Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Кармышево муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ООШ с.Кармышево
на заседании педагогического ____________Янгирова З.Р.
совета
Протокол №_1 приказ № 138
от 29 августа 2016 г. от «31»августа 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Занимательный английский язык»
в 3-4 классах на 2016-2017 учебный год. Составитель рабочей программы:
Галимова Заида Гареевна
Оглавление
1.
| Пояснительная записка________________________________________________________________________________________________
| 3
| 2.
| Общая характеристика учебного предмета________________________________________________________________________________
| 3
| 3.
| Описание места учебного предмета в учебном плане_______________________________________________________________________
| 4
| 4.
| Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета___________________________________________________________
| 4
| 5.
| Планируемые результаты изучения учебного предмета_____________________________________________________________________
| 4
| 6.
| Содержание учебного предмета_________________________________________________________________________________________
| 9
| 7.
| Тематическое планирование ____________________________________________________________________________________________
| 11
| 8.
| Описание учебно-методического и материального-технического обеспечения образовательного процесса__________________________
| 17
|
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» во 3-4 классах составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки Российской федерации, 17.12.2010 №1897);
Основной Образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Кармышево;
Положения о рабочей программе МБОУ ООШ с. Кармышево
2. Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи:
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и английском языках.
Деятельностный характер внеурочной деятельности по иностранному языку соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, литература, окружающий мир, математика), и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. Реализацию поставленных целей и задач планируется осуществлять на основе коммуникативной, деятельностной, личностно – ориентированной направленности образования.
Для достижения поставленных целей и задач планируется использовать следующие современные педагогические технологии:
технология разноуровневого обучения; коммуникативно-диалоговые технологии;
технология рефлексивного управления; игровая деятельность; проектная деятельность.
Обязательным элементом тематики для устного и письменного общения является региональный и социокультурный компонент. Его использование планируется по всем темам.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором реализуются различные формы работы: фронтальная, групповая, в парах, самостоятельная работа.
Основным принципом отбора материала является не только переход от простого к сложному, но и опора на речевой опыт ребёнка в родном языке. Так, обучение грамматике строится с опорой на эмпирические представления ребёнка о коммуникативной функции изучаемых категорий. Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а способствует сознательному сопоставлению интерферирующих звуков родного иностранного языка и приводит к осознанию различия звуков двух языков, а затем правильному произношению. Для развития ребёнка важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания.
Систематическое повторение языкового материала организовано так, чтобы развивать способности детей: обобщать, анализировать, абстрагировать. Схемы – модели, которые служат для введения грамматического материала, способствуют постепенному развитию мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения детей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ ООШ с. Кармышево на внеурочную деятельность по программе «Занимательный английский» в 3-4 классах отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Показателями эффективности достижения планируемых результатов является развитие коммуникативных и коммуникативно-компетентных навыков обучающихся, развитии монологических и диалогических навыков, овладении навыками чтения и письма, в составлении проектов и умении работать в группе, умении быть толерантным и уважительным к мнению одноклассников, ознакомлении с детским фольклором страны изучаемого языка, и использовании аудио и видео приложений к предлагаемому учебному пособию.
5. Планируемые результаты
Личностные результаты
В процессе воспитания учащиеся 3-х классов достигнут определённых личностных результатов в освоении учебного предмета «Иностранный язык» в начальной школе.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;
элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;
первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;
начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;
первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;
доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.
Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран:
элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;
первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
уважение к иному мнению и культуре других народов.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;
отношение к учёбе как творческой деятельности.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося;
первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;
любознательность и стремление расширять кругозор.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты в и в 3-х классах достигаются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.
У младших школьников будут развиты:
Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению английским языком:
– элементарное представление об английском языке как средстве познания мира и других культур;
– первоначальный опыт межкультурного общения;
– познавательный интерес и личностный смысл изучения английского языка.
У учеников будет возможность развивать:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления.
Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы:языковые способности
– слуховая дифференциация (фонематический и интонационный слух);
– зрительная дифференциация (транскрипционных знаков, букв, буквосочетаний, отдельных слов, грамматических конструкций и т. п.);
– имитация (речевой единицы на уровне слова, фразы);
– догадка (на основе словообразования, аналогии с родным языком, контекста, иллюстративной наглядности и др.);
– выявление языковых закономерностей (выведение правил);
способности к решению речемыслительных задач
– соотнесение/сопоставление (языковых единиц, их форм и значений);
– осознание и объяснение (правил, памяток и т. д.);
– построение высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор);
– трансформация (языковых единиц на уровне словосочетания, фразы);
психические процессы и функции
– восприятие (расширение единицы зрительного и слухового восприятия);
– мышление (развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение);
– внимание (повышение устойчивости, развитие способности к распределению и переключению, увеличение объёма).
У учащихся будет возможность развить:
языковые способности
– выявление главного (основной идеи, главного предложения в абзаце, в тексте);
– логическое изложение (содержания прочитанного письменно зафиксированного высказывания, короткого текста);
способности к решению речемыслительных задач
– формулирование выводов (из прочитанного, услышанного);
– иллюстрирование (приведение примеров);
– антиципация (структурная и содержательная);
– выстраивание логической/хронологической последовательности (порядка, очерёдности);
– оценка/самооценка (высказываний, действий и т. д.);
психические процессы и функции
– такие качества ума, как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность;
– память (расширение объёма оперативной слуховой и зрительной памяти);
– творческое воображение.
Специальные учебные умения и универсальные учебные действия:
специальные учебные умения
– работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;
– работать со справочным материалом: англо-русским и русско-английским словарями, грамматическим и лингвострановедческим справочниками;
–пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения собственных высказываний;
– пользоваться электронным приложением;
– оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
– рационально организовывать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т. п.);
– пользоваться электронным приложением;
универсальные учебные действия
– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, понимать последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы;
– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также работать самостоятельно;
– выполнять задания в различных тестовых форматах.
Учащийся получит возможность научиться:
– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной;
– вести диалог, учитывая позицию собеседника;
– планировать и осуществлять проектную деятельность;
– работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий);
– контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;
– осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения.
Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.
Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В результате изучения английского языка ученик 3 класса должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
уметь
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
6. Содержание программы
Речевая компетенция.
Предметное содержание устной и письменной речи.
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в данной программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом по иностранным языка. Ряд тем рассматривается более подробно.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Я, моя семья, мои друзья. Знакомство. Семья. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, новый год. Мои друзья. Игрушки. Одежда.
Школьное образование. Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мои увлечения. Каникулы. Выходной день (в зоопарке, в цирке).
Мир вокруг меня. Времена года. Любимое время года. Погода. Любимое домашнее животное.
Страна/страны изучаемого языка (общие сведения), литературные персонажи популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского фольклора - стихи, песни, сказки.
. Продуктивные речевые умения.
Умения диалогической речи.
При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя необходимые речевые клише:
диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
диалог-расспрос: уметь расспрашивать («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Куда?»);
диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться/отказаться выполнить просьбу;
Умения монологической речи.
При овладении монологической речью школьники учатся:
- составлять небольшой рассказ о себе, о своем друге, о своей семье;
- описывать предмет, картинку;
- описывать персонажей прочитанной сказки с опорой на иллюстрацию.
Умения письменной речи.
Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний и предложений. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Рецептивные речевые умения.
Умения аудирования.
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения4 небольших простых сообщений; понимание основного содержания несложных сказок, рассказов.
Умения чтения.
Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации. Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия). Использование двуязычного словаря учебника.
Социокультурная компетенция.
Использовать в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- устного общения с носителями иностранного языка, развитие дружелюбного отношения к представителям других стран;
- преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
- ознакомление с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке.
Языковая компетенция.
Графика и орфография, произносительная сторона речи.
Алфавит изучаемого языка. Основные буквосочетания, звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции, основные правила чтения и орфографии (умение применять их).
Адекватное произношение и различение на слух звуков изучаемого языка, в том числе долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных. Отсутствие смягчения согласных перед гласными. Словесное и фразовое ударение, членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений 9утвердения, вопроса, побуждения).
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения и пределах тематики («Цвета», «Семья», «Спортивные игры», «Животные», «Школьные принадлежности», «Глаголы движения», «Где ты живешь?», «продукты», «Дни недели», «»части тела), «Времена года»), простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики- клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).
Грамматическая сторона речи.
Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение).
Предложения типа: I can…I have got…He has got…She lives in…I think… I like… Предложения с глаголом-связкой: Let’s… together! My name is… I am… Вопросительные предложения типа: Do you like…? Would you like…? Артикли. Склонение существительных (притяжательный падеж, множественное число существительных). Наиболее распространенные в речи местоимения, а также местоимения some, many, much, a lot of; прилагательные, количественные числительные до 10 и от 20 до 100. Простые предлоги места и направления. Глагол to be в настоящем времени. Модальные глаголы: must, must not, may.
7. Календарно – тематическое планирование
|