Государственное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковская специальная (коррекционная) школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» «РАССМОТРЕНО» «ПРИНЯТО» на заседании на заседании методического объединения педагогического совета Протокол №1 от 27 августа 2014 г. Протокол №8 от 29 августа 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо биологии для 5-9 классов VII вида Учитель: Гузеева Валентина Васильевна 2014-2015 уч. год Биология Пояснительная запискаРабочая программа ГОУ ТО «Новомосковская школа-интернат для детей -сирот» по биологии для 5-9 общеобразовательных классов разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В .М. Пакулева; Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. Номер приказа 1089 учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа рассчитана на 350 часов: класс-70 часов (2 часа в неделю)
класс-70 часов (2 часа в неделю, из них 1ч федер, 1ч. школьн.)
класс-70 часов (2 часа в неделю)
класс-70 часов (2 часа в неделю)
класс-70 часов (2 часа в неделю)
Данная программа ориентирует на изучение в школе основных биологических систем и уровней организации живой природы, 1 ее эволюции, способствует выработке высокой биологической, экологической и природоохранительной грамотности. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; г -воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе; -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности-по отношению в природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма'' и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции. Цели обуславливают следующие задачи: I-экологическое, эстетическое, патриотическое, физическое, трудовое, санитарно-гигиеническое, половое воспитание школьников; -знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством; -воспитание любви к природе и ответственности за ее сохранность; -развитие любознательности и интереса к предмету' биологии. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: предметной, что включает в себя осведомленность школьников о системе основных биологических представлений и овладение основных биологических умений;
-коммуникативной, что определяет сформированность умений ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы ит.д.) организационной, что определяет сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания и умения самостоятельно ставить учебную
|
| I Н.В. Иванова - 3-е изд.,
| педагогических технологий: 5 1
|
|
| стереотип. - М.: Дрофа,
| класс / Ред.-гост.В.И. Сонин. - t
|
|
| (2010. -110, (2)с,: ил.
1
| М.: АРКТИ, 2002.-48 с.
I
|
6
кл. I
2 часа в неделю, из них
час из федерального компонента и 1 час из школьного компонента' образовательного учреждения
Программа основного общего образования по биологии 6 класса. Авторы:
В,В. Пасечник В.В.Лаггюшин В.М.Пакулова
Пасечник, В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений I В. В. Пасечник. - 9-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2005-2007. -272с
Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь / В. В. Пасечник,- 3-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2009. 110, -(2)с. :ил.
Биология:
Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс / Ред.-сост. Н. Н.
Сонин. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы, Растения / Авт. - сост. О.Н. Дроновэ. - Саратов: Лицей, 2002. - 144
с. I Класс
| Кол-во часов в неделю
| Реквизиты
программы
| УМК Обучающихся
| УМК учителя
| 7
| 2 часа в неделю из федерального
компонента
образователь
нога
учреждения
| Программа основного общего образования по биологии 7 класса. Авторы:
В.В. Пасечник В.В. Латюшин В.М. Пакулова
| Латюшин В.В.
. Шапкин В.. А. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений,- М. : Дрофа, 2009. - 304 с.: ил.
Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.
В. Латюшина, В. А. Шапкинз «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова.- М.: Дрофа, 2005-2013.-175с.
| Биология. Животные. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В. А. Шапкина / Авт.- сост. Н. И.
Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 282 с
Хрестоматия по биологии: Животные / Авт.-сост. О.Н. Дронова. - Саратов: Лицей, 2002. - 144 с.
Уроки по курсу В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / авт.-сост.
В.И. Сивоглазов - М. : Дрофа, 2006. 254, (2) с.
|
Класс
| Кол-во часов в неделю
| Реквизиты
программы
| УМК обучающихся
| УМК учителя
| 8
| 2 часа в неделю из
федерального компонента образовательно го учреждения
| Программа основного общего образования по биологии 8 класса. Авторы:
В.В.Пасечник
| Колесов Д. В. Биология. Человек: Учеб для 8 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2009. - 336 с.:
| Колесов Д.В Биология. Человек, 8
класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова,
|
задачу (цель), разбивать ее на составные части, анализировать результат действия;
общекультурной, что определяет осведомленность школьников о биологии к^к элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира, Формируются следующие представления: об уровнях развития биологии на разных исторических этапах; о высокой практической значимости биологии.
