

Похожие:

Педагогический проект iconPr-проект «Как городу стать чистым?»
Образовательный проект, направленный на пропаганду бережного отношения к окружающей среде, нереализованный pr-проект

Педагогический проект iconФгбоу впо «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
«Социальное партнерство в сфере образования как путь к формированию компетентного специалиста», посвященной 140-летию со дня основания...

Педагогический проект iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история является частью...
Составитель: Новикова И. А., преподаватель кгбпоу «Каменский педагогический колледж»

Педагогический проект iconРекомендации по обобщению педагогического опыта Передовой педагогический опыт
Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью,...

Педагогический проект iconРешение вопросов по организации воспитательно-образовательного и коррекционного процессов
Педагогический совет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок»» (далее по тексту –...

Педагогический проект iconПедагогический проект «Развитие логического мышления детей дошкольного...
Фгос в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий...

Педагогический проект iconПрограмма подготовки специалистов среднего звена гапоу по пензенский...
Гапоу по пензенский социально-педагогический колледж составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...

Педагогический проект iconБренда
Укажите даты (в формате день/месяц/год) начала и окончания вашего проекта, даже если проект начался раньше срока, указанного в требованиях...

Педагогический проект iconЛабораторная работа №4 Тема: «Создание приложения в Visual Studio...
Запустите Visual Studio. Net создайте новый проект Windows Application, назовите проект Institut. Сохраните проект в своей папке

Педагогический проект iconГбоу спо (ссуз) «Челябинский педагогический колледж №1»
Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск