ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
по созданию образовательных проектов
Автор: Гондарук Н.А.
г. Нижний Новгород
2013 г.
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В работах современных авторов ( М.В. Крулехт, А.М. Майоров, В.П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей ,педагогов ,родителей.
Социальное развитие личности - один из аспектов ее социализации. Понятие «социализация» трактуется как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения социального опыта. Социальное развитие представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходят присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общения и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.
В рамках Основной общеобразовательной программы МАДОУ №90, в соответствии с ее целями и задачами важным становится содействие социально - личностному развитию детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к школьному обучению.
Создание модели для отслеживания качества социально – личностного развития детей позволяет регулировать и корректировать намеченную работу.
Личные достижения воспитанников ( уровень ).
Критерии оценки:
Межличностные отношения.
Психологическая готовность к школе.
Мотивационная готовность.
Социальная компетентность.
Произвольная регуляция.
Система коммуникации детского коллектива.
Критерии оценки:
Усвоение моральных правил.
Социально – личностное развитие детей.
Эмоциональное состояние.
Взаимоотношения родителей с детьми.
Критерии оценки:
Уровень взаимоотношений.
Включенность родителей в образовательную деятельность детского сада.
Наличие совместных проектов.
Предметно – развивающая среда.
Критерии оценки:
Выполнение плана обогащения предметно – развивающей среды.
Наличие специальных дидактических пособий для определения эмоционального состояния ребенка.
Наличие специальных дидактических пособий для снятия психоэмоционального напряжения.
Современное дошкольное образование ориентирует на утверждение личностного начала в ребенке. Как трудно взрослым признать право ребенка на личные достижения, на правомерность собственной оценки своего мировосприятия. Почему?
Ответить на этот вопрос позволяет одна из наиболее актуальных и современных технологий – составление портфолио ребенка. Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы оценивания учебных достижений. Как известно, эта технология активно используется не только школе, но и в дошкольном учреждении.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможностей еще раз пережить приятные моменты своей жизни; - это прежде всего первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по – новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Составление портфолио основано на признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Работа с портфолио используется для формирования положительного отношения ребенка к себе. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно – делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.
В последнее время в образовательную практику ДОУ прочно вошла технология создания портфолио – так называемой папки достижений, включающей в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности.
Более того, создание детского портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы работы с семьей образовательных учреждений.
Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
Эта работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно – делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению, как основному методу изучения личности ребенка.
Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям, стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития.
Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости за свою семью, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.
Изучив методическую литературу по теме, определила следующие основные функции портфолио воспитанника:
Диагностическая – фиксирует изменения и рост ( умственный и физический) за определенный период времени;
Целеполагающая – поддерживает учебные цели ( чему мы обучаем ребенка и для чего);
Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
Социообразующая – формирует и развивает детско–взрослый коллектив в совместной деятельности;
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.
При формировании папки достижений учла ряд принципов.
Во– первых, создавать ее нужно добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии всех воспитанников и родителей. Родители сами решают, нужно их ребенку портфолио или нет.
Во – вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
В – третьих, важно не допустить « соревновательности». Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это.
В- четвертых, важна систематичность работы с портфолио.
В-пятых, отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.
Участие в общем проекте МАДОУ №90 «Мы вместе»
Тема: «Я и мой мир» (портфолио детей подготовительной группы)
Классификация
| Портфолио дошкольника
| По направленности:
| Сбор материала.
| По целеполаганию:
| Отражение достижений за определенный период.
Наличие информации о результатах собственной деятельности ребенка для ее дальнейшей обработки и систематизации.
Сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога, отражающей цели, процесс и результат решения поставленной проблемы.
| По времени создания:
| Время определено автором (ребенком) исходя из задач, интересов и необходимости.
| По оформлению: печатный вариант
| Размещены детские рисунки, печатные сочинения, аппликация, фотографии, грамоты и др.
| По содержанию:
| Представлены индивидуальные достижения.
| Этапы работы
Этап
| Цель
| Особенности
| Содержание
| Аналитический
| Знакомство с темой, назначением и длительностью работ
Сознательное принятие ответственности за свой выбор.
Планирование работы с портфолио.
| Определение дальнейшей деятельности, ее значимости.
| Мотивация участников образовательного процесса(дети+ родители).
Определение цели создания портфолио.
Определение вида.
Определение структуры портфолио.
Определение сроков создания, периодичности работы с портфолио.
Определение места хранения,расположения.
| Поисковый
| Сбор и систематизация материала.
| Индивидуальный поиск авторов.
Разнотемповость этапа.
Рост степени свободы выбора автора.
| Сбор информации.
Консультативная помощь родителям.
Мастер-классы и семинары для родителей.
Индивидуальная работа с
детьми.
| Заключительный
| Осуществление рефлексии собственной деятельности.
| Осознание своих достоинств и проблем.
| Презентация портфолио.
Индивидуальные беседы с детьми.
Консультации с родителями.
|
В рамках инновационной деятельности МАДОУ №90 по теме «Использование коммуникативных технологий в ДОУ» проводится планомерная работа по созданию воспитательно-образовательных проектов. На заседании Педагогического совета ДОУ было решено создать проект
« Мы вместе», определены темы для всех возрастных групп. Тема моей части проекта – создание портфолио дошкольника. Идея разработать, создать что-то новое увлекла меня сразу же. Несмотря на свой большой педагогический стаж работы воспитателем – 35 лет, сомнения в качественном результате изначально возникли, но быстро улетучились. Все дело в правильном выборе отправной точки: одному воспитателю просто невозможно выполнить такую большую по объему работу, нужны помощники и, конечно, это родители каждого ребенка. Союз «воспитатель + ребенок + родители» стал основой всей работы.
Важность семейного воспитания трудно переоценить. Оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, строится на основе эмоционально – близких контактов между родителями. На маленького человека оказывают воздействие особенности быта, уклад жизни, нравственные качества, потребности и интересы семьи.
Однако практика семейного воспитания показывает, что по многим причинам родители не всегда способны полностью выполнять роль воспитателей. Среди таких причин могу назвать следующие:
Недостаток общения и практического взаимодействия с ребенком.
Неумение разобраться в мотивах его поведения.
Игнорирование потребностей ребенка.
Отсутствие знаний о методах и содержании воспитания дошкольника.
По результатам бесед, опросов родителей, наблюдений за детьми, я пришла к выводу, что современные семьи нуждаются в дифференцированной помощи ДОУ по вопросам педагогического просвещения. Наше ДОУ расположено в рабочем районе города, и основной контингент родителей – это рабочие автозавода, поэтому с каждой семьей пришлось провести большую разъяснительную работу,
чтобы найти союзников в новом, непростом деле.
Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу, установить партнерские, доброжелательные отношения.
Важно было научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. Поэтому первоначально стоит определить инициативную группу активных, неравнодушных родителей. Именно индивидуальные беседы помогли выяснить, кто из родителей владеет информационными технологиями, креативным подходом в разных видах деятельности и создать из них активную группу помощников в работе с другими родителями, в изготовлении примерных образцов портфолио, в подборе песни, девиза, речевки группы.
Взаимодействие с родителями
-Проведение консультаций (подгрупповых и индивидуальных).
-Папка – передвижка « Портфолио. Что это?» (с практическими рекомендациями).
-Информационные листы – памятки с кратким содержанием материала «Портфолио дошкольника» .(Выдаются на консультации)
-Анкетирование « Мой ребенок. Какой он?»
-Домашнее сочинение «Хорошо ли я знаю своего ребенка?».
Сочинение позволяет родителям систематизировать знания о собственном ребенке.
-Обсуждение примерных образцов оформления портфолио.
-Пропаганда родительского опыта: обсуждение оформленных портфолио в качестве учебного пособия.
-Оказание помощи: родители родителям (наставничество). В группе есть опекуны – бабушки, которые нуждались в определенной помощи.
Предметом убеждения служили страницы достижений, продемонстрированные на подгрупповых консультациях. Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление мамы одной из воспитанниц. Она рассказала о том, что вся семья с интересом взялась за сбор детского портфолио, интересные идеи по оформлению страницы были найдены в интернете. Страница Ани Архиповой оформлена в розовом цвете по желанию самой девочки. Страница вызвала всеобщее восхищение у родителей, присутствующих на консультации и послужила замечательным образцом в том, как можно « выразить свою любовь к ребенку» (слова мамы ). К Архиповой Н.А. обратилась за помощью мама двух близняшек Насти и Ксюши Кирилловых. В результате общей работы и этих девочек были очень оригинальные страницы, на фоне которых просматривались любимые куколки, а семьи очень сдружились, что является тоже положительным результатом.
На следующей консультации образцом оформления послужила страница портфолио девочки, оформленная как яркая цветочная полянка: кармашками – разделами стали яркие большие цветы, вокруг бабочки, жучки. Почему я обратилась к этому образцу? Если в предыдущем примере родители использовали возможности компьютера, а не свои художественные способности, то в данном случае наоборот. Тетерятникова Е.Ю. по образованию воспитатель, учла любовь своей дочки к рисованию цветов и вместе с Настей нарисовали красками такую яркую страничку, таким образом показав непосредственное участие ребенка в создании своего портфолио.