Рабочая программа состоит из следующих курсов:
Природа — 70 часов (бкпасс)
Бактерии. Грибы. Растения — 70 часов (бкласс).
Животные — 70 часов (7кпасс).
Человек и его здоровье — 70 часов (8 класс).
Введение в общую биологию — 70 часов (Экласс).
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
В 6-7 классах получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают представления о многообразии растительных и животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности; об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни. Учащиеся осознают пути оптимизации отношений человека и природы, понимают практическое значение знаний о человеке для решения проблем здравоохранения, экологии человека и охраны природы.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Программное и учебно-методическое оснащение рабочей программы. Рабочая программа по биологии обеспечена следующим учебно* методическим комплексом:
■
| Кол-во часов в неделю
| Реквизиты
программы
| УМК обучающихся
| УМК учителя
| 5
| 2 часа в неделю из федерального компонента образовательного
учреждения
| Программа
основного
общего
образования по природоведени
ю.
Авторы:
В.В. Пасечник В.М. Латюшин В.М. Пакулова
| Пакулова, В. М. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 1 В. М. Пакулова, Н.В. Иванова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа 2009-2011. -222с
Пакулова В. М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл. : рабочая тетрадь 1 В.М. Пакулова,
| Пакулова В.М.,
. Иванова Н.В.
Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой и Н.
В. Ивановой «Природа.
Неживая и живая. 5 класс». - 2- е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. -112 с.
В.И. Сонин Природоведение Разработки уроков с ■ использованием новых
|
1.
В.В. Латюшин 8. М. Пакулова
ил.
В.Колесов, Д. В. биология. Человек. 8 кл.; рабочая тетрадь ! Д, В- Колесов,
Р. Д. Маш, И.И. Беляев.
8-е изд., стереотип, - М.: Дрофа, 2006- 2012. -95с.
РД. Маша, И.Н. Беляева «Биология, Человек. 8 класс» / Д.В. Колесов, РД. Маш, И.Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2002. - 176с. Биология. 8 класс. Нестандартные уроки, I Сост. Л.Б, Поддубнзя. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 128 с. Занимательные материалы и факты по анатомии, физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы I авт.-сост. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина, - Волгоград: Учитель, 2005.- 148 с.
О.А. Пелеляева. О.В..
. Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова,
РД, Маша, И.Н.
Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилоаа, Р.Д. Маша. - . : ВАКО, 2005. -416с.
Пименов ДВ.,
Пименова И. Н. Биология:
Дидактические материалы к разделу «Человек». 8 кл. - 2-е изд. - М.: Изд-во
Н.Ц.ЭНАС, 2006.-152с.
Класс
| Кол-во часов в неделю
| Реквизиты
программы
| УМК обучающихся
| УМК учителя
| 9
| 2 часа в неделю из федерального компонента образователь ного
учреждения
| Программа основного общего образования по биологии 9 класса, авторы В.В. Пасечник В.В.
Латюшин В.м.
Пакулова
| Каменский А.А Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб, Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 3-е изд., Стереотип. - М. Дрофа, 2002. - 304с.: ил.
Пасечник. В. В.
Биология, Введение в общую биологию. 9 кл. : рабочая тетрадь / В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005-2011.-91 с.
| Пепеляева О.А.,
Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006.-464 с..
Пименов А.В., Дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 кл.; 10-11 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 248 с.
Шишкинская Н.А. Словарь биологических терминов и понятий. Саратов: Лицей, 2005. - 288 с. - (биология).
|
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по биологии используются следующие педагогические технологии:
Педагогика сотрудничества
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология индивидуализации обучения
Коллективный способ обучения КСО
Компьютерные технологии обучения
Информационные технологии
Проектные и деятельностные технологии
Технологии личностно-ориентированного образования
Здоровьесберегающие технологии
Практическая часть в программе представлена:
В 5 классе — лабораторных работ 15; экскурсий 3; тестирование 4; наблюдения и демонстрации по темам уроков.
В 6 классе - лабораторн |