Картинка – страничка сильно повлияла на активность родителей. Так, у Стаса на страничке появился замок, нарисованный вместе со старшим братом. Стас- большой любитель конструировать из разного конструктора как в детском саду, так и дома. Очень часто приносит в группу модели самолетов, катеров, сделанных вместе с папой или братом. Так увлечение ребенка нашло отражение в оформлении его странички.
Семья Саши и Ани Шурыгиных летом путешествовала на теплоходе по волжским городам, и дети были под большим впечатлением от поездки и очень часто рассказывали о ней. Посоветовала родителям использовать этот интерес детей при оформлении их страничек. Буквально на следующий день ребята пришли в детский сад и увлеченно рассказывали всем, что они с папой начали рисовать большой теплоход ( Сашина страница) и красивый берег с березами на Аниной страничке.
Вопрос о необходимости создания портфолио на первой консультации вызвал положительный отклик у родителей, несмотря на то, что знаний по данному вопросу практически нет, кроме мамы Сережи Бондаренко. Эта мама уже помогает старшей дочке в создании портфолио по школьной программе первого класса.
В процессе оживленной дискуссии определила для себя две группы родителей: одни согласны делать, но боятся, что не справятся, с трудом представляют весь процесс данной работы; другие, с более высоким культурным уровнем, быстро осознали поставленную задачу, предлагали выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. В дальнейшем многие оформленные странички родителей второй группы использовала в качестве образцов на индивидуальных консультациях с более пассивными родителями, и это оказалось очень эффективным средством для активизации деятельности некоторых родителей.
Так, с Шадруновой О.А. индивидуальные беседы проводила неоднократно, во-первых, из-за большой неуверенности в себе(« Я не умею рисовать, нет компьютера, я не смогу, у меня ничего не получится» и т.д.), во – вторых, и это было следствием первой причины, нежелания что-то делать. Рассмотрели и обсудили с ней несколько готовых страничек, придумали несколько вариантов оформлений портфолио, и вот появилась надежда, что мама, наконец – то, поверила в свои силы. Надо сказать, результат оправдал все ожидания: страничка с грузовыми машинками оценили все мальчики группы!
В оформлении обложки книги приняли участие и дети и родители: дети вырезали и наклеивали ягодки – клубнички, родители напечатали текст песни, придумали и нарисовали герб группы « Ягодка», сочинили девиз, речевку, предложили наклеить и общую фотографию группы. Считаю, что название книги « Я и мой мир» удачно соответствует общему проекту дошкольного учреждения. Книга получилась большая, яркая, у каждого ребенка своя, отличная от всех страница, которая оформлялась его родителями и им самим. Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника, Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослыми, завтра он сделает сам.Например, самые интересные продукты деятельности и творчества ребенка отбирались только при его непосредственном участии. У многих детей в разделе « Я умею» можно увидеть текст, написанный самим ребенком. Определенные разделы портфолио (фотографии детских коллекций) могут заполнить только родители.
Взаимодействие с детьми
Мотивация: каждому ребенку должно быть понятно, зачем нужно портфолио ( рассказ воспитателя).
Определение вида портфолио: вид портфолио обсуждался с ребенком,
т. к. ему должно это нравиться.
Продумали вместе с детьми и решили оформить портфолио в виде одной большой книги; у каждого ребенка будет своя страница.
Обсуждены разделы на странице и приняты к работе наиболее понравившиеся детям :
1. « Я и моя семья»
Содержание: имя, фамилия, возраст, рост, вес, домашний адрес, фотографии или рисунки портретов членов семьи, кое- что из семейной истории.
2. « Что я умею»
Содержание: умения ребенка, записанные со слов ребенка или им самостоятельно и виде рассказа; лучшие рисунки, аппликация, фотоматериалы поделок из природного и бросового материала, конструирования из разных видов конструкторов и других материалов, книжки- самоделки, стихи, загадки.
3. « Мои достижения»
Содержание: фотографии или рисунки коллекций, грамоты, рассказы об участии в соревнованиях, концертах .
4. « Разные разности»
Содержание: фотографии, рисунки, запись рассказа о самых интересных событиях (посещение театров, цирка, поездки, путешествия), пожелания и мечты на будущее, события в семье( рождение брата, день рождения бабушки ).
Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений отношенийв семье. С помощью портфолио родители лучше узнали желания, интересы своего ребенка. Многие откровенно говорили, что научились наблюдать, замечать новое, интересное в жизни ребенка, завели дневники для записей.
Работа над созданием портфолио позволило сблизить интересы родителей и дошкольного учреждения, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио был представлен на Педагогическом совете дошкольного учреждения и получил высокую оценку за творческий подход к оформлению, эстетичность оформления, достаточность и качество представленного материала, широту направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах, и, особенно, степень активности всех родителей группы. |